«Налобихинская основная общеобразовательная школа» Косихинского района, Алтайского края
.RU

«Налобихинская основная общеобразовательная школа» Косихинского района, Алтайского края


Муниципальное образовательное учреждение

«Налобихинская основная общеобразовательная школа» Косихинского района, Алтайского края


Самоанализ педагогической деятельности

учителя немецкого языка

Грисс Ольги Николаевны

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, не достаточно только иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Поэтому учитель должен не только вырабатывать у учащихся знания, умения и навыки, но и создавать условия для освоения обобщённых способов действий и умение применять эти способы в жизни.

Свободная ориентация в современных психолого-педагогических концепциях обучения позволяет мне адаптировать программу для учащихся с учётом социального заказа общества, государственных общеобразовательных стандартов, целей школы.

Цели школы и учителя взаимосвязаны. В условиях быстро меняющегося мира цели образовательного учреждения и педагога должны постоянно корректироваться с учетом изменений внешней и внутренней среды.

Мое педагогическое кредо я могу определить так: Я в ответе за тех, кого обучаю. Главная цель моей деятельности: научить своих учеников всему тому, что знаю сама, ничего не скрывая, не искажая и не замалчивая.

Постоянно учиться самой у своих учеников, не утрачивая стремление к знанию, и воспитывать в своих учениках это высокое стремление.

Я должна видеть и уважать в ученике личность, я не имею права навредить ему словом и делом, но защитить его от несправедливости.

Стремление научить рождает поиск, поиск таких форм работы, которые обеспечивают максимальную творческую активность каждого ученика; поиск и создание новых наглядных пособий; поиск и использование новых игр и игровых приемов; поиск и применение новых, наиболее актуальных для учеников ситуаций общения, связанных непосредственно с их повседневной жизнью, такой подчас трудной и противоречивой окружающей действительностью, при которых иностранный язык является действительно средством общения.

Я считаю, что основным показателем успеваемости учащихся является осознание значимости изучения немецкого языка, высокий интерес к предмету. Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения учителя организовать педагогическое общение с учениками. Данному вопросу уделялось достаточно много внимания психологами и педагогами (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.

Одной из главных задач обучения немецкому языку считаю формирование коммуникативной компетенции учащихся. Учитель должен побудить детей к общению, высказыванию своего мнения на иностранном языке, преодолеть языковой барьер. Для этого содержание учебных тем и диалогов должно быть интересным и актуальным для учащихся. Содержание тем УМК «Deutsch Schritte 1, 2, 4, 5, 5», автор И. Л. Бим соответствует возрастным особенностям и отражает интересы учащихся, что напрямую повышает мотивацию изучения немецкого языка. Применение современных компьютерных технологий во многом оказывает большую помощь в приготовлении и проведении уроков. Красочные презентации, интерактивные тесты, обучающее видео повышает интерес и познавательную активность учащихся. В ходе работы над той или иной темой учащиеся могут выполнить творческую работу в виде коллажа, проекта, книги и т. д., вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быт как коллективный проект(например, «Meine Sommerferien», 6 класс, «Meine Sommerferien»6 класс,), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (например, презентации «Города Германии», «Музеи Германии», «Подготовка к путешествию», буклет «Правила путешествий» - 9 класс, «Моя семья», «Мой дом», «Моя комната» - 2 класс, «Что я люблю» - 3 класс, «Мое несуществующее животное», «Любимое занятие», «Мое расписание уроков» - 4 класс).

За все время моей педагогической деятельности у меня не было учеников, обучающихся по моему предмету неудовлетворительно. С 2006 по 2010 учебный год качество знаний составило от 59% до 72%, СОУ от 64% до 74,5%.

Для достижения наибольшего результата в преподавании в течение 2009-2010 уч. г. проходила курсы повышения квалификации в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по образовательной программе «Научно-теоретические и методические основы современного гуманитарного образования», где особая роль уделялась компетентностному подходу в преподавании. Данные курсы помогли мне сделать мои уроки более структурированными и содержательными.

Кроме этого на протяжении 2009-2010 учебного года проходила курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Межкультурное общение». Полученные знания помогли при работе с международными проектами от Института немецкого языка им. Гете, а так же позволили сделать уроки более оживленными, динамичными, что значительно повышает интерес к предмету и влияет на речевую активность.

При выполнении практических заданий довольно часто я сталкиваюсь с низкой активностью на уроке, с отсутствием культуры аккуратного и корректного выполнения домашнего задания. Каковы же причины этого и как нахожу выход из этой проблемы? Наверное это связано с тем, что слабоуспевающие ученики не всегда успевают за сильными, что ведет к снижению интереса, потере мотивации. Чтобы не допустить такой ситуации применяю дифференцированный подход. Если даже ученик запомнил два-три слова, фразы с урока, это уже результат, и заслуживает высокой оценки, что пожжет ему чувствовать себя более уверенно, комфортно в классе, повысит самооценку.

При организации тренировки в употреблении знакомой лексики, в умении применять изученные грамматические явления работа организуется в режиме Учитель - Хорошо успевающий ученик – Учитель – Слабо успевающий ученик. Последний, прежде чем произнести, например, подлежащие изучению образцы, выражения, слова, слушает их три-четыре раза. Это помогает ему запомнить языковой материал, правильно употребить его или ответить на вопрос.

Для развития речи учащихся и умения воспринимать услышанное на иностранном языке часто заслушиваются высказывания отдельных учащихся или диалоги. И в этих случаях я прежде предлагаю также слушать учеников с высоким уровнем обученности, а слабо успевающих учеников в числе последних. Предварительно все ученики получают задание внимательно слушать сообщения своих соучеников, с тем, чтобы затем их оценить: отметить, например, были ли приведены пословицы, какие выражения показались самыми удачными, интересны ли сообщения по содержанию.

Известно, что при работе всего класса над одним упражнением, одни учащиеся справляются быстрее, другие – медленнее. В этом случае выполнившим задание раньше я даю дополнительные упражнения (карточки, перфокарты) или задания, носящие творческий характер. Такие задания готовятся заранее. Таким образом, задания носят дифференцированный характер, так же, как и домашнее задание. Предположим, что они должны подготовить пересказ текста. Слабо успевающие ученики должны передать его кратко, употребить при этом изучаемую на данный момент лексику. Хорошо успевающим ученикам предполагается определить основную идею текста, охарактеризовать героев.

Основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку я считаю удовлетворение познавательных потребностей и сильных, и слабых учеников с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Известно, что ученики с высоким уровнем обученности обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью умением постоянно поддерживать внимание на уроке. Такие ученики являются помощниками учителя во время проведения урока и во внеклассной работе.

При проведении урока или мероприятия всегда поддерживаю атмосферу доброжелательности, уважения, открытости, доверия, что вызывает у учеников ответные эмоции, в результате чего урок проходит доброжелательно, эмоционально, учащиеся, не боясь допустить лексическую или грамматическую ошибку, открыто, без стеснения высказывают свое мнение, строят монологическое или диалогическое высказывание.

По окончании каждого урока ученики знакомятся с оценкам за урок, иногда сами себя оценивают, при этом анализируют проделанную работу на уроке.

Одной из главных своих задач считаю способствовать воспитанию не только социально-активной личности, но и здоровой, как нравственно, так и физически. Так как в школе обучаются дети с разными группами здоровья, то подход к проведению урока должен быть особым. Для этого систематически использую на уроках физминутки на немецком языке, что в первую очередь дает возможность ученику отдохнуть и в тоже время изучить, закрепить новые слова и выражения.

С 2008 учебного года мною стал активно применяться метод проектов. Он позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни. Большим плюсом проектного метода является то, что каждый ученик, не зависимо от его успеваемости, может проявить себя в ходе подготовки и представления проекта. В ходе работы над той или иной темой учащиеся могут выполнить творческую работу в виде коллажа, проекта, книги и т. д., вид работы учащиеся выбирают самостоятельно, это может быт как коллективный проект(например, «Meine Sommerferien», 6 класс, «Meine Sommerferien»6 класс,), так и индивидуальный, где ученики в рамках одной темы выполняют различные творческие задания (например, презентации «Города Германии», «Музеи Германии», «Подготовка к путешествию», буклет «Правила путешествий» - 9 класс, «Моя семья», «Мой дом», «Моя комната» - 2 класс, «Что я люблю» - 3 класс, «Мое несуществующее животное», «Любимое занятие», «Мое расписание уроков» - 4 класс).

Более подробное знакомство с проектной и исследовательской работой позволило моей ученице Новиковой Марине провести исследовательский проект «История немцев в селе Налобиха», где она подробно рассказала о причинах заселения Алтая немцами, их быте, культуре, а так же о непростых судьбах реабилитированных немцев. Истории их жизни произвели на Марину глубокое впечатление, осветили часть не познанной истории нашего села.

Кроме того в 2010 учебном году принимала участие во всероссийском проекте «Рюкзак с книгами» от Института немецкого языка им. Гете. В рамках данного проекта ученики читали, переводили, делали рисунки с героями сказок. Все ученики подготовили книжки-сказки, которые нарисовали сами, за что были награждены значками от Института им. Гете. Заметив, что большие проекты вызывают неподдельный интерес к предмету, в новом учебном году решила принять участив в проекте «Das Bild der Anderen». Данный проект заключается в том, что ученики переписываются со своими сверстниками с других стран на немецком языке. Узнав о данном проекте, ученики с нетерпение ждали первого письма, первых фотографий. Я думаю, что применение проектов, как в рамках урока, так вне его, несомненно повышает активность на уроке, делает уроки более обоснованными, актуальными.

Помимо учебной деятельности, привлекаю детей и к внеклассной работе, которая умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Разработанный мной элективный курс «Немцы на Алтае. Этническая история и культура». В рамках данного курса ученики знакомились с традициями, культурой немцев Сибири, изучили современное состояние языка. Этническое самосознание и межнациональные отношения немцев Сибири. Содержание программы факультатива «Вдоль по Рейну», проводимого в 2007-2008 учебном году способствовало углублению знаний о стране изучаемого языка, истории и культуре отдельных ее городов, что напрямую способствовало повышению мотивации к учению, путем привлечения значимого и интересного материала о городах Рейна, способствовало развитию чувства самосознания и чувства уважения к культуре и традициям других стран. В 2008-2009 учебном году мной была разработана и апробирована программа театрального кружка «Я сценарист, я режиссер». Предлагаемая программа предполагала использование условного искусства театра в целях осуществления коммуникативного подхода к преподаванию немецкого языка путем создания реальных ситуаций человеческого общения. Ролевые игры, разыгрывание диалогов, инсценировка рассказов и микро-сценок из аутентичных учебников, журналов, газет применяется для мотивации речевой деятельности. Желание поделиться прочитанной информацией, новыми знаниями вдохновляет школьников написать с помощью учителя сценарий, основанный на оригинальных литературных произведениях. Значение таких проектов велико: он включает каждого ученика, а не только «одаренных звезд» школьного немецкого театра. Важно, чтобы все могли попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах, почувствовать естественную среду для использования немецкого языка. Ученики 3 класса с удовольствие посещали кружек, ставили небольшие сценки на немецком языке.

Большие возможности для получения дополнительных знаний по методике преподавания, инновациям в сфере образования дает Интернет. С его помощью можно не только ознакомиться с опытом работы других учителей немецкого языка, пополнить копилку методических материалов, более обширно работать с темой по самообразованию, но и сотрудничать со многими образовательными сайтами, публикуя на страницах сайта свои разработки, презентации, рабочие программы по предметам или воспитательной деятельности, или, просто общаться с педагогами с других городов, регионов.

На протяжении всех 4 лет работы каждый год кто-то из выпускников всегда выбирает экзамен по выбору – немецкий язык. Первые два года экзамен проходил в традиционной форме, по билетам, в последующие два года, помимо подготовки тем, ученицы готовили и рефераты, каждый раз подтверждая оценку знаний, полученную по итогам учебного года.

В учебном процессе задействованы не только ученики, но и родители. От их внимания на школьную жизнь ребенка во многом зависит успешность учебных достижений ученика. Для этого. Как я считаю, необходимо вести тесное сотрудничество с родителями. Для этого я часто посещаю родительские собрания, через дневник или классного руководителя довожу до сведения родителей ту или иную информацию. При желании родителей, для достижения большего прогресса в обучении немецкому языку, занимаюсь с детьми дополнительно, во вне учебное время.

Я стараюсь постоянно самосовершенствоваться. Для достижения наибольшего результата в преподавании в течение 2009-2010 уч. г. проходила курсы повышения квалификации в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по образовательной программе «Научно-теоретические и методические основы современного гуманитарного образования», где особая роль уделялась компетентностному подходу в преподавании. Данные курсы помогли мне сделать мои уроки более структурированными и содержательными.

Кроме этого на протяжении 2009-2010 учебного года проходила курсы повышения квалификации в Педагогическом университете «Первое сентября» и Факультете педагогического образования МГУ им. Ломоносова по образовательной программе «Межкультурное общение». Полученные знания помогли при работе с международными проектами от Института немецкого языка им. Гете, а так же позволили сделать уроки более оживленными, динамичными, что значительно повышает интерес к предмету и влияет на речевую активность.

С 2009 учебного года возглавляю школьное методическое объединение гуманитарное цикла, в рамках которого самостоятельно планирую и провожу круглые столы, диспуты, открытые уроки по определенной тематике. Кроме того регулярно посещаю уроки коллег, внедряю в преподавание новейшие педагогические технологии, активно использую ресурсы Интернета, владею всеми необходимыми программами Microsoft Word. Создала персональный сайт учителя немецкого языка. Составляю свое тематическое и поурочное планирование, рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно изучаю новые методы в преподавании немецкого языка. В 2009 году принимала участие в районном конкурсе «Учитель года – 2009», заняла второе призовое место, в результате чего получила возможность досрочно аттестоваться на первую категорию. Кроме того являюсь победителем краевого конкурса «О денежном поощрении лучших педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений» в номинации «Молодые специалисты, имеющие стаж работы по специальности от 1 до 3 лет, активно применяющие инновационные образовательные технологии в процессе обучения учащихся».

В дальнейшем планирую с каждым ребенком создать «Языковой портфель», в котором отражалась бы вся деятельность ученика, а также доработать свой персональный сайт, постоянно совершенствоваться в методах и приемах преподавания немецкого языка, принимать активное участие в конкурсах и проектах.

o-konkursah-i-konferenciyah-dlya-studentov-aspirantov.html
o-konkurse-biznes-idej-sredi-uchashihsya-9-11-h-klassov.html
o-konkurse-luchshaya-zachetka-kf-petrgu-2012.html
o-konkurse-na-luchshij-eskiznij-proekt-pamyatnika.html
o-konkurse-nauchnih-rabot-molodih-uchenih-i-studentov-konferencii-nauchnaya-konferenciya-professorsko-prepodavatelskogo.html
o-konkurse-referativno-issledovatelskih-rabot-dlya-uchashihsya-1-8-klassov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-zachetu-po-avtorskomu-lekcionnomu-kursu-otechestvennaya-istoriya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/project-management-the-managerial-process-mcgraw-hill-international-editions-2000.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-13-narodnaya-drama-lekciya-1-2.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-forma-kollektivnogo-dogovora.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-obektov-infrastrukturi-turizma-i-otdiha-akmolinskoj-oblasti-po-sostoyaniyu-na-1-oktyabrya-2009-goda-stranica-4.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tretem-paragrafe-shanhajskaya-organizaciya-sotrudnichestva-i-politika-ssha-v-centralnoj-azii.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-komissii-po-provedeniyu-administrativnoj-reformi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-s-odarennimi-molodimi-lyudmi-analiticheskaya-spravka-muk-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-g-prokopevska.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-administracii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saratovskoj-oblastnoj-kollegii-advokatov-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-dissertacii-kompyuternaya-i-matematicheskaya-model-yadernogo-spinovogo-eha-01-04-02-teoreticheskaya-fizika.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukaz-1803-g-o-volnih-hlebopashcah-vostochnie-slavyane-v-drevnosti-proishozhdenie-i-rasselenie-slavyan-obshestvennij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti-investicionnih-proektov-oglavlenie-stranica-14.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-kazahstana.html
  • books.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-put-v-professiyu-ili-v-poiskah-prizvaniya-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-upravlenie-obektami-kulturnogo-naslediya-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • literature.bystrickaya.ru/dushina-i-v-geografiya-materiki-okeani-narodi-i-strani-7-kl-uchebnik-i-v-dushina-v-a-korinskaya-v-a-shenev-pod-red-v-p-dronova.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-30-dekabrya-2009-g-stranica-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/fakultativnie-priznaki-obektivnoj-storoni-prestupleniya-s-n-kozhevnikov-gosudarstvo-i-pravo.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhregionalnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-malie-sredstva-razmesheniya-itogi-problemi-perspektivi-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/10-klass.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kineshma-vnimanie-konkurs-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhrajonnie-otdeleniya-50-let-altajskomu-kraevomu-byuro-sudebno-medicinskoj-ekspertizi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-disciplinam-specializacii.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-filosofskaya-antropologiya-kak-osnovanie-novoj-ontologii-yu-v-petrov-antropologicheskij-obraz-filosofii.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-metodika-rassledovaniya-vzyatochnichestva-dannoj-diplomnoj-raboti-kriminalisticheskaya-metodika-rassledovaniya.html
  • school.bystrickaya.ru/generator-rifm-biografii-i-harakteristiki.html
  • control.bystrickaya.ru/chastotnoe-sravnenie-posobie-po-vizualnim-kommunikaciyam-dlya-rukovoditelej-institut.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-rossijskogo-trenazhernogo-foruma.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-fiziki-i-himii-v-processe-prepodavaniya-fiziki-v-polnoj-srednej-shkole-chast-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-pravovoe-polozhenie-lic-otbivayushih-ugolovnie-nakazaniya-konspekt-lekcij-po-kursu-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/020000--4-transportnie-uslugi-gosstandart-rossii-obsherossijskij-klassifikator-uslug-naseleniyu-ok-002-93-moskva-2006.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utro-vstaet-dishit-nebo-prohladoj.html
  • klass.bystrickaya.ru/413-annotaciya-primernoj-programmi-disciplini-b2b03-fizika-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zorkin-dozhdalsya-spravedlivosti-novosti-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.