Образовательная профессиональная программа (опп)
.RU

Образовательная профессиональная программа (опп)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В

г. ТАГАНРОГЕ











Образовательная профессиональная программа (ОПП)

030501 «Юриспруенция»

Факультет

Управления в экономических и социальных системах (ФУЭС)

^ Выпускающая кафедра по ОПП

Теории права (ТП)



К У Р С Л Е К Ц И Й


Дисциплина

Право интеллектуальной собственности

Кафедра

Гражданского права

Форма обучения

Очная

^ Срок обучения

5 лет

Технология обучения

Стандартная

Курс

5

Семестр

9

Группа

М-114

Лектор

Лупандина О.А.




^ Академические часы: 117







Зачетные единицы: 4

Учебных занятий

-

36 час.







Учебных занятий

-

1,5 з. е.

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-


24 час.

12 час.

0 час.

69 час.

12 час.

0 час.







Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа


-

-

-

-

-

-


1 з. е.

0,5 з. е.

0 з. е.

2 з. е.

0,5 з. е.

0 з. е.

^ Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)










Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)




^ Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

9 семестр







Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

9

семестр



АННОТАЦИЯ


Конспект лекций содержит все основные разделы, предусмотренные программой учебного курса по праву интеллектуальной собственности и полностью соответствует государственному образовательному стандарту данной учебной дисциплины.

Первая часть курса содержит общую характеристику интеллектуальной собственности, подробное рассмотрение отдельных объектов интеллектуальной собственности, основные понятия авторского права и смежных прав, способы передачи прав на произведения авторского права и смежных прав, а также вопросы о коллективном управление имущественными правами.

Во второй части учебного курса основные понятия патентного права на изобретение, полезную модель и промышленный образец, права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара, правовой охраны топологий интегральных микросхем и селекционных достижений, коммерческой и служебной тайны, а также основные гражданско-правовые способы защиты объектов интеллектуальной собственности.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение.


Календарно-тематический план.


Модуль 1. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права.


Лекция 1. Понятие и виды интеллектуальной собственности.

Лекция 2. Авторское право.

Лекция 3. Смежные права.

Лекция 4. Передача прав на произведения авторского права и смежных прав. Коллективное управление имущественными правами.


Модуль 2. Патентное право. Правовая охрана иных объектов интеллектуальной собственности.


Лекция 5. Патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

Лекция 6. Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара.

Лекция 7. Правовая охрана топологий интегральных микросхем и селекционных достижений, коммерческой и служебной тайны.

Лекция 8. Гражданско-правовые способы защиты объектов интеллектуальной собственности.


Список литературы.


ВВЕДЕНИЕ


Родиной первых законов авторского и патентного права в их современном смысле по праву считается Великобритания. Так, 1623 г. при короле Якове Стюарте был принят "Статут о монополиях", которым провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создаст и применит техническое новшество, монопольно пользоваться в течение 14 лет выгодами и преимуществами, доставляемыми таким новшеством. В 1710 г. также в Великобритании появляется первый закон авторского права, известный под названием "Статут королевы Анны", в соответствии с которым автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в течение 14 лет с момента его создания с возможностью продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Великобританией патентные и авторские законы были приняты в ряде других стран.

Основной целью указанных законов было ограждение интересов издателей и промышленников от незаконных посягательств третьих лиц. Как правило, именно они, а не авторы и изобретатели выносили на рынок результаты творческого труда и потому нуждались в монополии на их реализацию.

Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил наибольшее распространение уже в XIX веке. Авторские и патентные законы большинства европейских стран в той или в иной степени приравнивали права создателей творческих достижений к праву собственности. В 1883 г. была принята Парижская конвенция по охране промышленной собственности, которая продолжает оставаться важнейшим международным соглашением в области охраны промышленных прав.

В 1967 г. в Стокгольме была подписана Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

В отличие от права собственности, которое в принципе бессрочно и не подвержено каким-либо территориальным ограничениям, права авторов, изобретателей и их правопреемников изначально ограничены во времени и в пространстве, право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя и т.п. Таким образом, говоря об интеллектуальной собственности, следует подчеркнуть, что речь идет о собственности особого рода, которая требует специального регулирования в виду ее нематериального характера, в силу того, что объектами права собственности владельцев патентов, субъектов авторского права, товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности являются «неосязаемые и бестелесные вещи».

^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Ю^ ЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В

г. ТАГАНРОГЕ












^ Образовательная профессиональная программа (ОПП)

030501 «Юриспруденция»

Факультет

Управления в экономических и социальных системах (ФУЭС)

Выпускающая кафедра по ОПП

Теории права (ТП)


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Дисциплина

Право интеллектуальной собственности

Кафедра

Гражданского права

Форма обучения

Очная

^ Срок обучения

5 лет

Технология обучения

Стандартная

Курс

5

Семестр

9

Группа

М-114

Лектор

Лупандина О.А.




^ Академические часы: 117







Зачетные единицы: 4

Учебных занятий

-

36 час.







Учебных занятий

-

1,5 з. е.

Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа

-

-

-

-

-

-


24 час.

12 час.

0 час.

69 час.

12 час.

0 час.







Из них:

лекций

практических

лабораторных

самостоятельных

индивидуальных

курсовая работа


-

-

-

-

-

-


1 з. е.

0,5 з. е.

0 з. е.

2 з. е.

0,5 з. е.

0 з. е.

^ Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)










Промежуточный рейтинг-контроль (зачет)




^ Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

9 семестр







Итоговый рейтинг-контроль (экзамен)

9

семестр
^ ПРОВОДЯТ ЗАНЯТИЯ


Практические
(Ф.И.О. преподавателя,

группы)
Лабораторные
(Ф.И.О. преподавателя,

группы)
^ Руководство курсовым
проектированием

(ф.и.о. преподавателя, группы)

О.А. Лупандина

нет

Нет



^ ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ



Неделя, число, месяц
Лекции Тип и
число часов
^ Самостоятельная работа

№ 1


Понятие и виды интеллектуальной собственности

4

(О, ИП)

Правовые основы интеллектуальной собственности.

Виды интеллектуальной собственности и система законодательства об интеллектуальной собственности

№ 2


Авторское право

4

(ИП)

Всемирная организация интеллектуальной собственности

Возникновение и развитие международной системы охраны интеллектуальной собственности

№ 3


Смежные права

4

(ИП)

Особенности объектов авторского права и смежных прав и механизмы их защиты

Авторское право и Интернет. Правовая охрана ноу-хау.

Проблемы соотношения судебного и административного порядков защиты, проблема создания специализированных судов

№ 4


Передача прав на произведения авторского права и смежных прав. Коллективное управление имущественными правами

2

(ИП)

Виды ответственности за нарушение авторского права

Законодательное регулирование мер борьбы против контрафакции, природа книжного и кинопиратства

№ 5


Патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец

4

(ИП)

Основные особенности российского патентного закона

Особенности оформления и экспертизы заявки

Нарушение патента и рассмотрение патентных споров в судебном порядке

№ 6


Право на товарный знак, знак обслуживания и наименование места происхождения товара

2

(ИП)

Рассмотрение споров, связанных с товарным знаком

Действие в России международных правовых актов по товарным знакам

№ 7


Правовая охрана топологий интегральных микросхем и селекционных достижений, коммерческой и служебной тайны

4

(ИП)

Правовая охрана нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности

Правовая охрана и особенности правового регулирования права на технологию

№ 8

Права патентообладателя и их гражданско-правовая защита




Необходимость совершенствования правил о защите нарушенных прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности



Курсовые проекты и работы, типовые расчеты, типовые задания, домашние задания





п/п
^ Вид и содержание



Дата

Выдачи

Сдачи




Не предусмотрены









Бюджет времени на самостоятельную работу студента



№ п/п
^ Вид работы
Часов в неделю

Всего часов

1.

Проработка лекций

1

18

2.

Подготовка к практическим занятиям

2,8

51




Всего




69


Модуль 1. Понятие интеллектуальной собственности. Авторское право и смежные права.


Главная цель – освоение российского законодательства и международно-правовых норм в области интеллектуальной собственности, изучение основных институтов права интеллектуальной собственности, анализ авторского права и смежных прав.

В результате изучения тем модуля студент должен знать: понятие и виды интеллектуальной собственности, основные понятия авторского права и смежных прав, способы передачи прав на произведения авторского права и смежных прав, а также вопросы о коллективном управление имущественными правами.


^ Лекция 1. Понятие и виды интеллектуальной собственности.


Термин "интеллектуальная собственность" является собирательным для объектов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности человека, а также приравненным к ним результатам. К таким объектам относятся, например, произведения искусства, литературы, фонограммы, изобретения, товарные знаки, топологии интегральных микросхем и др. Иногда, когда речь идет об объектах "интеллектуальной собственности" применительно к их способности приносить доход, употребляется термин "интеллектуальный капитал".

Таким образом, интеллектуальная собственность - это совокупность личных и имущественных исключительных прав на результаты творческой интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты.

Право интеллектуальной собственности - это подотрасль гражданского права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих использование объектов интеллектуальной собственности. Эта подотрасль состоит из нескольких институтов, среди которых особо выделяют авторское право (плюс смежные права) и право промышленной собственности.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации ст. 1225 ГК РФ относит:

  1. Произведения науки, литературы и искусства.

  2. Программы для ЭВМ.

  3. Базы данных.

  4. Исполнения.

  5. Фонограммы.

  6. Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

  7. Изобретения.

  8. Полезные модели.

  9. Промышленные образцы.

  10. Селекционные достижения.

  11. Топологии интегральных микросхем.

  12. Секреты производства (ноу-хау).

  13. Фирменные наименования.

  14. Товарные знаки и знаки обслуживания.

  15. Наименования мест происхождения товаров.

  16. Коммерческие обозначения.

Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженные в этой вещи.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие либо только способствовавшие оформлению прав, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора.

Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям.

Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности.

Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Исключительное право может принадлежать одному или нескольким лицам совместно.

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности в том числе путем его отчуждения по договору третьему лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор).

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности переходит от правообладателя к приобретателю в момент заключения договора.

По договору об отчуждении исключительного права приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение.

При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором срок вознаграждение прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке расторжения договора и возмещения убытков.

По лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Право использования результата интеллектуальной деятельности прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Лицензионный договор должен предусматривать:

  1. Предмет договора, путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору.

  2. Способы использования результата интеллектуальной деятельности.

  3. Территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной собственности. Если территория в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории Российской Федерации.

  4. Срок, на который заключается лицензионный договор, который не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет.

  5. Вознаграждение, его размер, порядок исчисления и уплаты.

Лицензиат обязан предоставлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Если в лицензионном договоре, предусматривающем предоставление отчетов об использовании, отсутствуют условия о сроке и порядке их предоставления, лицензиат обязан предоставлять такие отчеты лицензиару по его требованию.

В течение срока действия лицензионного договора лицензиар обязан воздерживаться от каких-либо действий, способных затруднить осуществление лицензиатом предоставленного ему права.

Использование результата интеллектуальной деятельности способом, не предусмотренным лицензионным договором или за пределами предоставленных прав, влечет наложение ответственности.

При письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу (сублицензионный договор).

По сублицензионному договору сублицензиату могут быть предоставлены права использования результата интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для лицензиата.

Сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия лицензионного договора.

Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата несет лицензиат, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Институты права интеллектуальной собственности:


^ Лекция 2. Авторское право.


Авторское право и смежные права являются одной из основных частей всей системы права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов произведений и иных правообладателей, которым соответствующие права принадлежат в силу закона или договора. Смежные права охраняют интересы исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания.

Способность обладания авторскими правами - одна из составляющих содержания правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Таким образом, реализовать свои творческие возможности путем создания произведения (сочинить стихи, нарисовать картину) физическое лицо может в любом возрасте и независимо от состояния здоровья. Однако самостоятельно осуществлять свои авторские права (например, передавать свои права по авторскому договору) автор сможет только по достижении 14 лет. До этого момента за малолетнего автора распоряжаться авторским правами могут его родители, усыновители или опекуны.

На возможность самостоятельного осуществления авторских прав может влиять состояние здоровья авторов. Законодательство предусматривает ограничения самостоятельного осуществления прав для лиц, признанных судом недееспособными. Таковыми могут быть признаны лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Распоряжаться авторскими правами за недееспособных авторов могут их опекуны. А для заключения авторских договоров ограниченно дееспособными авторами (ставящими свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) необходимо согласие их попечителей.

Автором является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автором не может быть какая-либо организация, государственный орган, юридическое лицо. Автор - всегда лицо физическое, то есть человек. В определении содержится и еще одно ключевое понятие - творчество. "Творчество - это деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Само произведение, созданное человеком, должно обладать этим признаком.

Объектом авторского права является произведение. Объектами смежных прав являются исполнения исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и др.), постановки, фонограммы производителей фонограмм, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Для авторского права главное, чтобы произведение существовало в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной или любой другой форме. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. Обнародование - это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает его доступным для ознакомления широкой публики.

Таким образом, произведение должно отвечать всего двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Авторское право защищает только форму как таковую, но никак не содержание. К примеру, автор написал роман, сюжет которого заключается в многолетнем противоборстве двух внеземных цивилизаций. Никто не может без разрешения автора копировать текст романа и распространять его, переводить и т.д., то есть защищается форма. Вместе с тем автор не может запретить другому лицу написать еще один роман о противоборстве двух внеземных цивилизаций, поскольку сюжет произведения относится к категории содержания или идеи, а они не охраняются авторским правом.

Произведения науки, литературы и искусства охраняемые авторским правом:

Следует учитывать, что авторско-правовая охрана составным произведениям представляется в случае, если по подбору и расположению материалов они являются результатами творческой деятельности. Так, в большинстве случаев авторско-правовая охрана не предоставляется арифметическим таблицам, телефонным справочникам, картам вин, каталогам книг и цен и т.п.

Составные и производные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают, однако авторское право на такие произведения возникает в случае, если учтены права авторов первоначальных произведений или произведений, которые они включают.

Указание на то, что к объектам авторского права также относятся "другие произведения", позволяет отнести к таковым даже те виды произведений, которые на момент разработки закона не были известны, а появились позже в результате технического прогресса.

Особое внимание в российском законодательстве уделяется правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ (приравненным к литературным произведениям) распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе и на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.

Базе данных в российском законодательстве предоставляется такая же правовая охрана, как и сборнику. "База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ". Правовая охрана распространяется на базы данных только в том случае, если они представляют собой результат творческого труда по подбору и организации данных.

Авторским правом охраняется не только само произведение, но и его часть, включая название, если она является оригинальной и может использоваться самостоятельно.

Вместе с тем авторское право содержит ряд исключений: так, не являются объектами авторского права официальные документы (судебные решения, законы и т.п.), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

В нашей стране авторское право возникает в силу самого факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения, прав на него или соблюдения каких-либо формальностей.

Что касается всемирно известного символа ©, то он может использоваться обладателем исключительных авторских прав для оповещения о своих правах. Законченная надпись должна состоять из трех элементов и находиться на каждом экземпляре произведения: латинской буквы "C" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения.

Знаком охраны авторского права должны обозначаться, содержащие в себе охраняемые авторским правом произведения науки, литературы и искусства:

Несмотря на это, в настоящее время знак © не несет в себе существенного юридического наполнения, хотя по-прежнему широко используется, он позволяет в простой форме правообладателю довести до сведения всех третьих лиц информацию о своих правах. При этом указание имени автора (наименования правообладателя) на экземпляре произведения, даже при отсутствии знака ©, влечет за собой презумпцию авторства. Это означает, что пока суду не будет представлено доказательств обратного, автором (правообладателем) будет считаться лицо, указанное на экземплярах произведения.

Помимо индивидуальных работ, произведения могут также создаваться и в соавторстве, то есть совместным творческим трудом нескольких лиц. Оказание третьими лицами финансового, организационного, технического содействия автору в процессе создания произведения не влияет на авторство произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Вообще, произведение, созданное в соавторстве, может образовывать единое целое или состоять из частей, имеющих самостоятельное значение. В последнем случае каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению.

В авторском праве существует такое понятие, как "служебное произведение". Служебное произведение - это такое произведение, которое создано работником в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Такие произведения не редкость, так как большинство людей осуществляют свою работу по трудовому договору, то есть состоят с нанимателем в трудовых отношениях (это необходимо отличать от гражданско-правовых отношений, оформляемых, например, договором подряда или заказа). Работник сам не может использовать по своему усмотрению созданное им служебное произведение, поскольку исключительные права на его использование принадлежат работодателю, если только в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иного.

Дуализм авторского права означает, что, с одной стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а с другой - предполагает как личные неимущественные, так и имущественные права.

^ К личным неимущественным правам относятся:

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае передачи или уступки исключительных прав на использование произведения.

Личные неимущественные права (за исключением права на обнародование) охраняются бессрочно. Помимо личных неимущественных, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Этот блок прав, в противовес личным неимущественным, обычно именуется имущественными правами, поскольку именно они позволяют автору извлекать материальную выгоду из своего произведения, ибо извлечение денег из искусства порой является не меньшим искусством. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

Указанные выше права охраняются от нарушения любого лица.

Исключительные права относятся к категории имущественных прав, поэтому все перечисленные правомочия связаны с использованием произведения в гражданском обороте и получением выгоды от такого использования.

Авторское право представляет собой баланс интересов автора и общества, его существование невозможно без ряда взаимных ограничений. К числу некоторых ограничений прав автора следует отнести:

К первому пункту, например, относится цитирование произведений в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях. Однако при цитировании всегда обязательно указание имени автора цитируемого произведения и источника заимствования, а также цитировать можно не любой объем произведения, а только такой, который оправдан целью цитирования.

К случаям использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения также относится его воспроизведение в личных целях. Однако даже в личных целях запрещено воспроизведение баз данных, существенных частей из них, а также программ для ЭВМ. Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных допускается в случае, если:

Случаем использования произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения является воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения исключительно в личных целях. При этом вознаграждение непосредственно выплачивается изготовителями или импортерами аудио- и видеооборудования и материальных носителей (видео- и аудиопленки, компакт-диски, иные материальные носители). Потребитель, таким образом, выплачивает это вознаграждение косвенно, так как оно уже включено в цену вышеназванного оборудования и носителей информации.

В отличие от личных неимущественных прав, срок охраны имущественных прав автора ограничен временем его жизни и 70 годами после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.

В случае если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то авторское право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.

Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после выпуска произведения.

После истечения этих сроков произведение переходит в общественное достояние. Это означает, что любое лицо может свободно использовать произведение без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора, поскольку они являются личными неимущественными правами и охраняются вечно.

Правообладателями (обладателями имущественных авторских правомочий) могут являться не только авторы, но и их наследники, а также лица, которым исключительные имущественные права перешли в силу закона или на основании договора.

Поскольку авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после смерти автора авторское право переходит по наследству. Однако не все авторские права переходят его наследникам, исключение составляют такие личные неимущественные права, как: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения.

Наследование авторских прав осуществляется по закону или по завещанию. Завещание представляет собой одностороннюю сделку гражданина по распоряжению имуществом на случай смерти. Наследниками по завещанию могут быть любые физические и юридические лица, государство в целом, а также государственные и муниципальные образования. Наследниками по закону могут быть физические лица, а также Российская Федерация. Российская Федерация наследует в случае, если отсутствуют иные наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.


^ Лекция 3. Смежные права.


Объектами смежных прав являются исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

Согласно "Глоссарию терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной организации интеллектуальной собственности", смежные права - это права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в связи с публичным использованием произведений авторов, всевозможных выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений.

Субъектами смежных прав являются исполнители (музыканты, певцы, пародисты, актеры, танцоры и др.), производители фонограмм (изготовители фонограммы) и организации эфирного или кабельного вещания.

Исполнитель - это актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер.

Изготовитель (производитель) фонограммы - физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом.

Исполнитель осуществляет свои права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения. Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Таким образом, субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Из этого следует: у исполнителей могут быть как имущественные права, так и личные неимущественные права, а у производителей фонограмм и у организаций эфирного или кабельного вещания могут быть только имущественные права.

^ Права исполнителя признаются за ним в случаях, если:

  1. исполнитель является гражданином Российской Федерации;

  2. исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;

  3. исполнение, постановка записаны на охраняемую в Российской Федерации фонограмму;

  4. исполнение, постановка не записаны на фонограмму, но включены в охраняемую на территории Российской Федерации передачу в эфир или по кабелю.

^ Права производителя фонограммы признаются за ним в случаях, если:

  1. производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;

  2. фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если:

Так же как и в авторском праве, для возникновения и осуществления смежных прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе (но не обязан) использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре и представляет собой латинскую букву "Р" в окружности, указание имени для исполнителей или наименования для производителей фонограмм обладателя исключительных смежных прав, а также указание года первого опубликования фонограммы. Необходимо отметить, что проставление знака охраны желательно, если объект предназначается для распространения не только на территории России. Дело в том, что в силу международных соглашений в странах, где для возникновения прав существуют определенные формальности (депонирование экземпляров, регистрация и т.п.), они считаются выполненными иностранными авторами (иными субъектами), если проставлен знак охраны.

В отношении передач вещательных организаций какого-либо знака охраны не существует.

^ Исполнителю принадлежат следующие личные неимущественные права:

^ Исключительное право на использование исполнения или постановки, принадлежащее исполнителю, означает право использовать исполнение или постановку в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать вознаграждение за каждый вид использования:

  1. передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованием записи;

  2. записывать ранее не записанные исполнение или постановку;

  3. воспроизводить запись исполнения или постановки;

  4. передавать в эфир или по кабелю запись исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

  5. сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целях фонограмму, на которой записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы;

  6. сообщать запись исполнения или постановки для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). Указанное право означает прежде всего право исполнителя на размещение своего исполнения в сети Интернет.

Исключительные права исполнителя могут передаваться по договору другим лицам. Заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения на создание аудиовизуального произведения влечет за собой автоматически предоставление исполнителем вышеперечисленных прав, за исключением права на прокат и права на доведение до всеобщего сведения.

Более того, предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает прав на отдельное использование звука или изображения, зафиксированных в аудиовизуальном произведении.

У производителя фонограммы нет личных неимущественных прав - только исключительное имущественное право. ^ Исключительное право на использование фонограммы означает право использовать фонограмму в любой форме, право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия, а также получать от этого вознаграждение:

  1. воспроизводить фонограмму;

  2. переделывать или любым иным способом перерабатывать фонограмму;

  3. распространять экземпляры фонограммы, то есть продавать, сдавать их в прокат и т.д.;

  4. импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;

  5. сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

И у производителя фонограммы, и у организации эфирного или кабельного вещания не может быть личных неимущественных прав. Таким организациям принадлежит исключительное право использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, а также получать вознаграждение от использования.

^ Исключительное право на использование передачи означает право организации эфирного вещания (кабельного вещания) разрешать осуществление следующих действий:

  1. одновременно передавать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания (для организации кабельного вещания - одновременно сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу другой организации кабельного вещания);

  2. сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю (для организации кабельного вещания - передавать передачу в эфир);

  3. записывать передачу;

  4. воспроизводить запись передачи;

  5. сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

Что касается ограничения прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания, то допускается без согласия соответствующих субъектов и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм в целях:

В завершение рассмотрения смежных прав необходимо остановиться на сроках их охраны. Итак, личные неимущественные права (исполнителя), как и в авторском праве, охраняются бессрочно.

Имущественные права действуют в течение 50 лет для:

moskovskij-spartak-vistupil-protiv-rasizma-fursenko-prinyal-reshenie.html
moskovskij-venchurnij-fond-cel-stat-katalizatorom-innovacionnogo-processa.html
moskovskij-vokzal-term-1-stranica-6.html
moskovskoe-glavnoe-territorialnoe-upravlenie-banka-rossii-stranica-12.html
moskovskoe-glavnoe-territorialnoe-upravlenie-banka-rossii-stranica-4.html
moskovskoe-gosudarstvo-v-xv-xvi-vekah-programma-kursa.html
  • reading.bystrickaya.ru/kogda-u-cheloveka-est-mechta-eto-horosho-kogda-chelovek-gotov-na-vse-chtobi-mechta-sbilas-eto-eshe-luchshe-no-chto-delat-esli-ti-mechtaesh-ni-mnogo-ni-malo-kak-o-stranica-19.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-na-temu-interaktivnaya-doska.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-formalnie-porozhdayushie-grammatiki-konspekt-lekcij-moskva-2004-udk-519-713075519-76075-bbk-22-18ya7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/terapiya-adinamicheskih-depressij-razlichnogo-geneza.html
  • school.bystrickaya.ru/-48-polnie-i-kratkie-prichastiya-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskaya-sluzhba-novoj-shkole.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsego-56-respublikanskaya-celevaya-programma-programma-energosberezheniya-respubliki-buryatiya-do-2020-goda-g-ulan-ude-2009.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-spravka-o-socialno-ekonomicheskom-polozhenii-subektov-rossijskoj-federacii-v-sentyabre-2009-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mifi-i-realnost-hakerskih-atak-tehnika-setevih-atak.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-dlya-vstupitelnih-ispitanij-po-russkomu-yaziku-na-baze-9-klassov-poyasnitelnya-zapiska.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-professionalnoj-perepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-na-2011-g-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-tekstovaya-podderzhka-soderzhanie-problema-klassifikacii-nauchnogo-znaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-seminarskih-zanyatij-po-kursu-vvedenie-v-yazikoznanie-programmi-bakalavriata-po-napravleniyu-520500-lingvistika.html
  • writing.bystrickaya.ru/arhistratig-mihail-i-prochie-nebesnie-sili-propovedi.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-formi-soprovozhdeniya-obrazovatelnaya-programma-gbou-gimnazii-625-oglavlenie-i-informacionnaya-spravka-o-gimnazii-ii.html
  • writing.bystrickaya.ru/ciklicheskie-algoritmi.html
  • education.bystrickaya.ru/2-zakon-za-semejni-pomoshi-za-deca-5-vidove-semejni-pomoshi-za-deca-5-koj-ima-pravo-na-semejni-pomoshi-za-deca-5.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-konferencii-8-9-iyunya-8-iyunya-2010-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/2-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/36-spisok-osnovnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-filosofiya-dlya-specialnosti-050119.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-innovacionnoe-gosudarstvo-vizovi-innovacionnogo-razvitiya-5-sostoyanie-innovacionnoj-sferi-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-istoriya-budushego-iii-kot-prohodyashij-skvoz-steni-robert-hajnlajn.html
  • writing.bystrickaya.ru/lekcii-po-anglijskomu-polnij-kurs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechen-ekzamenacionnih-voprosov-2-semestr-rabochaya-programma-disciplina-matematika-indeks-i-naimenovanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-2-morya-priklyucheniya-volnih-korsarov-vsegda-volnovali-voobrazhenie-sabatini-prisutstvuya-vo-mnogih-ego-proizvedeniyah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/individualnie-i-kollektivnie-trudovie-spori.html
  • college.bystrickaya.ru/12-sostoyanie-tehnicheskih-i-informacionnih-resursov-otchet-o-deyatelnosti-gosudarstvennoj-inspekcii-truda-v-moskovskoj-oblasti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-gotovnosti-studentov-neyazikovih-specialnostej-vuza-k-mezhkulturnoj-kommunikacii-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/arifmeticheskie-dejstviya-nad-polozhitelnimi-goncharov-sergej-anatolevich.html
  • books.bystrickaya.ru/bozhestvennaya-beskonechnost-kniga-glubokaya-i-ponyatnaya-kak-dlya-specialistov-v-voprosah-evrejskoj-veri-tak-i-dlya-neprofessionalov.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-oblastnoj-konferencii-konkursa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sokolinie-gori-vodokanal.html
  • writing.bystrickaya.ru/24-i-koni-nesut-sredi-sugrobov-pravit-ne-nuzhno-potomu-chto-sneg-im-po-bryuho-i-v-storonu-oni-ne-brosyatsya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-kompetentnost-bibliotechnogo-specialista-kak-uslovie-ego-professionalnogo-razvitiya-05-25-03-bibliotekovedenie-bibliografovedenie-i-knigovedenie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/32-sostav-i-soderzhanie-proektnoj-dokumentacii-na-stroitelstvo-elektroustanovok.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.