.RU

Образовательная программа «культура индии» Специальность 031401 культурология Специализация 031401. 3 культуры Востока




Министерство образования Российской Федерации


Санкт-Петербургский государственный университет


Философский факультет


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры декан философского факультета

философии и культурологии ______________ Ю.Н. Солонин

Востока


протокол от ______ № ____


Заведующий кафедрой

__________________ К.Ю. Солонин


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «КУЛЬТУРА ИНДИИ»


Специальность 031401 – культурология

Специализация 031401.3 – культуры Востока


^ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД. Ф.«Введение в специальность» (для индологов)


Составитель:

канд. филос. наук, доцент С. В. Пахомов


Рецензент:

канд. филол. наук, доцент А. В. Парибок


Санкт-Петербург

2009


1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины:

Анализ истории восприятия и изучения индийской культуры, включая развитие индологической науки, а также специфики важнейших аспектов жизни традиционной и современной Индии.


^ 1.2. Задачи дисциплины:

- анализ истории кросс-культурного взаимодействия Индии с внешним миром и непосредственно с Европой,

- ознакомление с историей возникновения и формирования ведущих мировых индологических школ, включая отечественную

- изучение особенностей естественно-географической среды обитания населения Индии, национального состава, демографической ситуации и административно-территориального устройства.


^ 1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника:

Общепрофессиональная дисциплина «Введение в специальность» (для индологов) открывает собой блок профилирующих дисциплин, направленных на подготовку специалистов в области культурологии Востока (Индия).


^ 1.4. Требования к уровню освоения дисциплины:

Понимание важнейших категорий, относящихся к культуре изучаемой страны; знание основных научных подходах в области индологии; умение разбираться в особенностях этнографической и демографической ситуации современной Индии, в ее геополитическом положении и в системе ее административно-территориального устройства; умение показывать на карте Индии все необходимые географические и политические пункты


^ 2. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля


Всего аудиторных занятий

34 ч

из них: - лекций

34 ч

- семинарских занятий




- практических занятий




Самостоятельная работа студентов

37 ч

Итого (трудоемкость дисциплины)

71 ч


Изучение дисциплины по семестрам: дисциплина читается в течение 1-го семестра.

Форма промежуточного контроля (промежуточной аттестации): аттестация по итогам посещения; устный доклад на семинаре или написание письменной работы / реферата.

Итоговый контроль: экзамен, состоящий из письменных закрытых тестов и устного ответа на один из экзаменационных вопросов из п. 3.5.


^ 3. Содержание дисциплины


3.1. Темы занятий, их название их краткое содержание


Тема 1. Введение в проблематику. 2 ч

Специфика понятия «Индия». Общеиндийская культура и национальные региональные культуры. Религиозный компонент индийской культуры. Традиционная и новая Индия. Языковая ситуация. Терминологические и методологические проблемы, возникающие при изучении Индии. Проблема понимания «иного». Научный и ненаучные подходы к Индии. Источники информации об Индии и способы ее обработки. Вклад Индии в общемировую культуру.


Тема 2. Общие сведения об Индии. 4 ч.

Общее описание административно-территориального устройства современной Индии. Характеристика административно-территориальных единиц (штаты, округа, дистрикты), историко-культурных центров (города), природных достопримечательностей. Национальный и расовый состав. Особенности климата. Географическая специфика. Полезные ископаемые. Демографическая и политическая ситуация. Основные религиозные центры. Геополитическое положение Южной Азии. Современная республика Индия.


Тема 2. Древняя Индия. 8 ч.

Каменный век на территории Индии. Хараппская цивилизация. Арии и их культура. Контакты местных жителей и ариев. «Переплавление» традиций и складывание специфической индийской культуры. Ведийские тексты. Первые государства. Брахманизм. Буддизм. «Махабхарата» и «Рамаяна». Основные категории индийской культуры.


Тема 3. Индия и античный мир. 4 ч.

Начало контактов индийцев с «неиндийским» миром. Индия и Персия. Экспедиции Скилака. Индия как персидская сатрапия. Ктесий: начало «фантастической индологии». Сведения об Индии в Древней Греции. Индия в литературной греческой традиции и у греческих историков. Складывание мифов и стереотипов об Индии. Походы Александра Македонского. «Индика» Мегасфена как влиятельный источник знаний об Индии. Индия и Древний Рим. Индия в трудах римских историков. Северо-Запад Индии как место встречи Запада и Востока. Влияние греческой культуры на культуру Индии. Индийские цари и дипломатические контакты.


Тема 4. Индия и различные страны и регионы Востока. 4 ч.

Индия и Ближний Восток. Политика царя Ашоки. Центральная Азия и Индия. Индия и Византия. Индия в трудах арабских авторов. Ал-Бируни и его описание Индии. Ислам в Индии. Индийские исламские государства. Могольская империя.

Индия и Китай. Особенности восприятия буддизма в Китае. Путешествия по Индии Сюань-цзана и Фа-сяня. Влияние Индии на Тибет и Юго-Восточную Азию.


Тема 5. Индия и Европа. 4 ч.

Индия и средневековая Европа. Легенды об апостоле Фоме и царе Гондофаре. Христианство в Индии. «Царство пресвитера Иоанна». Путешествие Марко Поло и его влияние на трактовку образа Индии в Европе. Переоткрытие Индии в XVI в. Португальские мореплаватели и индийские традиции. Истолкование феномена каст. Европейские миссионеры, военные, дипломаты и торговцы; их значение для формирования индологии. Английские, голландские и французские торговые компании в Индии.


Тема 6. Индия и Россия. 4 ч.

Представления об Индии на Руси и каналы информации. Реальное и фантастическое в образе Индии. Торговые контакты. Путешествие Афанасия Никитина как источник сведений об Индии. Развитие отечественной индологии в XIX в. Первые русские санскритологи (А.Петров). Зависимость русской индологической школы от западных аналогов. Ранняя русская буддология (В.П. Васильев, И.И. Минаев, Ф.И. Щербатской) и ее достижения. Индология в СССР и современной России. Петербургская и московская школы индологии.


Тема 7. Складывание индологии. 4 ч.

Индия в трудах общественной мысли Запада XVIII – XIX вв. Феномен европоцентризма и его отражение в трактовке Индии. Английская колонизация Индии и возникновение индологии. Деятельность У. Джонса и филологизм ранней индологии. Научные достижения английской школы индологии XVIII – XIX вв. Французская индологическая школа. Немецкая индология. Другие западные школы индологии. Археология в Индии: успехи и открытия. Научные подходы в индологии. Тематический спектр в индологии. Индология на современном этапе. Формы организации индологической науки. Центры индологии в мире, основные персоналии. Индологические форумы, конференции, издания, сайты. Перспективы развития индологии.


3.2. Перечень заданий для самостоятельной работы:


  1. В чем состоит вклад индийской культуры в общемировое наследие?

  2. Какие представления об Индии бытовали в Древней Греции и Риме?

  3. Расскажите о стереотипных образах Индии, укоренившихся в Европе, и объясните, почему они появились.

  4. Расскажите о походе Александра Македонского в Индию и объясните, каким образом он повлиял на рост интереса греков к индийской культуре.

  5. Каково значение Мегасфена для становления знаний об Индии в античности?

  6. Изложите легенды о «первосвященнике Иоанне» и объясните, почему они пользовались популярностью в средневековой Европе.

  7. Расскажите о путешествиях в Индию китайских пилигримов.

  8. Расскажите о «Хожении за три моря» Афанасия Никитина.

  9. Какие представления об Индии бытовали на Руси?

  10. Расскажите о первых этапах возникновения индологии.

  11. Назовите и кратко охарактеризуйте ведущие западные индологические школы.

  12. Назовите ведущих отечественных ученых-индологов и дайте общую характеристику их работ.

  13. Опишите основные направления современной индологии.

  14. В чем суть европоцентрического подхода к Индии?

  15. Опишите геополитическое положение южноазиатского региона.

  16. Расскажите об основных особенностях естественно-географической среды обитания индийцев.

  17. Расскажите о национальном составе населения Индии.

  18. Дайте общую характеристику демографической и религиозной ситуации в современной Индии.

  19. Дайте общую характеристику каждого индийского штата, покажите его на карте.

  20. Перечислите, охарактеризуйте и покажите на карте важнейшие индийские города.

  21. Опишите современный политический строй в Индии.



3.3. Примерные темы курсовых работ

В данном курсе не предусмотрены


3.4. Примерные темы рефератов

  1. Контакты различных народностей на территории Южной Азии в эпоху древности и складывание традиционной индийской культуры.

  2. Индийские государства и их общение с «неиндийским миром».

  3. Проникновение в Индию христианства.

  4. Проникновение в Индию ислама.

  5. Трансформация индийского буддизма в Тибете и Китае.

  6. Представления об Индии в средневековой Европе.

  7. Марко Поло и его путешествие в Индию.

  8. Академик Ф. И. Щербатской и его труды.

  9. Английская школа индологии.

  10. Распространение неоиндуизма за пределами Индии.

  11. Элементы традиционной культуры в современной Индии.

  12. Особенности языковой ситуации в древней и современной Индии.

  13. Национальный состав Индии.


3.5. Примеры тестовых заданий на экзамене1


  1. Назовите государственные языки Индии

а) бенгали, кашмири, хинди

б) санскрит и английский

в) английский и хинди

г) хинди


  1. Назовите нынешнего президента Индии

а) президента в Индии нет в принципе

б) Джавахарлал Неру

в) Свами Наяранан

г) Пратибха Патил


  1. Что изображено на официальном гербе страны?

а) львы

б) чакра

в) знак «ом»

г) лотос


  1. Кто такой Манмохан Сингх?

а) крупный ученый-историк Индии

б) глава всех сикхов

в) президент Индии

г) премьер-министр Индии


  1. Чем руководит Соня Ганди?

а) партией Инд. нац. конгресс

б) парламентом страны

в) администрацией президента

г) государством


  1. Из чего состоит индийский парламент?

а) из одной палаты

б) из трех отделений

в) из нижней и верхней палат

г) из суда, двух палат и администрации


  1. В каком году была провозглашена независимость Индии?

а) 1945

б) 1947

в) 1954

г) 1950


  1. Какие страны образовались на Индостане в ходе обретения независимости Индией?

а) Индия и Шри Ланка

б) Индия, Пакистан, Бангладеш

в) Индия и Бирма

г) Пакистан, Бирма, Тибет


  1. Каков статус был у Индии до провозглашения независимости?

а) колония Британской империи

б) автономия в составе Великобритании

в) комплекс полунезависимых государств

г) федеративная монархия


  1. Чем примечательно местечко Бхимбетка?

а) местом рождения нынешнего премьер-министра Индии

б) древними храмами

в) культом бога Шивы

г) галереями пещерных рисунков


  1. Чем примечательно поселение Лангхнадж?

а) древнейшим храмом в честь Вишну

б) это древнейший город Индии

в) это центр Хараппской цивилизации

г) там найдены древнейшие в Индии костные останки человека


  1. Как называется древнейший (вероятно) город Индии?

а) Лангхнадж

б) Мехргарх

в) Бхимбетка

г) Варанаси


  1. Чем известен Мохенджо-Даро?

а) это один из основных городов Хараппской цивилизации

б) это место сражения греков и индийцев

в) это место гибели апостола Фомы

г) это древнейший город Индии


  1. Когда на территорию Индии вступили племена индоариев?

а) в середине 1 тыс. до н.э.

б) в середине 2 тыс. до н.э.

в) в начале 2 тыс. до н.э.

г) на рубеже старой и новой эр


  1. Кто такие раджи?

а) военные вожди

б) священники

в) неполноправные общинники

г) персонажи индийской мифологии


3.5. Перечень экзаменационных вопросов


^ БИЛЕТ № 1

1. Индийские народности.

2. Представления об Индии в Древнем Риме и в Древней Греции.


БИЛЕТ № 2

1. Демографическая ситуация в современной Индии.

2. Индийские языки (общее представление).


^ БИЛЕТ № 3

1. Древнейшие контакты Индии с другими регионами.

2. Религиозный фактор индийской культуры.


БИЛЕТ № 4

1. Особенности традиционной культуры Индии.

2. Административно-территориальное устройство Индии


^ БИЛЕТ № 5

1. Мифы и стереотипы об Индии.

2. География Индии.


БИЛЕТ № 6

1. Индия в одноименном труде ал-Бируни.

2. Вклад индийской культуры в общемировое наследие.


^ БИЛЕТ № 7

1. Проблемы интерпретации индийской культуры.

2. Индия и Европа. Проникновение европейцев в Индию.


БИЛЕТ № 8

1. Вклад различных этносов в общую индийскую культуру.

2. Складывание научной индологии.


^ БИЛЕТ № 9

1. Источники изучения Индии.

2. Индия и Россия (история связей).


БИЛЕТ № 10

1. Политическая ситуация в современной Индии.

2. «Фантастическая индология».


^ 4. Учебно-методический раздел


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдофильмов, кино- и видеофильмов:

Вся дисциплина представлена в виде слайдов с использованием компьютерной программы Power Point, позволяющей наглядно представить содержание дисциплины. Презентация сопровождается комментариями лектора. Слайды включают в себя обширный изобразительный материал, карты, схемы, цитаты, а также сжатые текстовые резюме. Используются также составленные автором программы тесты для проверки текущих знаний студентов.


4.2. Активные методы обучения:

В данном курсе не используются.


4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля:

Cпециально оборудованная аудитория, имеющая персональный компьютер с операционной оболочкой Windows XP и соответствующим программным, демонстрационным (проектор, экран) и воспроизводящим обеспечением, выходом в сеть Интернет; распечатанный конспект лекций.


4.4. Литература


4.4.1. Основная:


Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.

ал-Бируни. Индия. М., 1995.

Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

Бонгард-Левин, Бухарин М.Д., Вигасин А.А. Индия и античный мир. М., 2002.

Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000.

Древо индуизма. М., 1999.

Индия в литературных памятниках III – VII вв. М., 1984.

История и культура Древней Индии. М., 1990.

Книга Марко Поло. М., 1956.

Ткачева А.А. «Новые религии» Востока. М., 1991.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000.

Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986.

Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси. М., 1988.


4.4.2. Дополнительная:


Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. М., 1994.

Дюмон Л. Homo hierarchicus. СПб., 2001.

Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М., 1996.

Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии. М., 2002.

Культура Древней Индии. М., 1975.

Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1991.

Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993.

Фаликов Б.З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.

Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

Южная Азия. Конфликты и компромиссы. М., 2004.

Эрман В.Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980.


Адреса сайтов из сети Интернет:

http://www.india.ru/

http://www.hindu.ru/

1 В каждом из приведенных примерных тестовых заданий – только один правильный ответ. Студенты получают на экзамене по 10 заданий. В зависимости от качества работы студента в течение семестра количество правильных ответов, необходимых для прохождения испытания, варьируется от 7 до 9 (из 10). Приведенный список тестов принципиально неполон. Тесты сдаются в письменной форме.


municipalnoe-uchrezhdenie-kulturi-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-ribinska.html
municipalnoe-uchrezhdenie-kulturi-shahunskaya-mezhposelencheskaya-biblioteka-pochtovij-adres-stranica-2.html
municipalnoe-uchrezhdenie-molodezhnij-centr-vnukovskij-podrostkovo-molodezhnie-klubi-po-mestu-zhitelstva.html
municipalnoe-uchrezhdenie-podrostkovo-molodezhnie-klubi-po-mestu-zhitelstva.html
municipalnoe-uchrezhdenie-stranica-18.html
municipalnoe-uchrezhdenie-upravlenie-obrazovaniya-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-kanevskoj-rajon-prikaz-stranica-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologiya--shifr-disciplini-pedagogicheskoe-obrazovanie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-nelinejnaya-dinamika-lektori.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cikl-specialnih-disciplin-o-kadrovom-obespechenii-obrazovatelnogo-processa-i-ukomplektovannosti-shtatov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-sozdanie-web-sajta-8v-klassa-v-srede-konstruktor-shkolnih-sajtov-e-publish.html
  • bukva.bystrickaya.ru/raketnij-dvigatel-rd-583-rn-zenit-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-100101-servis.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53svyazannie-s-izmeneniyami-vidi-testirovaniya-k-diplomnomu-proektu.html
  • pisat.bystrickaya.ru/spravochnik-studenta-stranica-2.html
  • literature.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-po-russkomu-yaziku-dlya-uchashihsya-5-klassov-paragraf-73-osnova-slova-uprazhneniya-375-376.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-tupikov-goi-sankt-peterburg.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-otchet-213-s-12-ch-63-ris-18-tabl-223-istochnikov-pril.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-114sohranenie-veb-stranici-celikom-vdrodzhennya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-plan-konspekt-urokov-zaklyuchenie.html
  • abstract.bystrickaya.ru/15-iyunya-sreda-kalendarnij-plan-osnovnih-meropriyatij-gosudarstvennih-uchrezhdenij-kulturi-podvedomstvennih-departamentu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-dokumenti-predostavlyaemie-abiturientami-v-priemnie-komissii-pravila-priema-v-visshie-uchebnie-zavedeniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-v-dveri-k-nam-stuchitsya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spornij-domen-monitoring-smi-26-27.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4perechen-dejstvuyushih-standartov-i-metodicheskie-rekomendacii-po-perechnyu-standartov-kotorie-neobhodimo-razrabotat-dlya-reglamentacii-deyatelnosti-po-formirovaniyu-socialno-znachimih-nauchno-informacionnih-resursov.html
  • studies.bystrickaya.ru/dissipativnie-strukturi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-novogodnego-vechera.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-zdorovyu-v-mou-civilskaya-sosh-avtor-bardisheva-elena-yurevna-mesto-raboti-mou-civilskaya-sosh-2-dolzhnost-uchitel.html
  • books.bystrickaya.ru/covershenstvovanie-organizacii-perevozok-kontejnerov-chast-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-shestoj-studencheskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-2-etap-kislovodsk-15-aprelya-2006-g.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-kultura-chast-2.html
  • crib.bystrickaya.ru/igor-ivanovich-akimushkin.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-plan-raboti-upravleniya-altajskogo-kraya-po-obrazovaniyu-i-delam-molodezhi-na-2010-god.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-programmi-pravitelstvo-tyumenskoj-oblasti-nekommercheskoe-partnerstvo.html
  • reading.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-viyavlenie-rassledovanie-i-profilaktika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/muzhskoj-intimnij-pirsing-air-art-momentalnij-zagar.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/bezuslovnoe-vospriyatie-znaka-kak-predposilka-i-pervoelement-slovesnojmagii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-sroki-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-vipusknika-po-specialnosti-010600-fizika-kondensirovannogo-sostoyaniya-veshestva.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-n-averkin-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor-stranica-13.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-sostoyanie-kadrovoj-sluzhbi-informaciya-k-dokladu-nachalnika-upravleniya-zdravoohraneniya-tambovskoj-oblasti-m.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-s-postavshikami-i-podryadchikami-chast-18.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispoved-sverstniku-zakon-bozhij-i-hroniki-narnii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.