.RU

Н. К. Рериха «Агни Йога» искульптурное изображение Будды - страница 8


6. Преображение

Символизм был тем пространством в искусстве, которое в условиях всеобщего крушения, начавшегося с революционным взрывом в России, еще удерживало мост, соединяющий это искусство с инобытием, невидимым и Высшим. И он не только удерживал, но и вел туда, где пробивалась заря подлинного Нового Мира, где сверкали крылья восхождения и возникали пророческие сны. В символе-образе подлинного искусства объединялись как бы два мира – невидимый и проявленный, тонкий и плотный, Высший и низший. Сам символ, его образ и форма принадлежали предметно проявленному и плотному миру, но его энергетика несла качество невидимого Высшего мира. Два мира, два состояния материи, два разных качества энергетики пересекаются и живут в символе. В этом его энергетическая особенность, в этом заключена красота его образа. Через эту двойственность символа и пролегает нелегкий путь земной красоты, ведомый таинственным и сокровенным процессом энергоинформационного обмена в глубинах Космоса. Именно крылья Духа и Красоты могли поднять человечество над пропастью инволюции, над обломками Старого мира и устремить его ввысь по спирали эволюции. Путь вверх назывался Преображением. Человечество в своей истории не раз соприкасалось с ним. Философы, поэты и художники Серебряного века российской культуры писали и размышляли именно о таком пути как единственно эволюционном. Крылья стали как бы его символом.

«Самые потрясающие перерождения, – сказано в одной из книг Живой Этики, – совершаются огненными явлениями. Мир земной преображается лишь Огнем»1. Преображение создает новый энергетический тип человека плотного мира, способного принять иные условия более высокого своего существования. Есть крайне неверное представление о том, что преображение доступно каждому, и наступит когда-нибудь тот волшебный час, когда мы сразу преобразимся и станем все лучше, чище и выше. Это иллюзия «плоского» понимания сложнейшего космического процесса. Огненная энергия преображения требует высокого уровня сознания человека, который достигается тяжелым трудом совершенствования.

Истинное искусство, черпающее Красоту из высокого инобытия, способно, как и высокие Духи, низвести Творящий Огонь неземной энергетики в наш плотный мир. Через искусство и Красоту огненные энергии космической эволюции в сотрудничестве с энергией человеческого духа преображают инертную материю плотного мира. И хотя идеологи символизма не были знакомы с Живой Этикой, их мысли были созвучны философской концепции искусства, которую мы находим в книгах Учения. Идея теургии и теургического искусства, выдвинутая символистами в начале XX века, была прочно связана с энергетическим феноменом инобытия и его преображающей роли на земле. Владимир Соловьев, поэт и философ, подошел к мысли о том, что в художественном акте возможно преобразовать реальность, сделать ее энергетически более высокой, а материю – менее плотной. Для этого художник должен вырваться за границы известного нам механизма творчества «восхождение – нисхождение», покинуть ту волшебную точку, где соединяется «небо и земля» и где возникают образы-символы, и, выйдя за пределы ее, найти путь к новому творчеству и стать сотворцом Инобытия, его энергетики, его сил, его Красоты. «Он должен перестать творить, – писал Вячеслав Иванов, – вне связи с божественным всеединством, должен воспитать себя до возможности творческой реализации этой связи»2. Теургическая концепция искусства, основу которой составляла творческая связь с Инобытием, по-иному рассматривала рукотворчество плотного мира и по-новому осмысливала Красоту как таковую. В преображении Вселенной теург-художник не должен «налагать свою волю на поверхность вещей», а должен, как пишет Вячеслав Иванов, «прозревать и благовествовать сокровенную волю сущностей. Как повивальная бабка облегчает процесс родов, так должен он облегчать вещам выявление красоты; чуткими пальцами призван он снимать пелены, зарождающие рождение слова. Он утончит слух и будет слышать «что говорят вещи», изощрит зрение и научится понимать смысл форм и видеть разум явлений. Нежными и вещими станут его творческие прикосновения. Глина сама будет слагаться под его перстами в образ, которого она ждала, и слова в созвучия, предуставленные в стихии языка. Только эта открытость духа сделает художника носителем божественного откровения»1. «В художнике-теурге, – точно определяет Н.А.Бердяев, – осуществится власть человека над природой через красоту. Ибо красота есть великая сила, и она мир спасет»2.

Мы знаем, что в теле человека находятся семь основных энергетических центров, которые соответствуют семи энергетическим видам земного человечества. В каждом энергетическом виде в процессе преображения открывается очередной более высокий центр, который становится для остальных действующих центров доминирующим и синтезирующим. Центры обуславливают работу наших органов чувств. У нас, в пятом виде человечества, действуют пять энергетических центров и пять органов чувств. В шестом виде их будет шесть. Его энергетика ляжет в основу чувства Красоты. В этом будет заключаться смысл Преображения. Николай Гумилев, один из выдающихся поэтов России, написал провидческое стихотворение, которое так и назвал: «Шестое чувство».


^ Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.


Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?


Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.



Так век за веком – скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.3


«Задание всякого творческого акта, – отмечает Н.А.Бердяев, – создание иного бытия, иной жизни, прорыв через «мир сей» к миру иному, от хаотически тяжелого и уродливого мира к свободному и прекрасному космосу. Задание творческого художественного акта – теургическое»4.

Эти теургические грезы философов и художников-символистов несли в себе предощущение и предвидение тех процессов, которые уже начались в Невидимом и Высшем, откуда через необозримые звездные пространства и вечность неслись мысли, извещающие о новом этапе космической эволюции, о наступлении Преображения человечества и царстве новой Красоты. Сама Духовная революция звучала Красотой, и знамя Красоты, поднятое над ней, свидетельствовало о возможности Преображения, о великих энергиях, лившихся из Инобытия и несших человечеству желаемое обновление. Теургическое искусство было дерзкой мечтой земного человека начала XX века, прорывающегося сквозь «Врата ада» к инобытийному творчеству, которое определит судьбу Преображения человечества. У мечты были свои земные основания, земные надежды, и они вели к той «святой тропе», на которой и сосредоточилась нужная для преображения энергетика инобытия, накопленная многими веками.


mihail-georgievich-gigolashvili-stranica-5.html
mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-18.html
mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-5.html
mihail-gershtejn.html
mihail-grigorkevich-bragin-vatutin-put-generala-19011944-stranica-2.html
mihail-horosho-tebe-a-u-menya-eshe-eta-durackaya-repeticiya-lebedinogo-ozera-tatyana-.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upominaniya-mincportturizma-rf-30-06-2010-30-01-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ontologichnost-slova-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo-stranica-14.html
  • write.bystrickaya.ru/gestalt-therapy-stranica-12.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-8-klass-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/l-m-lemkul-prazdnichnij-stol-chast-19.html
  • universitet.bystrickaya.ru/terroristk-akt-zhne-ttenshe-zhadajlar-aup-tngen-kezdeg-reketter-trtb.html
  • school.bystrickaya.ru/1-lichnostnie-universalnie-uchebnie-dejstviya-prikaz-115-maj-2011g-18-aprelya-2011-obrazovatelnaya-programma.html
  • report.bystrickaya.ru/i-mirovie-tendencii-perehoda-k-ustojchivomu-razvitiyu-koncepciya-perehoda-respubliki-tadzhikistan-k-ustojchivomu-razvitiyu-soderzhanie.html
  • college.bystrickaya.ru/2-uchebnaya-literatura-tematicheskij-plan-vnutrivuzovskih-izdanij-nauchnoj-i-uchebnoj-literaturi-na-2011-god-moskva.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-polozheniya-o-edinoj-dezhurno-dispetcherskoj-sluzhbe-112-municipalnogo-obrazovaniya-prilozhenie-2-k-postanovleniyu.html
  • school.bystrickaya.ru/a-role-of-ethics-and-social-responsibilities.html
  • writing.bystrickaya.ru/korabelnie-avtomatizirovannie-sistemi-upravleniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-disciplini-elektronika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-220400-62-upravlenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sudebno-medicinskaya-ekspertiza-krovi.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/permyaki-sobrali-dlya-alisi-petuninoj-bolee-9-mln-rub-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva.html
  • student.bystrickaya.ru/34-arenda-i-lizing-imushestva-uchebnoe-posobie-ekonomika-gostinichnogo-restorannogo-i-turisticheskogo-predpriyatiya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchno-obrazovatelnij-kompleks-po-specialnosti-tehnologiya-prodovolstvennih-produktov-bezopasnost-prodovolstvennih-produktov.html
  • college.bystrickaya.ru/13obzhalovanie-1-1-obshie-svedeniya-o-procedure-otkritogo-zaprosa-predlozhenij-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zashita-zhizni-chast-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7trebovaniya-k-strukture-osnovnih-obrazovatelnih-programm-specialiteta.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-deneg.html
  • education.bystrickaya.ru/19-analiz-sostoyaniya-byudzhetnoj-sistemi-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-poreckogo-rajona-na-2010-2012-godi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pochemu-dlya-katerini-nevozmozhen-put-varvari-po-pese-an-ostrovskogo-groza-tema-revolyucii-i-ee-voploshenie-v-poeme-a-bloka-dvenadcat.html
  • school.bystrickaya.ru/biologicheskoe-napravlenie-v-izuchenii-kultur-belik-andrej-aleksandrovich-kulturologiya-antropologicheskie-teorii.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zapadnaya-belorussiya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-8-mehanizm-pravovogo-regulirovaniya-poyasnitelnaya-zapiska-k-programme-uchebnogo-kursa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/500-mil-indianapolisa-2010.html
  • turn.bystrickaya.ru/physical-training-and-sport-halls.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tainstvo-kreditovaniya-svetskie-novosti-36.html
  • spur.bystrickaya.ru/marshal15072010-199178-g-sankt-peterburg-nab-reki-smolenki-d-14-1197obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-kapitalizm-bez-trenij-bill-gejts.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-nlo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anufriev-v-e-a73-buhgalterskij-uchet-osnovnih-sredstv-kapitala-i-pri-bili-ucheb-posobie-stranica-6.html
  • testyi.bystrickaya.ru/annotaciya-programmi-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-vtoroj-napravlenie-032000-62-zarubezhnoe-regionovedenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/s-p-kapica-s-p-kurdyumov-g-g-malineckij-sinergetika-i-prognozi-budushego-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.