.RU

"О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"


стенограмма


парламентских слушаний Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности на тему "О законодательном обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции"


17 октября 2008 года


В.А. Озеров

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим парламентские слушания по одной из актуальнейших проблем жизнедеятельности государства и общества – законодательному обеспечению реализации Национального плана по противодействию коррупции.

Символично, что именно в стенах Совета Федерации 2 июля этого года на заседании Совета законодателей Дмитрий Анатольевич Медведев впервые публично представил Национальный план по противодействию коррупции. Сегодняшняя актуальность нашего заседания подтверждается еще и тем, что буквально на днях Президентом Российской Федерации в Государственную Думу внесен проект закона о правовом обеспечении реализации Национального плана по противодействию коррупции.

В нашей совместной работе принимают участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители и представители Администрации Президента Российской Федерации, Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти, науки и образования, общественных объединений.

Предлагается следующий регламент: докладчику предоставить до 20 минут, содокладчику – до 15 минут, выступления – до семи минут. Есть предложение провести парламентские слушания без перерыва, за два с половиной часа. Все предложения, высказанные в ходе парламентских слушаний, будут нами обобщены и отражены в итоговом документе, который подготовит рабочая группа, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, судебной системы Российской Федерации.

Если нет замечаний по регламенту нашего заседания, то я предоставляю слово Сергею Михайловичу Миронову. И хочу сказать, что Сергей Михайлович уделил этим слушаниям действительно очень большое внимание. Он сегодня рано утром вернулся из загранкомандировки, но, как видите, уже на трибуне.

Сергей Михайлович, Вам слово.

С.М. Миронов

Спасибо.

Уважаемые коллеги, уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня нам предстоит обсудить пакет антикоррупционных законов, внесенных в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Кроме того, мы с вами должны рассмотреть основные перспективы законодательного обеспечения Национального плана по противодействию коррупции.

Как вы знаете, в пакет антикоррупционных законов пока входят четыре законопроекта. Я употребил слово "пока", потому что совершенно очевидно, что таких законов будет намного больше. И, более того, я хотел бы, чтобы результатом наших парламентских слушаний стали в том числе и новые законодательные предложения в рамках обеспечения противодействия коррупции.

Основной закон из тех, что были внесены, – это закон о противодействии коррупции. Остальные три, собственно говоря, вытекают из этого основного нормативно-правового акта и связаны с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.

Безусловно, наша палата будет рассматривать пакет антикоррупционных законов в приоритетном порядке. Профильные комитеты и комиссии Совета Федерации уже работают над предложениями и замечаниями по внесенным законопроектам. Мы будем и дальше тесно сотрудничать с нашими коллегами – депутатами Государственной Думы в ходе всех трех чтений, когда они будут рассматривать эти законопроекты.

Уважаемые коллеги! Несмотря на складывающуюся международную обстановку, несмотря на последние события на Кавказе и глобальный финансовый кризис, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев не ослабляет внимания к реализации Национального плана по противодействию коррупции, проводит твердый и последовательный антикоррупционный курс. Считаю, что его решительные действия заслуживают бесспорного одобрения и поддержки в обществе.

В Национальном плане по противодействию коррупции акцент сделан на самой острой на сегодняшний день причине мздоимства – избыточном государственном регулировании и администрировании. Вы знаете, что еще до разработки этого комплексного, системного документа Президент Российской Федерации внес в Государственную Думу пакет законопроектов, которые должны снизить административное давление на предпринимателей. Речь прежде всего идет о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля и надзора, о замене лицензирования обязательным страхованием гражданской ответственности, об исключении внепроцессуальных прав органов внутренних дел, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности. Все эти законы уже прошли первое чтение. Уверен, что их принятие снизит тяжесть административного пресса на малый и средний бизнес. Надеюсь, что одновременно повысится и ответственность предпринимателей за свою деятельность. Особенно это касается уплаты налогов в бюджеты различных уровней и выведения из серых и черных схем заработной платы сотрудников.

Не скрою, мы (в данном случае я могу говорить и о себе) удовлетворены тем, что многие наши предложения, которые, в частности, высказывались мной и моими коллегами, нашли свое отражение в новом антикоррупционном законе. Это, прежде всего, ужесточение уголовной и административной ответственности за коррупционные деяния; конфискация имущества коррупционеров, нажитого преступным путем, где бы оно ни находилось; декларирование доходов не только государственными и муниципальными служащими, но и членами их семей. Хотя должен сказать, что по категории "члены семей" у меня лично есть вопросы. Я думаю, здесь внимательно нужно всё рассмотреть, вы понимаете, о чем я говорю. Я бы расширил перечень, который сейчас имеется в этом законопроекте.

Внесенный Президентом пакет антирокоррупционных законопроектов необходимо рассматривать в общем контексте основных приоритетов государственной политики, во-первых, как четкое следование курсу системной борьбы с коррупцией, рассчитанному на длительную перспективу, во-вторых, как серьезную корректировку административной реформы в Российской Федерации, в-третьих, как начало формирования целостной системы антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти и управления.

Уверен, что совершенствование федерального законодательства о противодействии коррупции неминуемо станет стимулом для развития законодательства субъектов Российской Федерации. Кроме того, в каждом регионе и муниципальном образовании должны быть приняты собственные правовые акты, планы и программы по борьбе с коррупцией. В результате мы должны сформировать единое антикоррупционное правовое пространство.

Считаю, что изменения и дополнения должны коснуться практически всех отраслей права. Точечным принятием одного или нескольких законов, как мы с вами понимаем, проблему, конечно же, не решить. Так, в законопроекте о противодействии коррупции общественный и парламентский контроль назван в качестве меры по профилактике коррупции. Однако законопроект не предусматривает правовых механизмов реализации этой нормы. То же можно сказать и о методике проведения антикоррупционной экспертизы действующих законов и принимаемых законопроектов, мерах по повышению профессионального уровня юридических кадров и правовому просвещению населения. Нашим законодательством не предусмотрен институт парламентского расследования коррупционных проявлений в системе государственной власти. А я считаю, что нам такой алгоритм, такой механизм нужно вводить.

Среди перспективных задач законодательного обеспечения противодействия коррупции вижу разработку следующих законопроектов: об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов Российской Федерации; об общественном контроле в Российской Федерации; о системе государственного контроля в Российской Федерации. Кроме этого, 2 июля, когда мы проводили Совет законодателей с участием Президента Российской Федерации, многие высказывали в той или иной форме мысль о необходимости некоего своеобразного административного регламента. О чем идет речь?

Дело в том, что сейчас чиновник практически не поставлен в рамки с точки зрения решения тех или иных проблем либо оформления каких-то справок, которые нужны гражданам. Необходимо подумать о том, чтобы чиновники были поставлены в жесткие рамки, и, соответственно, нужно будет обеспечивать контроль за соблюдением этих, в том числе временных, рамок. И, возвращаясь к первому из предлагаемых законопроектов – об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, необходимо сделать так, чтобы любой гражданин мог, войдя в Интернет, увидеть, где его письмо, на столе у какого чиновника, сколько оно там лежит… Чтобы всё это было прозрачно. Потому что, согласитесь, очень часто мздоимцы вымогают деньги, ссылаясь на то, что им некогда, у них много всяких других проблем. А на самом деле просто вымогают некоторые суммы.

Считаю, что антикоррупционные законы должны быть законами прямого действия. Это должно быть обязательным. Уверен, что многие отсылочные положения, имеющиеся сейчас в федеральном законодательстве, могли бы быть урегулированы этими же законами. Вольтер говорил в свое время: "Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов". Думаю, что уместно дополнить (это будет некоторая отсебятина) Вольтера, но я бы добавил обязательно: "а не от субъективной воли администратора или работодателя".

Уважаемые коллеги, нам предстоит разработать антикоррупционные стандарты поведения государственных и муниципальных служащих. Собственно говоря, это то, что выше я назвал неким административным регламентом. Ведь чиновник чиновнику рознь. Несправедливо и вредно огульно обвинять всех служащих в казнокрадстве и мздоимстве. Наряду с запретами и ограничениями нужны продуманные стимулы и мотивации для антикоррупционного поведения чиновников. Метод кнута и пряника, как бы это банально ни звучало, на самом деле, мы знаем, очень действенный метод. В том числе еще Никколо Макиавелли об этом говорил. И если мы проанализируем существующие меры или даже законодательство самых разных стран, мы увидим именно это, метод кнута и пряника. В качестве этого самого "пряника" могут рассматриваться достойная заработная плата, стабильный социальный пакет и гарантированное пенсионное обеспечение для всех категорий государственных и муниципальных служащих. Особенно важно провести такие преобразования в наиболее коррупционноемких сферах жизнедеятельности общества, в системах государственного и муниципального управления, в образовании, в здравоохранении, в жилищно-коммунальном хозяйстве, в судебной и правоохранительной системах. Главное при этом – соблюсти баланс между запретительными и поощрительными нормами.

Уважаемые участники парламентских слушаний! Безусловно, причины столь высокого уровня коррупции в нашей стране кроются не только в избыточном государственном администрировании, они – результат стремительного перехода к новой социально-экономической реальности и политической системе. Эти процессы оказали негативное воздействие и на общественные моральные установки. Кроме того, существующие законодательные пробелы, правовые коллизии, запутанность правовых норм, множество подзаконных актов, допускающих произвольное толкование, также на руку коррупционерам. В том числе и поэтому России нужна долгосрочная линия антикоррупционных мер, включающая как государственные приоритеты, так и активность во всех сферах жизнедеятельности нашего общества. Только ежедневной кропотливой, настойчивой профилактической работой можно победить коррупцию. Эффективность борьбы с ней во многом зависит и от организации нашей парламентской деятельности. 19 сентября на 229-м заседании Совета Федерации на пост заместителя Председателя Совета Федерации был избран Юрий Леонидович Воробьев, представляющий в нашей палате Вологодскую область, и в качестве вице-спикера он будет как раз курировать все вопросы, связанные с законодательным обеспечением противодействия коррупции.

Уважаемые коллеги, тема наших парламентских слушаний так же многогранна, как и само явление коррупции, поэтому я надеюсь, что выработанные сегодня на столь представительном собрании рекомендации учтут все конструктивные предложения, помогут сделать наше антикоррупционное законодательство более действенным.

Благодарю вас за внимание и желаю нашим парламентским слушаниям успеха. Спасибо. (Аплодисменты.)

В.А. Озеров

Спасибо, Сергей Михайлович.

Слово для доклада предоставляется первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Александру Эммануиловичу Буксману. Пожалуйста.

Я прошу выключить телефоны, чтобы не мешали нам работать.

А.Э. БУКСМАН

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые коллеги! Разработка и принятие Национального плана по противодействию коррупции стала заметным шагом в контексте мер, принимаемых в последнее время руководством страны по укреплению российской государственности, динамичному и прогрессивному развитию экономики, восстановлению в обществе традиционных морально-нравственных ценностей, формированию уважительного отношения к закону и к преодолению правового нигилизма.

Проблема противодействия коррупции в силу тяжелейших последствий, которые она за собой влечет, становится одним из самых главных направлений государственной политики. Главное значение плана в том, что впервые за последние десятилетия сделана попытка систематизировать борьбу с коррупционными проявлениями. Национальный план консолидирует в борьбе с этим опасным социальным явлением все институты государства и общества, его принципиальное отличие от документов, ранее принимавшихся в этом направлении, состоит в том, что практически впервые задача противодействия коррупции ставится не только перед правоохранительными, но и перед всеми государственными структурами. Для каждой из ветвей власти определены четкое направление действий и ответственность за исполнение.

Принципиально важно, что план по противодействию не только ставит задачу усиления уголовно-административной и правовой ответственности, но и предусматривает проведение мероприятий профилактического, предупредительного характера, направленных на устранение причины создания условий для зарождения коррупционных проявлений. Таким образом, государство переходит к новой тактике противодействия коррупции – от выявления уже совершенных преступлений к предупреждению правонарушений и преступлений в этой сфере.

В качестве первоочередной задачи выступает законодательное обеспечение антикоррупционной политики. В настоящее время для четкого функционирования государственных контролирующих органов и органов государственной власти в стране крайне необходим законодательный механизм, который призван обеспечить эффективность борьбы с коррупцией. В настоящее время такой пакет антикоррупционного законодательства разработан и полностью поддерживается Генеральной прокуратурой, поскольку в нем нашли отражение все наши основные предложения.

Вносимые изменения не только затронут вопрос ответственности за совершенные правонарушения и преступления, но и будут способствовать созданию в обществе атмосферы нетерпимости по отношению к этому явлению. В случае принятия пакета антикоррупционных законов будет кардинально пересмотрена вся система государственного управления, создан механизм, который позволит максимально прозрачно и эффективно использовать государственные и муниципальные ресурсы. Предлагается пересмотреть подход к функционированию государственного аппарата в целом, для чего разработаны меры повышения профессионального уровня юридических кадров и вводится антикоррупционная составляющая в образовательный процесс.

Серьезно возрастут требования к квалификации государственных служащих, к соблюдению ими запретов и ограничений при прохождении службы. При подборе и расстановке кадров будет проверяться достоверность сведений о доходах, имуществе и иных обязательствах имущественного характера. При необходимости для проверки этих сведений предусмотрено использование возможностей специальных оперативных служб.

Обязанность выявления и предупреждения коррупционных правонарушений ложится не только на правоохранительные органы, но и на все федеральные ведомства, в которых, кстати, должны создаваться специальные, предназначенные для этого подразделения. Антикоррупционное законодательство не только усиливает имеющиеся рычаги противодействия коррупции, но и вырабатывает механизмы воздействия на нее.

Вводится административная ответственность юридических лиц. Субъектами ответственности также должны стать государственные и муниципальные служащие, причастные к коррупционной деятельности. В качестве одного из видов наказаний впервые предусматривается такая мера, как дисквалификация. Существенно усилится уголовная ответственность. Санкции за совершение преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях должны соответствовать санкциям для лиц, совершивших преступление по государственной службе.

Как показывает многолетняя прокурорская практика, одним из наиболее эффективных способов противодействия коррупции является конфискация имущества, и этот институт предусматривается во внесенном пакете проектов законов. Возрождение этого вида уголовного наказания, как в качестве основного, так и в качестве дополнительного, не позволит трансформировать нелегально полученную чиновником прибыль в материальные блага, для чего, собственно, и совершаются коррупционные преступления и правонарушения.

Изменения в уголовно-процессуальном законодательстве и в иных отраслях законодательства, необходимость которых также вытекает из положений международной Конвенции, предусматривают повышение эффективности процедуры межгосударственного сотрудничества, в том числе и в вопросах конфискации коррупционных доходов, раздела и возврата конфискованных активов в страны их происхождения. Предусмотрен также механизм взаимодействия по взаимному исполнению приговоров стран.

Россия должна вступить в новый год с современным законодательством по борьбе с коррупцией. Именно эту задачу поставил перед всеми Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Выражаю надежду на то, что разработанный пакет антикоррупционных законов будет одобрен Государственной Думой и Советом Федерации. Эти жизненно необходимые законы должны вступить в действие в новом году.

Однако создание полноценной системы противодействия коррупции невозможно без развития региональной нормативной базы. В настоящее время законы о противодействии коррупции имеются в 18 субъектах Российской Федерации. В 15 субъектах антикоррупционные законодательные акты были разработаны по инициативе прокуроров. Кроме того, в 15 субъектах действует программа по противодействию коррупции.

В настоящее время Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации успешно обеспечивает единство правового пространства страны, координирует правотворческую деятельность региональных законодательных и исполнительных органов. Уверен, что такой авторитетный орган, как Совет законодателей, будет способствовать оперативному становлению в регионах антикоррупционной правовой базы и обеспечит обмен опытом правоприменения принятых там законов.

Другим направлением действий, связанных с законотворческой работой, является экспертиза нормативно-правовых актов. Широкомасштабная работа по проведению антикоррупционной экспертизы действующих нормативных документов стала одной из важнейших задач, поставленных Национальным планом по противодействию коррупции.

Прокурорская практика свидетельствует о широкой распространенности в нормативно-правовых актах норм, создающих возможности для коррупционных проявлений. Поэтому крайне актуально введение (как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях) процедуры антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов и проектов законов. Данное направление имеет серьезный профилактический потенциал, поскольку позволит исключить вариативность поведения чиновника.

Генеральной прокуратуре совместно с Минюстом поручено осуществить мониторинг правоприменения в целях своевременной корректировки законодательства и антикоррупционную экспертизу проектов законов и иных нормативных актов.

Органы прокуратуры уже имеют практику проведения экспертиз нормативно-правовых актов на коррупциогенность. У нас действует методика, которая прошла предварительную апробацию в среде ученых и представителей общественности. В этом году мы такую экспертизу проводили. С начала года было обнаружено 1400 нормативно-правовых актов, в которых содержатся коррупциогенные моменты.

Системного подхода требует еще один объект – нормативные акты органов местного самоуправления. Как показывает практика, наибольшее количество правонарушений совершается именно там. Именно этот вопрос мы обсуждали в сентябре текущего года на координационном совещании правоохранительных органов, обсуждая состояние работы и первоочередные меры по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана по противодействию коррупции. По общему мнению участников совещания, к механизму антикоррупционной экспертизы, помимо органов законодательной, исполнительной власти и прокуратуры, необходимо подключать представителей общественности. И такой опыт у нас в ряде регионов имеется. Генеральная прокуратура уже давно на постоянной основе широко использует практику привлечения представителей общественности к обсуждению наиболее актуальных вопросов правоприменения. Здесь создан и действует научно-консультативный совет, в который входят научные кадры, ученые-правоведы, представители общественных организаций, в том числе и объединений предпринимателей.

Кроме того, на местах организована работа по созданию советов по защите интересов предпринимательского сообщества в прокуратурах субъектов Федерации. Эта работа активно проводится, о ней имеются положительные отзывы, прежде всего отзывы предпринимателей.

Конструктивное предложение, заслуживающее внимания, прозвучало в начале октября этого года на встрече Генерального прокурора с рядом глав субъектов Федерации, которые попросили, чтобы в создающиеся советы по противодействию коррупции включались работники прокуратуры. Это предложение было одобрено.

Серьезный профилактический потенциал заложен в положениях Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности", которым упорядочены функции государственного контроля за деятельностью предприятий малого и среднего бизнеса. Во исполнение данного указа Генеральной прокуратурой принят ряд мер организационного характера для усиления надзора за исполнением законодательства о защите прав собственности и интересов хозяйствующих субъектов и субъектов экономической деятельности. Как вы понимаете, там заложен механизм согласования всех внеплановых проверок на уровне прокуроров субъектов Федерации.

Я целиком поддерживаю мнение Сергея Михайловича Миронова относительно того, что нужен еще один закон, который бы регулировал деятельность контрольных органов вообще, с тем чтобы существовал единый сводный план всех проверок, и только на основании этого плана можно было бы понять, какие субъекты какие объекты проверяют, с тем чтобы не было такой ситуации, когда на один объект налетает куча проверяющих, а это, естественно, создает проблемы и порой отрывает от работы, и таким образом можно вообще погубить бизнес. Но речь здесь должна идти не только о представителях бизнеса какого-либо уровня, речь должна идти о проверках на всех уровнях, в том числе не только предпринимателей. Это и государственные органы, школы, вузы и так далее. Это позволит реально воздействовать на коррупционную составляющую при проведении и организации таких проверок.

Полагаю, что успешное решение задачи по противодействию коррупции возможно при объединении усилий как правоохранительных органов, так и всех органов государственной власти. В свою очередь, Генеральная прокуратура всегда открыта для конструктивного диалога, в том числе и по этой тематике. Уверен, что тесное сотрудничество, постоянное взаимодействие надзорных органов и органов законодательной и исполнительной власти позволят нам реализовать поставленные руководством страны задачи в сфере противодействия коррупции. Спасибо. (Аплодисменты.)

В.А. Озеров

Спасибо, Александр Эммануилович, за содержательный доклад и за соблюдение регламента, что для меня как председательствующего сегодня очень важно.

Слово для содоклада предоставляется первому заместителю Министра юстиции Российской Федерации Александру Николаевичу Савенкову. Пожалуйста.

А.Н. САВЕНКОВ

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! В своем выступлении я остановлюсь на основных аспектах нормативно-правового регулирования в сфере борьбы с коррупцией. Необходимо отметить, что эффективность и результативность борьбы с любого рода преступлениями во многом зависит от того, насколько точны, логически связаны и последовательны нормы права, посвященные борьбе с этим явлением.

К сожалению, приходится констатировать, что доминирующей тенденцией последнего десятилетия стал продолжающийся рост коррупции как в мире в целом, так и в отдельных странах с одновременным отставанием социально-правового контроля от растущей криминализации общественных отношений. Российской Федерации, на наш взгляд, также не удалось избежать этой проблемы. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, а самое главное – реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом являются настоятельной необходимостью.

Нам представляется, что важнейшим событием этого года является принятие Национального плана по противодействию коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года. Очень важно то, что в разделе 1 определены законодательные меры по обеспечению противодействия коррупции. В целях совершенствования системы мер по противодействию коррупции необходимо принятие комплекса взаимосвязанных законодательных актов, о чем уже говорилось, среди которых основным, на наш взгляд, является федеральный закон о противодействии коррупции. Именно он создаст основу нормативно-правовой базы для дальнейшей корректировки всего российского законодательства в этой сфере.

Среди основных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции национальным планом предусмотрено введение антикоррупционных стандартов, представляющих собой установление для соответствующей области социальной деятельности единой системы запретов и ограничений, направленных на предупреждение коррупции. В частности, в пакете документов, который сейчас рассматривается во исполнение данного положения национального плана, особенно актуальным представляется вопрос о разработке таких стандартов в правоохранительной и судебной деятельности. Предложено внести изменения в федеральные законы о милиции, о прокуратуре Российской Федерации, о Федеральной службе безопасности, о службе в таможенных органах Российской Федерации, о статусе военнослужащих в части установления для сотрудников данных служб таких же ограничений и запретов, какие существуют для государственных гражданских служащих.

Законодательное закрепление положения, в соответствии с которым нарушение ограничений и запретов при прохождении правоохранительной службы является основанием для расторжения служебного контракта, может послужить мерой обеспечения антикоррупционного поведения. Естественно, в этой связи сразу встает вопрос о необходимости скорейшего, скажем так, завершения работы над самим законом о правоохранительной службе в Российской Федерации.

Для решения вопроса о достоверности и полноте представленных государственными и муниципальными служащими сведений о доходах и об их имуществе необходимо законодательно закрепить механизм проверки данных сведений для определенных категорий служащих, в том числе с применением оперативно-разыскных мер. И такой порядок в предлагаемом пакете документов устанавливается.

Для обеспечения справедливости и доступности правосудия для всех граждан необходимо повышение оперативности рассмотрения дел в судах, а также сокращение категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок судопроизводства, то есть категорий лиц с особым правовым статусом. У нас этот список невероятно широк.

В целях реализации мер по профилактике коррупции, включающих в себя расширение общественного контроля за использованием бюджетных средств всех уровней, считаем возможным наделить Общественную палату Российской Федерации, осуществляющую общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти, некоторыми функциями контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. С этой же целью внесены предложения относительно работы Счетной палаты Российской Федерации.

Анализ состояния коррупционной преступности в России свидетельствует о том, что физическими лицами, должностными лицами при реализации публичных функций широко используются правовые возможности юридических лиц. Все гражданско-правовые системы стран мира предусматривают участие в коммерческой и иной деятельности юридических лиц, виды которых определяются национальным законодательством. Физическое лицо в силу закона или учредительных документов юридического лица, а также по специальному уполномочию может выступать от его имени или действовать в его интересах. Группа государств против коррупции, более известная у нас по аббревиатуре GRECO, осознавая опасность таких опосредованных возможностей совершения коррупционных правонарушений, рекомендует вводить в национальное законодательство нормы, позволяющие привлекать к ответственности, уголовной, гражданской и административной, и юридическое лицо. Такая инициатива поддержана и внесена в пакет документов.

Закрепление в нашем законодательстве ответственности юридических лиц, а также возможности конфискации незаконно полученных доходов в результате совершения преступлений коррупционной направленности является принципиальной позицией России по выполнению обязательств антикоррупционных конвенций. Система мер противодействия коррупции, на наш взгляд, должна строиться на использовании превентивных мер, направленных на создание на государственной службе атмосферы недопустимости и невыгодности коррупционного поведения. Такие меры включают уточнение обязанностей и правил служебной деятельности государственных и муниципальных служащих. На мой взгляд, Сергей Михайлович Миронов очень емко подчеркнул название таких административных служебных регламентов. И в качестве первоочередных мер предупреждения коррупции в национальном плане указаны меры по соблюдению государственными служащими общих принципов служебного поведения, закрепленных в указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года, а также по обеспечению действенного функционирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих России и урегулирования конфликта интересов, создание которых предусмотрено указом Президента России от 3 марта 2007 года.

В настоящее время антикоррупционным элементом в законодательстве о государственной и муниципальной службе является норма, устанавливающая ограничения и запреты, связанные с государственной и муниципальной службой, применение которых позволяет предотвращать коррупционные проявления и преодолевать их последствия. В целях усиления противодействия коррупции целесообразно развивать и совершенствовать указанные нормы с учетом уже имеющейся правоприменительной практики. В общих принципах служебного поведения государственных служащих закреплено положение о том, что должностные лица обязаны принимать меры по предотвращению конфликта интересов. При этом Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет данную обязанность, указывая только одну возможную меру предотвращения подобных конфликтов – это отстранение гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы. Иные меры предотвращения конфликта интересов законодательством не предусматриваются. Кроме того, федеральное законодательство не устанавливает ответственности представителя нанимателя за непринятие соответствующих мер по урегулированию такого конфликта.

В целях устранения данного правового пробела полагаем возможным рассмотреть вопрос о включении в Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих пункта, предусматривающего профилактические меры предупреждения, установления, выявления и пресечения нарушений требований к служебному поведению гражданских служащих. Одновременно можно предусмотреть меры по устранению или уменьшению негативных последствий, наступивших в результате конфликта интересов. Таким образом, с одной стороны, комиссии должны быть ориентированы на предотвращение негативных последствий возникающего конфликта интересов, с другой стороны, должны быть предусмотрены случаи, когда комиссии обязаны выступить в защиту гражданского служащего от необоснованных обвинений.

Несмотря на то что на сегодняшний день в Российской Федерации в основном сформирована и функционирует правовая база противодействия коррупции в области государственной службы, неразрешенных проблем в правовом регулировании остается достаточно много. Чтобы противостоять различным коррупционным проявлениям, возникла необходимость совершенствования законодательства о государственной гражданской службе, в первую очередь это касается самого Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Приведу несколько примеров. В частности, закон о государственной гражданской службе Российской Федерации содержит норму о запрете для гражданских служащих в течение двух лет после увольнения со службы поступать на работу в коммерческие структуры в том случае, если отдельные функции управления этими структурами, организациями непосредственно входили в его должностные обязанности. Однако представляется, что было бы совершенно разумно ставить вопрос о запрете для учредителей, руководителей и членов исполнительных органов коммерческих организаций занимать должности государственной службы, связанные с управлением и контролем соответствующими коммерческими организациями.

Также требует уточнения норма, закрепляющая право государственного служащего выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликта интересов в части предварительного уведомления, что в настоящее время не предполагает получения согласия со стороны представителя нанимателя. Нуждается, на наш взгляд, в уточнении и форма реализации данного уведомления.

В соответствии с названным выше федеральным законом о государственной службе гражданскому служащему запрещено участвовать в деятельности органов управления коммерческой организации лишь на платной основе. Однако гражданский служащий при бесплатном участии в деятельности коммерческой организации может лоббировать ее интересы, получать имущественные и неимущественные выгоды. В связи с этим, по нашему мнению, следует рассмотреть вопрос о расширении указанного ограничения, и трактовать его как запрет на участие в любой форме в деятельности коммерческой организации, за исключением случаев, когда такое участие установлено нормативными актами или должностным регламентом. И здесь, на мой взгляд, заслуживает поддержки прозвучавшее предложение о скорейшем принятии закона и о лоббировании, и о других видах деятельности.

Существенную роль в предупреждении и пресечении коррупции в системе государственной службы может сыграть развитие института ответственности государственных служащих. Речь идет прежде всего о дисциплинарной ответственности, поскольку наиболее эффективной представляется профилактика проступков, не содержащих состава административного правонарушения или уголовного преступления.

В связи с этим полагаем, что на государственных и муниципальных служащих абсолютно справедливо возлагается обязанность уведомлять о случаях коррупционных или иных правонарушений, ставших им известными в связи с исполнением их должностных обязанностей, а также должна быть предусмотрена ответственность за невыполнение данной обязанности, что также входит в тот пакет документов, который сегодня обсуждается.

Одной из коррупционных составляющих системы государственного управления является неоднозначность законодательных и иных нормативно-правовых актов в части наличия у государственного служащего возможности принимать или не принимать то или иное решение.

Один пример. Согласно положениям Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", о котором сегодня уже шла речь, орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований, испытаний, экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Очевидным является то, что соответствующий орган по своему усмотрению решает вопрос, взыскивать или не взыскивать убытки. Тем самым создаются предпосылки для возможных проявлений коррупции. И можно было бы сказать, что этот вопрос стоит не так остро, если бы он буквально два месяца назад не стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, когда один предприниматель из Курской области "обиделся" на то, что на его бензоколонке было выявлено, что он торгует некачественным бензином, то есть бензином более низкого сорта, и на него было наложено административное взыскание в размере 500 рублей. Он с удовольствием заплатил этот штраф, но когда органы, проводившие экспертизу и установившие, что бензин некачественный, предложили ему заплатить 23 тысячи рублей за проведение этих экспертных исследований, его это возмутило настолько, что он дошел до Конституционного Суда.

Я просто в силу большого интереса к этому делу немного отвлекусь. Я сам выступал в Конституционном Суде с такой позицией. Видимо, в душе еще отзываются остатки прошлой деятельности. Меня, например, глубоко возмутил этот факт. То есть совершенно явно совершается мошенничество в отношении огромного круга лиц, и на полном серьезе человек судится из-за 23 тысяч. Тут, что говорится, молчать бы, чтобы его к уголовной ответственности не привлекли. Хотя, на мой взгляд, есть все основания для того, чтобы это сделать. Так мы еще на уровне Конституционного Суда обсуждаем, насколько обоснованно это требование.

То есть непростая норма, и я специально привожу этот пример о том, что неоднозначность такой трактовки… Тем более уже более десяти лет действует позиция Конституционного Суда о том, что… (нет, он не выиграл)... о том, что в нормотворчестве, в правоприменительной деятельности формулировки должны быть абсолютно однозначны, дабы исключать двойное толкование. То есть все правовые основания для внесения подобных предложений и их реализации на законодательном уровне у нас с вами есть.

Такие же позиции у нас в области учета интеллектуальной собственности по продукции военного, специального и двойного назначения. Речь идет об установлении ограниченного срока на предъявление прав на изобретение или рационализаторство. Опять-таки, из-за того, что процедура недостаточно прописана, выходит за эти сроки, появляется возможность для коррупционных проявлений.

Здесь уже Александр Эммануилович говорил о создании системы мониторинга нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти… Докладываю, что совместно с Генеральной прокуратурой во исполнение пункта 7 раздела 4 национального плана такой проект указа Президента уже подготовлен, сейчас находится на согласовании. Мы, так же, как и Генеральная прокуратура, рассчитываем на то, что он станет действенным средством борьбы с коррупцией.

И еще об одном моменте. В рамках реализации подпункта "б" пункта 7 раздела 4 национального плана Министерством юстиции России разработаны проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении правил проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов, проводимой в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и проект постановления о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях организации деятельности по проведению экспертизы проектов нормативно-правовых актов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Ими предусматривается трехступенчатая система проведения экспертиз: это внутриведомственная экспертиза, независимая экспертиза и экспертиза, проводимая Министерством юстиции. Я думаю, сейчас это тоже находится на согласовании и будет, безусловно, учтен опыт коллег из Генеральной прокуратуры.

В заключение хочу отметить, что наряду с законодательными мерами противодействия коррупции важно обеспечить координацию и гласность деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, муниципальных образований, институтов гражданского общества и наряду с ответственностью за совершение коррупционных правонарушений необходимо предусмотреть меры совершенствования кадровой политики и процедуры управленческой деятельности. Такая системная деятельность в нашем понимании может противостоять коррупции во всех ее проявлениях. Благодарю за внимание.

В.А. Озеров

Благодарим Александра Николаевича. (Аплодисменты.)

Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям. Напоминаю, мы с вами договорились, что выступления у нас будут до семи минут. Первому слово для выступления предоставляется заместителю Председателя Совета Федерации Юрию Леонидовичу Воробьеву.

Юрий Леонидович, пожалуйста.

Ю.Л. Воробьев

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! Мы находимся на такой стадии решения проблемы противодействия коррупции, когда на государственном уровне уже дана оценка опасности и масштабов этого явления. В Национальном плане противодействия коррупции сформулированы этапы и приоритеты борьбы с коррупцией. Как говорится, время пошло.

Набор предлагаемых мер в четырех разделах национального плана охватывает практически все направления законотворческой деятельности и правоприменительной практики, дает основу для конкретной работы по изменению и совершенствованию законодательства, государственного управления, общественного и парламентского контроля, усилению роли независимых СМИ.

Национальный план формулирует требования к качеству профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, профессиональному уровню юридических кадров и правового просвещения в целом. Он структурирован так, что позволяет выделить законотворческую работу и организационно-управленческие мероприятия. В нем присутствуют основные идеи, которыми нужно руководствоваться при ведении работы, определены основные исполнители и сроки исполнения.

Я говорю это для того, чтобы лишний раз подчеркнуть, что этот документ вполне достаточный, чтобы активно взяться за его выполнение. Реализация его, безусловно, во многом решит изучаемую нами сегодня проблему. Исходя из этого, Совет Федерации приступил к работе по его реализации. В этой работе мы выделяем несколько направлений.

Первое — законотворческая деятельность Совета Федерации, мониторинг законодательства и правоприменительной практики для оценки эффективности действия законов, в том числе изучение и выработка позиции Совета Федерации по внесенным Президентом Российской Федерации в Государственную Думу законопроектам, участие в подготовке новых законопроектов и внесение изменений в уже действующие законы.

Как известно, Национальный план по противодействию коррупции содержит перечень законов и нормативных актов, в которые следует внести изменения. Это и есть основа для планирования работы комитетов и комиссий Совета Федерации в ближайшее время.

Второе — использование различных форм парламентского контроля в целях достижения необходимых результатов в сфере противодействия коррупции.

И третье — подготовка собственного плана Совета Федерации по противодействию коррупции. План Совета Федерации по противодействию коррупции станет логическим продолжением Национального плана по противодействию коррупции в части полномочий палаты и будет охватывать как задачи по модификации федерального законодательства и мониторинга его эффективности, так и развитие законодательства в субъектах Российской Федерации через расширение роли Совета законодателей.

Также план Совета Федерации по противодействию коррупции будет предусматривать участие в совершенствовании государственного управления, используя форму парламентской работы, сотрудничества с государственными и общественными организациями, средствами массовой информации. Важным разделом этого плана будут являться меры по повышению стандартов внутренней организации деятельности Совета Федерации и Аппарата Совета Федерации.

В ближайшее время в Совете Федерации не предусматривается создание специального комитета или комиссии по противодействию коррупции, но будет усилена работа всех комитетов и комиссий в этом направлении. Учитывать эту работу придется и при планировании деятельности Совета Федерации в целом, для координации участия членов Совета Федерации в действиях субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции в регионах. Предполагаем в Совете законодателей создать специальную комиссию, в состав которой могли бы войти как члены Совета Федерации, так и представители законодательных собраний субъектов Российской Федерации.

Предлагаю этот вопрос отразить в рекомендациях наших парламентских слушаний. С целью совершенствования форм парламентского контроля, предусмотренных Национальным планом по противодействию коррупции, предстоит совместно с Государственной Думой разработать эффективный механизм этого контроля. Нам необходимо создать действенные инструменты для экспертной оценки на коррупциогенность всех законопроектов, принимаемых парламентом, как на этапе нулевого чтения, так и на стадии рассмотрения их Государственной Думой, а также поступивших из Государственной Думы федеральных законов.

Следует организовать информационное взаимодействие Совета Федерации по вопросам противодействия коррупции в электронных средствах информации с органами государственной власти и общественными организациями. Первые шаги в организации работы по противодействию коррупции в Совете Федерации уже сделаны, и нам предстоит в дальнейшем серьезная работа. Проект наших рекомендаций, который предложен участникам парламентских слушаний, на мой взгляд, повторяет некоторые разделы Национального плана по противодействию коррупции. Поэтому я предлагаю при рассмотрении проекта решения учесть этот момент, там очень много таких пунктов, в том числе рекомендации Правительству. И было бы, наверное, нецелесообразно включать все это.

Благодарю за внимание.

В.А. Озеров

Спасибо.

Слово для выступления предоставляется заместителю Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Станиславу Владимировичу Вавилову.

Пожалуйста.

С.В. ВАВИЛОВ

Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые участники парламентских слушаний!

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года является важным международным документом, ориентирующим современные демократические государства на серьезное противодействие порождаемым коррупцией проблемам и угрозам для стабильности и безопасности общества, подрывающим демократические институты и ценности, наносящим ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

В аспекте демократических выборов, реализации избирательных прав и свобод граждан важное значение имеют прежде всего положения пунктов 2 и 3 статьи 7 "Публичный сектор" Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, согласно которым каждое государство-участник рассматривает возможность принятия надлежащих законодательных и административных мер сообразно целям названной Конвенции и в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, с тем чтобы установить четкие критерии применительно к кандидатам и выборам на публичные должности и усилить прозрачность в финансировании кандидатур на выборные публичные должности и финансировании политических партий. Подчеркну, что такие законодательные меры действительно важны для обеспечения законности избирательного процесса в целом, транспарентности финансовых потоков в избирательных кампаниях и повышения ответственности перед гражданами и лицами, претендующими на замещение выборных должностей в органах публичной власти. В российском законодательстве о выборах закреплен ряд норм, в которых реализуются вышеназванные положения Конвенции ООН. Прежде всего, помимо конституционного положения о том, что не имеют права быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, необходимо отметить и нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающие категории граждан, не имеющих пассивного избирательного права. Данная норма закона препятствует проникновению во властные структуры лиц, отягощенных криминальным багажом.

Нельзя не отметить и содержащиеся в указанном законе дополнительные меры по защите избирательных прав россиян в части получения большей информации о кандидатах, что позволяет им принимать взвешенное решение о том, кому доверить властные полномочия.

Второй принципиально важный аспект, напомню, – это усиление прозрачности в финансировании кандидатов на выборные публичные должности и финансировании политических партий. Согласно рекомендации комитета Совета Европы и государство, и граждане имеют право осуществлять материальное обеспечение политических партий, государство может финансировать политические партии. Федеральным законом установлено, что избирательные фонды кандидатов избирательных объединений политических партий могут создаваться за счет собственных средств кандидата избирательного объединения, средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан, добровольных пожертвований юридических лиц, средств, выделенных кандидату избирательным объединением в случае, если это предусмотрено законом. В федеральном законе четко реализован принцип недопустимости иностранного вмешательства в избирательный процесс, в избирательную кампанию кандидатов политических партий.

Нельзя здесь обойти вниманием и вопрос контроля за источниками финансирования самих партий. В данном случае законом определены как сами источники финансовой составляющей деятельности политической партии, так и государственные органы, на которые возложена функция контроля за деятельностью политических партий и их региональных отделений. Хочу подчеркнуть, что этот вопрос, как и многое другое в избирательном законодательстве, является прозрачным для избирателей, а финансовые отчеты партий доступны для любого желающего.

Вместе с тем статья 14 рекомендаций предусматривает установление государствами независимого надзора за финансированием политическими партиями избирательных кампаний, который должен включать наблюдение за бюджетом политических партий и за расходами во время избирательных кампаний, а также за представлением и опубликованием финансового отчета. Такой контрольный механизм в России установлен. Основная роль здесь принадлежит в соответствии с положениями избирательного законодательства и Федерального закона "О политических партиях" независимым в рамках своей компетенции избирательным комиссиям. Здесь же реализуется положение статьи 15 рекомендаций о специализированном персонале по борьбе с незаконным финансированием политических партий, избирательных кампаний, функционирует хорошо зарекомендовавший себя и прогрессивно развивающийся институт контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях и совершенно очевидно, что необходимо усиление данной работы. Здесь, я думаю, есть вопросы и законодательного плана.

Таким образом, полагаю, что задача по усилению транспарентности финансирования кандидатур на выборные должности и финансирования политических партий в российском законодательстве и правоприменительной практике решается вполне конкретно. Но, вне всякого сомнения, здесь необходимо усиление…

Уважаемые коллеги, теперь несколько слов о практике применения законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд при проведении избирательной кампании, так как, по моему мнению, в этой области есть коррупционные составляющие, борьбу с которыми, без сомнения, необходимо усиливать.

Концептуальные положения Национального плана по противодействию коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации, предусматривают принятие мер по совершенствованию государственного управления в сфере обеспечения контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедуры закупок, а также реализации прав граждан на получение достоверной информации и создание системы контроля за деятельностью государственных служащих со стороны институтов гражданского общества.

В настоящее время регулирование в данной области правоотношений в основном осуществляется нормами федеральных законов о размещении заказов, о защите конкуренции и о естественных монополиях. Необходимо отметить, что новые редакции этих федеральных законов содержат значительное количество процессуальных норм, устанавливающих определенные рамки закупочных процедур, исполнение которых затрагивает возникновение коррупционной деятельности, а во многих случаях вообще исключает ее проявление. В частности, в статье 16 Федерального закона № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определен четкий перечень критериев, описывающих условия размещения заказов, а также сведений о ходе и результатах размещения заказов, подлежащих обязательному опубликованию. Вместе с тем, на наш взгляд, здесь необходимо законодательное ужесточение в плане ответственности не только для руководителей государственных органов, но и для тех должностных лиц, которые занимаются подготовкой материалов, которые затем ложатся в основу и контрактов, и других механизмов.

Аналогичное содержание антикоррупционных требований нашло отражение и в рамках бюджетного законодательства России, в частности, в последней редакции Бюджетного кодекса, где декларируется основа бюджетной системы страны. Реализуя концептуальные требования Национального плана по противодействию коррупции, Центральная избирательная комиссия в сентябре текущего года утвердила внутриведомственный план противодействия коррупции, который, на наш взгляд, отвечает международным антикоррупционным стандартам и требованиям российского законодательства, обеспечивает гласность, открытость и прозрачность деятельности в области кадровой политики и исполнения бюджета, осуществления закупок. Мы также создали специальный отдел управления по размещению заказов, и, когда уже приступили непосредственно к работе, у нас появились свои замечания и предложения, в том числе законодательного плана.

Здесь необходимо отметить, что практика выявила ряд вопросов, касающихся особенности проведения закупок для обеспечения функций избирательных комиссий в рамках требований законодательства. Так, сроки проведения избирательных кампаний не позволяют провести повторную процедуру по размещению заказа на закупку конкретных товаров и услуг. При этом действие избирательного законодательства не является основанием для размещения заказа у единственного поставщика. Любая жалоба на действия заказчиков в комиссии по размещению заказа или уполномоченных органов, а в том числе эта жалоба может быть и заказная, и мы с этим сталкивались, практически во всех случаях увеличивает срок (даже если на два-три дня). И это существенно, потому что грозит срывом избирательного процесса. Еще раз повторяю, даже если жалоба была заказная, и потом мы разобрались, что она не соответствует действительности… Поэтому это, безусловно, может привести к массовому нарушению избирательных прав граждан Российской Федерации.

Мы ограничены временными рамками… Вместе с тем существуют такие же проблемы и в применении положений федерального закона № 94 получателями бюджетных средств – избирательными комиссиями, не являющимися юридическими лицами. В частности, участковые и некоторые территориальные избирательные комиссии образуются на короткий срок в период проведения избирательных кампаний и в силу нового федерального закона об основных гарантиях не могут быть юридическими лицами. При этом выделяемые им средства из бюджета, а они немалые, это сотни миллионов бюджетных денег, необходимых для подготовки и проведения голосования, должны расходоваться в соответствии с федеральным законом о размещении заказов. Здесь налицо правовой пробел, и я думаю, здесь есть такие моменты, которые необходимо усиливать как антикоррупционные составляющие.

И, говоря в целом о реализации бюджетных полномочий и практике применения законодательства о размещении заказов, хотелось бы отметить, что здесь Центральная избирательная комиссия занимает четкую позицию, согласно которой гласность, открытость и прозрачность деятельности государственного органа являются основными принципами ее работы.

Полностью поддерживая концептуальные положения Национального плана по противодействию коррупции, мы считаем особенно важным обеспечение имеющихся и создающихся законодательных механизмов регулирования правоотношений конкретными процессуальными нормами, посредством которых будут реализовываться соответствующие механизмы. По своей сути любая процедура, имеющая нормативное закрепление порядка ее исполнения, является серьезным барьером для коррупции и, соответственно, может определяться как одно из средств по противодействию коррупции в деятельности государственных органов.

Спасибо.

В.А. Озеров

Спасибо, Станислав Владимирович. Я Вас не прерывал, учитывая, какой орган Вы представляете и Ваше парламентское прошлое.

Следующему слово для выступления предоставляется статс-секретарю – заместителю руководителя Федеральной таможенной службы Сергею Олеговичу Шохину.

Сергей Олегович Шохин, пожалуйста.

С.О. ШОХИН

Уважаемые коллеги, уважаемые Сергей Михайлович, Виктор Алексеевич!

Присоединение Российской Федерации к указанным здесь конвенциям, как всеобщим, так и европейским, конечно, поставило новые задачи для всех государственных учреждений, в том числе и для Федеральной таможенной службы, чем еще раз было подчеркнуто то значение, которое имеет эта проблема в связи с принятием Национального плана по борьбе с коррупцией. Федеральная таможенная служба России разработала, утвердила в октябре 2006 года и выполняет аналитическую программу ФТС России, которая называется "Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах" и разработана на период 2007–2009 годов.

В целях эффективной реализации основных направлений аналитической программы разработан перспективный план работы Федеральной таможенной службы России по совершенствованию предупредительной и воспитательно-профилактической работы по борьбе с коррупционными проявлениями в таможенных органах, а также (что очень важно, я считаю) Кодекс этики служебного поведения должностных лиц таможенных органов. Указанные документы утверждены коллегией Федеральной таможенной службы России. Во всех региональных таможенных управлениях и таможнях в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 3 марта созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. В центральном аппарате ФТС России такая комиссия создана приказом от 12 июля 2007 года. Утвержден порядок материального стимулирования должностных лиц таможенных органов, направленный на реализацию требований постановления Правительства от 25 сентября 2007 года "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти".

Непосредственно в таможенных органах (с учетом того, что у нас четырехступенчатая система: ФТС, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) развернута работа по выполнению первоочередных мер по реализации Национального плана по борьбе с коррупцией. При этом особое внимание руководителей таможенных органов обращено на соблюдение государственными служащими общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, а также Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов, который, как я уже сказал, был утвержден коллегией ФТС России.

Созданы и функционируют во всех таможенных органах комиссии по противодействию коррупции, должностным преступлениям и нарушениям служебной дисциплины. По опыту Алтайской таможни (это Сибирское таможенное управление), они становятся реальным инструментом противодействия коррупции и гласности в борьбе с этими нарушениями. Наиболее эффективно, на наш взгляд, указанные комиссии работают на Тюменской, Курганской, Челябинской таможнях, где активно используются возможности правоохранительных органов и органов прокуратуры для проведения встреч с личным составом таможен и индивидуальных бесед с отдельными должностными лицами. То есть на местах мы стараемся наладить взаимодействие с другими правоохранительными органами и таким образом усилить эту работу, вплоть до того, что в ряде таможен организуется посещение местных СИЗО в целях ознакомления с условиями содержания находящихся в них арестованных. По инициативе руководства, скажем, Тюменской таможни, СИЗО посещали должностные лица, относящиеся к группе риска и склонные к коррупционным деяниям. Разработана памятка должностным лицам… (Оживление в зале.)

Это правда действенные меры. Когда люди видят, к чему они могут прийти в результате своих действий, это впечатляет. И мы собираемся эту работу в дальнейшем развивать.

с места

Есть какой-то результат?

С.О. ШОХИН

Я скажу о результатах. У нас довольно неплохо снизились показатели по коррупционным проявлениям и должностным правонарушениям. Вот такими мерами, включая памятку должностным лицам, в которой указано, какие неправомерные действия квалифицируются как коррупционные деяния и как поступать должностному лицу в случае, когда его склоняют к правонарушениям коррупционного характера… (Я вам скажу, что далеко не все понимают, что то или иное деяние – это коррупционное проявление. Считается по прошлому опыту: подумаешь, ничего страшного…) …формируется антикоррупционное сознание. Вот это антикоррупционное сознание помогает выработать и, соответственно, антикоррупционное поведение, соответствующую реакцию должностных лиц на попытки подкупа инспекторского состава таможенных органов при выполнении должностных обязанностей по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля.

Уже не единичны факты, когда инспектор пресекает на месте попытку дачи ему взятки и докладывает об этом непосредственному начальнику. Эффективной формой предупреждения коррупционных деяний зарекомендовало себя отражение в служебных характеристиках и в материалах аттестаций информации о том, соблюдает ли данный работник нормы Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов. Это положительно влияет на состояние служебной дисциплины. Общее число нарушений дисциплины за девять месяцев нынешнего, 2008, года, уменьшилось на 12 процентов в сравнении с тем же периодом 2007 года. Активизировалась деятельность подразделений правоохранительного блока. Все факты совершения правонарушений подчиненными сотрудниками внимательно рассматриваются. Организуется проведение служебных проверок в целях устранения причин этих нарушений и устранения негативных последствий.

Подразделениями собственной безопасности ФТС в целях предупреждения и выявления коррупционных проявлений рассмотрено более 900 проектов документов, регламентирующих осуществление таможенного оформления и таможенного контроля на предмет коррупционности, из которых 66 документов было отклонено. Это очень важная, с нашей точки зрения, часть работы.

Соответственно, очень важным направлением является и совершенствование системы социальной защиты работников: медицинского обеспечения, санаторно-курортного лечения. Я на этом подробно останавливаться не буду.

Может быть, вы опять будете смеяться, но в таможенных органах очень активно в последние годы используется полиграф. У нас есть психологическая служба…

o-poete-i-muzikante-viktore-coe-stranica-4.html
o-poeticheskih-namekah-i-naprasnih-ozhidaniyah-gosduma-rf-monitoring-smi-20-maya-2008-g.html
o-politike-energosberezheniya-v-sverdlovskoj-oblasti.html
o-polozhenii-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej-a-takzhe-lic-iz-ih-chisla-v-chasti-realizacii-ih-zhilishnih-prav.html
o-polozhenii-detej-v-tulskoj-oblasti-stranica-5.html
o-polozhenii-o-byudzhetnom-processe-v-gorode-novosibirske.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-7-podacha-zayavki-na-uchastie-v-konkurse-10.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-nashego-kalendarya-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-raboti-s-odarennimi-detmi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-farmakogenetika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-29-dokumentaciya-i-otchetnost-po-ohrane-truda-2-1-upravlenie-ohranoj-truda-v-organizaciyah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rodnomu-krayu-verno-budu-ya-izvesten.html
  • institute.bystrickaya.ru/federalnij-zakon-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/217-elizaveta-nikolaevna-gizhickaya-ok-1827-a-peshij-s-reshetov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/borba-s-narkomaniej-glavnaya-zadacha-obshestva-stranica-11.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-obrazovatelnih-uslug-respubliki-bashkortostan.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-sprosil-tot-chto-bil-povishe-stranica-17.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-napisana-v-2002-g-v-ramkah-proekta-proon-sodejstvie-rasshireniya-obshestvennomu-vliyaniyu-zhenshin-v-respublike-belarus-2001-2005.html
  • school.bystrickaya.ru/farmakologiya.html
  • essay.bystrickaya.ru/debietmzd-r-kl-barli-zhanrda-brdej-e-kp-zhazan-zhazushi-ol-oam-ajratker-alim-akademik.html
  • shkola.bystrickaya.ru/osvobozhdenie-ot-ugolovnogo-nakazaniya-chast-3.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gorbunovaei-detsko-yunosheskaya-biblioteka-respubliki-kareliya-bibliotechnij-vestnik-karelii-vipusk-13-20-detskoe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshnyaya-politika-18791894-gg-n-a-troickij-rossiya-v-xix-veke-kurs-lekcij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/jteke-bi-audani-kmn-apparati-mm-bos-memlekettk-kmshlk-lauazimdara-ornalasua-zhalpi-konkurs-turali-habarlandiru-07-10-2016-jteke-bi-audani-kmn-apparati.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-dpo-otdelenie-vostokovedeniya-kitajskij-yazik-i-kultura-kitaya.html
  • education.bystrickaya.ru/131-modernizaciya-programm-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov-po-napravleniyu-biologiya-s-celyu-sovmesheniya-ih-s-programmami-evropejskoj-sistemi-visshego-obrazovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-ochnaya-forma-obucheniya-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-seminarskim-zanyatiyam-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschetnij-srok-god-osnovaniya-1988-proizvodstvennij-kooperativ-geo.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/volokonno-opticheskie-sistemi-svyazi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/napravleniya-raboti-harakter-i-formi-deyatelnosti-shkolnogo-samoupravleniya-upravlenie-obrazovaniya-administracii-goroda-ivanova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-srednie-veka-zakoni-iz-eshnunni-1.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-himicheskie-zagadki-uroki-i-meropriyatiya.html
  • college.bystrickaya.ru/29-rasputin-i-sekta-hlistov-kniga-izvestnogo-italyanskogo-mislitelya-tradicionalista-yuliusa-evoli-poluchila-ogromnuyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/opredelenie-velichini-reabsorbcii-v-kanalcah-pochki-fizo-pokrovskij-tom-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-karlu-popperu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rannie-proizvedeniya-marka-tvena-chast-8.html
  • diploma.bystrickaya.ru/uslugi-centra-aa-personal-specializirovannaya-rekrutingovaya-kompaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/recenzenti-kand-ekonom-nauk-doc-g-r-taisheva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-obshie-polozheniya--41-obshaya-harakteristika-specialnosti-obrazovatelnij-standart-respubliki-belarus.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-na-2010-2011-uchebnij-god-novosibirsk-2010.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/profilaktika-stranica-11.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzameni-po-viboru-uchashihsya-ekzameni-v-rezervnie-dni-sdayutsya-na-ppe-1207-mbou-sosh-7-g-poronajska-o-srokah-mestah-i-poryadke-informirovaniya-o-rezultatah-ege.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.