.RU

Научный стиль


Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Существует 5 функциональных стилей:
^ Научный стиль
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п.

Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных.

Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.
^ Официально-деловой стиль
Деловой стиль используется для сообщения, информирования в официальной обстановке (сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности). Этот стиль служит для оформления документов: законов, приказов, постановлений, характеристик, протоколов, расписок, справок. Сфера применения официально-делового стиля — право, автор — юрист, правовед, дипломат, просто гражданин. Адресуются работы в данном стиле государству, гражданам государства, учреждениям, служащим и т. д., с целью установления административно-правовых отношений.

Этот стиль существует исключительно в письменной форме речи, тип речи — преимущественно рассуждение. Вид речи — чаще всего монолог, вид коммуникации — общественная. Стилевые черты — императивность (долженствующий характер), точность, не допускающая двух толкований, стандартизированность (строгая композиция текста, точный отбор фактов и способов их подачи), отсутствие эмоциональности.

Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации). Для него характерно наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращенных слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.
^ Публицистический стиль
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, фельетона, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью.

Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
^ Разговорный стиль
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
^ Художественный стиль
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.

Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.


Прочитайте тексты. К какому стилю они относятся?

А

Глицерин – это органическое соединение, трехатомный спирт
алимфатического ряда, сиропообразная бесцветная жидкость, которую
получают омылением жиров или синтетическим способом. Глицерин
применяется в производстве взрывчатых веществ и синтетических смол.

Б

^ ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ?
    Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
     Так что же такое воспитанность?
     Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
     Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
     Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях.
    А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.
    (По С. Гиацинтовой)


В

Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.
К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем.
Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты.
Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы.
Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго…


Г

^  СИСТЕМНОЕ МЕНЮ
    
     Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свернуто до пиктограммы, щелкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел].
    
     Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путем ввода подчеркнутых в названии команды букв вместе с [Alt].
    
     (В. Пасько)


^ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ И ТИПЫ ТЕКСТА


  1. ТИПЫ РЕЧИ




ОПИСАНИЕ

ПОВЕСТВОВАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

Преобладают существительные и прилагательные. Глаголы (обычно несов. вида) передают действия (состояния), характеризующие лицо или предмет.

Преобладают простые предложения.

Преобладают глаголы (обычно сов. вида), передающие сменяющие друг друга действия, динамику событий.

Используются наречия места и времени.

Используются все типы предложений.

Преобладает абстрактная лексика. Используются вводные слова (во-первых, следовательно), производные предлоги и составные союзы (вследствие, благодаря тому что). Преобладают сложноподчиненные предложения и простые осложненные предложения.


^ 2. СТИЛИ РЕЧИ






Научный


Публицистический

Официально-деловой

Художественный

Разговорный

Сфера использования

Наука, техника, образование

Средства массовой информации, публичные выступления

Законодательство, делопроизводство

Искусство, художественная литература

Повседневное общение

^ Основная цель речи

Сообщение, фиксация знаний

Сообщение и воздействие

Сообщение, констатация факта, установление административно-правовых отношений

Воздействие через образное моделирование мира

Установление межличностных контактов

^ Характерные черты стиля

Строгая логичность изложения, доказательность, смысловая точность, обобщенность

Образность, эмоциональность, оценочность

Точность, стандартизованность, отсутствие средств выразительности

Образность, широкое использование средств других стилей, средств выразительности

Непринужденность, минимальная забота о форме изложения мысли, особая роль жестов, мимики, интонации

Жанры

Монография, диссертация, научная статья, учебник, реферат, доклад, курсовая работа и др.

Очерк, статья, интервью, фельетон, репортаж, эссе, выступление по радио (телевидению), дискуссия и др.

Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, протокол, договор, справка и т.п.)

Роман, повесть, рассказ, поэма, лирическое стихотворение и т.д.

Бытовая беседа, просьба, извинение, комплимент и др.

^ Языковые средства

Однозначные слова, термины, абстрактная лексика; причастия и деепричастия, указательные и определительные местоимения; вводные конструкции, сложные и простые осложненные предложения, прямой порядок слов; минимум средств выразительности (сравнение, реже метафора)

Общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика, фразеологизмы; неполные предложения, вводные конструкции, восклицательные предложения; разнообразие средств выразительности

Официальная и канцелярская лексика и фразеология, использование аббревиатур; преобладание существительных над глаголами, стандартные обороты, страдательные конструкции, неопределенно-личные и безличные предложения

Возможно использование любых лексических единиц (синонимы, антонимы, архаизмы, историзмы, просторечные и разговорные слова, диалектизмы и др.); разнообразие синтаксических конструкций; широкое употребление тропов и стилистических фигур

Бытовая. Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика; обилие частиц. Вводных слов, междометий; бессоюзные, неполные предложения



^ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ТЕКСТА

  1. Лексические средства языка, или тропы (в ед. ч. троп), - обороты речи, состоящие в употреблении слова или выражения в переносном значении



^ ПРОСТЕЙШИЕ ВИДЫ ТРОПОВ

СЛОЖНЫЕ ВИДЫ ТРОПОВ

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Сравнение может быть выражено:

1)сущ. в тв. падеже ;

2)оборотами со сравнительными союзами;

3)формой сравнительной или превосходной степени прилагательного или наречия

4) с помощью слов похож, подобен, напоминает.

Эпитет – образное определение, выраженное именем прилагательным.

Метафора – скрытое сравнение, образное переосмысление значения имени существительного или глагола.

Метонимия - перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. (Я три тарелки съел.)

Синекдоха – замена множественного числа единственным, употребление названия части вместо целого.

Ирония – слово или высказывание обретают в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению.

Гипербола – образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.

^ Литота – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, красоту описываемого.(Обратная гипербола)

Оксюморон – соединение слов, обозначающих обычно несовместимые понятия.

Перифраз - описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или выражения.

Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение обычно построено на сочетании неодушевленных существительных и глаголов, обозначающих действия человека или живого существа вообще

Аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах.



2. Синтаксические средства, или стилистические фигуры, - необычные обороты речи, особое ее синтаксическое построение, к которому прибегает писатель для усиления выразительности.


  1. Инверсия

  2. Синтаксический параллелизм

  3. Градация – последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения.

  4. Риторический вопрос (Наличие риторического вопроса можно проверить методом трансформации вопросительного предложения в повествовательное: Кто же не знает Ивана? – Все знают Ивана .)

  5. Риторическое восклицание

  6. Эллипсис

  7. Умолчание

  8. Различные виды повторов

  9. Бессоюзие

  10. Многосоюзие

  11. Вопросно-ответная форма изложения и др.( Такая форма изложения создает некое подобие диалога: автор ставит перед читателем вопрос, на который тут же отвечает).

  12. Анафора

13. Парцелляция – особое членение высказывания, при котором возникают неполные, следующие за основным: ^ Как только не определяли идею «Медного всадника». Какие только толкования не предлагали разные эпохи и разные ученые. И все толкования были правильны. Интересны. Глубоки. Аргументированны. И разные. Компоненты неполных предложений (парцелляты) можно включить в состав первого предложения в качестве однородных сказуемых.

^ 14. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.


3. Фонетические средства выразительности

1.Ассонанс – повторение в художественном тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа.

2. Аллитерация – повторение в художественном тексте согласных, создающих звуковой образ.

3. Звукоподражание – передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными.


^ ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ


1.СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ



1. Лексические:

Повтор слова, синонимичная замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, а также слов одной тематической группы (например: стадион, трибуны, болельщики, судья, вратарь и т.п.)

2. Морфологические:

Замена существительных и других частей речи местоимениями, использование глаголов в единой форме (вид, время), наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и т. п.

3. Синтаксические:

Наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений и т.п.

4. Стилистические:

Использование слов, принадлежащих одному стилю (например, термины в учебных пособиях), тропов и стилистических фигур и т.п.

5. Интонационные:

Длина фразы, темп речи, интонация ит.п.


6. Графические:

Знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения.




^ 2. ВИДЫ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ В ТЕКСТЕ


Цепная связь

Параллельная связь

1. Повтор ключевого слова.

2. Замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением или однокоренным словом.

3. Повтор того или иного члена предложения.

4. Семантические или ассоциативные связи.

1. Одинаковый порядок слов.

2. Одинаковые грамматические формы слов.

3. Анафоры.

4. Риторические вопросы.

5. Вводные слова, наречия места и времени.

metodicheskie-ukazaniya-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-moskovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-dizajna-i-tehnologii-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-5-sistemnoe-programmirovanie.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-aspirantov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-kursantov-slushatelej-i-studentov-izuchenie-temi-nachinaetsya-eshe-na-lekcii-gde-kursantam-slushatelyam-i-studentam-rekomenduetsya-aktivizirovat-tvorcheskoe-mishlenie.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-dlya-studentov-ochnogoochno-zaochnogozaochnogo-otdeleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-fizicheskaya-kultura-studentami-vremenno.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-skazka-chernaya-magiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/toksikologiya-selskohozyajstvennih-zhivotnih-chast-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-administracii-tulskoj-oblasti-ot-14012010.html
  • report.bystrickaya.ru/kakovi-prichini-ispolzovaniya-politicheskih-kejsov-v-debatah-karla-poppera.html
  • studies.bystrickaya.ru/12-rol-mestnogo-samoupravleniya-v-razvitii-institutov-grazhdanskogo-obshestva-ob-obshestvennoj-palate-rossijskoj-federacii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grigyanca-romualda-bronislavovicha.html
  • uchit.bystrickaya.ru/termini-i-opredeleniya-osnovnih-ponyatij-po-kursu-teoriya-rezaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/18specialnie-apparatnie-sredstva-predotvrasheniya-vtorzheniya-1-osnovnie-sredstva-apparatnoj-zashiti.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-obrazovatelnoj-programmi-f-i-o-napravlyaemogo-slushatelya-polnostyu-stranica-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-po-discipline-opasnie-situacii-v-naselennih-punktah.html
  • learn.bystrickaya.ru/fizkultura-i-sport-byulleten-novih-postuplenij-2005-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-planirovanie-i-predlozhenie-kapitala-dzhon-gelbrejt-novoe-industrialnoe-obshestvo-ast-izdatelstvo-tranzitkniga.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-shtabnie-strukturi-upravlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sposobi-zashiti-prav-grazhdan-mestnoe-samoupravlenie-chast-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vipusknaya-rabota-tema-issledovanie-faktorov-povisheniya-dohodnosti-kommercheskoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolichestvo-obrashenij-grazhdan-v-narkokontrol-uvelichilos-rossiya-predlozhila-plan-likvidacii-narkoproizvodstva-ezhegodno.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-po-informatike-variant-0-probnij-instrukciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5v-050200-filologiya-mamandiina-arnalan.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-programma-perepodgotovki-po-smezhnim-professiyam-po-professii-16675-povar-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/romanticheskij-london-tur-dlya-dvoih-turi-vihodnogo-dnya-5-dnej-4-nochi-grafik-zaezdov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-primernaya-tematika-kursovih-rabot-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-novejshej-istorii-stran-azii-i-afriki-dlya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/fundamentalnie-nauki-poisk-priznakov-i-osnovanij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochnik-materialov-sajt-voronezhskogo-centra-nlp-tehnologij-stranica-27.html
  • student.bystrickaya.ru/24ustanovlenie-granic-zemel-peredavaemih-v-vedenie-selskoj-administracii-kursovoj-proekt-razrabotal-st-gr.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vozniknovenie-rannih-religioznih-sistem-l-s-vasilev-istoriya-religij-vostoka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-sem-otkrovenij-kniga-pervaya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vipusk-cennih-bumag-kommercheskim-bankom-chast-13.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-kolchak-zhizn-i-deyatelnost-kniga-izvestnogo-uralskogo-istorika-professora-i-f-plotnikova-v-uvlekatelnoj-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-informaciya-o-trombocitah-differencirovke-megakariocitarnogo-rostka-metodicheskoe-posobie-po-pediatrii-bbk.html
  • report.bystrickaya.ru/gumanisticheski-ekzistencialnij-podhod-k-mudrosti-sposobi-postizheniya-istinnogo-ya-i-prizvaniya-cheloveka-stranica-9.html
  • education.bystrickaya.ru/3-reformi-s-kitajskoj-specifikoj-nauchnij-otchet-o-komandirovke-v-kitajskuyu-narodnuyu-respubliku-k-e-n-zav.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znakomstvo-s-osnovnimi-biologicheskimi-ponyatiyami-formirovanie-obsheuchebnih-umenij-rabota-s-tetradyu-albomom-slovarem-spravochnikom-i-specialnih.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-vzaimodejstviya-vlasti-i-obshestva-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoriya-i-praktika-finansovogo-ozdorovleniya-predpriyatiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nadeli-podmoskovnih-chinovnikov-v-barvihe-ria-novosti-takoe-reshenie-v-subbotu-prinyal-novgorodskij-gorodskoj-sud.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.