.RU

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ - Тезисы докладов



^ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

М.В. Киселева

Костромской государственный технологический университет


В настоящее время некоторые вузы заявляют о том, что не будут принимать абитуриентов на заочное отделение, т.к. такой формат не позволяет вузу качественно учить будущих профессионалов. Руководители других вузов парируют, что жалобы на низкое качество «заочки» неубедительны: качество зависит в первую очередь от самого вуза. Чтобы принимать решения, необходимо обладать полной информацией о качестве подготовки. С одной стороны, такую информацию предоставляют статистические данные по таким показателям, как успеваемость на факультете, результативность защит дипломных проектов и других итоговых испытаний. С другой стороны, в обязательном порядке необходимо знать мнение потребителей образовательных услуг, степень их удовлетворенности учебным процессом и всеми составляющими его аспектами. Только сопоставление данных из разных источников, информации, основанной на объективных фактах, позволит руководству вуза и факультета делать выводы и принимать обоснованные решения.

В настоящее время на заочном факультете КГТУ обучается более тысячи студентов. С целью оценки качества подготовки студентов-заочников, выявления их удовлетворенности качеством образовательных услуг нашего вуза, а также совершенствования организации заочного обучения в КГТУ (приказ ректора № 783-А от 27.12.2010 г.) отделом мониторинга и менеджмента качества образования (ОММКО) было организовано и проведено анкетирование студентов заочной формы обучения. В ОММКО была разработана «Анкета студента-заочника», составлен и утвержден график анкетирования, определен перечень специальностей и курсов, студенты которых выскажут мнение, наиболее интересующее заочный деканат.

Анкетирование осуществлялось посредством выхода сотрудника ОММКО в учебные аудитории и раздачи анкет студентам-заочникам. Последующий этап заключался в ручном вводе всей информации из анкет в компьютерную программу «Качество вузовской жизни» и последующей статистической обработке этих данных. По результатам, полученным в ходе анкетирования, подготовлен отчет «Студент-заочник КГТУ – 2011», содержащий всю необходимую информацию, выводы и рекомендации.

В опросе студентов-заочников приняли участие 525 респондента, распределение по специальностям представлено в таблице.

Треть выборки составили студенты-заочники четвертого курса, примерно около трети респондентов – пятикурсники, чуть больше четверти – это заочники третьего курса, студенты второго курса составили меньшую долю – 14%. Оценить качество подготовки по заочной форме обучения в полной мере смогут именно старшекурсники, поэтому небольшое представительство обучающихся второго курса существенно не повлияет на общую картину.

Таблица

Распределение участников анкетирования студентов заочного факультета

Специальность

Количество

респондентов, чел.

030501 «Юриспруденция»

99

030501 «Юриспруденция» (второе высшее)

62

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

67

080502 «Экономика и управление на предприятии»

99

080504 «Государственное и муниципальное управление»

87

250403 «Технология деревообработки»

60

260901 «Технология швейных изделий»

51

Итого

525


Анкетирование позволило выявить:

– удовлетворенность студентов-заочников организацией учебного процесса;

– удовлетворенность респондентов содержанием заочного образования;

– соответствие образования на заочном факультете ожиданиям обучающихся;

– состояние методического обеспечения учебного процесса;

– мотивацию студентов-заочников к обучению;

– мнение участников анкетирования о дистанционном обучении;

– предложения и пожелания студентов заочной формы обучения по повышению качества образования в вузе.


УДК 378.14

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ НА ЗАОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

А.И. Шулятьев, В.В. Лапшин

Костромской государственный технологический университет


Начиная с 2011 г., заочный факультет переходит на обучение студентов по уровневой системе подготовки. Этому предшествовала большая подготовительная работа. Она в основном состояла в переработке учебных планов очных факультетов к условиям заочной формы обучения. За подготовительный период были разработаны планы по пяти технологическим направлениям, трем экономическим и по юриспруденции.

При подготовке бакалавров по заочной форме обучения срок освоения основных образовательных программ увеличен, по сравнению с очниками, на один год. Это было вызвано тем, что Постановлением Правительства РФ №71 от 14.02.2008 г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» рекомендовано, что максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при освоении ООП по заочной форме обучения не должен превышать двухсот академических часов. Кроме того, переход на подготовку бакалавров по сравнению с подготовкой специалистов подразумевает значительное сокращение учебной нагрузки. Однако большинство разработчиков ООП увеличили количество изучаемых предметов. И теперь, чтобы срок обучения составлял не более пяти лет, на заочном факультете измена учебная нагрузка: установочные лекции сокращены с четырех до двух часов, лабораторных работ не может быть больше восьми часов в семестр по предмету. На некоторых направлениях количество лекционных часов тоже сокращено. Все это накладывает большую ответственность на кафедры по организации и контролю самостоятельной работы студентов.

Сокращенная форма обучения на базе среднего профессионального и высшего образования по срокам подготовки не претерпела изменения. Мы не преследовали цель сократить период подготовки бакалавров по сравнению со специалистами, но зато у нас появилась возможность добавить аудиторные часы на ряд дисциплин.


УДК 378.14.51

^ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

НА ЗАОЧНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА БАКАЛАВРИАТ

Т.А. Андревкина, О.В. Назарова

Костромской государственный технологический университет


Реализация ООП в заочной форме обучения требует серьезной и тщательной перестройки организации учебного процесса при изучении математических дисциплин. До перехода на уровневую систему обучение проводилось следующим образом: во время экзаменационной сессии студентам излагался материал, по которому они должны сдавать экзамен, проводилась консультация. После экзамена читалась установочная лекция (4 ч). При таком графике обучения у студентов были определенные трудности в изучении теоретического материала и выполнении контрольных работ в течение семестра. При переходе на бакалавриат кафедра изменила организацию учебного процесса студентов первого курса заочного факультета по всем математическим дисциплинам (одобрены на заседании кафедры 29.06.2011 г.).

1. Вместо запланированных 6 ч установочных лекций предусмотрено 12 ч за счет числа часов последнего семестра.

2. При составлении расписания каждой экзаменационной сессии отводится 4 ч на консультацию перед экзаменом, затем экзамен и потом установочные лекции из нормативного числа часов.

Такая система помогает бакалавру-заочнику в течение семестра готовиться к экзамену и самостоятельно выполнять контрольные работы. Так уже несколько лет работают некоторые преподаватели кафедры: Т.А. Андревкина, Т.А. Чебунькина, А.А. Каминская. Студенты восприняли новшество положительно.

На кафедре математики организованы еженедельные консультации для студентов-заочников в удобное для них время.

С переходом на уровневую систему ВПО преподаватели кафедры провели большую работу по модернизации учебно-методических пособий и написанию новых для бакалавров первого курса. В пособиях представлены рабочая программа дисциплины, контрольные задания с распределением материала по семестрам, методические указания к решению задач и приложения. Изданы пособия: «Математика. Часть 1» – для бакалавров-заочников первого курса направлений «Товароведение», «Технология и проектирование текстильных изделий», «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», «Технология художественной обработки материалов»; «Математический анализ» – для бакалавров-заочников первого курса направления «Экономика».

У студентов-заочников всех направлений большим спросом пользуется «Практикум по высшей математике», написанный преподавателем кафедры. В настоящее время кафедра высшей математики продолжает интенсивно работать по обеспечению методическими пособиями бакалавров заочного факультета. Умело организованная работа со студентами является важным фактором их успешного обучения в вузе.


УДК 9:378.147

О пРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЯ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ

^ И ДЕРЕВОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ»

В.В. Шелепов

Костромской государственный технологический университет


Согласно вновь разрабатываемому учебному плану для обучения бакалавров по профилю подготовки 250401 «Лесоинженерное дело» и 250403 «Технология деревообработки» вводится новая дисциплина «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств». Дисциплина закреплена за кафедрой ЛИД и должна преподаваться студентам в первом и втором семестрах. С учетом этого перед кафедрой возникла достаточно сложная задача по разработке методики преподавания указанной дисциплины, которая позволила бы в сжатые сроки обучить студентов по этим двум принципиально разным направлениям профессиональной подготовки.

Прежде всего, при разработке курса дисциплины составитель программы исходил из того, что данная дисциплина является первой в списке специальных дисциплин, формирующих деловые качества будущего специалиста. Далее следовало учитывать, что большинство студентов плохо знакомы (или почти не знакомы) со спецификой лесной и деревообрабатывающей промышленности, плохо владеют специальной терминологией и зачастую никогда не встречались с современной лесозаготовительной техникой и перспективным деревообрабатывающим оборудованием.

Поэтому в преподавании дисциплины особое внимание следует уделять наглядности изучаемого материала. Это должно достигаться показом видеофильмов, использованием Интернета и организацией экскурсий на действующие предприятия.

Рабочая программа дисциплины составлена с учетом реального технологического процесса операций по заготовке, обработке и переработке древесины.

Каждое практическое занятие обязательно завершается коллективным обсуждением перспектив совершенствования изучаемого процесса. По материалам экскурсий рекомендуется оформление коллективного отчета с приложением схем, рисунков и фотографий.

УДК 378.14

^ ОПТИМИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ПОДГОТОВКИ

БАКАЛАВРОВ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СОКРАЩЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

И.Ю. Белова

Ивановская государственная текстильная академия


Актуальность использования сокращенных образовательных программ подготовки бакалавров ВПО в системе предоставления образовательных услуг заочной (очно-заочной) формы обучения, реализуемых вузами, не вызывает сомнений, т.к. такая форма получения высшего образования востребована, прежде всего, среди выпускников СПО, работающих по специальности и ориентированных на непрерывный образовательный процесс в системе «Техникум (Колледж) – Вуз».

Рабочий учебный план (РУП) для студентов, обучающихся по сокращенным образовательным программам (СОП), должен разрабатываться с учетом предшествующего уровня профессионального (среднего профессионального) образования обучающегося. Сроки обучения могут быть сокращены за счет аттестации отдельных видов учебной деятельности: аттестации практики (учебной, производственной); аттестации гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (модулей), а также частей дисциплин (модулей) или в целом отдельных естественно-научных, общепрофессиональных и профессиональных дисциплин (модулей).

Трудоемкость основной СОП бакалавриата за весь период обучения с учетом трудоемкости аттестованных дисциплин (модулей), практик должна соответствовать трудоемкости в зачетных единицах, определенных ФГОС по соответствующему направлению бакалавриата, т.е. 240 зач. ед. Зачетная единица на сегодняшний день остается единицей измерения трудоемкости учебных курсов и дисциплин, т.е. студент накапливает эти единицы, посещая аудиторные занятия (лекции, лабораторные работы, практические занятия), выполняя контрольные работы, курсовые работы и проекты, решая (выполняя) задания текущего (семестрового) компьютерного контроля по отдельным темам изучаемой дисциплины и т.д. Однако сам принцип распределения этих единиц между компонентами образовательной программы нормативными документами не определен и не регламентирован, в соответствии с чем сама система освоения ВПО в сокращенные сроки при формальном подходе к формированию РУП не только не обеспечит качество образования, но может превратить сам процесс получения высшего образования в профанацию.

На заседание секции научно-методической конференции будет представлена методика формирования РУП для студентов, осваивающих программы ВПО в сокращенные сроки, обеспечивающая требуемый уровень качества подготовки выпускников.


УДК 374.72 (430)

^ ЛЕТНЯЯ ШКОЛА КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА С ЗАРУБЕЖНЫМИ ВУЗАМИ

Н.Н. Новикова

Костромской государственный технологический университет


Программа перехода на уровневую систему ВПО в России нацелена на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, на развитие экспорта российских образовательных услуг, на признание дипломов российских вузов в странах Европы. Для решения этих задач необходимо тесное сотрудничество с зарубежными вузами, примером которого можно назвать организацию летних языковых школ при поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD).

В 2010 г. в КГТУ работала летняя школа экономики. Занятия проводились немецкими профессорами Южновестфальского вуза.

Цель проведения занятий – активизировать студенческий обмен между вузами в рамках соглашения по подготовке бакалавров по направлению «Техническая экономика и организация производства».

Целевая группа – студенты и аспиранты КГТУ, КГУ, выпускники Президентской программы, сотрудники костромских предприятий, преподаватели немецкого языка и экономических дисциплин КГТУ и др.

В рамках занятий обучающиеся слушали лекции, участвовали в семинарах и деловых играх. Основные темы занятий затрагивали вопросы защиты промышленных прав, лицензионных договоров, системы сбыта, выбора поставщиков, выработку маркетинговых мероприятий и др. Летняя школа помогла решить одновременно несколько задач:

Кроме летних языковых школ, DAAD и Немецкий культурный центр им. Гете предлагают организацию конференций в России на немецком языке, летние вузовские курсы для студентов, аспирантов, ученых в Германии (по разным специальностям), работу лекторов и мультипликаторов.


УДК 378

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ОЛИМПИАДЫ

«КОСТРОМА – СОЧИ-2014» НА АДАПТАЦИОННЫХ СБОРАХ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА ГУМАНИТАРНОГО ФАКУЛЬТЕТА КГТУ

С.В. Кононов 

Костромской государственный технологический университет


Целью проведения олимпиады «Кострома – Сочи-2014», культурно-массового, спортивного мероприятия, на адаптационных сборах студентов гуманитарного факультета являлась, в первую очередь, не демонстрация силы, ловкости, выносливости и достижение высоких результатов, как на обычных спортивных состязаниях, а попытка привлечь молодое поколение к формированию устойчивых мотивов и потребностей в здоровом образе жизни и активной деятельности на благо и в интересах коллектива и общества в целом. Одна из задач данного мероприятия выражалась в выработке корпоративной культуры студентов-первокурсников – важнейшей составляющей воспитательного процесса в вузе.

Методика проведения Олимпиады состоит в следующем. Все студенты были разбиты на три команды по 10 человек, в каждой из которых был выбран капитан, а из числа преподавателей назначена судейская бригада. Олимпиада проводилась по 12 видам, каждый из которых подразумевал командные действия в виде эстафеты, состоящей из нескольких этапов. Каждый вид имел условный бренд, который своим названием уже мотивировал спортивный интерес и интригу у участников соревнований. Кратко остановимся на содержании культурно-массового мероприятия:

– «Официант» – бег с ракеткой для настольного тенниса, на которой должен находиться теннисный шарик;

– «Парный патруль» – передвижение двух участников, соединенных между собой гимнастическим мячом без использования рук;

– «Переноска раненого» – передвижение трех участников, один из которых находится в беспомощном состоянии на руках у двух других;

– «Скакалка» – бег вприпрыжку с использованием скакалки;

– «Обруч-магнит» – бег капитана команды с обручем, к которому поочерёдно присоединяется от первого до последнего участника;

– «Обруч-колесо» – бег с качением обруча рукой перед собой;

– «Обруч-волчок – кручение обруча вокруг талии;

– «Прыжок кенгуру» – передвижение в мешке при помощи прыжков;

– «Мяч-рука» – передвижение змейкой с ударением рукой мяча о землю;

– «Мяч-нога» – передвижение змейкой с ведением мяча ногой;

– «Удар кобры» – 11-метровый удар ногой девушки по мячу в створ футбольных ворот с середины футбольного поля;

– «Тачка» – передвижение двух участников, один из которых идет на руках, а другой держит его за ноги.

Апогеем заключительной части данного спортивно-массового мероприятия под бурный смех, крики и аплодисменты был конкурс по перетягиванию каната, в котором уже достаточно уставшие, но не потерявшие интерес к здоровому соперничеству участники каждой команды пытались объединить общие усилия, чтобы перетянуть на свою сторону команду соперников.

По окончании Олимпиады судейской бригадой подводились итоги, и если в каждом из видов состязаний были названы победители и проигравшие, то в целом победили дружба, взаимовыручка, отличное настроение и сила духа.


УДК 378.14

^ ОБУЧЕНИЕ НА ОТДЕЛЕНИИ ЛЕСОВОДСТВА

В ТЕХНИЧЕСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ЦЮРИХА

Э. Шиллигер

Федеральная высшая техническая школа (г. Цюрих, Швейцария)


Целью обучения на отделении лесоводства в Федеральной высшей технической школе г. Цюриха является обширное академическое образование специалистов в области лесного хозяйства, древесины, а также охраны природы, заповедников и природных памятников с солидными знаниями в областях естествознания, инженерных и общественных наук. Обучение завершается выдачей диплома инженера лесного хозяйства.

Обучение лесоводству изначально развивает способность к решению проблем с помощью научных методов. Основу образует солидное, обширное специальное образование с основным упором на фундаментальные знания основ и методов. Должны быть развиты способность к самостоятельному обучению, креативность и личная инициатива. По возможности необходимо содействовать также важным неспециальным квалификациям (например, социальная и личная компетенция).

Обучение длится в целом 9 семестров. Зимние и летние семестры длятся по 14 недель, максимум по 30 предписанным или рекомендованным контактным часам в неделю.

Изучение основных предметов происходит в первых четырех семестрах с преддипломным экзаменом после второго и четвертого семестра. Особое внимание уделяется математическим и естественно-научным знаниям (≈67%), в то время как на инженерные знания отводится 13%, на духовно-научные и социально-научные знания 16% и блочный курс I (справочное планирование) 4%. Примерно половина изучения основ происходит вместе со студентами других отделений и проводится преподавателями других отделений. В конце четвертого семестра двухнедельный блочный курс вводит в проектную работу, при этом в форме исследования разрабатывается конкретная междисциплинарная постановка проблемы.

Обучение специальности охватывает с пятого по восьмой семестры и состоит из профилирующих предметов, предметов углубленного изучения и факультативных предметов. Профилирующие предметы – это предметы, которые имеют особое значение для специфически лесного образования. В седьмом и восьмом семестрах студенты выбирают одну из пяти областей углубленного изучения, чтобы уметь решать актуальные проблемы, особенно при помощи соответствующих научных методов и исследований. Один квартал обучения специальности отводится под факультативные предметы. На выбор предлагается множество учебных мероприятий отделения лесоводства и смежных дисциплин, а также широкая палитра из всего ассортимента высшей технической школы и в случае необходимости других институтов. В конце шестого семестра в двухнедельном междисциплинарном блочном курсе происходит изучение лесного производственного планирования. В девятом семестре после сдачи заключительного экзамена на получение диплома разрабатывается дипломная работа. Сбор данных можно начать еще раньше, если этого требует тема.


УДК 378

^ «АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА» – ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП НЕМЕЦКИХ ВУЗОВ

Г.А. Зленко

Костромской государственный технологический университет


Современная немецкая система высшего образования весьма отличается от российской. Один из базовых принципов организации высшей школы в Германии – «академическая свобода». Не только сами немецкие вузы являются автономными образованиями, но и каждому члену вузовского сообщества предоставлена свобода и самостоятельность.

В Германии не существует жесткой системы обучения в обязательном порядке. Студент немецкого вуза не посещает занятий вместе со своими «сокурсниками» (такого понятия в Германии вообще нет), но должен сам, выбрав определенную специальность и соответствующую учебную программу, организовать свой учебный план и свое время в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к обучающимся по данной программе. Студенты могут в более или менее произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики, находить время для подработок и т.д.

Учебные занятия в университетах Германии отличаются разнообразием. Так, существуют просеминары, основные семинары, блок-семинары, коллоквиумы, лекции и туториумы. Как правило, на младших курсах преобладают просеминары, в ходе которых даются начальные знания по предметам, а углубляют эти знания уже на основных семинарах на курсах постарше. Время от времени устраиваются блок-семинары – 6–8 лекций, которые преподаватель читает блоком, т.е. по 4 ч в день 3-4 дня подряд, с перерывом в неделю.

Степень бакалавра в Германии присваивается после завершения шести или семи семестров в зависимости от выбранного университета и специальности. Обучение на бакалавра предусматривает широкую общенаучную подготовку. После получения степени бакалавра студенты начинают работать или продолжают обучение в магистратуре до получения степени мастера.


УДК 378.14

^ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГЕРМАНИИ

В.А. Садов

Костромской государственный технологический университет

Э. Дзиерцковски

Торгово-промышленная палата г. Хагена (Германия)


Костромской государственный технологический университет, Южновестфальский вуз, торгово-промышленная палата г. Хагена и ремесленная палата г. Мюнстера имеют прочные связи в области совместной подготовки специалистов для предприятий машиностроительной отрасли, которые продолжаются уже более 10 лет. С точки зрения немецких коллег, занимающихся обучением студентов, хорошего специалиста нельзя подготовить только в стенах вуза, студент должен знать производство и уметь решать конкретные практические задачи, еще находясь на студенческой скамье. Основная задача вуза – обеспечить практическое решение фундаментальными знаниями, которые позволят получить оптимальный результат.

Следует отметить, что глобализация ставит перед молодым специалистом, желающим иметь достойное рабочее место, задачи кооперирования с различными предприятиями в различных странах и разделения труда. Для этого предприятия торгово-промышленной палаты г. Хагена и ремесленной палаты г. Мюнстера предоставляют возможность студентам механического факультета КГТУ пройти практику на машиностроительных предприятиях малого и среднего бизнеса. Продолжительность практики составляет от трех до шести месяцев. За это время практикант осваивает производство, начиная с рабочего и заканчивая работой в конструкторском или технологическом бюро. Кроме того, студенты знакомятся с условиями снабжения предприятия необходимыми материалами и порядком сбыта готового продукта. Для организации такой практики необходимы знания не только в сфере профессионального обучения, но и хорошие знания иностранного языка, как правило, немецкого, лучше, если студент будет знать немецкий и английский, т.к. в конструкторском или технологическом бюро много технических материалов представлено на английском языке. Следует отметить, что немецкие студенты очень часто проходят практику на предприятиях стран Евросоюза (Франция, Испания, Бельгия, Италия, Нидерланды и др.)

В КГТУ организована дополнительная подготовка по изучению немецкого языка. Опыт показывает, что студенты могут освоить программу немецкого языка, которая позволяет им достойно пройти практику в Германии. Профессиональная и специальная подготовка наших студентов соответствует требованиям, предъявляемым предприятиями для прохождения практики. Южновестфальский вуз помогает студентам в выборе предстоящих технико-экономических заданий для практики.

Наилучшими результатами практической подготовки являются заключительные работы, представляющие часть дипломного проекта студента.

УДК 378.14

^ РАБОТА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫХ СТУДЕНЧЕСКИХ ТАНДЕМОВ

В ПРОИЗВОДСТВЕ – ПУТЬ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

К. Фляйшер

Южновестфальский вуз (г. Хаген, Германия)

В.А. Садов

Костромской государственный технологический университет


Костромской государственный технологический университет и Южновестфальский вуз работают в тесном сотрудничестве уже более 10 лет. За этот период была осуществлена практическая стажировка студентов и преподавателей КГТУ в Южновестфальском вузе, проводится обучение студентов механического факультета по немецким образовательным программам в сфере организации машиностроительного производства, организуются занятия в летний период силами немецких преподавателей, а также практики на машиностроительных фирмах Германии.

Для повышения качества профессиональных знаний, необходимых выпускнику вуза, большое внимание должно уделяться решению практических задач, которые ставит производство.

Следует отметить, что в настоящее время сильно развиты тенденции международного кооперирования в сфере производства. В этих условиях необходимо учитывать особенности производства и сбыта продукта в различных странах. Южновестфальским вузом совместно с торгово-промышленной палатой г. Хагена разрабатывается программа совместного практического обучения студентов на предприятиях региона городов Хагена, Дортмунда и Изерлона. Для этого создаются команды, каждая из которых состоит из двух студентов, представляющих КГТУ и Южновестфальский вуз. В течение двух недель эти команды изучают производство какой-либо фирмы в Германии (процессы, их эффективность, энерговооруженность, сбыт и т.п.) и затем дают заключение о состоянии и перспективах развития предприятия. Такое обсуждение должно осуществляться в виде конференции или семинара в присутствии представителей производства.

По истечении некоторого промежутка времени (до полугода) эти же команды осуществляют такой же аудит на промышленных предприятиях Костромской области и делают такое же заключение о состоянии производства с возможными рекомендациями на перспективу. Выполнение работы курируется преподавателями двух вузов.

Работа таких команд, а также выводы, сделанные ими, позволят увидеть особенности и условия производства и наметить некоторые перспективы его развития с учетом новых взглядов. Это повысит качество подготовки студентов и предоставит им новые возможности для профессионального роста.


УДК 378.14

^ ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ –

НАИЛУЧШАЯ ПОДГОТОВКА ИХ БУДУЩЕЙ КАРЬЕРЫ

В. Хуг

Южновестфальский вуз (г. Хаген, Германия)


Практика исследовательской работы студентов, а также ее постановка отличаются комплексными и многообразными технико-экономическими взаимосвязями проблемы. Поэтому все преподаватели, которые ставят перед собой задачу подготовки студента для практической деятельности, имеют такие же проблемы при постановке исследовательской работы.

Основным для НИРС является намерение предложить комплексное положение вещей и комплексную постановку практической проблемы, имеющей место в конкретном случае. Это позволит побудить студента к самостоятельной работе. Кроме того, изучение конкретного примера из практики дает импульс для получения новых знаний, позволяющих восполнить информационные пробелы и лучше изучить проблему. Начинающие инженеры (выпускники вуза) не должны играть пассивную роль. Они должны учиться действовать как самостоятельный и ответственный за дело работник предприятия.

Целевыми установками исследовательской работы являются: изучение взаимосвязей комплексной ситуации, повышение прозрачности процесса принятия решения, повышения качества решений, сокращение времени для выработки решения, учет приемлемости встречных решений и быстрое преобразование решения в мероприятия по управлению внедрения (менеджменту).

Исследовательская работа должна отображать конкретную производственную ситуацию, которая представлена посредством определенных фактов и суждений, на основе которых должно получиться решение. Необходимо формулировать ограничения рассматриваемого примера. Изучаемый вопрос должен быть образцово наглядным, отображать реальную ситуацию, ориентированную на практическую деятельность.

Задачами для обучаемых являются: анализ примера и содержащихся в нем проблем, анализ предоставленной информации, разработка и оценка альтернативных предложений решения проблем и критическое отражение найденного решения.

Мотивацией для исследовательской работы студентов выступает качественная подготовка их будущей профессиональной карьеры. Это проявляется в следующем:

– исследование практического примера – это интересная и выгодная возможность обучения;

– исследования случая требуют другого способа подхода к образовательному процессу, чем обычная постановка задачи или семинарская работа;

– каждый пример может иметь большее значение, чем просто правильное решение, исходя из того, как определена проблема и какие приемы могут быть использованы для ее решения;

– студентам требуется больше времени, чтобы выработать решение или подготовить обсуждение на семинарском занятии;

– затраченное время инвестируется в целеустремленную подготовку будущей трудовой деятельности студента, в приобретение опыта принятия решения в повседневных ситуациях и в изучение методов и способов воплощения решений;

– будущий успех в профессии – это хорошее вознаграждение за трудоемкую подготовку.


УДК 378.14

^ СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЮЖНОВЕСТФАЛЬСКИМ ВУЗОМ И КОСТРОМСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ

К. Фляйшер

Южновестфальский вуз (г. Хаген, Германия)


В работе представлены проекты обучения студентов КГТУ по программам, разработанным Южновестфальским вузом. Эти проекты включают подготовку студентов для выполнения заключительных выпускных работ в Южновестфальском вузе, организацию летних школ в КГТУ, исследовательскую работу в студенческом немецко-русском тандеме.


^ GEMEINSAME AUSBILDUND DER FACHHOCHSCHULE SÜDWESTFALEN UND DER STAATLICHEN TECHNOLOGISCHEN UNIVERSITÄT KOSTROMA

K. Fleischer

Fachhochschule Südwestfalen (Standort Hagen, Deutschland)


Zwischen der Staatlichen Technologischen Universität Kostroma und der Fachhochschule Südwestfalen besteht seit mehr als 10 Jahren eine intensive Hochschulpartnerschaft mit dem vorrangigen Ziel des Studierendenaustausches.

Die Fachhochschule Südwestfalen ist in dem bevölkerungsreichsten Bundesland Nordrhein-Westfalen in einer Region Deutschlands mit überdurchschnittlich vielen mittelständischen Industrieunternehmen beheimatet. Entsprechend praxisorientiert ist die Ausbildung. Kleine Studiengruppen und persönliche Betreuung, das ist das Erfolgsrezept der Fachhochschule Südwestfalen. Die Fachhochschule Südwestfalen verfügt über eine hervorragende Ausstattung und moderne und zukunftsweisende Studien- und Forschungsschwerpunkte.

Die Fachhochschule Südwestfalen bildet hoch qualifizierte Fach- und Führungskräfte in den Bereichen Ingenieurwissenschaften, Naturwissenschaften, Informationstechnik, Betriebswirtschaft und Agrarwirtschaft aus. Nicht allein das Renommee, das bereits die Vorgängerinstitutionen genossen, macht erfolgreiche Absolventen und Absolventinnen. Ein enges Netzwerk mit Kooperationspartnern aus Wirtschaft, Verbänden und Institutionen schafft erfreuliche Perspektiven für einen erfolgreichen Start ins Berufsleben und einen glücklichen Lebensweg.

Neben regelmäßigem Studierendenaustausch kooperieren die Fachhochschule Südwestfalen und die Staatliche Technologische Universität Kostroma in vielen Bereichen. So wurde beispielsweise in 2008 an der Staatlichen Technologischen Universität Kostroma die Vertiefungsrichtung „Technische Betriebswirtschaft/Wirtschaftsingenieurwesen“ mit Unterstützung der Fachhochschule Südwestfalen eingeführt. Die Fachhochschule Südwestfalen hat die Staatliche Universität Kostroma bei der Erstellung des zugehörigen Curriculums beraten und Lerneinheiten aus Verbundstudiengängen bereitgestellt.

Auf dieser Basis wurde als weitere Maßnahme des gegenseitigen Austausches in 2010 eine „Summer School“ an der Universität Kostroma durch deutsche Hochschullehrer zum Thema „Handel mit der EU“ durchgeführt. Durch die in deutscher Sprache angebotenen betriebswirtschaftlichen und rechtswissenschaftlichen Lehrveranstaltungen wurden bei den russischen Studierenden vorhandene Hemmschwellen im Hinblick auf den Besuch fremdsprachlicher Lehrveranstaltungen abgebaut. Damit konnte der mit der Hochschulpartnerschaft angestrebte und im Bereich der Diplom- bzw. Bachelorstudiengänge bestehende Studierendenaustausch für den Bereich der relativ jungen Masterstudiengänge des Fachbereichs Technische Betriebswirtschaft der Fachhochschule Südwestfalen aktiviert werden.

Für den Sommer 2012 ist derzeit eine Summer School zum Thema „Qualitätsmanagement und Six Sigma“ geplant. Die geplante Summer School soll die bestehenden Unterrichtsschwerpunkte der neugegründeten Vertiefungsrichtung „Qualitätsmanagement“ an der Staatlichen Technologischen Universität Kostroma in wesentlichen Teilen ergänzen und den russischen Studierenden ein tiefer Einblick in die europäische Sicht des Qualitätsmanagements, die dazugehörige Managementphilosophie und die Prozessoptimierung mittels Six Sigma ermöglichen. Es sollen dabei vor allem Studierende angesprochen werden, die sich für ein weiterführendes Masterstudium in Deutschland an der Fachhochschule Südwestfalen interessieren und im Rahmen der Summer School einen ersten Eindruck von den Dozenten und in die internationale Ausbildung gewinnen wollen.

Weitere Projekte, die für die Zukunft geplant sind und der gemeinsamen Ausbildung dienen, sind die Einrichtung sogenannter „Wissenschafts-Tandems“.

Dazu sollen während eines 20-tägigen Aufenthaltes von acht russischen Nachwuchswissenschaftlern mit guten deutschen Sprachkenntnissen und zwei Professoren in Deutschland sogenannte „Wissenschafts-Tandems“ aus je einem russischen und einem deutschen Nachwuchswissenschaftler gebildet werden. Diese „Tandems“ führen in deutschen Industrieunternehmen anwendungsorientierte betriebswirtschaftliche und ingenieurwissenschaftliche Verbesserungsprojekte z.B. zur Prozessfähigkeitssteigerung/Ausschussminimierung oder Energieeffizienzsteigerung in der Produktion durch.

Die besten Projektergebnisse sollen am Ende des Aufenthalts im Rahmen eines Kolloquiums mit lokalen Partnern vorgestellt werden. Durch diese Öffentlichkeitsarbeit sollen Kooperationsmöglichkeiten russischer und deutscher Hochschulen und Unternehmen einem breiten Publikum vorgestellt werden und somit als Multiplikator für weitere Kooperationsprojekte dienen.

Im zweiten Schritt sollen dann die deutschen Nachwuchswissenschaftler mit Hilfe ihrer russischer „Tandem-Partner“ in russischen Industrieunternehmen ebenfalls 20 Tage lang Verbesserungsprojekte durchführen. Die wesentlichen Projektergebnisse und weitere Kooperationsmöglichkeiten werden anschließend ebenfalls im Rahmen eines Kolloquiums auf russischer Seite vorgestellt.

Der Vorteil der deutsch-russischen „Wissenschafts-Tandems“ liegt darin, dass eventuell vorhandene Sprachbarrieren durch die lokalen Nachwuchswissenschaftler kompensiert werden können. Durch die intensive Zusammenarbeit der beiden Nachwuchswissenschaftler an einem gemeinsamen Projekt wird aber auch das Verständnis für das andere Land und damit eine lebendige Partnerschaft gefördert.


УДК 378

^ БЕЗ РУК НИКАКОЙ ПРОФЕССИИ: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

В РЕМЕСЛЕННОЙ ПАЛАТЕ ГОРОДА МЮНСТЕРА

Х. Айлинг

Ремесленная палата г. Мюнстера (Германия)


В работе рассмотрены проблемы подготовки молодых специалистов в условиях современной демографической ситуации в Германии. Доказывается необходимость повышения имиджа профессии, возможность интернационализации образования и организации совместной практической подготовки ремесленной палатой и вузом молодых специалистов для индустрии.


^ OHNE HÄNDE KEIN HANDWERK: FACHKRÄFTESICHERUNG

IM KAMMERBEZIRK MÜNSTER

Hermann Eiling

Handwerkskammer Münster


Von hundert Nachwuchskräften, die das Land benötigt, werden 35 nie geboren, wandern 10 aus und schaffen 15 keine

Berufsausbildung.

Gunnar Heinsohn (Sozialwissenschaftler)


Hände sind das wertvollste Kapital in einem Handwerksbetrieb. Oder genauer gesagt: Hände, die wissen, was sie tun. Und deshalb sollen junge Menschen mit Köpfchen auch in Zukunft ihren Weg in Handwerksbetriebe finden, sich dort ausbilden lassen und als Fachkräfte die Basis der Unternehmen sichern.

Der Wettbewerb um die jungen Fachkräfte wird angesichts der demographischen Entwicklung und der damit zurückgehenden Schülerzahlen in Deutschland immer intensiver. Allein im Kammerbezirk Münster werden 2019 etwa 16,5% weniger Absolventen die Schule verlassen als noch 2009. Gleichzeitig nimmt der Anteil der Abiturienten an der Gesamtzahl der Schüler zu. Diese entscheiden sich jedoch bisher nur in den seltensten Fällen für einen Beruf im Handwerk. Die demografische Entwicklung können auch die Handwerkskammern nicht bremsen. Aber sie können Interesse oder vielleicht sogar Begeisterung für das Handwerk wecken, damit sich mehr junge Menschen für eine berufliche Zukunft in diesem Wirtschaftsbereich entscheiden.

Um das Image des Handwerks in Deutschland grundlegend zu verbessern, wurde eine bundesweite Kampagne ins Leben gerufen. Mit deutschlandweiten und regionalen Aktionen werden Kundenorientierung, Innovationskraft, Größe und Vielfalt des Wirtschaftsbereichs in den Mittelpunkt gestellt, damit das Handwerk für potentielle Fachkräfte sichtbar und attraktiv wird.

Mit einem ganzen Bündel an Maßnahmen sichert die Handwerkskammer Münster (HWK Münster) darüber hinaus die hohe Ausbildungsintensität in ihrem Bezirk. Die Berufswahlorientierung wird beispielsweise unterstützt durch Aktionen wie „Abenteuer Werkstatt“. In Schnupperkursen können die Schüler unterschiedliche Gewerke kennenlernen. Die HWK Münster pflegt in Zusammenarbeit mit den regionalen Kreishandwerkerschaften außerdem systematisch mit verschiedenen Angeboten den Kontakt zu Schulen. Lehrern wird z.B. die Vielfalt des Handwerks auf Fortbildungen der Kammer vermittelt. Von Schulklassen wurde besonders gut die Ausstellung „Von Hand gemacht“ angenommen, die die Kammer entwickelt hat. In Interaktion mit den Besuchern stellen die Exponate jeweils einen Handwerksberuf dar.

Die Möglichkeit, einen Teil der Ausbildung in einem ausländischen Partnerbetrieb zu verbringen, eröffnet den Jugendlichen neue Perspektiven auf ihren Beruf und erhöht die vielfach von Betrieben nachgefragte interkulturelle Kompetenz. Die unter Mitwirkung der HWK Münster entwickelte Zusatzqualifikation zum „Europa-Assistenten“ kann während der Ausbildung erworben werden.

Einige Schulabgänger können nicht im regulären Ausbildungsmarkt untergebracht werden. Für Jugendliche, die nur schwer eine Lehrstelle im Betrieb finden können, bietet die HWK verschiedene Möglichkeiten der Einstiegsqualifizierung an. Der Übergang in eine reguläre Ausbildung wird durch die Vermittlung von Praktika durch die HWK oder durch die überbetriebliche Ausbildung in den Werkstätten des Bildungszentrums der Handwerkskammer (HBZ) erleichtert.

Zugleich will die HWK Münster auch die besonders leistungsfähigen Jugendlichen ansprechen. In enger Zusammenarbeit mit der Fachhochschule Münster bietet sie eigene höherwertige Bildungsangebote an, wie z.B. den Bachelorstudiengang „Bauen im Bestand“. Bewusst werden mit diesem Angebot neben Abiturienten auch Gesellen angesprochen. Den Studenten wird die Möglichkeit geboten, Theorie und handwerkliche Praxis zu verbinden und einen Hochschulabschluss zu erlangen. Die praktischen Ausbildungsinhalte werden zum größten Teil im HBZ vermittelt, die Prüfung wird vor der Fachhochschule Münster abgelegt. Damit reagiert die HWK Münster auf den erhöhten Bedarf der Bauwirtschaft nach qualifizierten Fachkräften für verschiedene Führungsebenen.

Die Sicherung von Fachkräften für das Handwerk ist eine langfristige Aufgabe, die wir bewältigen können, wenn wir die Weichen richtig stellen. Die Schaltpläne haben wir bereits entwickelt.


СЕКЦИЯ 7

^ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ


УДК 342

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

^ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.С. Колюхов

Костромской государственный технологический университет


В современных условиях учебный процесс на юридических факультетах должен иметь практическую направленность на всех его стадиях и во всех его аспектах. Перед профессорско-преподавательским составом и руководством юридических вузов ставятся задачи сформировать в вузе новые профессионально-образовательные, социально-образовательные, научно-исследовательские и управленческие практики. Выполнение задач по разработке практико-ориентированных образовательных стандартов в юриспруденции и формированию у обучающихся нетерпимости к коррупционному поведению и уважительного отношения к праву и закону требует, на наш взгляд, не только увеличения объема практической части основных образовательных программ, но и существенного пересмотра их содержания. Задача формирования профессиональной компетентности должна красной нитью проходить через все учебные дисциплины в юридическом образовании, но особое значение эта задача приобретает при прохождении студентом практики.

Во многих российских вузах, в том числе и в КГТУ, практикуется направление студентов-юристов в юридические клиники для прохождения учебной и производственной практик. В одних вузах юридические клиники действуют на правах структурных подразделений, в других – представляют собой направления деятельности. Однако юридическая клиника – это всегда форма обучения студентов практическим навыкам. В отечественной науке и практике обосновывается понимание юридической клиники как комплексной инновации в российском юридическом образовании.

Обучающая ролевая игра «Арбитражный процесс» по изучению арбитражного процесса позволяет реально ощутить себя в роли того или иного участника процесса. Суть заключается в том, что для участия приглашаются студенты, аспиранты, преподаватели, которые не знают и не будут знать в процессе реализации проекта, какое гражданское дело будет рассматриваться в арбитражном суде.

Данный проект проводится в несколько этапов. Каждый из приглашенных выбирает себе ту роль, которая ему ближе по изучаемой специальности (например, истец, ответчик, судья и т.д.). Далее со стороны руководителя настоящего проекта истцу (т.е. тому, кто согласится взять на себя такую роль) будет предоставлен проект искового заявления. Истец должен внимательно изучить исковое заявление, четко определиться с правовой отстаиваемой позицией и в случае необходимости его дополнить. При этом необходимо отметить, что за основу «арбитражного процесса» будет взято реальное гражданское дело, по которому судебное решение уже вступило в законную силу. Далее истец подает иск в суд (предполагаемый), который после рассмотрения выносит определение о движении искового заявления. В случае принятия искового заявления судом назначается предварительное судебное заседание. Далее происходят процессуальные действия иных участников процесса, а именно: ответчик готовит возражения либо встречный иск, привлекаются представители сторон, которые должны прийти в суд с надлежаще оформленными полномочиями. В случае необходимости привлекаются: третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования, эксперт, свидетели. Дата судебного разбирательства назначается судом, присутствуют все участники процесса, в случае необходимости суд объявляет перерыв и т.д. После вынесения решения судом дело может быть передано в суд кассационной инстанции, где судьи (три человека) коллегиально рассматривают основания для изменения, отмены судебного решения или оставляют решение без изменения, и оно вступает в силу немедленно. Таким образом, реализация проекта занимает несколько дней. Согласно процессуальному законодательству суд должен рассмотреть гражданское дел в течение двух месяцев.

При реализации всего проекта производится видеосъемка. После окончания проекта будут приглашены эксперты (профессионалы), которые смогут дать оценку действий (бездействия) каждого участника процесса и оценить, насколько каждый участник настоящего проекта правильно определился с выбранной ролью в начале проекта и справился со своей ролью.

Анализируя результаты мониторинга потребности юристов, можно отметить, что рынок труда перенасыщен юристами без достаточного опыта работы. Данный проект дает возможность конкретнее определиться с будущей профессией, почувствовать себя в профессии. Оценка профессионалов со стороны поможет в будущем осознать, как нужно себя вести при защите своих нарушенных прав и законных интересов.

Таким образом, проект направлен на то, чтобы участвующие в нем лица поняли, насколько это важно быть юристами-профессионалами, и стремились стать лучшими.


УДК 342

^ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФИЛЮ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ»,

В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.А. Соснин

Костромской государственный технологический университет


Одним из практических следствий перехода на уровневую систему высшего профессионального образования в России стало сокращение объема аудиторных занятий со студентами. Так, студенты, получающие специальность по профилю «Налоги и налогообложение», изучают дисциплину «Гражданское право» в КГТУ в течение трех учебных семестров. Будущие бакалавры названную дисциплину проходят в течение одного учебного семестра. Разница существенная, особенно если принять во внимание объем и практическую значимость дисциплины. Такие изменения требуют соответствующей корректировки практики преподавания гражданского права.

Студенты, получившие специальность по названному профилю, в силу обозначенной причины имели возможность, наряду с усвоением общих (существенных) положений гражданского права, изучать более детально частные аспекты рассматриваемых в рамках дисциплины тем. Такая возможность обеспечивалась также решением гражданско-правовых казусов с применением отдельных норм гражданского законодательства. Однако студенты, обучающиеся в рамках уровневой системы высшего образования, такой возможности иметь уже не будут. Объем аудиторных занятий требует соответствующего смещения акцентов в преподавании.

В качестве возможного варианта решения проблемы видится уход от детального изучения более частных элементов системы права к раскрытию более общих ее элементов. Таким образом, сама методика преподавания должна ориентировать студентов на изучение и усвоение содержания дисциплины «Гражданское право» на уровне отрасли в целом (понятие, предмет, метод, принципы и т.д.), ее отдельных подотраслей (общая характеристика системы гражданского права), а также наиболее значимых институтов, юридических конструкций и базовых цивилистических понятий.

Принимая во внимание прикладной характер дисциплины, в качестве неотъемлемого элемента образовательного процесса по-прежнему видится решение отдельных казусов. Однако такие казусы также должны быть направлены на усвоение систематики гражданского права и раскрытие существа отдельных юридических конструкций, институтов и понятий. Учитывая то, что цивилистика отличается наибольшей теоретической разработанностью, для этого имеются все необходимые предпосылки.

УДК 342

^ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО»

Е.В. Бестужева

Костромской государственный технологический университет


Экологическое право является составной частью профессионального юридического образования.

Целью преподавания дисциплины является получение студентами фундаментальных знаний в области эколого-правовых отношений, а на их основе – практических навыков, приемов профессиональной деятельности.

Цель преподавания состоит в том, чтобы выработать у будущего юриста правовое мировоззрение, верное представление об эколого-правовых нормах и правоотношениях в области:

– комплексного природопользования – в той мере, в которой они регулируются правовыми нормами об охране окружающей среды;

– охраны отдельных природных объектов и комплексов – в тех случаях, когда такая охрана объективно является или традиционно признается в качестве элемента охраны окружающей среды (например, особо охраняемые территории и объекты);

– обеспечения экологической безопасности человека и иных объектов – в той мере, в какой они регулируются правовыми нормами об охране окружающей среды, в основном – в части вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей среды.

Следовательно, предпочтение в процессе обучения должно отдаваться выработке правовых взглядов, способности обучающихся давать самостоятельную оценку различным суждениям по эколого-правовым проблемам.

Прежде чем перейти к детальному изучению курса экологического права, необходимо дать студентам верное представление об исходных понятиях и правовых определений терминов, таких как «природная среда», «окружающая среда», «природные ресурсы», «антропогенный объект»; правовом содержании понятий «охрана окружающей среды», «использование природных ресурсов», «экологическая безопасность».

Изучение дисциплины начинается с получения знаний о предмете и методе отрасли права, ее системе, взаимосвязи с другими отраслями, принципах, реализующихся в содержании конкретных правовых предписаний, что определяет необходимость их комплексного изучения, а не просто лексического толкования и запоминания.

Применение интерактивных форм обучения в преподавании экологического права предполагает изменение традиционного метода представления знаний – «от теории к практике» к обратному вектору – «от практики к теории» и дополняет теоретический характер обучения отработкой практических навыков (юридический анализ, составление процессуальных документов, определение стратегии разрешения проблемы), что в наибольшей степени отвечает целям занятий.

Занятия могут проводиться в следующих формах:

– решение учебных дел (задач) с упором на практическую работу с текстами законодательных и иных нормативных правовых актов (основная форма);

– деловые игры (подготовка и проведение учебных судебных заседаний и т.п.);

– в отдельных случаях практические занятия могут быть заменены на теоретические семинары с подготовкой студентами докладов и (или) на встречу с приглашенными практическими работниками, с обязательным последующим обсуждением конкретных проблем.

Для достижения поставленных целей и задач проведения практических занятий разработана и применена методика решения учебных дел (задач) по курсу «Экологическое право», включающая систему методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: правильное решение дела по существу; юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; учет сложившейся судебной практики и ряд иных положений.


УДК 378

^ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Н.Л. Хвалыгина

Костромской государственный технологический университет


Что же такое профессиональная компетентность? Существует множество определений, раскрывающих сущность профессиональной компетенции.

Так, Г.М. Коджаспирова характеризует профессиональную компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста – носителя определенных ценностей, идеалов, сознания. В.В. Батышев определяет компетентность как способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знаний, умения и навыки изначально сформировались. Также существуют и другие определения профессиональной компетентности, но все они несут одинаковую смысловую нагрузку.

Профессиональные компетенции формируются в процессе обучения.

Выделим основные составляющие профессиональной компетенции специалиста:

– социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;

– специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умения решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;

– персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации;

– нравственно-социальная компетентность – ответственность специалиста перед обществом за свои действия;

– организаторская компетентность состоит в умении проявлять свои организаторские способности (навыки работы в команде, способность планировать мероприятия);

– гностическая компетентность – способность находить, использовать, транслировать, применять на практике и в различных практических областях теоретические и практические знания.

Личностные компетенции – это совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом.

К личностным компетенциям относят: интеллектуальные, волевые, эмоциональные, нравственные, коммуникативные навыки, саморазвитие, умение управлять своим временем, ответственность, самоконтроль.

Современный специалист должен иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны социумов.


УДК 378

^ МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ

Н.Л. Хвалыгина

Костромской государственный технологический университет

metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-mikroekonomika.html
metodicheskie-ukazaniya-moskva-2004-bbk-63-o.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-7.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-1-5-09-izdanie-oficialnoe-federalnaya-sluzhba-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-moskva-2009-g.html
metodicheskie-ukazaniya-mu-2435-09-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovno-statuya-iz-chernogo-dereva-daniel-kluger-baskervilskaya-misteriya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshie-polozheniya-o-povishenii-kvalifikacii-sotrudnikov-tti-yufu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-discipline-kadrovoe-obespechenie-socialno-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-uchenicheskom-obshestvennom-dvizhenii-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studenta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchastie-vospitannikov-i-pedagogov-uchreditel-detskogo-sada-administraciya-goroda-surguta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-karta-samoobsledovaniya-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-gimnaziya-naimenovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-amerikanskmj-detektiv-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gimnastika-sportivnaya.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektno-eksperimentalnaya-deyatelnost-realnaya-vozmozhnost-formirovaniya-bezopasnoj-obrazovatelnoj-sredi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-dobrokachestvennie-i-zlokachestvennie-opuholi-yaichnikov-klinika-klassifikaciya-rannyaya-diagnostika-lechenie-profilaktika-principi-dispansernogo-nablyudeniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-dlya-obektov-ispolzuyushih-szhizhennie-uglevodorodnie-gazi-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/listognoj-poluzimnik-gruden-leden-informacionno-bibliograficheskij-otdel.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/severyanin-i-nravstvennie-ustoi-v-poezii-dekadansa-igor-severyanin.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-ucheta-malocennih-i-bistroiznashivayushihsya-predmetov-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mikroprocessornaya-sistema-na-baze-komplekta-kr580.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novosti-rossii-ia-regnum-moskva-25012009-iran-vistupil-protiv-stroitelstva-transkaspijskogo-nefteprovoda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-osi-kurs-lekcij-po-specialnosti-140305-yadernie-reaktori-i-energeticheskie-ustanovki-napravleniya-140300.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sostavlena-v-sootvetstvii-s-prikazom-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-ot-16-marta-2011-goda-1365-ob-utverzhdenii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ii-find-in-the-text-english-equivalents-for-the-following-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov.html
  • control.bystrickaya.ru/diplom-laureata-zonalnoj-vistavki-smotra-nauchnogo-i-tehnicheskogo-tvorchestva-studenti-i-uchashiesya-urala-narodnomu-hozyajstvu-nauke-kulture-i-zdravoohraneniyu-posvyashennoj-xxv-sezdu-kpss-nagrazhdaetsya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skandinaviya-avstraliya-i-novaya-zelandiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ufimskij-pedagogicheskij-kolledzh-1-my-volga-ru-internet-zhurnal-po-obrazovaniyu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/27-v-celyah-usileniya-kontrolya-za-hodom-provedeniya-ege-v-subektah-rossijskoj-federacii-predstaviteli-organov-gosudarstvennoj-vlasti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • studies.bystrickaya.ru/kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-chast-11.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnih-zakonov-o-nacionalno-kulturnoj-avtonomii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-predmet-klass-programma-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ne-vdavatsya-v-izlishnie-dialekticheskie-tonkosti-pri-rassuzhdenii-o-dogmatah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-kurer-sankt-peterburg-29042010-dozhivem-do-pensii-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-30-aprelya-2010-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-za-zanyatostyu-naseleniya-i-deyatelnostyu-osushestvlyaemoj-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-stranica-24.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-en-f-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-specialnosti-031201-65-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-desyataya-osetinskaya-polina-proshaj-grust.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-19-kak-afrika-stala-chernoj-esi-karinge-omvai-paranu-sauakari-vivoru-i-vsem-ostalnim-moim-druzyam.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/da-ne-oskudeet-ruka-dayushego-chast-6.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smesiteli-i-kameri-hlopeobrazovaniya-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-sistem-i-sooruzhenij-kommunalnogo-vodosnabzheniya.html
  • report.bystrickaya.ru/i-n-danilevskij-poshel-eshe-dalshe-svoego-anglijskogo-kollegi-i-postavil-pered-soboj-zadachu-razvenchat-stoletiyami-slagavshijsya-mif-o-velikom-knyaze-aleksandre-yaroslaviche.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.