.RU

«Образование взрослых»



Глоссарий по теме «Образование взрослых»



Когда планируем на год, сеем зерно.
Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья.
Когда планируем на всю жизнь — обучаем и воспитываем людей.

(Китайская пословица)
А
Андрагогика — искусство и наука обучения взрослых. [1]

Андрагогическая модель — организация обучения таким образом, что ученик (обучающийся), полностью отвечает за определение области обучения, оценку полезности обучения, выбор методов и графика, а также за оценку результатов обучения. Ученик выступает в качестве основной движущей силы обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора, «архитектора» форм и возможностей обучения. [1]

^ Адаптационный синдром (стресс) — совокупность защитно-приспособительных реакций организма человека. Различаются реакции, специфические для того или иного функционального состояния организма, и неспецифические, т.е. общие для различных функциональных состояний. Совокупность неспецифических функциональных состояний имеет название «общий А.с.», или «стресс», а вызывающие эти реакции воздействия — «стрессорами».

При воздействии на организм значительного по силе и продолжительности стрессора возникают 3 фазы адаптационного синдрома: мобилизация адаптационных резервов; сопротивление стрессору; истощение адаптационных резервов (может закончиться гибелью индивида).

Вегетативные процессы (выделение гормонов, изменение в работе систем кровообращения, пищеварения и т.д.) не подчиняются непосредственно сознанию человека. Однако его эмоциональные переживания, воля влияют на динамику вегетативных процессов. На этом основаны методы аутотренинга. Следует отличать «дистресс» — неблагоприятные проявления стресса и «эустресс» — стресс радости, любви, вдохновения, энтузиазма. [3]

^ Активное слушание — полное участие в ситуации слушания путем: 1) рассмотрения цели говорящего; 2) оценки того, что говорит докладчик; 3) проявления внимания, т.е., делая заметки, задавая вопросы и, если уместно, комментируя. [3]

^ Активное чтение — полное участие в ситуации чтения путем: 1) рассмотрения цели автора; 2) предвидения, о чем скажет материал; 3) соотнесения того, что вы читаете, с вашим прошлым опытом. [3]

^ Анкета (фр. enquete, англ. questionnaire) — набор вопросов на которые должны быть получены ответы от респондентов. [3]

Опросный лист, вопросник, основной инструментарий опроса. Представляет собой структурно организованный набор вопросов, каждый из которых связан с программными и процедурными задачами исследования. Состоит из вводной части (обращения к респонденту с пояснением целей и задач опроса, указанием организации, проводящей опрос, степени анонимности опроса и т.п.), основной части (вопросов, вытекающих из целей и задач исследования) и «паспортички» (объективные социально-демографические и другие характеристики респондента). Незаменимый инструмент в изучении самых различных проблем социальной работы как при анкетировании, так и при интервьюировании. [31]

1) опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет; 2) опросный лист для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе для обследуемого контингента лиц. [37]

^ Анкета с закрытыми вопросами (closed-ended questionnaire) — анкета, в которой заранее указаны категории ответов, например, да, нет, не знаю и т.д. [34]

Анкета с открытыми вопросами (open-ended questionnaire) — анкета, в которой нет заранее определенных категорий ответов. [34]

Ассессмент (assessment) — метод оценки, аттестации сотрудников, заключающийся в том, что группа участников проходит через определенные испытания: деловые игры, тесты, самопрезентацию, письменные работы и др. Как правило, применяется для внутренней оценки руководителей среднего и высшего звена. Считается наиболее точным и эффективным. [3]
В
Взрослый — человек, достигший физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающий определенным жизненным опытом, зрелым и постоянно растущим уровнем самосознания, выполняющий роли, традиционно закрепленные обществом за взрослыми людьми, и принимающий на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение. [20]

Всякий человек, признанный взрослым в том обществе, к которому он принадлежит (определение ЮНЕСКО, 1976 г.). [20]

^ Взрослый учащийся — лицо дееспособного возраста, тем или иным образом совмещающее или совмещавшее ранее учебную деятельность с занятостью в сфере оплачиваемого труда. [22]


Г
Группа — социальная единица, состоящая из ограниченного числа индивидуумов, взаимодействующих друг с другом с определенной целью, по определенному типу взаимоотношений и в течение определенного интервала времени. Понятие группы характеризуется пятью основными признаками: взаимодействие участников группы; наличие групповых целей (удовлетворение социо-эмоциональных потребностей или потребностей в выполнении определенной задачи); наличие определенной структуры; существование в течение определенного промежутка времени; наличие ограниченного числа участников, допускающего общение и взаимодействие между ними. Группа — это любая совокупность людей, которые воспринимают себя как группу с некоторой общей целью. [3]

Определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. [25]

^ Группа малая — малочисленная по составу (2-25 чел., наиболее эффективна 5-7 чел.) социальная группа, члены которой объединены единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находятся в непосредственном личном контакте друг с другом, что приводит к возникновению групповых ценностей и норм поведения. Особенностью, отличающей ее от сложных и больших групп, является относительная «структурная простота». [3]

^ Групповая дискуссия — общение между двумя и более участниками в какой-либо обучающей ситуации. Может быть элементом круглого стола, обсуждения конкретной ситуации и других методов. [1]

^ Групповой тренинг — метод обучения аудитории в процессе построения эффективно взаимодействующей группы. Имеет своей целью изменение поведенческих принципов и (или) развитие лидерских способностей обучающихся. [1]

Групповые проекты — организация обучающихся в малые группы для выполнения определенного задания (как правило — решение определенной проблемы). [1]


Д
Дебрифинг — стадия, завершающая упражнения, направленные на внутреннюю работу человека. Когда человек открывает в себе что-то новое или ранее неосознаваемое, его могут переполнить определенные чувства. Упражнения, направленные на внутреннюю работу человека, обязательно должны заканчиваться обсуждением с участвующими тех чувств, которые они пережили в процессе выполнения этого упражнения. Такая стадия имеет название «время дебрифинга», ее цель — снять внутреннее эмоциональное напряжение. В ролевой игре термин «дебрифинг» имеет несколько иное значение — это процесс выхода участников из роли, которую они выполняли. [8]

^ Деловая игра — одна из форм имитации; заключается в организации соревнования между несколькими обучающимися или командами обучающихся в процессе достижения какой-либо заранее поставленной цели. [1]

^ Диагностика проблемы — групповое обсуждение заданной ситуации с целью установления основной лежащей в ее основе проблемы. [1]

Дистанционное обучение — использование сетевых каналов и технологий для организации процесса обучения в случае удаленности инструктора и обучающегося или обучающегося и «центра» сосредоточения образовательных ресурсов. [1]

Способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. [41]

^ Дополнительная профессиональная подготовка — совершенствование навыков лиц, получивших профессиональную подготовку. [19]

Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование. [19]

^ Дополнительное образование общее — дополнительное образование, направленное на развитие личности, способствующее повышению культурного и интеллектуального уровня человека, его профессиональной ориентации в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами, приобретению им новых знаний. [19]

^ Дополнительное образование профессиональное — дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку. [19]

^ Дополнительные образовательные услуги —- деятельность, направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования. [19]


З
^ Закон эффекта — концепция теории мотивации: люди стремятся повторять тот тип поведения, который, по их оценкам, позволяет удовлетворить их потребности, и избегать поведения такого типа, которое не приводит к удовлетворению потребностей. [3]

^ Защита восприятия — это склонность защищать себя от идей, объектов или ситуаций, которые несут угрозу. Обычное индивидуальное видение мира может оказывать сопротивление изменениям. Когда люди слышат или видят то, что не совпадает с их верованиями или ценностями, они ощущают познавательный диссонанс. В результате дискомфорта, вызванного этим диссонансом, они либо оправдывают свои верования (поведение), либо воспринимают новую информацию так, чтобы она не противоречила их «пониманию мира». [8]


И
^ Иерархия потребностей Маслоу — подразделение всех потребностей людей на пять групп, основанное Абрахамом Маслоу, а именно: физиологические, безопасности, социальные, уважения, самовыражения. [3]

^ Игра имитационная (деловая) — в центре деловой игры-имитации часто оказывается структура функциональных связей в организации. Такие игры позволяют: отражать основные черты рабочей реальности; воссоздавать реальные деловые ситуации; отрабатывать функциональные взаимодействия. В отличие от ролевой игры имитация не предполагает погружения в роль. Взаимодействия людей скорее просчитываются и обдумываются, нежели «проживаются». Имитационные (деловые) игры ставят участников в обстоятельства, требующие оперативных решений. Цепочка решений формирует маршрут участия человека в имитационной игре. [8]

Игра-«ледокол» («разогревающее упражнение», «подключающая деятельность») — это упражнение, целью которого является знакомство участников и создание рабочей обстановки. Задача упражнения — побуждать людей к общению («сломать лед»). «Ледоколы» используются, чтобы: снять напряженность; помочь группе быстро пройти стадию формирования; сделать нормой участие и увлеченность — коммуникацию, восприятие и обмен информацией; создать атмосферу открытости и сотрудничества. «Ледоколы» перекидывают мостик для успешного привлечения всех участвующих к работе и задают тон всему дальнейшему тренингу. [8]

^ Игра моделирующая — основана на замене реальности обобщенной и иногда чрезвычайно отстраненной моделью. Моделирующие игры, в отличие от ролевых, могут перенести участников в ситуации, сильно удаленные от реальности или совершенно условные. Условность моделей позволяет отдалиться от рабочей реальности, не испытывая давления проблем производственного характера, в то же время, заложенная в модели структура действий позволяет эффективно отрабатывать способы действий, навыки. [6]

Игра ролевая — метод обучения, при котором обучающиеся играют определенные роли в неформальной, но максимально реалистичной манере. Может носить структурированный или спонтанный характер. [1]

Основана на разыгрывании условной роли. Исполнение роли дает участникам возможность: исследовать свое «естественное», т.е., привычное, поведение; выйти за рамки привычных поведенческих шаблонов; освоить действия необходимые на рабочем месте. Обучающий эффект ролевой игры усиливается благодаря использованию видеосъемки. В ролевой игре задаются сюжетная завязка роли, правила обычно не проговариваются — подразумевается, что каждый понимает, как действовать, исходя из рамок своей роли. Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к тому, как он действует. [6]

Цель ролевой игры — развитие навыков и отношений, а не углубление знаний. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. [8]


^ Игра-«энерджайзер» (разминка) (energizer — активизатор) — упражнение для поднятия энергии. [4]

Игровые методы — группа методов социальной инженерии. Предназначены для выработки решений, согласования интересов участников работы, их обучения навыкам поведения в определенных ситуациях и различных группообразованиях (навыкам сплочения участников) путем моделирования социальных систем и процессов с помощью игровых социальных технологий. [31]

Имитация — воссоздание максимально приближенных к реальным условиям ситуаций под контролем инструктора. [1]

Индикатор — простые свойства объектов, образующие социальные показатели; доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта. [31]

Инновация (нововведение) — поиск и получение новых результатов, способов их создания, устранение рутинных, неэффективных условий труда, управленческих структур. Создание и распространение нового средства (новшества), которое удовлетворяет потребности человека и общества и вызывает вместе с тем социальные и другие изменения. [31]

^ Интерактивные обучающие методы — направленные дискуссии, структурированные переживания (experiences), разыгрывание ролей, игры и моделирование. [5]

Интроверсия (intro — внутрь) — фиксация внимания личности на своих собственных интересах, сво­ем внутреннем мире. Интроверты свои интересы считают наиболее важными, придают им выс­шую ценность. Для них характерны необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склон­ность к самоанализу, достаточно сложная социальная адаптация. [3]
К
^ Канал связи — применительно к обмену информацией — средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи. [3]

^ Каналы восприятия — один из наиболее важных фильтров восприятия: зрение, слух и чувства. Визуальный — то, что мы видим (образы, картинки, кино). Аудиальный — то, что мы слышим (речь, свист ветра, звук капающий воды, интонации, тембр, высота голоса). Кинестетический (от греч. «кинес» –- «движение») — то, что мы чувствуем, сюда же относятся запах и вкус. [12]

^ Категории (факторы) мотивации учения (по Г. Розенфельду):

Качество — способность совокупности неотъемле­мых свойств объекта (товара/услуги, процесса, системы) отвечать требованиям покупателей и других заинтересо­ванных сторон. [32]

Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. [33]

^ Качество образования — качественные изменения в учебном процессе и в среде, окружающей обучающихся, которые можно зафиксировать как улучшение их знаний, умений и ценностей. [23]

^ Качество образовательной услуги — ее способность удовлетво­рить потребности и ожидания конкретного потребителя. [33]

Квалификация — 1) уровень подготовленности к определенной трудовой деятельности. Оценивается временем обучения профессиональному труду и стажем работы в соответствующей профессии; 2) профессия, специальность. [31]

^ Кейс (конкретная ситуация) (case — случай) — основан на реальной действительности (например, функционирование какого-либо предприятия), описывает его деятельность и включает в себя дополнительную отраслевую информацию, направленная на поиск и реализацию того или иного решения в процессе обсуждения в группе или индивидуально. Некоторые типы кейсов: иллюстрирующие какую-либо теорию или концепцию; освещающие исторические события; предназначенные для обучения принятия решений; обучающие навыкам анализа и систематизации информации. Многие кейсы не имеют четко определенного профиля, так как содержат в себе многие из вышеназванных аспектов. Обычно кейсы относятся к одной из изучаемых дисциплин, но могут быть и междисциплинарные кейсы. [7]

^ Кейс-метод (кейс-стади, метод конкретных ситуаций) (case-study)— техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в организации, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде. Американские кейсы несколько отличаются от европейских. Они обычно больше по объему (20-25 стр. текста). В Европе кейсы в 1,5-2 раза короче и, как правило, не имеют единственно верного решения, многовариантны. Инструктор должен поощрять расхождение точек зрения и инициировать дискуссию. При использовании данного метода следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые слушатели доминировали в дискуссии, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам. Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы. [3]

Методика ситуационного обучения, понимаемая как непрерывный процесс, направленный на систематическое, целенаправленное описание, изучение, анализ объектов реальной действительности (например предприятие, компания, организация и т.д.). Этот метод способствует развитию изобретательности, умения решать проблемы. ОН развивает способность проведения анализа и диагностики проблем. С его помощью развиваются такие квалификационные качества, как умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию. Данный метод, наконец, способствует развитию у обучающихся чувства уверенности в себе, способствует преодолению излишней робости и чрезмерной самоуверенности. По мнению ведущих специалистов, кейс-метод в наибольшей степени способствует особенностям осуществления управленческого образования, так как: конкретные ситуации связывают обучение с реальностью; работа с конкретной ситуацией дает возможность обучаемому осуществлять свободный поиск путей анализа и решения проблем, т.е. учебный процесс идет в форме творческого поиска; при разборе конкретной ситуации обучаемый занимает активную позицию, фактически сам генерирует идеи и активно взаимодействует с другими обучаемыми; в процессе разбора конкретной ситуации и ее анализа обучаемые сами ставят для себя вопросы и ищут способы ответа на них. [7]

Вспомогательный набор описательных схем. Изучение конкретных случаев помогает проанализировать все аспекты определенной ситуации. Это может быть существенным при нечеткости причинно-следственных связей, когда усилия направлены на разработку гипотезы о связях между причиной и следствием. [34]

^ Климат морально-психологический — 1) устойчивое морально-нравственное состояние группы (команды), в котором отражаются настроения людей, их групповое мнение, отношение друг к другу и к важнейшим материальным и духовных ценностям, к целям развития группы (команды);
2) отношения членов малой группы друг к другу, опосредованные отношением к деятельности группы в целом, а также соотношения деятельности группы и целей более широкой социальной области. Морально-психологический климат — относительно устойчивая характеристика межличностных отношений в группе, от которых во многом зависит эффективность деятельности группы в целом и отдельных ее участников, удовлетворенность членством и сплоченность, перспективность развития группы и коллектива. [3]

Коммуникабельность — способность, предрасположенность к общению, коммуникации, установлению контактов и связей, психологическая и иная совместимость, общительность. [31]

Коммуникация — способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Эффективность К. во многом определяется состояниями, в которых находятся лица, вступающие в К. В зависимости от обстоятельств эти состояния могут меняться. [3]

Передача некоторой идеи от источника к получателю в целях изменения поведения (знаний или социальных установок) получателя. По своему содержанию коммуникация представляет собой процесс обмена информацией между людьми, в котором можно выделить четыре основных элемента: отправитель (лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее) — сообщение *собственно информация, закодированная с помощью символов) — канал (средство передачи информации) — получатель (лицо, которому предназначена информация и интерпретирует ее). [31]

^ Конкретная ситуация — описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах. Это как бы «срез» этого процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах, ставящая обучающегося перед выбором путей решения проблем и курса последующих действий. КС как метод обучения строится на воссоздании реальной деловой ситуации путем метафор и моделирования. При этом каждая КС является результатом действительно происшедших событий и таким образом служит как бы метафорой для определенного набора проблем. [42]

Конспект — краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь (лекции, раздела учебника и др.) [41]

Консультирование (consultation) — это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целенаправленную беседу. Консультирование подразумевает под собой серию сессий, направленных на решение проблемы. Это процесс, в ходе которого два человека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений. Это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера. [17]

Конфликт — временное эмоциональное изменение настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об интересующем объекте или процессе. К. могут быть естественные и искусственные. Естественные конфликты возникают сами собой, когда достигается большое несоответствие (непорядок) в отношениях людей. Обычно конфликтом снимают накопившуюся напряженность в отношениях людей и переводят их на какое-то время на прежний уровень. Искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей. Создать конфликт и хорошо из него выйти — это большое искусство. Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент. [3]

^ Конфликтная ситуация — условие возникновения конфликта. Заключается в противоречивых позициях сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний и т.д. Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт, необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент. [3]

^ Корзина (погружение) — сочетание имитации, ролевой игры и обсуждения конкретной ситуации, при котором обучающийся получает ряд максимально приближенных к реальности материалов и основывающихся на них требующих решения проблем. Возможна организация группового и индивидуального занятия. [1]

^ Круглый стол (round-table) — одна из форм публичного обсуждения каких-либо вопросов, характеризующаяся определенным порядком, очередностью высказываний его участников, сидящих нередко за столом, имеющим (условно) круглую форму, а также равными правами всех присутствующих. Используется, как правило, для поиска компромиссных форм и путей решения злободневных общественных проблем. [36]


Л
^ Лекция (лат. lectio — чтение) — структурированное изложение, возможно, с использованием наглядных средств, целью которого является передача знаний, опыта, характеристика событий, фактов, представление концепций и принципов. [1]

Эта форма базируется на устной передаче знаний и восприятии этих знаний учащимися, отличается непосредственным воздействием учителя на слушателей. [27]

Систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы. [41]


М
Мастерская (workshop) — работа в группе, направленная на получение четко определяемых результатов (решений). [1]

Метод — определенный путь, способ, прием решений задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. [3]

Методика — 1) Наука о методах преподавания. 2) Совокупность методов обучения чему-нибудь., практического выполнения чего-нибудь.

^ Методы обучения — методы, классифицируемые на: 1) пассивные и активные; 2) индивидуальные и групповые; 3) без и с отрывом от производства. Активные и пассивные методы различаются по степени активности, которую проявляют обучающиеся. Например, лекция, во время которой слушатель может дремать, заниматься своими делами, или деловая игра, требующая участия всех. Индивидуальные и групповые методы обучения также имеют свои достоинства и недостатки. При индивидуальном методе обучения проявляется возможность полностью сосредоточиться на конкретных знаниях и умениях одного человека. Групповое обучение требует меньше финансовых затрат. Методы обучения без отрыва от производства интегрированы с самим производственным процессом, немедленно применяются на практике. [3]

Моделирование — наглядное представление различными способами (макет, графика, компьютерные модели) системы, структуры, устройства, процесса для анализа и обсуждения. [1]

^ Модель — условная замена реальности, в которой мы сохраняем ее избранные черты, значимые для нас. [6]

Мозговой штурм — неструктурированный процесс генерирования инновативных творческих идей в группе, координируемой инструктором или модератором. [1]

Групповой метод творческой генерации идей. Основным фактором, обеспечивающим высокую продуктивность данного метода, является запрет на критику любых предложений. [3]

^ Мотив учебной деятельности — все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: мотивы, цели, установки, чувство долга, интересы (по Е.П. Ильину). [38]

Мотиваторы — побуждающие факторы, внешние по отношению к человеку раздражители. Если они соответствуют его потребностям (мотивам), то побуждают человека к определенному виду поведения. [3]

Мотивация — использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. В современной теории управления мотивация трактуется как процесс побуждения людей для достижения целей организации. [3]

^ Мультимедийная обучающая среда — набор интегрированных материалов на различных носителях (аудио, видео, веб-ресурсы, CD-ROM) и методик их комплексного использования. [1]


Н
Навык — доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще — двигательных). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого действия. Навыки в сфере трудовой деятельности являются важным элементом квалификации и профессиональной компетентности работника. В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. [3]

^ Наглядная демонстрация — показ работы или устройства чего-либо. [1]

Наглядные пособия — средства наглядности в обучении. В учебном процессе выполняют две функции: являются средством зрительной наглядности и источником информации. Подразделяются на натуральные и изобразительные. Отдельный вид составляют комбинированные. [41]

^ Написание конкретной ситуации — процесс разработки конкретной ситуации. Включает в себя этапы подготовки, поиска организации, сбора данных, написания и согласования КС с организацией-прототипом, а также тестирования КС и внесения необходимых дополнений и изменений. [1]

Научение (learning) — процесс приобретения знаний, умений и установок посредством опыта, размышлений, исследования или инструктажа. [16]

^ Научение практикующее (experiential learning) — основано на пред­положении, что навыки, умения и адекватное поведение в целом наиболее эффективно формируются в ходе приобретения опыта с последующим его осмыслением, теоретизацией и проверкой на прак­тике. [42]

Невербальный — все элементы поведения, не относящиеся к содержанию: голос, поза, движения, дыхание. [12]

^ Новые технологии обучения — современные средства мультимедиа и Интернет-ресурсы, применение которых на всех стадиях разработок и предоставления курсов обучения обеспечивает максимально активное вовлечение обучающихся в процесс в основном самостоятельного, мотивированного получения реальных навыков, необходимых для их личного и карьерного развития. [1]

Ноу-хау (know-how — знать, как …) — совокупность знаний и научно-производственного или иного опыта, применяемых в деятельности предприятия, профессиональной работе, которые еще не стали, не являются всеобщим достоянием. Буквально означает «знать, как ...», т.е., знать, как это сделать. Это понятие имеет широкое содержание, охватывает всевозможную информацию, необходимую для эффективной деятельности. [3]


О
^ Обмен опытом — обсуждение заданной темы лицами с экспертными знаниями в данной области. [1]

Образование взрослых (adult education) — включает весь комплекс поступательных процессов фор­мального или иного обучения, с помощью которых люди, являющиеся, с точки зрения общества, к которому они принадлежат, взрослыми, развивают свои спо­собности, обогащают свои знания и совершенствуют технические и профессио­нальные квалификации или же применяют их в новом направлении для удовле­творения своих потребностей и потребностей своего общества. Обучение взрос­лых охватывает как формальное так и непрерывное образование, неформальное обучение и весь спектр неофициального и побочного обучения, существующих в поликультурном обучающемся обществе, в котором признаются подходы, осно­ванные на теории и практике. [18]

Процесс и результат, которые обеспечиваются системой учреждений и образовательных программ и направлены на преемственное обогащение знаний и умений, приобретенных человеком до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности. [22]

^ Образование дополнительное — в отличие от основного образования, задача которого в прошлом и в настоящем — ликвидация «абсолютной» неграмотности, главной социальной миссией дополнительного образования взрослых является ликвидация или предупреждение «относительной», функциональной неграмотности. [24]

^ Образование информальное — наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер. [21]

^ Образование конечное — образование, обслуживающее социальную потребность распространения и производства знаний, сохранения и воспроизводства культуры. [29]

^ Образование народное — это больше, чем передача знаний. Одна из самых важных задач, перед лицом которой мы окажемся в будущем, — это необходимость дать максимум возможного в плане изучения функций и методов работы в области демократии. Такие знания едва ли может дать школа, хотя бы и теоретически. Это может быть сделано только в форме свободной и добровольной образовательной работы населения. [30]

^ Образование непрерывное (long life learning — обучение в течение всей жизни) — процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Необходимость непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким применением инновационных технологий. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4-6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения. Объем времени, необходимый для обновления (реновации) профессиональных знании для специалистов с высшим образованием — 28% от общего объема времени, которым работник располагает в течение всего трудоспособного периода. [3]

Учение длиною в жизнь (long life learning) — всесторонняя учебная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью улучшения знаний, навыков и профессиональной компетенции. [21]

^ Образование неформальное — образование, которое обычно не сопровождается выдачей документа, происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. [21]

^ Образование формальное — образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата. [21]

Образование, организованное и контролируемое в соответствии с интересами доминирующего общественного института. [24]

^ Образовательная услуга — это результат многоплано­вого процесса взаимодействия слушателей и учебного центра, результат процесса обучения. [32]

Образовательное учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение, осуществляющее деятельность по реализации в качестве основных одной или нескольких дополнительных общеобразовательных программ и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ. [19]

^ Образовательно-информационная деятельность —- деятельность, направленная на оперативное удовлетворение потребностей человека в получении информации о достижениях в различных областях знаний, в том числе способствующая повышению его образовательного уровня. [19]

^ Обратная связь (feed-back) — предоставление человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Мощное средство усвоения нового опыта. [8]

Обсуждение — одна из основных техник, привлекающая участвующих в тренинге к активному обмену информацией и опытом. При обсуждении максимально усиливается взаимодействие между членами группы. Обсуждение используют как самостоятельную технику или как дополнение к другим техникам. Этот метод позволяет услышать различные аргументы и точки зрения участвующих, сделать обобщения, сгруппировать информацию, дать возможность высказаться всем. Успешность применения этого метода во многом зависит от умения тренера задавать вопросы для достижения определенной цели. Базируется на открытых вопросах. Участники группы отвечают, дают собственное видение по принципу добровольности. Тренерам важно эффективно использовать навыки фасилитации. [8]

^ Обсуждение конкретных ситуаций — представление реальной или придуманной, но реалистичной ситуации, события, явления, для последующего обсуждения и анализа. [1]

^ Обсуждение критического явления — сходный с обсуждением конкретной ситуации метод со следующими различиями: Аудитории сообщается о какой-либо критической ("внештатной") ситуации Обучающиеся задают инструктору вопросы, стремясь получить дополнительную информацию. Критическая ситуация может быть предложена самой аудиторией. При анализе и обсуждении допускается большая степень свободы в обоснованиях. [1]

^ Обучающая (образовательная) программа — два и более образовательных мероприятия, связанных между собой единой целью и единой логикой. [2]

Обучение (education) — специально организованный процесс, целью/ назначением которого является освоение новых знаний, умений и навыков и/ или изменение отношения к чему-либо. [2]

а) относительно постоянные изменения в поведении; б) приобретение или развитие знаний и понимания, умений и возможностей, эмоциональной компетенции и взаимоотношений. Это и процесс и результат. Обучение может быть представлено тренингами или самостоятельным изучением/саморазвитием. [15]

Процесс усвоения и выработки систематизированных знаний, умений, ценностей и представлений, выходящих за рамки узкой сферы деятельности и позволяющих анализировать и решать широкий круг проблем. [16]

Процесс восприятия и накопления информации, соединение воспринятого с другой информацией, относящейся к тому же предмету (порождение ассоциаций или образов). [39]

Основная составляющая образовательного процесса. Общий термин, употребляемый для обозначения целенаправленной деятельности профессионального педагога или иного компетентного лица. Имеет двоякое выражение: 1) сообщение знаний, формирование навыков и умений, необходимых для успешного участия в различных видах социальной деятельности; 2) общее развитие человека как личности, обогащение его духовного мира и творческого потенциала. [41]

^ Обучение в сотрудничестве (cooperative learning) — это модель использования малых групп обучающихся. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. [26]

^ Обучение пожилых — процесс роста, осознания и получения опыта (Groombridge); деятельность, которая делает возможным для пожилых людей получение контроля над собственной жизнью; процесс эмансипации, так как пожилые люди получают возможность сами управлять собой, а не отдаваться чужой воле (Phillipson). [27]

Опрашивание — методы сбора данных с задаванием вопросов. Такие методы считаются «реактивными» или «вторгающимися» в том смысле, что лицо, у которого собираются данные, знает о том, что проходит процесс сбора данных. Опросы, групповые интервью и т.д. являются методами опрашивания для сбора данных. [34]

^ Организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования —- некоммерческая организация (в том числе, общественная организация (объединение), основной уставной целью которой является деятельность по реализации дополнительных образовательных программ, или иная организация, которая имеет образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы. [19]

Отказ — третий негативный тип реакции человека на опыт: человек воспринимает новый опыт, но после обдумывания существующей ситуации отказывается от потенциального обучения. Представляется, что одной из возможных причин подобной реакции на опыт является ригидность мышления некоторых людей (определение П. Жарвиса, см. также презумпция и отстранение от расмотрения). [20]

^ Отстранение от рассмотрения (non-consideration) — второй негативный тип реакции человека на опыт: человек, по тем или иным причинам, не реагирует на ситуацию, которая могла бы стать обучающей для него. Может быть, он слишком занят для этого или боится возможных результатов своих размышлений (определение П. Жарвиса, см. также презумпция и отказ). [20]

Оценивать (evaluate) — а) устанавливать или определять ценность или достоинство чего-либо; б) провести экспертизу и выдать обоснованное суждение. [34]

Оценка (отметка) — общий термин, принятый для характеристики результатов учебной деятельности по критерию их соответствия установленным требования. Употребляется в трех основных значениях: 1) применительно к учебному процессу — определение степени успешности в освоении знаний, навыков, умений, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов. Одной из форм промежуточной оценки являются зачеты, свидетельствующие об успешном усвоении определенной части какого-либо курса. 2) Выявление степени готовности к освоению курса учебного заведения более высокого ранга — оценка результатов предшествующей учебной деятельности на вступительных экзаменах. 3) Определение уровня реально имеющихся знаний в целях индивидуализации учебной программы в системе открытого образования или в каких-либо иных целях. [41]

^ Оценка внешняя — оценивается степень удовлетворения потребителя резуль­татом (продвижение по службе и т.п.). [32]

Оценка внутренняя — оценивается эффективность вложений средств в осущес­твление образовательного процесса. [32]

^ Ошибка «НИМБА» — оценочная ошибка; имеет место при оценке на основе общего впечатления, отрицательного или положительного. [3]


П
Педагогическая модель — организация обучения таким образом, что преподаватель несет полную ответственность за определение содержания, методов, графика обучения, в то время как ученика характеризует подчиненная роль, предполагающая следование инструкциям преподавателя. [1]

^ Петля обратной связи — элемент, являющийся сердцем любой самоорганизующейся системы (человек, семья, организация, общество). Постоянно получаемая обратная связь позволяет замечать, на сколько каждый конкретный шаг приближает нас к цели или, наоборот, уводит от нее. Наличие этой обратной связи дает возможность адаптироваться к изменениям условий внешнего мира и своевременно реагировать на возникающие в процессе реализации цели сложности. Ее функция заключается в постоянном сравнении того, что Вы получаете в результате каждого действия, с представлением Вашей цели. Отсюда следует, что кроме критериев достижения цели полезно иметь промежуточные критерии, которые, как вехи, будут указывать верное направление. [11]

Позитивное отношение порождает энергию, реализованная энергия порождает позитивное отношение. [13]

Плакат (нем. plakat, франц. placard — объявление, афиша, plaquer —- налепить, приклеивать) — 1) Разновидность графики. 2) Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. [41]

Поведение — действия человека, направленные на удовлетворение некоторой потребности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов с учетом всех последствий, которые определяются внешними условиями в данной конкретной ситуации и накладывают те или иные ограничения для совершения одних действий и благоприятствуют совершению других. Поведение человека всегда в любой ситуации является для этой ситуации оптимальным, или поступки человека всегда направлены на получение им наибольшей выгоды (пользы) для себя во всех отношениях (в материальном и (или) моральном плане). Поведение человека совпадает с его намерениями только тогда, когда реализация намерений ведет к удовлетворению его интересов. Поведение представляет собой формы взаимодействия индивида с окружающей средой, которые зависят от: природных свойств индивида, его индивидуально-психологических особенностей; системы потребностей, мотивов, интересов; системы управления личностью, ее «я-образ». [3]

^ Повышение квалификации — обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. [19]

^ Портфель методов обучения — сочетание различных методов обучения для поддержки какого-либо курса. Определяется в зависимости от степени эффективности реализации установленных целей курса (обучение навыкам, передача знаний). [1]

Потребности — специфические формы удовлетворения человеческих нужд. Нужды человека ограничены, потребности же безграничны. Человеческие потребности формируются и видоизменяются под воздействием общественных сил и социальных институтов, таких как церковь, школа, семья и производители. [3]

^ Потребности базисные (основные, первичные) (primary needs) — обычно врожденные потребности, например, потребность выжить. [3]

Потребности биологические — потребности, которые должны быть удовлетворены для выживания. [3]

^ Потребности вторичные — потребности, выработанные в ходе развития и обретения жизненного опыта. Во многом зависят от психологической развитости личности, условий жизни, социальных норм, принятых в обществе, коллективе, группе. Имеют психосоциальную природу. [3]

^ Потребности общественные — потребность в получении привязанности и любви, наши стремления давать их. [3]

Презумпция (presumption) — первый негативный тип реакции человека на опыт: полное доверие людей к имеющемуся у них опыту, когда они на новую ситуацию реагируют механически, уже проверенным на практике способом (определение П. Жарвиса, см. также отстранение от рассмотрения и отказ). [20]

^ Принципы обучения — базовые правила, описание типичных реакций обучающихся в процессе достижения поставленных (самостоятельно, инструктором, совместно) целей обучения. [1]

^ Проблема социализации — это проблема включения человека в те аспекты городской жизни, которые могут поднять его над сугубо профессиональной сферой, над сугубо семейной сферой и включить его в осмысление гражданских проблем. [28]

^ Программа тренинга/семинара — документ, содержащий описание тренинга/семинара и включающее описание целей и задач тренинга/семинара, его содержания, методов и инструментов, которые будут использованы, и распределения времени в течение тренинга/семинара. [2]

^ Профессиональная переподготовка — приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования. [19]

Процесс обучения — постоянный континуум «от колыбели до смерти». Его основой служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены. К ним надо добавить умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно. [21]


Р
Развитие (development) — постепенный индивидуальный рост или эволюция знаний, умений, взаимоотношений и поведения, которые улучшаются, благодаря знаниям, полученным на основании большого опыта обычно применимо к людям, у которых же есть часть знаний, умений и навыков по взаимоотношениям, но которые хотят их улучшить, сменить место работы или должность либо двигаться вверх по служебной лестнице). [15]

Расширение и рост умений и способностей человека посредством сознательного или неосознанного научения. [16]


С
Самообразование — форма освоения дополнительных образовательных программ при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников. [19]

Семинар (лат. seminarium — рассадник) — встреча, направленная на обмен результатами исследования, выполненного проекта; может организовываться в форме докладов, обсуждений, круглых столов. [1]

Форма обучения, при которой: 1) дается значительный объем теоретической информации в сочетании с некоторым количеством практических упражнений, 2) происходит обмен опытом и технологиями между участниками. Семинары предполагают приобретение, в первую очередь знаний в сфере торгового и потребительского маркетинга, финансов, логистики и других подобных тем. [14]

1) форма групповых практических занятий под руководством преподавателя в высшем учебном заведении; 2) форма проведения совещаний по каким-либо вопросам с обсуждением участниками докладов, сообщений, а также для повышения квалификации. [37]

Вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. [41]

^ Семинар обучающий — образовательное мероприятие, направленное в первую очередь на передачу/усвоение знаний и, в меньшей степени умений, и осуществляемое с отдельными элементами интерактивного обучения. [2]

Симпозиум — последовательность коротких докладов в какой-либо области, не предусматривающая получение обратно связи от аудитории. [1]

Совещание — «со-вещание», то есть люди вместе что-то обсуждают. Но этого недостаточно, чтобы встреча считалась совещанием. Должен быть второй признак — на совещании обязательно принимается решение. Многие совещания проваливаются из-за того, что не предусмотрено принятие решения, нет итогового продукта. И тогда это может быть групповой отчет подчиненных руководству, планерка по постановке задач, обмен мнениями, распространение информации — все, что угодно, но не совещание. Совещание — это нечто среднее между переговорами и мозговым штурмом. Так, в переговорах основной аспект — это согласование интересов сторон, а потом уже выработка решения. А на совещаниях сначала идет вычленение и анализ проблемы, которую мы решаем в рамках одной организации, а потом мозговой штурм для ее решения. [9]

Стажировка — закрепление на практике знаний и навыков, приобретенных в процессе получения профессионального дополнительного образования, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. [19]

Стандарт (англ. standard — норма, образец) — в широком смысле слова: образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования в различных областях. В переносном смысле — шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального. [41]

^ Стандарт образовательный — официальный документ, содержащий нормы, правила требования к образованию. Пример: стандарты высшего профессионального образования, стандарт среднего (полного) общего образования и т. п. [41]

^ Стандартизация образования — установление единых требований к образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения. [41]

^ Структурные упражнения — это техники, применяемые для развития эффективных групповых процессов. Процессы, развивающиеся при выполнении этих упражнений, создают в группе благоприятную атмосферу для обучения. К структурным упражнениям относятся: вступление, правила, знакомство, ожидания, разминки, подведение итогов. Почему мы называем эти упражнения структурными? Каждое упражнение занимает определенное место в структуре тренинга, эти упражнения всегда включаются в структуру тренинга, каждый день тренинга включает в структуру такие упражнения. [8]
Т
Творчество — любая деятельность по созданию новых комбинаций из элементов опыта. [3]

^ Технические средства обучения — системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению ТСО. Обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие. [41]

^ Точечная групповая дискуссия — организация обсуждения в малой группе с целью выработки идей по определенной, заданной теме в течение заданного промежутка времени. [1]

Тренинг (training) — групповое образовательное мероприятие, направленное на изменение умений участников и их отношения к чему-либо, и построенное на методах интерактивного обучения и обучения через опыт. [2]

Один из видов интерактивного (т.е. с активным включением в работу обучаемых) обучения. Тренинги, как правило, включают в себя ролевые игры, командную/групповую работу, выполнение практических заданий, мозговые штурмы и некоторый объем информации, который дается, как правило, с использованием эвристической методики (от слова «эврика», методика, при которой обучаемый «сам» при помощи преподавателя «выводит» какое-то правило или метод). Тренинги обычно актуальны там, где приоритетны навыки: это сфера общения, продаж различного типа в сочетании с маркетинговыми технологиями, управленческого общения, командной работы и другое. [14]

Любая спланированная последовательность действий, предназначенная и направленная на то, чтобы помочь индивиду или группе людей научиться эффективно выполнять работу или задание. [15]

Спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности. В рабочей ситуации тренинг направлен на то, чтобы дать человеку возможность приобрести знания и навыки, необходимые для адекватного выполнения конкретной задачи или работы. [16]

^ Тренинг коммуникативности — улучшение навыков межличностного общения путем анализа конкретных процессов взаимодействия между двумя обучающимися по задаваемой инструктором общей схеме. [1]

^ Тренинг индивидуальный — формируется на основе стандартных модулей. Но при этом модули адаптируются и отбираются в соответствии с индивидуальными потребностями заказчиков. В итоге индивидуальный тренинг способен решать прикладные вопросы, например, конфликты между отделами. Индивидуально ориентированные тренинги необходимы компании, которая переживает период кризиса или роста, или отдельным сотрудникам, испытывающим определенные трудности. Заказчику тренингов, прежде всего, необходимо определиться, что в данный момент для него важнее: общая систематизация деятельности, или устранение конкретных проблем. [10]

^ Тренинг стандартный — проводится по однажды разработанной программе и дает базовый набор навыков. Его главная задача — отработка нормативного поведения различных профессиональных групп. Стандартные тренинги рекомендуются как новичкам, так и опытным менеджерам, которым необходимо систематизировать знания и расширить профессиональные возможности. Ведь, как показывает опыт, чем выше уровень специалиста, тем острее он ощущает потребность в систематизации знаний и переосмыслении результатов собственной деятельности. [10]

^ Тренинговая программа (тренинговый курс) — два и более последовательно проводимых тренингов, связанных общей целью и общей логикой построения. [2]


У
Умение — это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков (К.К. Платонов). [3]

Утомление — временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности, внимания, памяти, мышления, возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и скорости. [3]

^ Управление качеством образования — воздействие на процессы становления, обеспечения, поддержания, развития и улучшения качества объектов (процессов) системы образования, а также организации обратной связи (контроля, оценки, анализа) в соответствии со сформированными целями, нормами, задачами. [23]

^ Услуги массовые образовательные — стандартизованные образовательные услуги, рассчитанные на большое число обучаемых. Они менее адаптированы к особенностям индивидуальных клиентов. Система предоставления услуг опирается на хорошо разработанные процедуры, спроектированные в соответствии со стандартами. Контакты с потребителями могут быть ограничены, поскольку основная часть операций здесь осуществляется без непосредственного взаимодействия с обучающимися. [31]

^ Услуги профессиональные — характеризуются тесным контактом с клиентом, нестандартностью и адаптивностью к запросам конкретного клиента. Клиент принимает непосредственное и продолжительное участие в процессе. Примером таких услуг может служить образовательный консалтинг. [31]

Учебник — книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида учебных заведений (общеобразовательная школа, профессионально-технические, средние специальные и высшие учебные заведения и др.), а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания определенных возрастных и социальных групп. [41]

^ Учебные кружки (study circles) — неформальная группа, которая встречается для того, чтобы посещать спланированные занятия по какому-либо предмету или теме, оговоренной заранее. [40]

^ Учебные пособия — 1) современной педагогической классификации: средства обучения, предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенных в учебниках. К ним относят книги для чтения, хрестоматии, справочники, словари, адаптированные печатные тексты по иностранным языкам, сборники задач и упражнений, методические руководства для самостоятельных практических занятий, тетради на печатной основе и др. 2) в широком смысле под учебными пособиями понимают все материальные средства обучения, включая натуральные объекты, приборы, таблицы, карты, диафильмы, видео- и кинофильмы, звукозапись и др., используемые в учебном процессе. [41]

^ Учебный план — документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Как правило, включает 3 части: 1) график учебного процесса — периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; 2) сводные данные по бюджету времени — общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; 3) план учебного процесса —- перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин). [41]

^ Учебный цикл — товарищеская среда для совместного, планового проведениязанятий по заранее намеченному предмету или области знаний. [43]


Ф
Фасилитация (facilitate — помогать) — особая позиция, которую занимает ведущий, отказывающийся от роли эксперта в пользу роли помощника. Задача тренеров заключается в том, чтобы поддерживать («фасилитировать») процесс формирования нового опыта. Фасилитация, в отличие от преподавания и инструктажа, использует такие методы, благодаря которым в группе разворачиваются эффективные процессы, превращающие группу в средство обучения и перемен. Тренеры моделируют благоприятное и желаемое поведение. Форма поведения зависит от соответствующих ситуаций, и должна быть нацелена на установление и сохранение благоприятной атмосферы. [8]

Управление процессом групповой работы. [2]

Форум — Особым образом организованный процесс обсуждения какой-либо темы, при котором выступающие могут говорить без ограничения времени при условии, что им удается удерживать внимание аудитории. [1]


^ Х
Харизма — наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. [3]


Ц
Целеполагание — определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. [3]

^ Цикл Колба — согласно теории Дэвида А. Колба обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, что невозможно эффективно учиться, просто читая о чем-то или изучая только теории. Важно сочетать это с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать теорию. Точно также не может быть эффективным обучение, в ходе которого что-то просто выполняется. Необходимо обдумать то, что уже сделано, подвести итоги, чтобы по-настоящему понять, что мы делали. Отправным моментом в естественном обучении является конкретный опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям (третья фаза), выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях — воображаемых, моделированных и реальных (четвертая фаза — активное экспериментирование). [8]

Ч
Чек-лист (check-list) — проверочные списки контрольных вопросов, охватывающие процесс планирования и разработки проекта и его отдельные этапы; перечни, содержащие критерии качества проверяемых разделов заявки; перечни последовательности действий. Основная функция чек-листа — отслеживание и устранение недостатков, контроль качества на определенных этапах проекта. [35]


Э
Экзамен (лат. examen — испытание) — проверка знаний поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения, аспирантуру (вступительные или приемные), при завершении определенного этапа обучения (напр., переводные и выпускные в общеобразовательных школах, аспирантские). [41]

Литература:

  1. М. Корсаков, А. Афонин, В. Капицци «Активные методы обучения: разработка и использование в бизнес-образовании» (практическое руководство) — Проект ТАСИС-ДЕЛФИ, Москва, 2001.

  2. А. Клецина, Э. Чижевская, Материалы «Тренинга для тренеров» — Центр РНО (Санкт-Петербург), 2003.

  3. Глоссарий сайта «Человеческие ресурсы Урала», www.uhr.ru/index/tesaurus/a

  4. Н. Киричук «Тренерский сундучок» — МОФ СЦПОИ, Новосибирск, 2001, http://cip.nsk.su/e_pub/e_scisc/sunduk.zip

  5. Э. Кристофер, Л. Смит «Тренинг лидерства» — СПб.: Питер, 2002.

  6. М.В. Кларин «Корпоративный тренинг от А до Я» — М.: Дело», 2000.

  7. Сайт Международного центра учебных материалов, www.cases.ru

  8. «Книга для тренеров» — Winrock International, Проект предупреждения торговли людьми, http://tpp.winrock.ru/library/press/Rbook.doc

  9. Б. Мастеров «Рабочее совещание» — ж. «Секрет Фирмы», 17 февраля 2003 г., www.trainings.ru/articles/314

  10. Н. Титова «Три предубеждения против тренинга» — ж. «Элитный персонал», №40 (274), 14 октября 2002 г., www.trainings.ru/articles/283

  11. «Модель Т.О.Т.Е.» — сайт «Центра НЛП в образовании», www.nlpcenter.ru/default.asp?sID=74&dID=285&dt=a#top

  12. Глоссарий НЛП на сайте http://nlp.by.ru/nlp/gloss.shtml

  13. О. Осипова «Магия тренинга» — ж. «Персонал Микс», N 1 2003 г., www.trainings.ru/articles/262

  14. С. Иванова «Тренинги. Семинары. Что это такое?», http://www.trainings.ru/articles/173

  15. Л. Рай «Развитие навыков тренинга» — СПб.: Питер, 2002.

  16. Р. Бакли, Дж. Кейпл «Теория и практика тренинга» — СПб.: Питер, 2002.

  17. Ф. Бурнард «Тренинг навыков консультирования» — СПб.: Питер, 2002.

  18. «Гамбургская декларация об обучении взрослых», Пятая Международная конференция по образованию взрослых, ЮНЕСКО, Гамбург, Германия, 14-18 июля 1997 г., www.znanie.org/pravo/document.html

  19. Проект Федерального закона о дополнительном образовании (после первого чтения), www.akdi.ru/gd/proekt/084881GD.SHTM

  20. О.В. Топоркова «Особенности взрослого учащегося и их учет в организации процесса обучения (на материале дополнительного образования взрослых Великобритании), Волгоградский государственный технический университет — сайт «Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе», http://elib.vstu.ru/Open/3/R50.htm

  21. «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза», www.znanie.org/dokumets/memorandum.html

  22. «Концепция развития образования взрослых в государствах — участниках Содружества Независимых Государств», VIII Конференция Министров образования Государств — участников СНГ, 13 мая 2003 г. Москва, www.znanie.org/dokumets/declsng.html

  23. Сафина З.Н. «Управление качеством образования взрослых» (на примере профессиональной подготовки и переподготовки кадров в Татарском институте содействия бизнесу), www.tisbi.ru/science/forum/default.php?p=2&s=6&r=98

  24. А. Митина «Дополнительное образование взрослых в России (исторический аспект)» — ж. «Новые знания», № 2, 2000, www.znanie.org/gurnal/n2/st_dop_obr.html

  25. М. Новик «Технология групповой работы» — ж. «Новые знания», № 3, 2000, www.znanie.org/gurnal/n3/st_tehnol_grup_rab.html

  26. Д. Евсеев, И. Евсеева «Метод проектов в сфере дистанционного обучения» — ж. «Новые знания», № 3, 2000, www.znanie.org/gurnal/n3/st_metod_proektov.html

  27. Е. Халицки «Обучающая геронтология» — ж. «Новые знания», № 3, 2000, www.znanie.org/gurnal/n3/st_obuch_geront.html

  28. С.Г. Вершловский «Образование и социальное развитие личности» — ж. «Новые знания», № 1, 2000, www.znanie.org/gurnal/n1/st_obraz_socrazv.html

  29. Г.П. Ильин «Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной)» — ж. «Новые знания», № 1, 2000, www.znanie.org/gurnal/n1/st_obraz_posle_obraz.html

  30. Б. Гурансон «Демократия и народное образование. Швеция» — ж. «Новые знания», № 2, 2001, www.znanie.org/gurnal/n2_01/dem_narod_obraz.html

  31. П.Д. Павленок «Краткий словарь по социологии» — М.: ИНФРА-М, 2000.

  32. М. Зонис «Качество образовательных услуг — главное условие успеха» — ж. «Новые знания», № 2, 2001.

  33. «Менеджмент в дистанционном образовании», модуль 2 «Управление процессами и качеством образовательных услуг», раздел 5 «Управление качеством образовательных услуг» — Международный институт менеджмента ЛИНК, IV компонента проекта ДЕЛФИ программы ТАСИС.

  34. «Словарь оценщика», www.ipen21.org/ipen/lib/default.html?show=10256

  35. К. Кононович, НОУДОВ «Северо-западная Народная Академия», 2003.

  36. «Терминология российского некоммерческого сектора» — Институт проблем гражданского общества, www.inpgo.ru/site/index.php?text=85

  37. «Новый словарь иностранных слов», http://slovari.donpac.ru/cgi-bin/slovari/ivoc/ru/sis.pl

  38. О. Нечаева «Проблема формирования мотивации в учебной деятельности», http://athens.kiev.ua/academy/motivaz05.htm

  39. П. Шредер «Политическое образование взрослых: Методические рекомендации по разработке концепции занятий, технике их ведения развитию творческих способностей» — М.: Комплекс-Прогресс, 2001.

  40. «Закон о предоставлении государственных субсидий добровольческим ассоциациям по образованию» (Швеция), в переводе НОУДОВ «Народный Университет» (Великий Новгород).

  41. Глоссарий федерального портала «Российское образование», www.edu.ru/db/portal/glossary/

  42. М. Зонис «Качество образовательных услуг — главное условие успеха» — журнал «Новые знания», № 2, 2001.

  43. Р. Кристерсон, У. Левин «Учебный цикл — идеи и методы» — Greerups Utibildning AB, 2001ю



Составлено и систематизировано К. Кононович, НОУДОВ «Северо-западная Народная Академия», 2003.

monografiya-znakomit-chitatelya-c-originalnoj-teoriej-razvitiya.html
monolitnij-10-tietazhnij-zhiloj-dom.html
monolog-professora-danielya-voona-gravitaciya-est-nachalo-i-konec-vse-zemnie-tela-na-kolenyah-pered-neyu.html
monopolisticheskaya-deyatelnost-i-nedobrosovestnaya-konkurenciya.html
monopolisticheskij-rinok-harakterizuetsya-materiali-dlya-srs-srsp-po-discipline-mikroekonomika-specialnosti-5v05090-finansi.html
monopoliya-otkladivaetsya-vzglyad-httpwwwvzglyadru-23082006-00000-boris-grizlov-monitoring-smi-24-avgusta-2006-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatiya-klass-1a-data.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshie-svedeniya-o-kafedre-biologii-gou-vpo-mgmsu-roszdrava-akademicheskij-kalendar-studenta-ii-kursa.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-okazaniya-municipalnih-uslug-oformlenie-programmi-deyatelnosti-organizacii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-dovoennoe-sovetskoe-obshestvo-kurs-sovetskoj-istorii-1917-1940-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-sokolov-a-k.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/puteshestviya-naturalista-kollekciya-multimedijnih-izdanij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-programma-poppera-protiv-iseledovatelskoj-programmi-kuna-prilozhenie-popper-falsifikacionizm-i-tezis-kuajna-dyugema-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-temi-seminarskih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080115-tamozhennoe-delo-moskva-2008.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicionnaya-sistema-zhizneobespecheniya-stranica-14.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-discipline-metodi-i-metodika-otbora-i-nabora-personala-specialnost-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problema-insajta-i-podhod-k-ego-izucheniyu-v-geshtaltpsihologii.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-otvetstvennosti-vozlozhili-na-detej-respubliki-komi-respublikanskij-informacionnij-centr-ocenki-kachestva-obrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/problemi-adresacii-v-seti-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti-220100.html
  • tasks.bystrickaya.ru/116trebovaniya-bezopasnosti-tehnicheskoe-zadanie-na-sozdanie-sistemi-oglavlenie.html
  • college.bystrickaya.ru/100-volshebnij-magazin-ya-moreno-trening-bolee-100-igr-uprazhnenij-i-etyudov-kotorie-pomogut-vam-stat-pervoklassnim-akterom.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-1-toma-1-i-2-stranica-58.html
  • abstract.bystrickaya.ru/32formirovanie-byudzhetnoj-otchetnosti-zadachi-deyatelnosti-federalnogo-kaznachejstva-4-pokazateli-deyatelnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/radost-tvorchestva-lyudmila-shaposhnikova.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-17-ponyatie-o-pdk-zagryaznyayushih-veshestv-rekomendacii-po-tema-razlichnie-situacii-v-zhiznedeyatelnosti-cheloveka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kmettk-emes-jimdardi-derekorin-aliptastiru-turali-zhalpi-aparat.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-filosofii-religii-v-russkoj-religioznoj-filosofii.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-ob-ispolnenii-plana-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-novosibirska-na-2010-god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svodnie-dannie-mezhdunarodnih-meropriyatij-v-oblasti-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-na-200-8-2010-gg-stranica-16.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-oglavlenie-stranica-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bolezn-legionerov-1-mesto-mikrobiologii-i-immunologii-v-sovremennoj-medicine-rol-mikrobiologii-i-immunologii.html
  • student.bystrickaya.ru/-trudi-kubgtu-3-glava-obsheteoreticheskie-voprosi-yazikovoj-konceptualizacii-duhovnoj-zhizni-obshestva-ponyatijno-terminologicheskij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vichislenie-hesh-funkcij-vdannom-kurse-izlozheni-teoreticheskie-osnovi-kriptografii-i-voprosi-setevoj-bezopasnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-zolotie-chasi.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervaya-ot-grazhdanina-k-poddannomu-m-shtaerman-stranica-18.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudebnij-poryadok-razresheniya-individualnih-trudovih-sporov-chast-12.html
  • education.bystrickaya.ru/3-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-s-pikulina-razrabotchik-prepodavatel-gobu-npo-vo-pl-7-g-voronezha-baranov-d-a.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-kbgsha-im-v-m-kokova-na-ocherednoj-uchebnij-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/23-obrazovanie-i-obuchenie-referenten-material.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-rechevaya-kultura-lichnosti-dlya-specialnosti-033200-inostrannij-yazik-utverzhden-na-zasedanii-kafedri.html
  • klass.bystrickaya.ru/8-resertifikaciya-smk-nacionalnij-standart-rossijskoj-federacii-sistema-sertifikacii-gost-r-registr-sistem-kachestva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.