.RU

О. В. Неволина - Научно-аналитический журнал


^ О. В. Неволина


ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация: представлены и раскрыты некоторые инновационные методы обучения студентов высшей школы, поставлены задачи по внедрению их в вузы.

^ Ключевые слова: инновационные методы, методы самообучения, педагогические методы "один – одному"; преподавание "один – многим"; образование на базе коммуникации "многие – многим".


Мировой опыт показывает, что общество, которое не способно использовать высокотехнологические инновационные достижения, не может преобразовываться, развиваться и претендовать на 1 место на мировом рынке, развитие инновационной инфраструктуры должно стать первостепенной задачей государства.

Объем информации удваивается каждые 5 лет. Поэтому помимо освоения знаний не менее важным становится освоение техники, с помощью которой можно получать, перерабатывать и использовать новую информацию. Знания при этом осваиваются применительно к тем умениям, которыми овладевают студенты в рамках инновационных образовательных программ.

Снижение конкурентоспособности традиционных институтов образования, а также недостаточная интеграция науки и производства свидетельствуют о необходимости создания принципиально новых учреждений высшего образования. Сегодня традиционное образование, как система получения знаний, отстает от реальных потребностей современной науки и производства.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах; проведение исследований; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и была первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Этот проект проходил с 2006 по 2008 год.

В Тюменской области премии для поддержки талантливой молодежи получили 60 человек. Более 80% сельских школ Тюменской области получили в рамках национального проекта новое учебное оборудование.

Эксперты отмечают, наибольшие преимущества экономическая структура может достигать через инновации, причем при условии использования нововведений в различных направлениях, таких как внедрение новых технологий и применение новых методов работы1. Сходные проблемы и задачи стоят и перед системой образования. Идет интенсивный поиск стимулов развития системы образования, а также рассматривается программа реформ с целью последующего преобразования отечественной системы образования. Исследователи считают, что ключевым направлением модернизации образования является внедрение кредитно-модульной системы обучения, использование новых информационных технологий, компьютеризация учебных заведений, инновационная деятельность профессорско-преподавательского состава вузов.

Под инновационным обучением понимаются методы, позволяющие конструировать учение как продуктивную творческую деятельность и преподавателя и студента, связанную с достижением полноценного продукта на всех этапах учебно-воспитательного процесса сначала в совместной работе, а затем и в индивидуальной. В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Об этом свидетельствуют, публикации журнала “Социологические исследования” за последние пять лет (см., например, “О некоторых инновационных методах преподавания социологии” – 2002 г., №2; “Интерактивные опросы в теле- и радиоэфире: разработка сценария деловой игры” – 2005 г., №1 и т.д.). Проанализировав различные публикации по рассматриваемой теме, можно представить следующие задачи: проводить обучение в интерактивном режиме; повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине; приблизить обучение к практике повседневной жизни (путем формирования у студентов навыков коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, повышения стрессоустойчивости, обучения навыкам урегулирования конфликтов и т.д.). Вузы, реагируя на общемировые тенденции, изменяют свою структуру, по-новому выстраивают внутривузовские взаимоотношения, овладевают новыми методами обучения и контроля знаний.

Всю совокупность методов преподавания и обучения на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий можно разбить на четыре группы по типу коммуникации между обучаемыми и преподавателем: методы самообучения; педагогические методы "один – одному"; преподавание "один – многим"; образование на базе коммуникации "многие – многим".

Методы самообучения получили значительное развитие на базе современных информационных технологий. Если в традиционной образовательной системе самообучение происходило путем чтения книг, то новые технологии привели к развитию множества таких методов, при которых обучаемый взаимодействует с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых.

Для самообучения на базе современных технологий характерен мультимедиа подход, при котором образовательные ресурсы разрабатываются на базе множества разнообразных средств.

Компьютерные обучающие программы представляют собой программное обеспечение, которое играет особую роль в современном образовании, поскольку может использоваться для самообучения на удаленном компьютере через сеть.

Особое значение в новой образовательной системе имеют материалы для самообучения, доставляемые по компьютерным сетям. Так, в интерактивных базах данных систематизируются массивы данных, которые могут быть доступны через опосредованные компьютером коммуникации.

Предоставление доступа к таким внешним базам данных с целями самообучения является наиболее простым и часто применяемым, но не единственным способом их использования в учебном процессе. На основе этих внешних баз данных могут разрабатываться локальные базы данных, ориентированные на их использование как студентами, так и преподавателями. Все чаще в качестве источников информации при самообучении используются интерактивные журналы, которые представляют собой периодические издания, распространяющиеся среди подписчиков через компьютерные сети. Студенты часто подписываются на интерактивные журналы с целью использования их как неотъемлемой части курса или как дополнения к работе.

Студенты могут получить также доступ к прикладным программам в удаленных библиотеках программных продуктов. Таким образом, в современном образовании существенное место занимает самообучение на базе развитых с помощью разнообразных средств образовательных ресурсов.

Педагогические методы "один – одному", т.е. методы индивидуального преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного обучаемого с преподавателем или с другим обучаемым, развиваются в современном образовании не только на основе непосредственного контакта, но и посредством таких технологий, как телефон, электронная почта, голосовая почта.

Особенно важным является развитие теленаставничества, которое происходит через компьютерные сети. В отличие от традиционных методов заочного обучения дистанционное образование подразумевает большую степень интерактивности общения, большую оперативность, беспристрастность оценки и несравнимо большие функциональные возможности: использование автоматизированных опросников; моделирующих компонент; программ-симуляторов. При этом использование дистанционного метода обучения подразумевает наличие пяти компонент: телекоммуникационной инфраструктуры; программного обеспечения, реализующего механизм и процесс дистанционного образования; человеческих знаний, особым образом трансформированных в электронную форму; разработанных методик поведения и общения через сеть преподавателя и обучаемого; подготовленных преподавательских кадров для работы в данном технологическом режиме.

Преподавание "один – многим", в основе которого лежит представление преподавателем учебного материала обучаемым, не играющим активной роли в коммуникации, свойственно традиционной образовательной системе, но оно получает новое развитие на базе инновационных технологий.

Лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в инновационном образовательном процессе так называемыми "элекциями" (электронными лекциями), т.е. лекционным материалом, распространяемым по компьютерным сетям. Элекция может представлять собой не традиционный лекционный текст, а подборку статей или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям.

Для чтения лекций удобно пользоваться электронной интерактивной доской. Такие доски пользуются неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и вузах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Педагогические методы на основе коммуникаций "многие – многим" – это методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний.

Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио- и видеоконференций позволяют активно развивать такие методы в инновационном образовании. Особую роль в учебном процессе играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями, как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.

Задаче приобщения студентов к культурным и нравственным ценностям, развитию у них творческих способностей отвечают новые технологии обучения, включая самые различные инновационные и эвристические методы преподавания как технических, так и гуманитарных дисциплин. К таким методам преподавания относятся: проблемный метод обучения, деловые игры, мозговой штурм, диалоговое преподавание, круглые столы, олимпиады.

В настоящее время высшая школа получило серьезную государственную поддержку для развития информационных технологий в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», что дало возможность студентам и преподавателям осваивать беспредельный мир виртуальной информации.

Анализ исследований позволяет сделать вывод, что инновации, внедряемые в образовательный процесс, формируют у педагога творчество, готовность к инновационной деятельности: повышается профессиональный опыт; приобретаются новые знания о педагогических новшествах; создаются условия для овладения методологией творческой деятельности; формируются знания, умения по методике самоанализа, коррекции собственной деятельности; развиваются умения и навыки по планированию и организации эксперимента, способности аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других преподавателей; развиваются личностные психологические качества.


Литература

1. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. М.: Ин-т социологии РАН, 1996.

2. Мануйлов В.Ф., Федоров И.В., Благовещенская М.М. Современные наукоемкие технологии в инженерном образовании // Инновации в высшей технической школе России: Вып. 3. Современные технологии в инженерном образовании. МАДИ (ГТУ). М., 2002.

3. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001.

4. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.


novosti-mayak-09042009-0900-novosti-13.html
novosti-mayak-13052009-0900-novosti-10.html
novosti-mayak-16032009-2200-novosti-15.html
novosti-mayak-18022009-1300-novosti-16.html
novosti-mayak-21052009-1000-novosti-10.html
novosti-mayak-24062009-1200-novosti-20.html
  • diploma.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-po-gosekzamenu-mgsu-misi-2004g-chast-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/dvadcat-devyat-richard-bah-most-cherez-vechnost.html
  • college.bystrickaya.ru/1-romantizm-kak-hudozhestvennoe-napravlenie-i-hudozhestvennij-metod-svoeobrazie-nemeckogo-romantizma-jenskaya-i-gejdelbergskaya-shkola-romantikov.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-naglyadno-obraznih-sredstv-na-zanyatiyah-po-horeografii-kak-sredstvo-dostizheniya-kompleksnih-obrazovatelnih-celej.html
  • composition.bystrickaya.ru/pervij-kanal-novosti-25-09-2008-borisov-dmitrij-18-00-21.html
  • diploma.bystrickaya.ru/veksel-specifika-raboti-s-vekselyami-v-rossii-chast-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-devyataya-nakanune-velikoj-otechestvennoj-vojni-georgij-konstantinovich-zhukov.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-8fizicheskij-uroven-physical-layer-kurs-lekcij-po-discipline-kompyuternie-seti-i-telekommunikacii-dlya.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-iiisravnenie-perevod-s-kitajskogo-i-kommentarii-aleksandr-nikolaevich-ignatovich.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-eta-kniga-posvyashaetsya-lyudyam-kotorie-zanimalis-razvitiem-moej-lichnosti.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-rost-i-socialnoe-razvitie-leningradskoj-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/metapoetika-federiko-garsii-lorki.html
  • spur.bystrickaya.ru/krimskij-period-ocherki-istorii-i-kulturi-grekov-ukraini-ot-antichnosti-do-nashih-dnej.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-temi-nauchnoj-programmi-konferencii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-410-podgotovka-uchreditelnih-dokumentov-apteki-i-dokumentov-dlya-licenzirovaniya-farmacevticheskoj-deyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-15-10-1997.html
  • college.bystrickaya.ru/4-dohodi-proekta-federalnogo-byudzheta-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/audit-raschetov-po-zarabotnoj-plate-i-edinomu-socialnomu-nalogu-chast-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obem-ipotechnih-kreditov-na-yuzhnom-urale-viros-v-desyat-raz-v-chelyabinske-proshla-konferenciya-po-problemam-kreditovaniya-zhilishnogo-stroitelstva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-sistemi-nauchno-tehnicheskoj-informacii-respublikanskih-i-mezhotraslevih-territorialnih-centrov.html
  • writing.bystrickaya.ru/invariantnie-svojstva-ortogonalnogo-proecirovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/xvi-gorodskaya-nauchnaya-prakticheskaya-konferenciya-shag-v-budushee-municipalnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-gimnazii-33.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avrora-v-rimskoj-mifologii-boginya-utrennej-zari-otozhdestvlyaemaya-s-grecheskoj.html
  • writing.bystrickaya.ru/filosofiya-srednih-vekov.html
  • crib.bystrickaya.ru/harakteristika-rukovoditelya-sposobnogo-upravlyat-soboj-socialnaya-psihologiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6usloviya-opredelyayushie-kachestvo-podgotovki-specialistov-k-otchetu-filiala-o-samoobsledovanii.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-vvvedenie-v-obshuyu-psihopatologiyu-psihopatologiya-chuvstvennogo-poznaniya-gallyucinacii-stranica-10.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sv-kallist-karavario-novosti-27.html
  • education.bystrickaya.ru/1-soderzhanie-predprinimatelskoj-deyatelnosti-3-stranica-16.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-dlya-obsuzhdeniya-mi-radi-predostavit-vam-pervij-v-istorii-filiala-mgsu-v-gminske-nomer-psihologicheskogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rozhdestvenskaya-yolka-scenarij-detskogo-prazdnika.html
  • composition.bystrickaya.ru/okolotin-v-s-o-51-volta-stranica-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-lekcii-metodi-gosudarstvennogo-regulirovaniya-denezhnih-potokov-organizacij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-obespecheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnik-moskva-stranica-16.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.