.RU

Н. К. Рериха «Агни Йога» искульптурное изображение Будды - страница 8


6. Преображение

Символизм был тем пространством в искусстве, которое в условиях всеобщего крушения, начавшегося с революционным взрывом в России, еще удерживало мост, соединяющий это искусство с инобытием, невидимым и Высшим. И он не только удерживал, но и вел туда, где пробивалась заря подлинного Нового Мира, где сверкали крылья восхождения и возникали пророческие сны. В символе-образе подлинного искусства объединялись как бы два мира – невидимый и проявленный, тонкий и плотный, Высший и низший. Сам символ, его образ и форма принадлежали предметно проявленному и плотному миру, но его энергетика несла качество невидимого Высшего мира. Два мира, два состояния материи, два разных качества энергетики пересекаются и живут в символе. В этом его энергетическая особенность, в этом заключена красота его образа. Через эту двойственность символа и пролегает нелегкий путь земной красоты, ведомый таинственным и сокровенным процессом энергоинформационного обмена в глубинах Космоса. Именно крылья Духа и Красоты могли поднять человечество над пропастью инволюции, над обломками Старого мира и устремить его ввысь по спирали эволюции. Путь вверх назывался Преображением. Человечество в своей истории не раз соприкасалось с ним. Философы, поэты и художники Серебряного века российской культуры писали и размышляли именно о таком пути как единственно эволюционном. Крылья стали как бы его символом.

«Самые потрясающие перерождения, – сказано в одной из книг Живой Этики, – совершаются огненными явлениями. Мир земной преображается лишь Огнем»1. Преображение создает новый энергетический тип человека плотного мира, способного принять иные условия более высокого своего существования. Есть крайне неверное представление о том, что преображение доступно каждому, и наступит когда-нибудь тот волшебный час, когда мы сразу преобразимся и станем все лучше, чище и выше. Это иллюзия «плоского» понимания сложнейшего космического процесса. Огненная энергия преображения требует высокого уровня сознания человека, который достигается тяжелым трудом совершенствования.

Истинное искусство, черпающее Красоту из высокого инобытия, способно, как и высокие Духи, низвести Творящий Огонь неземной энергетики в наш плотный мир. Через искусство и Красоту огненные энергии космической эволюции в сотрудничестве с энергией человеческого духа преображают инертную материю плотного мира. И хотя идеологи символизма не были знакомы с Живой Этикой, их мысли были созвучны философской концепции искусства, которую мы находим в книгах Учения. Идея теургии и теургического искусства, выдвинутая символистами в начале XX века, была прочно связана с энергетическим феноменом инобытия и его преображающей роли на земле. Владимир Соловьев, поэт и философ, подошел к мысли о том, что в художественном акте возможно преобразовать реальность, сделать ее энергетически более высокой, а материю – менее плотной. Для этого художник должен вырваться за границы известного нам механизма творчества «восхождение – нисхождение», покинуть ту волшебную точку, где соединяется «небо и земля» и где возникают образы-символы, и, выйдя за пределы ее, найти путь к новому творчеству и стать сотворцом Инобытия, его энергетики, его сил, его Красоты. «Он должен перестать творить, – писал Вячеслав Иванов, – вне связи с божественным всеединством, должен воспитать себя до возможности творческой реализации этой связи»2. Теургическая концепция искусства, основу которой составляла творческая связь с Инобытием, по-иному рассматривала рукотворчество плотного мира и по-новому осмысливала Красоту как таковую. В преображении Вселенной теург-художник не должен «налагать свою волю на поверхность вещей», а должен, как пишет Вячеслав Иванов, «прозревать и благовествовать сокровенную волю сущностей. Как повивальная бабка облегчает процесс родов, так должен он облегчать вещам выявление красоты; чуткими пальцами призван он снимать пелены, зарождающие рождение слова. Он утончит слух и будет слышать «что говорят вещи», изощрит зрение и научится понимать смысл форм и видеть разум явлений. Нежными и вещими станут его творческие прикосновения. Глина сама будет слагаться под его перстами в образ, которого она ждала, и слова в созвучия, предуставленные в стихии языка. Только эта открытость духа сделает художника носителем божественного откровения»1. «В художнике-теурге, – точно определяет Н.А.Бердяев, – осуществится власть человека над природой через красоту. Ибо красота есть великая сила, и она мир спасет»2.

Мы знаем, что в теле человека находятся семь основных энергетических центров, которые соответствуют семи энергетическим видам земного человечества. В каждом энергетическом виде в процессе преображения открывается очередной более высокий центр, который становится для остальных действующих центров доминирующим и синтезирующим. Центры обуславливают работу наших органов чувств. У нас, в пятом виде человечества, действуют пять энергетических центров и пять органов чувств. В шестом виде их будет шесть. Его энергетика ляжет в основу чувства Красоты. В этом будет заключаться смысл Преображения. Николай Гумилев, один из выдающихся поэтов России, написал провидческое стихотворение, которое так и назвал: «Шестое чувство».


^ Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.


Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?


Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.



Так век за веком – скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.3


«Задание всякого творческого акта, – отмечает Н.А.Бердяев, – создание иного бытия, иной жизни, прорыв через «мир сей» к миру иному, от хаотически тяжелого и уродливого мира к свободному и прекрасному космосу. Задание творческого художественного акта – теургическое»4.

Эти теургические грезы философов и художников-символистов несли в себе предощущение и предвидение тех процессов, которые уже начались в Невидимом и Высшем, откуда через необозримые звездные пространства и вечность неслись мысли, извещающие о новом этапе космической эволюции, о наступлении Преображения человечества и царстве новой Красоты. Сама Духовная революция звучала Красотой, и знамя Красоты, поднятое над ней, свидетельствовало о возможности Преображения, о великих энергиях, лившихся из Инобытия и несших человечеству желаемое обновление. Теургическое искусство было дерзкой мечтой земного человека начала XX века, прорывающегося сквозь «Врата ада» к инобытийному творчеству, которое определит судьбу Преображения человечества. У мечты были свои земные основания, земные надежды, и они вели к той «святой тропе», на которой и сосредоточилась нужная для преображения энергетика инобытия, накопленная многими веками.


mihail-georgievich-gigolashvili-stranica-5.html
mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-18.html
mihail-gershtejn-po-tu-storonu-nlo-stranica-5.html
mihail-gershtejn.html
mihail-grigorkevich-bragin-vatutin-put-generala-19011944-stranica-2.html
mihail-horosho-tebe-a-u-menya-eshe-eta-durackaya-repeticiya-lebedinogo-ozera-tatyana-.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vremya-i-prostranstvo-idealisticheskie-ponyatiya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-konkursnoj-nominacii-polozhenie-o-konkurse-na-luchshij-etazh-v-obshezhitii-provodimom-v-ramkah.html
  • control.bystrickaya.ru/d-zaderzhanie-uyazvimih-grupp-zaderzhanie-i-deportaciya-mezhdunarodnaya-konferenciya-mukachevo-ukraina-7-iyunya-2004-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/interyazikovie-lakuni-kak-yavlenie-mezhkulturnoj-kommunikacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-45-696-22-noyabrya-2010-g-stranica-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pravila-bezopasnosti-v-ugolnih-shahtah-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-prodelannoj-rabote-komiteta-po-fizicheskoj-kulture-i-sportu.html
  • spur.bystrickaya.ru/marshruti-iii-kategorii-slozhnosti-po-severnomu-tyan-shanyu-gornie-turistskie-marshruti-po-zailijskomu-alatau-i-kungej-alatau.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-na-temu-terrorizm-ugroza-miru.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-goda-otkritie-mira-vkrugu-vernih-druzej-uchebnij-plan-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-novim-schastem-slavnimi-potehami.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-mezhdunarodnogo-obedineniya-profsoyuzov-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-proekti-i-programmi-v-tch-drugie-privlechennie-sredstvanacionalnoj-biblioteki-respubliki-kareliya-v-2006-gg.html
  • report.bystrickaya.ru/istochniki-talbot-majkl-golograficheskaya-vselennaya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-discipline-trudovoe-pravo-osennij-semestr.html
  • student.bystrickaya.ru/1-cel-zadachi-i-normativnie-osnovaniya-realizacii-proekta-modernizacii-obshego-obrazovaniya-tomskoj-oblasti-v-2011-godu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-kucherena-prizval-glavu-mosgorsuda-podat-v-otstavku-novosti-rbk-on-line-smi-moskva-10-03-2011-17-stranica-21.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-shesti-tomah-stranica-12.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-dzhentlmeni-ne-opazdivayut-k-zavtraku-proizvedeniya-dlya-chteniya-v-10-12-klassah.html
  • literature.bystrickaya.ru/clinical-and-functional-characteristic-of-aya-chast-ministerstva-vnutrennih-del-respubliki-tatarstan-vestnik-sovremennoj.html
  • klass.bystrickaya.ru/84-polozhenie-o-dobrovolnoj-pozharnoj-ohrane-polozhenie-ob-obshestvennoj-palate-polozhenie-ob-ulichnih-komitetah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svyashennie-pismena-majya-sankt-peterburg-amfora-2000-stranica-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/master-sushi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijsko-tureckij-dialog-voprosi-istoriografii-i-istochnikovedeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rol-estestvenno-nauchnih-analogij-duhovnoj-zhizni-v-tvoreniyah-svyatitelya-feofana-zatvornika.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mi-rassmotreli-programmu-po-sozdaniyu-prezentacij-powerpoint-ot-togo-naskolko-professionalno-budet-vipolnena-vasha-prezentaciya-zavisit-uspeh-vashej-zadachi.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-151-laborant-spektralnogo-analiza-v-red-postanovlenij-goskomtruda-sssr-i-sekretariata-vcsps-ot-10-09-86.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-vvedenie-v-mir-professij-1-klass-33-chasa-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-novosti-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-g-nevinnomissk-3-marta-2009-g-tom-vyuridicheskie-nauki-nevinnomissk-2009.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otnosimost-i-dopustimost-dokazatelstv.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-hryakov-zarubezhnoj-selekcii-v-vvodnom-skreshivanii-s-krupnoj-beloj-porodoj-svinej.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specialnost-130302-poiski-i-razvedka-podzemnih-vod-tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-manipulirovat-soznaniem.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskoe-posobie-palamarchuk-anatolij-vladimirovich-o-nekotorih-aspektah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.