.RU

Муниципальный публичный доклад в сфере образования города Когалыма по итогам









Муниципальный

публичный доклад

в сфере образования города Когалыма по итогам

2010-2011 учебного года,

2011 финансового года.


Содержание




Введение………………………………………………………………………………..

4 - 5




Общая социально-экономическая характеристика города Когалыма ………..........

4




Демографическая ситуация ……..................................................................................

4




Занятость населения …………………………………………………………………..

5

1

Цели и задачи муниципальной системы образования ………………………….

6 - 8




1.1

Роль системы образования в социально-экономическом развитии муниципального образования город Когалым ………………………………

5




1.2

Общая характеристика системы образования муниципального образования город Когалым…………………………………………………..

6




1.3

Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране ……………………………………………………………...

7

2

Доступность образования ……………………………………………………….......

8 - 16




2.1

Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений ...

8




2.2.

Доступность дошкольного образования ..……………………………………

9




2.3.

Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста …………………………………………………………………………

11




2.4.

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья ………

13




2.5.

Информация о дополнительном образовании детей и подростков …………………………………………………………………………………...

15

3

Результаты деятельности системы образования

16 - 32




3.1.

Качество дошкольного образования ……………............................................

16




3.2.

Переход на обучение по новым образовательным стандартам …………….

17




3.3.

Учебные результаты …………………………………………………………...

17 - 23







3.3.1

Общие результаты …………………………………………………....

17







3.3.2

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов, в том числе единого государственного экзамена …….

18







3.3.3

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов ………………………………………………………………

20







3.3.4

Результаты оценки качеств обучения по итогам региональных проверок ……………………………………………………………….

21







3.3.5

Результаты оценки качеств обучения по итогам муниципального мониторинга …………………………………………………………..

22




3.4

Внеучебные достижения обучающихся ……………………………………...

23 - 28







3.4.1

Результаты участия в олимпиадах …………………….....................

24







3.4.2

Результаты участия в конференциях ………………………………..

25







3.4.3

Результаты участия в различных интеллектуальных мероприятиях регионального, всероссийского и международного уровней………..

26







3.4.4

Результаты участия в мероприятиях в рамках дополнительного образования …………………………………………………………...

27




3.5.

Социализация …………………………………………………………………..

29- 32







3.5.1

Распределение и устройство обучающихся, выбывших из общеобразовательных учреждений по основным причинам ……...

29







3.5.2

Распределение выпускников 9 классов и готовность к продолжению образования …………………………………………..

29







3.5.3

Доля детей в возрасте от 6,5 до 18 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях по социальным причинам…...

30







3.5.4

Изменение показателей детских и подростковых правонарушений

30







3.5.5

Организация работы с категорией «неблагополучные семьи» …………………………………………………………..

31







3.5.6

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ……………………………………………………………...

32

4

Условия обучения и эффективность использования ресурсов ………………..

32 - 45




4.1.

Финансирование образования ………………………………………………...

32




4.2.

Условия обучения ……………………………………………………………...

35




4.3.

Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, в том числе организация питания и медицинского обслуживания ……………….

36




4.4.

Оснащённость современным оборудованием и использование современных информационных технологий …………………………………

39




4.5.

Кадровый потенциал – качественный и количественный состав …………..

41

5

Меры по развитию системы образования ………………………………………..

45

6

Проблемы развития муниципальной системы образования …………………..

47

7

Заключение …………………………………………………………………………...

48















Введение

Общая социально-экономическая характеристика города Когалыма

Город Когалым расположен в северо-восточной части Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, граничит с Сургутским районом и находится на расстоянии около 800 км от города Тюмени, 320 км от города Ханты-Мансийска, 160 км от города Сургута (88 км по железной дороге), 230 км от города Нижневартовска.

В состав городского округа входят город Когалым и поселок Ортъягун на расстоянии 20 км от северной промзоны. Территория городского округа имеет площадь 20700га и представляет слегка всхолмленную равнину, изрезанную протоками, озерами, старицами, представляющими водную систему рек Ингуягун и Кирилл-Высъягун. Среднегодовая численность постоянного населения города составляет 58,9 тыс. человек.

Город Когалым признан монопрофильным населенным пунктом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исходя из критериев методики, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации. Градообразующим предприятием города является ТПП «Когалымнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», основной вид деятельности которого – добыча полезных ископаемых.

Основными задачами, на которых были сосредоточены усилия Администрации города Когалыма в отчетном периоде, являются поддержание на достигнутом уровне и дальнейшее развитие социальной сферы города, в первую очередь, социальной защиты населения и здравоохранения, а также жилищно-коммунального хозяйства.


^ Демографическая ситуация


Оценка социально–экономического развития города за 2011 год произведена на основе статистической информации по состоянию на конец отчетного периода.

За 2011 год с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года среднегодовая численность постоянного населения города Когалыма, по предварительным данным, уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 1,0% и составила 58,9 тыс. человек.

Уровень естественного прироста населения города увеличился на 0,6 промилле и составил 13,2 промилле. Преобладание рождаемости над смертностью в 5,2 раза обеспечило прирост населения на 777 человек, по сравнению с аналогичным периодом 2010 года данный показатель увеличился на 5,9%.

Вторым фактором демографического развития является миграционное движение населения. Миграционная ситуация в городе отмечается неустойчивостью процессов передвижения населения, что обусловлено специфическими условиями, характерными для северных территорий.

Тенденция миграционной динамики населения по предварительным данным в 2011 году характеризуется отрицательным сальдо по сравнению с результатом аналогичного периода прошлого года (положительное сальдо).

Количество прибывших граждан увеличилось на 113,6% и составило 2718 человек, число выбывших из города увеличилось на 146,1%, или 3239 человек.

Всего в миграционный оборот было вовлечено 5957 человек, или 10,1% от общей численности населения города, в 2010 году эти показатели составили 4610 человек или 7,9% от общей численности населения.

Всего за 12 месяцев 2011 года миграционное движение сократило численность жителей на 521 человек, тогда как за аналогичный период прошлого года увеличило численность на 176 человек.




^ Занятость населения


За 2011 год, по предварительным данным, среднесписочная численность работников уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 7,6% и составила 40,0 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения 36,4 тыс. человек сосредоточена в организациях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

По данным органов статистики за январь – ноябрь 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижение численности работников зафиксировано по следующим видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Показатель уровня регистрируемой безработицы по городу Когалыму за год увеличился на 0,02 процентных пункта с 0,62% на 1 января 2011 года до 0,64% на 1 января 2012 года от экономически активного населения.

Потребность работодателей в работниках, заявленная в центр занятости населения, увеличилась в 3,5 раза по сравнению с 1 января 2011 года и составила на 1 января 2012 года 703 человека. Из них заявленная потребность в рабочих профессиях составила 58,8% от общей численности вакансий.

В 2011 году наблюдается рост численности безработных граждан, имеющих профессиональное образование: из числа граждан, зарегистрированных в центре занятости в качестве безработных на 1 января 2012 года, 76,9% имеют профессиональное образование, на 1 января 2011 года данный показатель составлял 70,6%.

В целях повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы городским центром занятости населения проводится работа по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации безработных граждан. За отчетный период 2011 года 170 человек из числа безработных граждан приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости, что ниже показателя прошлого года на 20,9% или на 45 человек (на 1 января 2011 года – 215 человек).


^ 1. Цели и задачи муниципальной системы образования


    1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии города Когалыма

Образование является одним из приоритетных направлений в формировании здорового, сильного и открытого общества.

Роль в социально – экономическом развитии города муниципальной системы образования:

По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по итогам 2010 года образование города Когалыма находится на 1-ом месте.

По итогам мониторинга удовлетворенность населения города Когалыма качеством общего образования, дополнительного образования и дошкольного образования имеет следующие показатели:


^ 1.2. Общая характеристика системы образования города Когалыма

Деятельность Управления образования в 2010-2011 учебном году была направлена на выполнение основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

и на реализацию программ:

В городе созданы условия для получения доступного бесплатного среднего (полного) образования независимо от социального статуса и места проживания детей. Этому способствует сеть образовательных учреждений.

Образование города, развивающееся в новых системных условиях модернизации, представляет собой совокупность 13 дошкольных образовательных учреждений, 7 средних общеобразовательных школ, 1 средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов, 2 учреждений дополнительного образования детей. Все образовательные учреждения, подведомственные управлению образования Администрации города Когалыма, имеют государственную регистрацию как юридические лица, лицензию на право осуществления образовательной деятельности. Все общеобразовательные учреждения имеют свидетельства о государственной аккредитации в соответствии с уровнем реализуемых программ, что даёт им право на выдачу документов государственного образца (аттестатов).

В инновационном и экспериментальном режиме работают 8 (80%) учреждений образования.

Общий контингент воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений по сравнению с 2010 годом вырос на 0,7% и составляет 10 тыс. 672 человек, т.е. 18,1 % от общей численности жителей города, из них:

За последние годы в городе создана развитая инфраструктура, которая в состоянии предложить качественные возможности образования (базового, профильного и углубленного).


^ 1.3. Соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране

Общий вектор развития муниципальной системы образования определяет общегосударственная политика, изложенная в Концепции социально-экономического развития России, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Все действующие муниципальные программы в сфере образования являются логическим продолжением и развитием основных положений окружных и федеральных целевых программ.

Реализация Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 февраля 2010 года № 91-рп, определила деятельность по организации и проведению на муниципальном уровне мероприятий следующей направленности:

Принимая во внимание все приоритеты образования, обозначенные в федеральных документах, значимость административных реформ, происходящих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, деятельность управления образования Администрации города Когалыма в 2011 году была сориентирована на реализацию следующих направлений развития:


^ 2. Доступность образования

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика её изменений

В городе работают 13 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 3478 детей. Из них 4 детских сада (30,8 %) имеют статус Центра развития ребёнка, 7 детских садов (53,8 %) общеразвивающего вида, 1 учреждение (7,7 %) - «Детский сад», 1 детский сад комбинированного вида (7,7 %).

В 8 общеобразовательных школах, одна из которых с углубленным изучением отдельных предметов, обучаются на конец отчетного периода 7194 учащихся, это на 46 человек больше, чем в 2010 году (7148). В течение последних лет впервые наблюдается увеличение численности учащихся, в связи с ростом рождаемости с 2004 года.

Продолжают работать 2 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств», «Дом детского творчества», которые посещают 1696 детей, это на 31 человек больше, чем в прошлом году (1665).

Также на территории города функционируют:

В 2011 году структура городской сети образовательных учреждений претерпела некоторые изменения:

Географическое расположение учреждений в городе соответствует нормам и требованиям СанПин. Здания всех общеобразовательных учреждений города размещены на внутриквартальных территориях микрорайонов, удалённых от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100-170 и более метров. Расстояние от сооружений школ до различных видов зданий (жилых, производственных) и мест хранения легковых автомобилей отвечает санитарным правилам, устанавливающим размеры санитарно-защитных зон. Соблюдается требование по размещению общеобразовательных учреждений по транспортной доступности: для обучающихся I ступени обучения-15 минут (в одну сторону), для обучающихся II III ступени – не более 50 минут (в одну сторону).

Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся левобережной части города (МБОУ СОШ № 1 и МБОУ «СОШ № 9»), проживающие на расстоянии свыше 1км от общеобразовательного учреждения. Подвоз данных учащихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей.


^ 2.2. Доступность дошкольного образования

В силу специфики демографической ситуации в нашем городе (что является характерной чертой для всей территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры), проблема доступности дошкольного образования в течение 2011 года по-прежнему являлась одной из приоритетных задач для городской системы образования.

Охват детей дошкольным образованием составляет 68,94%, что несколько выше прошлогоднего показателя (61,77%). Вместе с тем, обеспечение доступности дошкольного образования остаётся чрезвычайно значимой проблемой в связи с недостаточностью мест в детских садах.

Наличие проблемы всегда стимулирует к поиску потенциальных возможностей ее решения. В связи с введением с 1 октября 2010 года новых санитарных нормативов появилась возможность более рационального использования площадей действующих дошкольных учреждений. В соответствии с требованиями СанПиН во всех садах произведено уплотнение групп до нормативных показателей, что дало возможность увеличить количество мест на 390. В летний период 2011 года проведены работы по перепрофилированию помещений для возврата им первоначального статуса группового помещения в шести муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (д/с «Маугли», «Буратино», «Сказка», «Колокольчик», «Солнышко», «Чебурашка»). Это дало возможность снизить очередность в детские сады еще на 110 мест (всего с 2009г. по 2011г. количество мест увеличилось на 600). Все работы по перепрофилированию помещений произведены за счет средств муниципального образования - 12 341,88 тыс. руб., в том числе 4 964,1 тыс. руб. - средства резервного фонда депутатов Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Несмотря на проведенные мероприятия, в связи с ростом рождаемости, проблема очередности в дошкольных образовательных учреждениях города сохраняется: 2009г. - 2187 человек; 2010г. - 2233 человека; 2011г. - 1941 человек.

Наибольшая очередность сохраняется для детей возрастной группы от 1,5 до 3 лет.


^ Динамика доступности дошкольного образования в городе Когалыме с учетом динамики численности населения в возрасте 1 – 6 лет

На протяжении последних трех лет количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, растет:

2009г. - 3092 ребенка; 2010г. - 3134 ребёнка; 2011г. - 3478 детей.

Дети в возрасте от 4-х до 7 лет полностью обеспечиваются местами в дошкольных образовательных учреждениях. Таким образом, решена одна из задач внедрения современной модели образования - создание условий для массового охвата дошкольным образованием детей старшего дошкольного возраста и обеспечения равных стартовых возможностей для их последующего обучения в школе.

Для решения проблемы обеспеченности местами в детских садах и расширения доступности дошкольного образования начато строительство детского сада в левобережной части города на 320 мест. Срок ввода в эксплуатацию - декабрь 2012 года.

В условиях дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях продолжается работа по использованию альтернативных форм организации дошкольного образования. На базе двух дошкольных учреждений (МБДОУ д/с «Колокольчик», МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка») открыты две трехчасовые субботние группы кратковременного пребывания, которые посещают 6 детей - инвалидов (МБДОУ д/с «Колокольчик») и 12 детей возрасте от 1,5 до 3 лет (МБДОУ ЦРР - д/с «Золушка»). Группы созданы с целью социальной адаптации детей, развития коммуникативных навыков и двигательной активности. Средства на содержание детей в данных группах выделяются из бюджета города.

С целью поддержки и развития семейного воспитания в двух дошкольных учреждениях (МБДОУ д/с «Солнышко», МБДОУ црр-детский сад «Маугли») созданы консультативные пункты по оказанию методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, где можно получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам воспитания детей.

Новые СанПиНы упрощают требования к условиям организации деятельности детских садов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, что даёт возможность развивать негосударственный образовательный сектор. Ниша дошкольного образования для инвесторов и предпринимателей города Когалыма пока свободна. На сегодняшний день в городе функционируют два центра временного пребывания детей «Теремок» и «Лунтик», предоставляющие услуги (на платной основе) по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, которые посещают около 27 детей. Для детей от 1,5 до 7 лет работает студия раннего развития «Умка», осуществляющая развитие по следующим направлениям: «Мать и дитя» (для раннего возраста), логопедия, развитие личности ребенка в игре, подготовка к школе.

Для детей 5-летнего возраста на базе Дома детского творчества работает студия раннего развития «Любо-знай-ка», реализующая программы художественно-эстетической, культурологической, физкультурно-оздоровительной направленности.

Услуги по изучению английского языка в дошкольном возрасте оказывает негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Лэнгвич Центр».


metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-27011651.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-srednego-specialnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-1701-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnosti-0601-ekonomika-i-buhgalterskij-uchet-bazovij-ur.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-2913-montazh.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-processi-i-apparati-dlya-specialnosti-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-discipline-processi-i-apparati-dlya-specialnosti-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchastnikov-ii-mezhdunarodnogo-konkursa-pianistov-im-s-nejgauza.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-razrabotki-fondov-ocenochnih-sredstv-osnovnoj-professionalnoj-obrazovatelnoj-programmi-na-osnove-fgos-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-15-teoriya-vsego-aleks-vilenkin-mir-mnogih-mirov-fiziki-v-poiskah-parallelnih-vselennih-perevod-s-anglijskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-mihail-uspenskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-v-kontekste-narodnoj-kulturi-v-i-konovalova-direktor-nauchnoj-biblioteki-ntgspa.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-mou-streleckaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-yakovlevskogo-rajona-belgorodskoj-oblasti-za-2010-2011-uchebnij-god-stranica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-srednej-nagruzke-na-odnogo-rabotnika-po-fakticheski-vipolnennomu-v-otchetnij-period-obemu-funkcij-po-kontrolyu-v-tom-chisle-razreshitelnoj-i-registracionnoj-deyatelnosti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovi-zhivotnovodstva.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5informacionnaya-tehnologiyasistemi-upravleniya-bazami-dannih-kompyuternoe-deloproizvodstvo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povestka-dnya-zasedaniya-vklyuchala-sleduyushie-voprosi.html
  • literature.bystrickaya.ru/dppf11-psihologicheskoe-konsultirovanie-zadachi-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-5-trebovaniya-k-rezultatam.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-gostyah-u-skazki.html
  • report.bystrickaya.ru/issledovanie-obshestvennaya-podderzhka-nko-v-rossijskih-regionah-problemi-i-perspektivi.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-dlya-obuchayushihsya-8-klassa-aktualen-i-dlya-9-klassnikov-pered-izucheniem-temi-elektromagnitnaya-indukciya-celi-uroka-obuchayushaya-izuchit-vspomnit-i-povtorit.html
  • student.bystrickaya.ru/2-parametri-kontroliruemie-vps-cnii-4-poyasnitelnaya-zapiska-k-novoj-redakcii-tu-po-ispolzovaniyu-informacii-vagonov-cnii-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/subbotnij-den-bolshinstvu-rossiyan-pridetsya-provesti-na-rabote-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-vipolneniya-kontrolnoj-raboti-2-leksicheskie-temi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osnovnie-trebovaniya-logistiki.html
  • school.bystrickaya.ru/birzha-chast-3.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specifikaciya-na-postavlyaemij-tovar-konkursnaya-dokumentaciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-prodvizhenie-vistavki-i-prezentacii.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnoe-soglashenie-po-tarifam-i-torgovle-1994-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mamina-dochka-utoli-moya-pechali-utoli.html
  • grade.bystrickaya.ru/monah-pavel-evergetin-evergetin-tom-1-chast-2-stranica-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/prometej-skryabina-sveto-muzikalnaya-koncepciya-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/specialnaya-medicinskaya-gruppa-obrazovatelnaya-programma-mou-sosh-5-shkola-zdorovya-i-razvitiya-na-2011-2012-uchebnij.html
  • writing.bystrickaya.ru/m-3-eds-v-diplomnaya-rabota.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-postanovleniem-pravitelstva-respubliki-tadzhikistan-ot-30-06-2007-goda-stranica-56.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-kachestvo-nauchno-issledovatelskoj-i-nauchno-metodicheskoj-deyatelnosti-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-yavlyaetsya-dobrovolnoj-hotya-informaciya-osobenno-ob-oblasti-vashih-issledovatelskih-prioritetov-iz-nee-ispolzuetsya-pri-opredelenii-zadanij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080105-finansi-i-kredit-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-stranica-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-4-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-opd-07-teoriya-buhgalterskogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhambil-obilisi-bajza-audani-sidi-ablanov-atindai-orta-mektebn-9-sinip-oushisi-zhnsova-asaan-ajratizi-zhetekshs-dzhuzdikbaeva-hafuza-uskenbaevna-tairibi-ailshin-zhne-aza-maal-mteldern-etnolingvistikali-sipati.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vyazkost-pri-prodolnom-techenii-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/f-engels-dialektika-prirodi-stranica-23.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.