.RU

Налоговые инструменты государственного регулирования развития предпринимательской среды в инновационно ориентированной экономике




На правах рукописи


ПУШКАРЕВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА


НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ


Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным

хозяйством: предпринимательство; региональная экономика


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре экономики и государственного регулирования рыночного хозяйства ФГОУ ВПО «Российская академии государственной службы при Президенте Российской Федерации».



^ Научный руководитель:

кандидат экономических наук, профессор

Грязнов Эдуард Алексеевич



^ Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Любимцев Юрий Павлович




кандидат экономических наук, доцент

^ Ирбагиева Айза Мажитовна






Ведущая организация:

Всероссийская государственная

налоговая академия


Защита состоится 13 ноября 2008 года в 14 часов на заседании
диссертационного совета Д-502.006.18 в ФГОУВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: г. Москва, пр. Вернадского, 84, 1 учебный корпус, зал № 2.


С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (учебный корпус 1, ауд. 2222).


Автореферат разослан 13 октября 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор экономических наук, профессор В.С. Буланов

^ I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы определяется необходимостью более эффективного использования всех факторов, формирующих предпринимательскую среду для обеспечения перехода к инновационно-ориентированной экономике в условиях реформирования социальных и экономических основ хозяйствования в России.

Содействие развитию благоприятной в этом аспекте предпринимательской среды посредством налоговых инструментов относится к одному из важнейших направлений государственного регулирования хозяйства. При этом его эффективность и адресность в значительной мере связаны с научно обоснованным обеспечением четкого и рационального разграничения, а также эффективной сопряженности функций федерального, регионального и местного уровней поддержки бизнеса, как важнейшей предпосылки продвижения страны по инновационному пути развития.

Основы государственной политики поддержки предпринимательства содержатся в российском законодательстве. Это прежде всего, федеральные законы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и др. Все они предусматривают предоставление государством значительной помощи в формировании благоприятной предпринимательской среды, обеспечивающей устойчивость и эффективность функционирования предпринимательства. Это одна из сущностных характеристик экономики переходного типа.

От качества построения системы государственного воздействия на предпринимательскую среду и от способности государства эффективно влиять на субъекты предпринимательства в огромной степени зависит результативность экономической политики и хозяйственного развития страны. Налоговой системе в этом вопросе принадлежит ведущая роль. Она, как одно из важнейших звеньев предпринимательской среды, требует постоянного и адекватного совершенствования.

Эффективность инструментов налогообложения в целом зависит от целостности механизма налогового регулирования, и в этой связи востребованными являются исследования в области повышения эффективности системы налогообложения предпринимательских структур.

Особую значимость приобретает качество налоговой системы и предпринимательской среды в целом в условиях разворачивающейся в мире глобализации и последовательного включения в этот процесс российской экономики. Необходимость в этом вызвана небывалым повышением риска в реализации предпринимательских функций. В результате значение поддержки, оказываемой государством предпринимательству, приобретает решающий характер. Главная цель такого воздействия должна находить свое конкретное выражение в перманентном улучшении предпринимательской среды, и, прежде всего, применительно к проблемам инновационной составляющей предпринимательства.

При этих обстоятельствах углубленные исследования проблем предпринимательства и предпринимательской среды, разработка направлений и механизма улучшения ее качества посредством совершенствования налоговых инструментов и налоговой системы как важнейшего компонента ее образующего, приобретают несомненную актуальность не только в формате сегодняшнего времени, но и в обозримом будущем.

^ Степень научной разработанности проблемы. Вопросы государственного воздействия на предпринимательство, формирования среды для его функционирования приковывают к себе внимание многих ученых и специалистов. Данная проблематика разрабатывается как зарубежными, так и отечественными авторами. Этой теме посвящены работы Берджеса Дж., Штайнхоффа Д., Шумпетера Й., Хоскинга А., Ховарда К., и др. Существенный вклад в разработку теоретических аспектов предпринимательства и среды его развития внесли Блинов А.О., Бусыгин А.В., Виленский А.В., Коровкин В.В., Ползиков С.Д., Половинкин П.Д, Савченко В.Е., Шамхалов Ф.И., Яковлев В.М., Ясин Е.Г. и ряд других предствителей российской науки.

Научные труды У.Петти, А.Смита, Д.Рикардо положили начало формированию классической теории налогообложения и его влияния на развитие предпринимательства. Вопросы эффективности налогообложения и налогового регулирования рассматривались в работах П.Самуэльсона, Дж.Стиглица, С.Фишера, Р.Дорнбуша, Р.Шмалензи и др.

В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.В.Брызгалин, Е.М.Бухвальд, А.М.Бабич, И.В.Горский, Л.Н.Лыкова, Л.Н.Павлова, Б.Е.Пеньков, В.М.Пушкарева, Д.Г.Черник, Т.Ф.Юткина и др.

В то же время изучение зарубежных и отечественных научных исследований по вышеуказанным вопросам убеждает в необходимости более глубокого рассмотрения всей налоговой системы как фактора, нацеливающего предпринимательские структуры на инновационную деятельность. Это также определяет актуальность проблемы, цель и задачи настоящего диссертационного исследования.

^ Целью настоящей диссертационной работы является выявление сущностных характеристик предпринимательства и среды его развития, а также разработка на этой основе рекомендаций по вопросам совершенствования налоговой системы и налоговых инструментов, используемых государством в целях содействия предпринимательской деятельности, имеющей инновационную направленность.

Эта общая цель достигается решением следующих конкретных задач:

^ Объектом исследования является процесс использования налоговых инструментов как регуляторов развития современной предпринимательской среды России и ее регионов.

^ Предмет исследования составляют социально-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы как инструмента государственного регулирования и развития предпринимательской среды как в отдельно взятом регионе, так и стране в целом..

^ Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные проблемам развития предпринимательства в современных условиях. В процессе исследования были изучены и проанализированы Кодексы и Законы Российской Федерации, Указы Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов развития науки, предпринимательства и налоговой политики, официальные статистические данные, материалы министерств и ведомств Российской Федерации, определяющие политику содействия и поддержки предпринимательства, в том числе малого.

Информационной базой диссертационного исследования стали статистические данные Росстата, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономического развития РФ; законодательные и нормативные акты РСФСР, Российской Федерации, субъектов Федерации по региональной политике и налогообложению, по предпринимательству, материалы и публикации средств массовой информации по вопросам опыта работы государственных структур в сфере налогового регулирования экономики регионов России, а также предпринимательских структур.

^ Основным научным результатом исследования является уточнение понятия предпринимательская среда и разработка механизма использования налоговых инструментов развития предпринимательства, включающего целеполагание, направления и систему мер его активизации в условиях становления инновационной экономики.

^ Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Установлено, что предпринимательская среда представляет собой динамично развивающуюся систему взаимосвязанных и диверсифицирующихся факторов воздействия на предпринимательство, и в первую очередь, на его инновационную составляющую через самого предпринимателя, выступающего как производитель, потребитель, участник конкуренции и субъект рыночной инфраструктуры, и совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих деловые отношения, а также совокупность взаимоотношений предпринимателя с государством как в национальном, так и в международном масштабах.

  2. Доказано, что развитию предпринимательской среды свойственна тенденция к усложнению и обновлению ее структуры в результате последовательной интеграции России в процесс интернационализации международных экономических отношений. Российская предпринимательская среда все более становится частью международной предпринимательской среды, где главная роль мотиваторов развития принадлежит ТНК, ТНБ, а также их альянсам, союзам и объединениям.

  3. Выявлены основные направления политики государства по совершенствованию механизма влияния на динамизм предпринимательства: активизация стимулирующей роли налогообложения с внесением необходимых дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, прежде всего для формирования благоприятной инновационной среды с учетом возможностей по совершенствованию кредитования, системы страхования предпринимательской деятельности и развитию других сегментов рыночной инфраструктуры. Отмечено, что в связи с недостатками налоговой системы, одним из факторов, противодействующих инновационной активности предпринимателя в России является «теневая экономика», которая по своей сути не совместима с институтом легальной инновации. Выдвинуто предложение о разработке эффективной стратегии научного обеспечения предпринимательства, прежде всего в вопросах касающихся совершенствования налоговой системы.

  4. Обоснованы две сетевые схемы основных факторов влияния на предпринимательство, которые могут рассматриваться как комплексная экспликация совокупности институтов государственной власти и управления, а также объединения предпринимателей и общественных организаций, формирующих благоприятную внутреннюю и внешнюю предпринимательскую среду бизнеса; хозяйствующих субъектов предпринимательства; инфраструктурной системы поддержки различных форм бизнеса, действующей на основе федеральных и региональных целевых программ развития предпринимательства.

  5. На основе анализа мирового опыта формирования благоприятной предпринимательской среды сделан вывод о целесообразности использования научно-обоснованного комплекса мер в российской практике:

- снижения налога на добавленную стоимость;

- организации консультационного сопровождения вновь созданных предпринимательских структур, особенного малого предпринимательства в течение периода становления их деятельности;

- установления нормативов налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства;

- уточнения норм налоговых и кредитных льгот для предпринимательских структур, связанных с инновационной деятельностью.

6. В результате рассмотрения структурных и целевых особенностей существующих четырех «специальных» налоговых режимов предложено их дополнить пятым налоговым режимом в виде блока специальных мер налогового содействия инновационной предпринимательской деятельности.

7. Исходя из анализа тенденций развития предпринимательства и предпринимательской среды в экономическом пространстве Уральского федерального округа и его субъекта ЯНАО доказана необходимость разработки в регионах России долгосрочных программ поддержки предпринимательства, прежде всего в той его части, которая содействует инновационному развитию национальной экономики.

^ Практическая значимость диссертации состоит в том, что проведенный анализ налоговой системы государственного управления предпринимательством на федеральном уровне и в масштабе отдельно взятого региона позволил сделать выводы о недостатках и проблемах этого сектора экономики и разработать ряд конкретных предложений по усилению форм и методов государственного регулирования инновационного предпринимательства, развитию предпринимательской среды, устранению причин, сдерживающих процесс его развития и поддержки со стороны органов власти.

Изложенные в диссертации выводы и предложения могут быть использованы при разработке основных направлений и задач реформирования налоговой системы России в области развития предпринимательской среды на федеральном и региональном уровнях, при внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты, регулирующие процессы осуществления федеральной и региональной экономической налоговой политики Российской Федерации, её субъектов по государственной поддержке и развития инновационного предпринимательства. Основные методологические положения в их системном изложении могут составить основу курса лекций по экономике предпринимательства для повышения квалификации предпринимателей и студентов экономических вузов.

^ Апробация исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в процессе практической деятельности автора в качестве начальника отдела налоговых органов Ямало-Ненецкого автономного округа. Основные аспекты исследования изложены в публикациях автора, часть из них нашла отражение в ряде разработанных с участием автора нормативно-правовых актов, программных документов федерального и регионального уровня.

^ Структура диссертации соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.


^ II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении отражена актуальность темы исследования, определены его цель, задачи, объект и предмет исследования, изложены основные научные результаты, обоснована их научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Предпринимательство и предпринимательская среда инновационно ориентированной экономики» раскрывается роль предпринимательства в инновационной экономике, содержание предпринимательской среды и ее основных компонентов, анализируется зарубежный опыт государственного содействия формированию благоприятной предпринимательской среды, который необходим для инновационно ориентированной экономики.

Практика показывает, что российское предпринимательство испытывает серьезные затруднения, чтобы выполнять свою инновационную миссию. Субъекты предпринимательства в России и само оно проходят стадию формирования и достижения соответствия требованиям рыночного хозяйства. Это обуславливает необходимость в значительных инвестициях, не вообще, а, прежде всего, интеллектуальных, дефицит которых в целом по стране и в каждом из сегментов предпринимательства не ослабевает.

Автор подчеркивает, что развитие национальной экономики продолжает сталкиваться с комплексом серьезных проблем. Одна из них - это формирование среды, благоприятной для предпринимательства. В России ее масштабы и уровень недостаточны, чтобы выполнять роль важного фактора экономики и рыночных преобразований в тех направлениях, которые обеспечивают социально-экономический прогресс государства.

Результаты исследования, проведенного в 2008 году Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, показывают, что предпринимательская среда в России ухудшается. Проанализировав 181 страну мира с использованием 10 критериев, специалисты этих двух авторитетных организаций поставили нашу страну в нижней трети списка, в то время как в предыдущие два года она находилась в его середине.


^ Таблица 1

Основные условия для предпринимательской деятельности в России

Критерий

Место в рейтинге

2007г.

2008г.

2009г.

Открытие бизнеса

45

50

65

Получение лицензий

172

177

180

Наем и увольнение

102

101

101

Регистрация собственности

44

45

49

Получение кредита

156

84

109

Защита прав инвесторов

81

83

88

Уплата налогов

126

130

134

Внешняя торговля

155

155

161

Принудительное исполнение контрактов

19

19

18

Ликвидация бизнеса

81

80

89

Общее место в рейтинге по странам



112

120

Источник: Доклад Всемирного банка и МФК, 2008год. Ведомости 10 сент.2008г., с.А 03.


К проблемам предпринимательской среды приковано внимание многих ученых-экономистов. По мнению некоторых из них предпринимательскую среду целесообразно рассматривать как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. Другие ученые считают, что эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать цивилизованным и законопослушным предпринимателям необходимые экономические свободы, как первое и определяющее условие становления предпринимательства, а как второе - организационно-хозяйственное новаторство. Данное положение не претендует, чтобы быть признанным как полное определение «предпринимательской среды», но оно, на наш взгляд, является рациональным, поскольку объясняет, при каких обстоятельствах такая среда становится эффективной, во-первых, и, во-вторых, показывает, что ключевое место в предпринимательской среде принадлежит такому сегменту, как «экономическая свобода», при которой предпринимательство становится возможным и, главное, приобретает на этой основе сущность организационно-хозяйственного новаторства.

Большинство исследователей полагает, что предпринимательскую среду генерирует совокупность ее компонентов, способствующих формированию и развитию предпринимательства. Однако исследователи разошлись в вопросах распознавания общих признаков и особенностей этих компонентов. С точки зрения диссертанта, общим признаком таких компонентов является их принадлежность к двум группам:

Отсюда, совокупность всех внешних и внутренних компонентов предпринимательской среды можно подразделить, имея в виду их особенности, на три сегмента:

В группу институциональных внешних компонентов первого сегмента, по мнению автора, следует включить производителя, конкурента, а также все субъекты рыночной инфраструктуры: субъекты материально-технического снабжения, оптовой и розничной торговли, банковского сектора, страхового бизнеса, фирмы, оказывающие юридические услуги, транспортные и экспедиторские компании, логистические центры, центры телекоммуникационных услуг и т.п.

Предприниматель как институциональный «внутренний» компонент может включать многие из перечисленных внешних компонентов или выступать в качестве их собственника или совладельца. Однако, главное состоит в том, что он одновременно способен трансформироваться в потребителя продукции (товаров и услуг), т.е. сочетать в себе сущностные характеристики институциональных «внутренних и «внешних» компонентов предпринимательской среды. Это относится и к другим «внешним» институциональным компонентам, которым, в результате, присуща диалектическая двойственность, что следует считать характерной чертой первой группы предпринимательской среды.

Анализ ситуации с отнесением компонентов предпринимательской среды к «внутренней» и «внешней» подгруппам усложняется, если его осуществлять с учетом взаимозависимостей, складывающихся в системе мирохозяйственных связей. Предприниматель из зарубежной страны, рассматриваемый как производитель, конечно же, должен характеризоваться как внешний институциональный компонент по отношению, скажем, к российскому предпринимателю, если последний является потребителем. При этом, однако, последний сохраняет способность быть внутренним, а по отношению к зарубежному партнеру институциональным внешним компонентом, если зарубежный партнер выступает в роли производителя.

Автором выявлена тенденция, которая, имеет определенные особенности: чем активнее происходит трансформация институциональных внутренних компонентов во внешние и, наоборот, «внешних» во «внутренние», тем интенсивнее развитие предпринимательской среды, шире ее масштабы, выше уровень диверсификации, имея в виду отраслевую структуру и номенклатуру выпускаемых товаров и услуг, а также формы и методы предпринимательской деятельности и, соответственно, предпринимательской среды в той ее части, которая формируется «институциональными» компонентами в сфере инноваций.

Группа компонентов предпринимательской среды, отнесенная ко второму сегменту имеет, по мнению автора, более четкие границы. К ней автор относит природно-климатические условия и географическое положение, экономическую свободу и правовую основу.

Анализ показывает, что первый элемент этой группы компонентов предпринимательской среды во многом формируется усилиями и заботами предпринимателя, как главного внутреннего компонента группы «институциональная предпринимательская среда».

«Экономическая свобода» и предпринимательство составляют взаимосвязанную систему. Чем больше ее масштабы и уровень развитости, тем успешнее обстоят дела с развитием предпринимательства, с одной стороны, а, с другой, быстрые темпы развития, включая расширение предпринимательства, предопределяют необходимость в адекватном развитии «экономической свободы». В этом вопросе у России множество узких мест. Всемирный экономический форум в 2008 году в рейтинге 52 стран отвел ей 50-е место по защите прав собственности и 51-е место по защите интеллектуальной собственности.

«Правовая основа» - это преимущественно институты и установленные и реализуемые ими правовые регуляторы предпринимательства. Особый интерес, по мнению автора, представляет взаимосвязь «правовой основы» с комплексом вопросов, затрагивающих проблематику инновационной направленности предпринимательства, которая признается в качестве его «родового» признака. Анализ этой проблемы показывает, что важнейшим инструментом, которым пользуется государство для содействия инновациям, должна быть налоговая система.

«Налоговая система» в связке с компонентом «экономическая свобода» по своей сути в той или иной степени пронизывает структуры практически всех компонентов предпринимательской среды в целом.

В последний, третий сегмент группы компонентов предпринимательской среды - «общие факторы воздействия» диссертантом были включены такие «внешние» компоненты, как политическая ситуация в стране, ее международное положение и внешняя политика, ситуация в мировой экономике, торгово-политическая практика, применяемая к этому государству странами – его основными внешнеторговыми партнерами и некоторые другие подобного характера события и факторы. Кроме того, в эту группу включаются такие факторы, как: социальные - социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безработицы; состояние здравоохранения, демографическая ситуация; национальные традиции и обычаи; национальные ценности; культурные факторы, обусловленные уровнем образования населения и обеспечивающие заинтересованным индивидам возможность заниматься предпринимательством. В данную группу компонентов предпринимательской среды включены также научно-технические и технологические факторы, которые определяются некоторыми специалистами общим понятием «технологическая среда», показывающая общий уровень научно-технического развития страны, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию производства, совершенствование технологических процессов, химизацию, посредством инноваций.

Автор выдвигает положение о том, что все три группы сегментов предпринимательской среды имеют между собой системные связи и взаимозависимости, которые, в свою очередь, во многом предопределяются существованием связей и взаимозависимостей между компонентами в рамках каждого из этих сегментов.

Предпринимательская среда, существующая и развивающаяся в пределах национальной экономики, оказывается в растущей взаимосвязанности с предпринимательской средой зарубежных экономик и международной предпринимательской средой, представляющей совокупность предпринимательских сред национальных экономик стран мира и в то же время являющейся одной из саморазвивающихся подсистем мировой экономики. Эти взаимосвязи и зависимости диверсифицируются, обновляются и расширяются главным образом в результате двойственности природы «внутренних» компонентов предпринимательской среды, их способности к взаимной трансформации во «внешние» компоненты и, наоборот. Все это позволяет автору сделать вывод о существовании и развитии предпринимательской среды в виде системы, которая может быть представлена в виде сетевой экономической схемы. Задача, которая поставлена автором при построении такой схемы предпринимательской среды, может решаться при понимании, что компоненты, входящие в группу «общие факторы влияния» носят слишком расплывчатый характер. В них сложно, а порой и невозможно выявить внутренние и внешние компоненты. В связи с этим, автор полагает сосредоточить внимание на первых двух сегментах компонентов предпринимательской среды: «институциональная группа» и группа «условия».

В рамках исследования построены сетевые экономические схемы двух сегментов компонентов предпринимательской среды, обладающих наибольшим числом продуктивных, то есть способствующих инновационной деятельности, связей предпринимателя с компонентами внутри одной и той же группы.

В схеме применяются следующие обозначения:

- «внутренний» компонент среды;

- «внешний» компонент среды;

- прямое воздействие;

- косвенное воздействие;

-стимулирующее инновации, в том числе потенциально.

В центр схемы по каждому из двух сегментов поставлен предприниматель, как ключевой «внутренний» компонент предпринимательской среды.



^ Рис. 1. Экономическая сетевая схема «Предпринимательская среда, содействующая инновационному бизнесу» (институциональная группа компонентов).



1
- предприниматель;

- потребитель (население);


2
- потребитель (предприниматель, коммерческая организация);


3


4
- потребитель (государственная организация)

- потребитель (иностранная фирма – импортер);


6

5
- конкуренты;


7
- банки и другие субъекты рыночной инфраструктуры;

- субъекты деловой и научной информации;


8
- НИИ и КБ;


9
- высшие и другие учебные заведения;


10

10

000
- фирмы и организации материально-технического снабжения;


11
- объекты энергоснабжения, водоснабжения.

^ Рис. 2 Экономическая сетевая схема «Предпринимательская среда, содействующая инновационному бизнесу» (институциональная группа «условия»).

Компоненты «экономической свободы»:

- президент страны, законодательные органы, исполнительная и судебная власти всех уровней;

- антимонопольный комитет;

- органы национальной безопасности, министерство внутренних дел;

- органы исполнительной власти, ответственные за развитие промышленности, торговли и внешнеэкономических связей;


1
- конституционные акты;


2
- гражданский кодекс;


3
- анти монопольное законодательство

Компоненты «правовой среды»:


6
- налоговая система, в том числе стимулирующая инновационная деятельность;


7
- государственное регулирование предпринимательской деятельности ( регистрация и т.п.)


8
- государственная система контроля и мониторинга, а также различных форм поддержки, в том числе инновационной деятельности;


9
- система кредитно-финансового регулирования;


100
- система регулирования трудовых, земельных отношений;


11
- регулирование внешнеэкономической деятельности;

- налоговая служба всех уровней;

- органы исполнительной власти, работающие в сфере экономики, промышленности, торговли и сельского хозяйства (всех уровней);

- Минфин и Центральный банк;

- органы исполнительной власти, работающие по вопросам трудовых, земельных отношений;

- органы исполнительной власти, регулирующие внешнеэкономическую деятельность.

Компоненты подгруппы «международные соглашения»:

- меры регулирования внешнеэкономических отношений, в части по вопросам налогообложения и поощрения инвестиционно -инновационного сотрудничества;


12
- межправительственные соглашения, в том числе по вопросам сотрудничества в инвестиционно -инновационной сфере;

На основе проведенного анализа автором сформулировано понятие «предпринимательская среда» как системы факторов воздействия на предпринимательство и, в первую очередь, на его инновационную составляющую через самого предпринимателя и совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих деловые отношения, а также совокупность взаимоотношений предпринимателя с государством, как в национальном, так и международном масштабах.

В диссертации подчеркивается, что в формировании благоприятной предпринимательской среды велика роль государства. Оно поддерживает предпринимательство: льготным налоговым режимом, способствующим расширению и модернизации действующих, а также созданию новых наукоемких производств; формированием развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства (создание инновационных и внедренческих центров, консультативных центров, курсов подготовки предпринимателей и т.д.).

В ходе работы автором установлено, что налоговая система является одним из важнейших инструментов государственного воздействия на предпринимательскую среду. Она является механизмом многофакторного и постоянного влияния на предпринимателя со стороны государства. Налоговая система призвана не только содействовать предпринимателю, но и воспитывать у него понимание роли общественной значимости этой системы.

Изучение и разработка принципов и особенностей формирования предпринимательской среды убеждает, насколько важно при этом учитывать зарубежный опыт создания и развития налоговой системы. В большинстве стран существует комплекс разнообразных схем налогообложения, который дает уникальную возможность целеустремленно влиять на определенные сферы и направления предпринимательской деятельности.

Налоговая политика правительств практически всех зарубежных стран направлена на создание благоприятного налогового климата для развития предпринимательства, на повышение инвестиций в экономику страны и ее развитие на инновационной основе.

Анализ опыта зарубежных стран в вопросах использования налоговой системы как регулятора предпринимательской среды позволяет сделать вывод о целесообразности использования ряда осуществляемых ими мер в российской практике:

- снижение налога на добавленную стоимость;

- организация консультационного сопровождения вновь созданных предпринимательских структур, особенного малого предпринимательства в течение периода становления их деятельности;

- установление нормативов налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства;

- уточнение норм налоговых и кредитных льгот для предпринимательских структур, связанных с инновационной деятельностью.

Налоговая система своим влиянием как бы пронизывает большинство «внутренних», то есть генерирующих предпринимательство и его инновационную составляющую компонентов предпринимательской среды. В этом аспекте она имеет многофакторное значение для предпринимательской среды.

Во второй главе «Налоговая система и ее базовые механизмы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность и инновации» проводится анализ эволюции налоговой системы в условиях перехода к инновационной экономике, рассмотрены особые налоговые режимы и эффективность их использования, определяются особенности налоговых инструментов в развитии предпринимательской среды в российских регионах.

Рассмотрение вопросов эволюции налоговой системы в условиях перехода к инновационной экономике убеждает, что налоговая политика Правительства РФ направлена на инновационный тип развития экономики, но внесенные в 2000-2004гг. изменения в налоговое законодательство не достаточны для стимулирования инновационной предпринимательской деятельности. Предоставление более льготного налогового режима, применяемого по отношению к предпринимателю, в деятельности которого инновационному бизнесу принадлежит ведущее место, не рассматривается как инструмент ключевой значимости.

В настоящее время, как известно, в связи с ростом значения инновационной составляющей предпринимательской деятельности в рамках налоговой реформы предлагается провести подготовку изменений в Налоговый кодекс, в части, касающейся специальных налоговых режимов. Автор полагает, что в перечень таких режимов необходимо дополнить еще одним - пятым специальным налоговым режимом, касающимся предпринимателей, активно занимающихся инновационной деятельностью. Суть данного режима заключается в сокращении ограничений для научных организаций и инновационных предприятий, желающих применять упрощенную систему налогообложения. По мнению диссертанта, введение нового налогового режима улучшит инвестиционный климат, приведет к расширению налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличению поступлений в бюджет.

В диссертации отмечается, что в стране все еще не сформирована адекватная современным условиям хозяйствования система управления, позволяющая осуществлять полный сбор государственных налогов в регионах и обеспечивать их своевременное поступление в соответствующие бюджеты. Всемирный экономический форум (WEE) в рейтинге 52 стран мира отвел в 2008 году России 49-е место по уровню аудита и бухгалтерской отчетности. На региональном уровне используются многие организационные и экономические механизмы управления процессом сбора налогов, позволяющие повысить результативность данной деятельности, развивать функции координации деятельности организационных структур управления, различных ведомств, департаментов и управлений, призванных обеспечивать процесс сбора налогов, повышать уровень их интеграции, способности гибко и адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Однако, по мнению автора, нет достаточной разработки механизма налогового регулирования инновационной предпринимательской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, особое значение приобретает проблема разработки научно обоснованных подходов к формированию региональной политики управления процессом сбора налогов, позволяющей выделять приоритеты целенаправленного воздействия на основные процессы, играющие определяющую роль в сборе налогов, обеспечивающие на этой основе наполнение государственного бюджета и создавать дополнительные возможности для предпринимательской деятельности и повышения жизненного уровня населения.

Отсюда диссертантом предложены следующие направления совершенствования предпринимательской среды:

1. Кардинальное изменение основного вектора налогообложения в сторону стимулирования современного эффективного инновационного предпринимательства с помощью системы льгот как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Качественное преобразование существующей практики кредитования, а именно создание государственных кредитных ресурсов для среднесрочного кредитования, а также обеспечения стимулирования среднесрочного кредитования коммерческими банками; создание системы фондов поддержки предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях посредством отчислений из государственного бюджета и доходов предпринимательских структур, ресурсов, выделяемых международными организациями для оказания помощи малому предпринимательству.

3. Изменение направления в области государственного регулирования в сфере страхования предпринимательской деятельности, путем сочетания государственного регулирования и рыночных форм страхования инновационного процесса.

4. Формирование системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства и преобразования разрозненных объектов инфраструктурного обеспечения на региональном уровне в целостную систему, обслуживающую предпринимательство в целом.

5. Создание эффективной стратегии научного обеспечения предпринимательства и на этой основе проведение инновационной политики. Стратегия предполагает обеспечение лидерства предпринимательских структур в определенных нишах мирового хозяйства, на национальном и региональном рынках. В концепцию стратегии должны войти такие направления, как кадровое обеспечение предпринимательства, поддержка предпринимательской деятельности на уровне внешнеэкономических отношений, а также контроль за деятельностью государственных структур по поддержке предпринимательства.

По мнению диссертанта, совершенствование основных направлений налоговой политики на федеральном и региональном уровнях должно быть ориентировано на создание максимально комфортных условий для расширения предпринимательской деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Теневой сектор занимает от 20 до 80% производства важнейших товаров. Это следует рассматривать как главный барьер инновационного развития. Теневой бизнес, по определению, не только не способен развивать инновационное предпринимательство, но и становится реальным фактором, делающим невозможность его развития.

Учитывая это, необходимо безотлагательное принятие решения по целому ряду налогов. В связи с переходом на утверждение бюджета на 3-летний период все наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системы должны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2008 года – не позднее. Предложено осуществление следующих мер:

Таким образом, обоснование путей рационального решения вышеозначенных, имеющих принципиальное значение, проблем налоговой политики касаются перспектив развития экономики всех регионов России и должны обеспечиваться на основе решения следующих задач:

Особое внимание следует уделить стимулированию развития налоговой базы, формируемой малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями, роль которых в формировании доходной части консолидированного бюджета автономного округа в настоящее время незначительна. В 2007г. по Ямало-Ненецкому округу она составляла 3688,1 млн. руб. или 5,2% от общей суммы консолидированного бюджета. Но, учитывая вклад малого предпринимательства в решение проблем занятости населения, повышения уровня жизни и формирования среднего класса, необходимо продолжить осуществление государственной поддержки малого предпринимательства. За счет этого может быть увеличена как численность занятых в сфере малого бизнеса, так и налоговые поступления.

В работе подчеркивается, что необходимо принять меры по совершенствованию налоговой системы, налогового законодательства, включающие:

Автором сделан вывод, что в современных условиях наблюдается тенденция совершенствования государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В Послании В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 09 марта 2007г. было сказано, что основными принципами налоговой политики должны оставаться простота налогового учета и применения правовых норм; равенство субъектов налогообложения и разумный уровень налогов.


В заключении автором сформулированы основные выводы и предложения по результатам диссертационного исследования.


По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:

  1. Пушкарева И.А. Развитие налоговой системы в реформируемой экономике// Сборник научных статей «Приоритеты развития России». М.: Изд-во РАГС, 2005. – 0,1 п.л.

  2. Пушкарева И.А. Социальные аспекты налоговой политики в регионе// Труды Всероссийской научно-практической конференции. - Омск.: Изд-во СибАДИ, 2006. - 0,5 п.л.

  3. Пушкарева И.А. Налогообложение как важнейший сегмент системы государственного воздействия на предпринимательство // Экономический вестник Ростовского государственного университета, Ростов, том 6, № 1, часть 3, 2008г. – 0,5 п.л.

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


^ Пушкарева Ирина Александровна


Налоговые инструменты государственного регулирования развития

предпринимательской среды в инновационно ориентированной экономике


Научный руководитель:

к.э.н., проф. Грязнов Э.А.


Изготовление оригинал-макета


Пушкарева Ирина Александровна


Подписано в печать 2008 г.

Тираж 80 экз.

Усл. п.л. 1,0


Российская академия государственной службы

при Президенте Российской Федерации


Отпечатано ОПМГ РАГС. Заказ №_____

119606, Москва, пр-т Вернадского, 84


o-probleme-monitoringa-kachestva-o-programme-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-chitinskoj-oblasti-na-2006-2010-godi.html
o-probleme-sovremennogo-uroka-matematiki-v-nachalnoj-shkole-o-podgotovke-studentov-k-pedpraktike-v-nachalnoj-shkole.html
o-prochnosti-glinyanih-nog-rasa-kniga-pobeditelya-v-rasskazah-uchenika-pervaya-shkola-astralnogo-ajki-do.html
o-proekte-federalnogo-zakona-o-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politike-v-rossijskoj-federacii.html
o-proekte-kraevoj-celevoj-programmi-podderzhka-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-stavropolskom-krae-na-2012-2015-godi.html
o-proekte-russkij-yazik-i-kultura-professionalnogo-obsheniya-nefilologov-metodologicheskie-i-teoretiko-prakticheskie-osnovi-yazikovoj-podgotovki-specialistov-v-tehnicheskom-vuze.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-po-russkomu-yaziku-v-5-klasse-204-chasa.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-i-pribori-ucheta-dvizheniya-transportnih-sredstv-na-avtomobilnih-dorogah-diagnostiki-i-ocenki-sostoyaniya-avtomobilnih-dorog.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-yazhizn-sravnil-bi-s-shahmatnoj-doskoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/oratorskoe-iskusstvo-mirovaya-literatura-28.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-f-limerov-siktivkar-plavanie-sv-stefana.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-seminarskim-zanyatiyam-po-istorii-medicini-istoriya-mirovoj-medicini-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-sostoyaniya-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izd-vo-god-str-stranica-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-smdk-zhasushasini-rilisi-balalar-tmendeg-bos-orindara-zhauap-zhazidar.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-osvoeniyu-disciplini-rossijskoe-predprinimatelskoe-pravo-po-specialnosti-yurisprudenciya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tendenciya-goda-vnimanie-k-gosudarstvennim-kommunikaciyam.html
  • reading.bystrickaya.ru/konec-perehodnogo-perioda-vchera-segodnya-zavtra.html
  • pisat.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-publichnij-doklad-mbou-sosh-1-g-birska-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustrojstvena-zona-ot-zasedanie-provedeno-na-na-na-09-02-2005-g-po-tochka-prva-ot-dnevniya-red.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moloko-razlichnih-vidov-sh-zhivotnih.html
  • testyi.bystrickaya.ru/72-metodologiya-instrumentalno-laboratornogo-kontrolya-koncentracij-zv-rukovodstvo-po-kontrolyu-istochnikov-zagryazneniya-atmosferi-ond-90.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anonsi-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-cherez-gendernoe-ravenstvo-k-uchastiyu-v-obshestvennoj-i-politicheskoj-zhizni-obshestva.html
  • gramota.bystrickaya.ru/ziryan-audani-kmdgn-2010-zhili-16-apandai-524-aulisi-shain-dni-toptardi-trkeu-turali.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-a-dnevnoe-otdelenie.html
  • college.bystrickaya.ru/291084-ov-solomka-av-gryaznih-2009-v-f-bezhenar-i-dr-zhurnal-akusherstva-i-zhenskih-boleznej-2003-tom-lii-vip-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-grazhdanskomu-pravu-tema-ponyatie-i-vidi-predstavitelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tak-derzhat-zapyataya-linn-trass-kaznit-nelzya-pomilovat-beskompromissnij-podhod-k-punktuacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-13-finansovij-menedzhment.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-poznavatelnoj-tvorcheskoj-aktivnosti-ya-obsheobrazovatelnih-shkol-i-studentov-vuzov-sbornik-materialov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassi-71-73-75-detali-korpusnie-prilozheniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskaya-sistema-respubliki-kazahstan-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mo-dalnosti-t-g-vizel-osnovi-nejropsihologii.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-polozheniya-izmenyayushie-dogovor-uchrezhdayushij-evropejskoe-ekonomicheskoe-soobshestvo-s-celyu-uchrezhdeniya-evropejskogo-soobshestva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vtoraya-chast-narodnie-zhitiya-svyatih-narodnaya-agiografiya-istochniki-syuzheti-narrativnie-modeli.html
  • testyi.bystrickaya.ru/auchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/b-v-gromov-utverzhdena-postanovleniem-pravitelstva-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-e-giddensa-eto-kurs-lekcij-kotorij-avtor-chitaet-uzhe-mnogo-let-v-oksforde-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-kontrolnogo-razryada-amadeus-central-ticketing.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-16-konstitucionno-pravovoj-status-programma-uchebnogo-kursa-konstitucionnoe-pravo-rossii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-voprosu-o-politicheskom-znachenii-itogov-bitvi-pod-orshej-1514-g-sudbi-slavyanstva-i-eho-gryunvalda-vibor-puti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.