О. Е. Соколова кандидат философских наук, доцент
.RU

О. Е. Соколова кандидат философских наук, доцент


О.Е.Соколова

кандидат философских наук, доцент

Саратовский государственный технический университет

Торговая коммуникация в социокультурном пространстве восточных цивилизаций

Торговля, как и всё российское общество, в настоящее время переживает сложные и противоречивые преобразования. Приватизация, разрушение многих форм торговли и торгового обслуживания, сложившихся в советское время, привели к коренным качественным преобразованиям в сфере торгово-коммерческой деятельности. Это состояние фиксируется простым наблюдением, получает разнообразные, порой противоречивые интерпретации, объяснения, прогнозы в общественном мнении, дискутируется в торгово-экономическом сообществе. В ряде работ мы акцентировали необходимость концептуализации социальных проблем торговли, её исследования не только как экономического, но и, что не менее важно, социокультурного феномена. При этом стремились обратить внимание на значимость комплексного подхода в изучении данного объекта. В его реализации необходимо, на наш взгляд, использовать многообразный потенциал социокультурного анализа [1]. Сущность социокультурного подхода состоит в рассмотрении общества как единства культуры и социальности, а специфика - в том, что он имеет многомерный характер, объединяя в единое целое, например, цивилизационный и формационный подходы [2].

Торговля является специфическим субкультурным образованием, имеющим свою историю, традиции, определённый статус в социальной реальности. Многообразие субъектов торгово-коммерческой деятельности включает индивидуальных предпринимателей, профессиональные и непрофессиональные группы, страны и государства, региональные сообщества, народы и этносы. Например, по В. Зомбарту, существуют «народы-торгаши» (флорентийцы, шотландцы-лоулендеры, евреи), которым, как он считал, предопределена своя судьба и деятельность – далеко не героическая, но с которой именно они справляются наилучшим образом [3]. С другой стороны, история наполнена множеством фактов проявления мужества и силы духа народов, отдельных людей, совершавших беспримерные путешествия и поступки «торговли ради…» [4]. Они отражены в драматических сюжетах Великой греческой колонизации, восточных завоеваний Александра Македонского, финикийской торговли и Карфагена в древности, в событиях времени великих географических открытий и установления связей европейцев с другими континентами, в том числе с Азией и её восточным регионом. Не менее важно познать события, происходившие во встречном направлении: на торговых путях из Азии - в Европу и обратно, реконструировать картину их драматизма, региональной специфики, влияния на развитие человеческой мира.

В этом контексте научный интерес вызывает специфический феномен торговой коммуникации, проявившийся в том, что восточную и западную цивилизации на протяжении многих веков связывала транспортная торговая магистраль, получившая историческое название - Великий Шёлковый Путь. Именно этот путь способствовал развитию науки, техники, технологии, межнациональных и межрегиональных отношений, обмену культурными ценностями. Исторические источники свидетельствуют, что создание, функционирование, преобразование системы караванных дорог соответствовало определённым временным периодам и тем экономическим, политическим и культурным изменениям, которые происходили в жизни восточного мира и в его отношениях с европейскими странами. Существует множество вариантов «великого шёлкового пути». Кажется, вернее будет воспринимать это понятие как довольно условное, как некую метафору, отражающую своеобразие содержания и оформления торгово-экономических и культурных связей определённых восточных (азиатских) и западных (европейских) регионов древнего и средневекового мира.

Однако имеются и исторические свидетельства реального существования караванной дороги из Китая в страны Средней и Передней Азии, её различных ответвлений, промежуточных и конечных пунктов. Например, на европейской части территории бывшего СССР отмечены несколько «точек» этого пути - на месте старинного торгового Сарая под Астраханью, в калмыцких степях, у раскопок городища Тира под Белгород-Днестровским, на карпатских перевалах. Значительно больше историко-культурного материала существует относительно, как полагают исследователи, средне-азиатской части караванной дороги, выполнявшей великую коммуникативную и цивилизационную миссию.

Приведём некоторые данные из исторических исследований [5]. Они представляют, в частности, сведения о том, что во второй половине третьего века сложились прочные торгово-экономические связи Парфии с Ираном и Индии с Китаем: Шёлковый путь в Китай шёл по долине Вакша, через Кратегин и Алайскую долину на Кашгар. Пути на запад шли через Парфию на Экбатану (Иран) и оттуда в Сирию; другой путь – вниз по Амударье, «золотой путь» - в Сибирь через Давань (Фергану) мимо Иссык-Куля. Парфянские купцы принимали самое активное участие в торговле: из Индии вывозили пряности, благовония; из Китая – шёлк, железо, никель, меха; из западных центров эллинистического мира разнообразные предметы роскоши и украшения, о чём свидетельствуют археологические находки, например, в городище Старая Нисса.

На эпоху существования Кушанского государства (кон. I – III вв. н.э.) приходится высший расцвет Средней Азии, её экономики, культуры и искусства. В этот период получает широкое развитие международная торговля, закладываются новые города. Кушанские правители установили широкие торговые и культурные связи с Римом, Китаем и Индией. Через Кушанскую империю устанавливаются широкие связи между Средней Азией и Индией в культурной и экономической областях. Традиции кушанского искусства оказали впоследствии огромное влияние на художественную культуру народов Дальнего Востока – Китая, Японии, Индокитая и Индонезии, которое проходит через всё средневековье и сохраняется до нашего времени.

К середине V века формируется новое мощное государство на территории Средней Азии – Эфталитское, которое принимало большое участие в международной торговле с Ираном, Византией, Индией, Китаем. Торговали шёлком, стеклом, пряностями, драгоценными камнями, красками. К данному периоду относится развитие производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Это время характеризует расцвет и начало разложения рабовладельческого общества, зачатки раннего феодализма.

Кочевые империи всегда обладали большой притягательной силой для купцов разных стран, находивших здесь выгодный сбыт своим товарам, особенно тканям - главному предмету ввоза к кочевникам. В свою очередь кочевники поставляли продукцию животноводства – кожу, шерсть, кости, мясо, животный жир. Поэтому в VI веке наблюдается сдвиг торговых путей на север в целях укрепления отношений с кочевыми племенами.

Во второй половине VI века тюркоязычные племена народов Алтая объединились с народами Семиречья и Центральной Азии в Тюркский каганат. В периоды подъёма каганата Великий шёлковый путь активно работал: масса товаров – шёлка, бархата, парчи и других тканей, стеклянных изделий, украшений, кожаных изделий - потоком шла из Китая в Византию и обратно, оседая в Бухаре, Самарканде, целом ряде городов, активно занимавшихся торговлей. Внутренняя и внешняя торговля оставалась одним из основных занятий населения. Например, в Бухарской области г. Пайкенд назывался «городом купцов».

К Х веку меняется структура перевозимых товаров - чаще встречаются продукты питания и ремесленное сырьё. Купцы в это время были объединены в торговые компании, в торговых операциях часто употреблялись чеки. Большие суммы денег можно было сдать в каком-либо городе любому сараффу (меняле), взять у него чек и по предъявлении последнего в назначенном месте получить полностью сданную сумму («чек» - слово персидское, обозначало «документ»). Но в основном торговля была меновая: деньги служили лишь единицей счёта, купцы оценивали свой товар в определённую сумму и меняли его на другой, такой же оценённый товар, при расчётах старались товаром же покрыть разницу в цене.

Караванная торговля требовала сложного обслуживания. В городах и селениях строились караван-сараи, в них имелись худжры для купцов и обслуживающего персонала, помещения для лошадей и верблюдов, мулов и ослов, необходимый фураж и провиант. Иногда в караван-сараях можно было продать или купить оптом товар, узнать коммерческие новости и цены. Существовали специальные купцы или даже компании, которые брали на себя перевозку товара, т.е. организацию транспорта. Вьючных животных обслуживала прислуга и проводники. Караваны имели при себе вооруженную стражу. При караванах часто держали переводчиков (толмачей). Караваны насчитывали от нескольких десятков до нескольких тысяч вьючных животных. Например, в 922 году от халифа ал-Муктадира направился в страну Булгар караван в 3 тысячи единиц вьючных животных и 5тысяч человек. В другом случае называется караван в 10 тысяч верблюдов, лошадей, мулов, навьюченных разнообразными товарами. Значительную роль в развитии торговли играли кочевники - скотоводы. Они брались сопровождать караваны, предоставляли скот для питания и в качестве транспортного средства, целые роды специализировались на караванной торговле. Караванная торговля просто не смогла бы развиваться без их участия.

Караваны были не только торговой организацией. Зачастую они везли ремесленников, художников, мастеров, учёных, путешественников, дипломатические миссии, иногда купцам поручались дипломатические дела. Так, упомянутый выше караван 922 года, кроме торговых целей, выполнял дипломатические, военно-технические и религиозные поручения.

Во второй половине ХII века крупнейшим центром международной торговли стал Хорезм. Сюда приезжали купцы из Поволжья, Индии, Ирана, отсюда шли торговые караваны на Ближний Восток, в Восточный Туркестан и Китай. Из Ургенча – столицы Хорезма – пути вели в Монголию, через половецкие степи – в Саксин (портовый город в устье Волги), в русские княжества и в Европу. Развитие системы коммуникаций подтверждает рассказы очевидцев о том, что в конце ХII – начале ХIII века купцы Хорезма держали в своих руках большую часть товарооборота Средней Азии и имели хорошо укреплённые города.

Далее уже история Золотой Орды показывает, что все её правители покровительствовали торговле, видя в ней основной источник богатства государства. Центром Золотой Орды стала Нижняя Волга, на восточном берегу которой была основана столица Сарай, являвшаяся временной резиденцией ханов, так как большую часть года они оставались кочевниками. В этом месте концентрировались богатые зерновые области, обширные пастбища и торговые пути. Самая важная из караванных дорог в данном регионе шла параллельно Волге к югу от булгар, где она соединялась с великой трансконтинентальной магистралью между Китаем, Европой и Индией. В это же время западные торговцы, лишённые своих баз в Сирии из-за действий египетских мамлюков, использовали возможность создать новые базы на черноморском побережье. В частности, венецианские и генуэзские торговцы установили свои торговые колонии вдоль восточного побережья Крыма и в устье реки Дон в Тане. Со временем, эти поселения приобрели важное значение как западная оконечность северного караванного пути из Китая через Волгу, как средоточие международной торговли ХIV – ХV веков.

Следующий драматичный сюжет отражает уже борьбу Тимура против Золотой Орды, и опять целью жестоких войн является овладение караванными путями. Захват Тана, Астрахани и Сарая Берке, разграбление и полное уничтожение этих городов остановили торговлю в этом регионе. Во всём обширном и богатом крае начался резкий упадок ремесленного производства и торговли. Золотая Орда оказалась изолированной и зачахла, а позже пришла в полное запустение. Английский посол Дженкинсон в 1558г. нашёл Астрахань «убогим и нищим» городом, а торговые дороги разрушенными и опасными. С крушением Золотой Орды северная торговая дорога, связывавшая Ближний и Дальний Восток, была ликвидирована и вся караванная торговля переориентирована на юг. Караваны из Китая на Ближний Восток вновь взяли курс через Отрар, Ташкент, Самарканд, Балх, Герат и Султанию на Тир и Силой. Поступления от торговли стали важной частью доходов Тимура, не менее важной, чем поступления от грабежа других городов. На дорогах был установлен полный порядок, и купцы могли без опасений путешествовать по ним. От Тебриза по всей хорасанской дороге на станциях постоянно держали готовых лошадей для послов и курьеров, дежурили охранники, которые заботились о безопасности послов и купцов, их багаже и транспорте . Здесь собирались купцы из Сирии, Венгрии, Генуи, Турции, Багдада, Ормузда и в сопровождении экскорта караваны направлялись через Мешхед и Балх в Мавераннахр.Отсюда тёк поток тканей, стекла, металлических изделий. Из Индии шла дорога через Гинду-куш, Балх. По ней привозили мускатный орех, гвоздику, имбирь, корицу. Из кипчакских земель через Сырдарью везли меха, кожаные изделия, холст. По караванному пути с востока, от реки Хуанхэ, по краю Таримского бассейна везли из Китая самые дорогие из иностранных товаров – шелка, драгоценные камни, включая агат и жемчуг, лекарства и фарфоровые изделия. Все караванные торговые пути сходились в Самарканде, столице «империи» Тимура. Город стал перекрёстком Азии, центром континента, воплощением самых честолюбивых устремлений завоевателя. Но история безжалостна, как и честолюбивые устроители миров: в начале ХVI века из-за феодальной раздробленности, сепаратистских устремлений отдельных владетелей государство тимуридов пало.

В ХVI веке уже бухарские и хивинские посольства вместе с торговыми караванами направлялись в Индию, Иран, казахские степи, к ногайцам, в Сибирь и в Москву. После присоединения Казанского, а затем Астраханского ханств к Московскому государству, здесь появились в 1557 году купцы из Хорезма, а в Бухаре – купцы из Московии. В последующие годы царствования Иоанна IV торговля была обеспечена договорами с Шемахинским царём в 1563году, а с бухарскими владетелями в 1569 годах. Русские купцы ездили в Хиву и Бухарию компаниями или артелями. Царь Алексей Михайлович ещё более расширил восточную торговлю, дав в 1668 году привилегию на свободное прибытие хивинских купцов в Астрахань, обещал им покровительство, поддержку со стороны местных властей. Бухарские купцы обеспечивали связь русской и индийской торговли, вели торговлю в Сибири, имели гостиный двор в Тобольске. Позже они получили льготу на торговый промысел в Казани, Астрахани, Архангельске и приморских городах, однако так называемым «тобольским бухарцам» был запрещён вывоз главного продукта этих краёв – пушнины [6].

К представленному историческому очерку сделаем некоторое экономико-культурологическое пояснение. Из перечислявшихся в тексте товаров, перевозившихся по великой торговой магистрали, особо выделяются по экономической и культурной значимости китайский шёлк, фарфор, бумага, порох. Больше всего везли шёлка - удобного для дальних перевозок, лёгкого и высоко ценимого в древности и в средние века товара. Искусство производства этой «божественной ткани» достигло в древнем Китае необыкновенного совершенства и сохранялось как великая тайна. В шелка одевались римские и византийские вельможи, западноевропейские, иранские и арабские феодалы. С производством шёлка в Китае неразрывно связано изобретение бумаги - одно из величайших культурных открытий. Именно из луба шелковицы, коконов шелкопряда, обрезков шёлковой ткани делалась древнейшая бумага. И использовалась бумага часто также наряду с шёлком – не только для письма, но и для изготовления вееров, зонтов, ширм, фонарей, затягивания оконных рам. Хотя бумага с трудом входила в быт народов Европы и даже воспринималась поначалу как «сатанинское изобретение», именно здесь ей было суждено произвести настоящий культурный переворот. Возникновение книгопечатания (середина ХV века, И.Гутенберг) открыло новую эпоху в истории развития культуры человечества…Прославленная китайская фарфоровая посуда также пользовалась большим спросом. В Западной Европе за китайский фарфор феодалы и богачи платили большие деньги. Считалось, что фарфоровый бокал может уберечь своего владельца от яда [7]. Примерно с Х века на Запад проникает чай, настой которого стал впоследствии национальным напитком многих стран Европы.

В решении дилеммы «Восток-Запад», выстраивании диалога западной и восточной культур, развитии и укреплении связей этих регионов российскому участию всегда принадлежало значительное место. Важная экономическая и культурная роль в решении обозначенных задач в различные исторические периоды существования Руси-России отводилась «дальней», внешней, международной торговле, в том числе в её восточном направлении.

От времён установления величайшей торговой и культурной магистрали древности и средневековья – Великого Шёлкового Пути, от торговых, политических и культурных отношений русичей с Хазарским каганатом, от успехов и неудач отдельных восточных экспедиций княжеской и царской власти, актов «героического энтузиазма» одиночек, например, знаменитого «хожения за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1468-1475г.г.), стремившегося не только торговать, исследовать возможности экономических связей, но познавать особенности образа жизни и культуры неведомых стран – Персии, Индии, Цейлона, устанавливать с ними связи на взаимном интересе и уважении, через историю отношений народов Средней Азии и царской, а затем советской России и СССР, через потери и обретения, Россия и азиатские страны вновь и вновь наводят мосты согласия, и первыми опорами в их созидании часто выступают именно торговые интересы и связи.


^ Библиографический список

1.Соколова О.Е. Великие торговые пути в мировой культуре / Современные социально-экономические проблемы регионального рынка товаров и услуг. Саратов, 1996.С.54-55 ..Торговля как социокультурный феномен / Современные проблемы коммерческой деятельности. Саратов, 1998, С. 89-90

2.Кирдина С.Г. Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России Социс, 2002, №12.С.32

3.Зомбарт В. Буржуа. М., 1991

4.Арриан Поход Александра. М., 1993. С.212

5.История народов Узбекистана в 2-х частях под ред.А.Аскарова, 1993

6.На восточных рубежах Очерки истории торговли. Коммерческий вестник 1989, №19.С.58-59

7.Липс Ю. Происхождение вещей. М., «ННН»,1995






modelirovanie-sistem-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
modelirovanie-sistem-zadachami-izucheniya-disciplini-yavlyayutsya.html
modelirovanie-sistemi-massovogo-obsluzhivaniya.html
modelirovanie-sluchajnih-velichin-imeyushih-normalnoe-beta-ili-gamma-raspredelenie.html
modelirovanie-strukturi-proizvodstva-produkcii-zhivotnovodstva-v-shoao-belorechenskoe-us.html
modelirovanie-transversalnogo-filtra-pav-s-fazovoj-apodizaciej-modelirovanie-i-sintez-mikropoloskovih-rezhektornih-filtrov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-obshie-trebovaniya-k-deyatelnosti-upravlyayushih-organizacij-v-chasti-obespecheniya-bezopasnosti-zdanij-sooruzhenij-nahodyashihsya-v-upravlenii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lechenie-bolnih-s-perelomami-distalnogo-otdela-bedra-metodom-zakritogo-intramedullyarnogo-osteosinteza-eksperimentalno-klinicheskoe-issledovanie-14-00-22-travmatologiya-i-ortopediya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonosobraznoto-razvitie-e-nalice-kogato-mezhdu-subektite-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-16.html
  • education.bystrickaya.ru/351-215-18-50-seminar-internet-marketing-2012.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-e-shumilova.html
  • essay.bystrickaya.ru/bethovenskaya-tropa-avstralijskaya-pegaya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spstemokvanti-sna-cheloveka-kniga-soderzhit-teoreticheskij-i-eksperimentalnij-material-obosnovivayushij-originalnie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-na-2009-2012-godi-predsedatel-upravlyayushego-soveta-stranica-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-s-bah-rodilsya-31-marta-1685-goda-v-malenkom-mestechke-v-tyuringii-ejzenahe-uzhe-s-rannego-detstva-on-go.html
  • knigi.bystrickaya.ru/romir-biznes-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-10-fevralya-2010-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-fizicheskaya-kultura-dlya-specialnosti-060203-stomatologiya-ortopedicheskaya-kafedra-fizicheskoj-kulturi-i-zdorovya.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-predstavlyayu-vashemu-vnimaniyu-proekt-na-temu-neopalimaya-kupina-duhovnij-simvol-pozharnih-rossii-cel-raboti-pokazat-rol-religii-v-professionalnoj-deyatelnosti-sotrudnikov-pozharnoj-ohrani.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-devyataya-kniga-tenej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-neobhodimost-transformacii-energetiki-prichini-i-sroki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-a-vedishev-fizicheskie-effekti.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-a-rumyancev-severo-zapadnij-filial-ininfo-ya-a-vagramenko-redakcionnaya-kollegiya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-besprovodnie-kompyuternie-seti-prikladnaya-informatika-v-ekonomike-bijsk-izdatelstvo-altajskogo-gosudarstvennogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-kak-otrasl-chastnogo-prava.html
  • exam.bystrickaya.ru/vegetarianstvo-chast-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stephen-king-the-shining-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmatura.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-roditelskogo-prosvesheniya-po-profilaktike-tabakokureniya-alkogolizma-i-narkomanii-v-podrostkovom-vozraste.html
  • literature.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-doshkolnogo-uchrezhdeniya-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatel-nosti-katalog-mediateki-shkoli-62.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchyot-dekana-fakulteta-istorii-i-politicheskih-nauk-za-2004-2005-uchebnij-god-kadrovij-sostav-fakulteta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/apparati-zashiti-upravleniya-i-signalizacii-instrukciya-po-proektirovaniyu-silovogo-i-osvetitelnogo-elektrooborudovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-gosdume-sozdan-ekspertnij-sovet-po-zakonodatelstvu-v-sfere-obrasheniya-yuvelirnoj-produkcii.html
  • credit.bystrickaya.ru/ocherki-politicheskoj-istorii-narodov-severnogo-kavkaza-v-xvi-xx-vv.html
  • bukva.bystrickaya.ru/programmirovanie-v-le-tehnologiya-microsoft-windows.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnie-dokladchiki-svoboda-religii-i-veroispovedaniya-rukovodstvo-po-celyam-i-zadacham-sistemi-pravozashitnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskie-sredstva-biologicheskoj-zashiti-pomeshenij-perechen-tehnicheskih-sredstv-ksa-cik-gas-vibori.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marketing-v-strahovanii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.