.RU

МОНОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОРИКА М. П. ПОГОДИНА «ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ ДО МОНГОЛЬСКОГО ИГА»



^ МОНОГРАФИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОРИКА М. П. ПОГОДИНА «ДРЕВНЯЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ ДО МОНГОЛЬСКОГО ИГА»

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


Общество во вновь образовавшемся государстве составляли: Князь, дружина, вой, смерды... Князь держал землю, охранял безопасность, налагал дань, раздавал волости, ходил на войну, заключал договоры, творил суд и правду, пользуясь за то известными податями... За данью Князь ходил сам, или посылал своих мужей по известным определенным путям. Вместе с собиранием дани Князь занимался и судом...

Дружина составляла драгоценное сокровище Князя, ходила с ним на войну, призывалась на совет, пировала вместе... Дружина разделялась на старшую и младшую, бояр и отроков, или детских... Звания эти были наследственны. Некоторые из них получали волости и города в управление и себе на содержание, где заменяли Князя, посылались также собирать дань. Бояре имел и своих отроков...

Остальные Норманны расселились по городам и составили главную часть их населения, военное сословие. Они содержались на счет тянувших к ним судом и данью волостей, созываемые ходили на войну, и также получали долю в добыче. Дела свои решали они в общих собраниях или вечах, в которых принимали участие, разумеется, и туземные обитатели...

В городах был и посадники, собственно правители, тысяцкие-начальники над воями, тиуны – над сборами. Под ними были сотские и десятские. При суде встречаются имена ябедника и метельника с неопределенными занятиями. Отроки были их помощниками.

Туземное Словенское население называлось на языке господствовавшего племени смердами. Оно жило по волостям и городам, владело землею, производило по местам торговлю, тянуло данью к судам и родам, а во всех прочих делах управлялось само собою.


Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига.

М., 1871. Т. Г. С 80-81.


«РУССКАЯ ПРАВДА» (XII в.)

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


3. Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник, а убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платить виру в 40 гривен...

10. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

11. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Также и за боярских...

52. Если закуп убежит от господина , то становится полным холопом; если он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

85. Если смерд умрет , то задница5 идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства...

Холопство обельное троякого вида: если кто купит до полгривны в присутствии свидетелей и ногату заплатит перед самим холопом.

А второе холопство: кто женится на рабе без договора <с ее владельцем:», а если с договором , то как договорились, так и будет.

А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.


Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVII! века.

С. 26-27, 33-34.


^ ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА


«ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИКИ РЕГИОНА»6

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


959. Послы Елены7 королевы ругов, которая при Романе, константинопольском императоре, была крещена в Константинополе, придя к королю8, лживо, как затем стало ясно, просили, чтобы их народу были поставлены епископ и священники.

Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия IХ – первая половина XII в. М., Л., 1989. С 376


^ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (1113]

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


В лето 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходил и ко мне болгары, говоря: прим и закон наш. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя... Что же вы посоветуете, что ответите?» И сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь лучше разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять.

Они же вернулись в землю свою. И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «Говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, т.е. в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как бешеный, и нет в них веселья, только печаль и смрад велики. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый не человек, Если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Сказали же бояре: «Если бы был плох закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, которая была мудрейшей из всех людей» И спросил Владимир: «Где примем крещение?» Они же сказали: «Где тебе любо»

И минуло лето, в лето 6496 (988) пошел Владимир с войском на КорCVHь… Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю и вашемy городу то же, что и этому». И, услышав это, опечалилось цари. И послали ему весть такую: «Не пристало христианам выдавать за язычников; если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать, сестру за тебя».

Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи...» И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. Многие из дружинников… крестились... По крещении же Владимира привели царицу для совершения брака...

После всего этого Владимир… вернулся в Киев.

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, господи, и чудны дела твои!» Вчера eще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли они еще святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр, и приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его» Они же исполнили, что им было приказано… Затем послал Владимир по всему городу со словами: «Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы это не было благом, не приняли бы его князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ....

Люди же, крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сами люди его... Приказал рубить церкви и ста вить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где раньше стоял идол Перуна и другие, и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых.

Через этих, отданных в учение книжное, сбылось пророчество на Русской земле, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык косноязычных»?


Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. М., 1986. Кн. 2. С. 427-524, 527-529.


^ КУЛЬТУРА И БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ


«ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНЮМАХА» (1117)

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


... Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, телом-слабим, в разговоре-негромким, соблюдая слово господне: есть и лить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчиненными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших, с дурными женщинами не общаться, глаза опуская долу, а душу ввысь, суеты избегая, не пытаться поучать беспечных во власти, ни во что почитать всенародную славу.

Старых почитай как отца, а молодых как братьев; в доме своем не будьте беспечны, но за всем следите; не полагайтесь на ключника или слугу, чтобы не посмеялись к вам приходящие ни над домом вашим, ни над вашим столом. Пойдя на войну, не отсиживайтесь, не оглядывайтесь на воевод, ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сами снаряжайте охрану и ночью; расставив стражу со всех сторон, рядом с воинами ложитесь и по раньше вставайте, оружия же с себя никогда не снимайте: второпях, не разглядев по небрежности, внезапно ведь человек погибает. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Отправляясь каким путем по своим землям, не позволяйте слугам вред причинять ни своим, ни чужим, ни в деревнях, ни на пашнях, чтобы не стали нас проклинать. Куда ни пойдете, где ни пристанете, напоите и накормите убогого, но больше всего почитайте гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, знатный или посол; и если не можете почтить его даром – едой да питьем приветьте, ибо они, повсюду бывая, прославят человека по всем землям – или добрым, или злым.

Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам бог пошлет; ибо если я от войны и от дикого зверя, и от воды, и с коня свалившись уберегся, никто из вас не повредится и не убьется, пока не будет от бога повеления, а если уж от бога наступит смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не смогут отнять от нее; но если и доброе дело – остерегаться самому, то божие сбережение лучше человеческого.


Мудрое слово Древней Руси (IX-XVII вв.). М., 1989. С. 125-126, 138-139.


^ «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

ИЗВЛЕЧЕНИЕ

Иудейство тенью и законом совершенствовалось, а не спасалось, христиане же истиною и благодатью не совершенствуются, а спасаются. У иудеев – совершенствование, у христиан – спасение. Совершенствование – в этом мире, а спасение – в будущей жизни. Иудеи земным услаждаются, христиане же- небесным. К тому же совершенствование у иудеев недостаточно из-за ревности их, ибо не распространялось на другие народы, а только на Иудею. Спасение же у христиан благое и щедрое, простирается во все края земли...

...Вера благодатная по всей земле распространилась идо нашего народа русского дошла. И озеро закона высохло, евангельский же источник наводнился и, всю землю покрыв, простерся до нас. Вот уже и мы со всеми христианами славим святую троицу, а Иудея молчит. Христиан славят, а иудеев клянут...

И уже не идолослужителями зовемся, но христианами, уже не лишенными надежды, но уповающими на жизнь вечную. И уже не жертвенники бесам создаем, но христовы церкви возводим...

Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего – нашего учителя и наставника, великого кагана земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святославова, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах. И поныне победы и могущество их вспоминаются и прославляются. Ведь не в слабой и безвестной земле владычествовали, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли...

...Когда бог пожелал, сбросил каган наш человеческое естество и с ризами ветхого человека снял тленное, стряхнул прах неверия, вошел в святую купель и возродился от святого духа и воды, во Христе крестился...

С того времени, как это произошло, и до сих пор не прекращается подвиг благоверия. И не только тем явил имевшуюся в нем к богу любовь, но еще и потрудился, повелев по своей земле креститься во имя отца, сына и святого духа, светло и громогласно прославлять во всех городах святую троицу, быть всем христианами – незнатным и знатным, рабам и свободным, юным и старым, боярам и простолюдинам, богатым и бедным. И не было ни одного, кто воспротивился бы благочестивому его повелению, а если кто и не по доброй воле крестился, то из-за страха перед повелевшим, поскольку благоверие того было соединено с властью... слово евангельское землю нашу озарило, жертвенники были разрушены, а церкви поставлены; идолы сокрушены, а иконы святых предстали; бесы бежали – крест города освятил.


^ Древнерусские повести. Пермь, 1991. С 48-63.


ГРАМОТА (БЕРЕСТЯНАЯ) № 109 (вторая половина XI в.)


Грамота отъ Жизиомира къ Микоуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кьнягыни. А ныне ся дроужина по мя пороучила. А ныне ка пъсли къ томоу моужеви грамоту, ели оу него роба. А се ти хочоу, коне коупивъ и къняжъ моужъ всъадивь, та на съводы. А ты, атче еси не възяль коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него.


ПЕРЕВОД:

Грамота от Жизиомира к Микуле. Ты купил рабыню в Пскове. А ныне меня за это задержала княгиня. А ныне за меня поручилась дружина. А ныне пошли-ка к тому мужу грамоту, есть ли у него рабыня. И вот я хочу, купив коня и на его посадив княжьего мужа, потом на свод. А ты, если не взял тех кун, не бери у него ничего.


Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте.

Из раскопок 1953-1954гг. М., 1958. С40-41.


^ ГРАМОТА (БЕРЕСТЯНАЯ) № 246


От жировита к стоянови. Как о ты у мене и чьстьное древо възъм и вевериць ми не присьлещи, то девятое лето. А не присълещи ми полупяты гривьны, а хоцу ти вырути в тя, луцьшаго новъгорожянина! Посъли же добръм.


ПЕРЕВОД.

Стоян остается должником Жировита на протяжении девяти лет. Жировит грозится ославить его, осрамить при всем народе, что для Стояна должно быть особенно позорным, так как он принадлежит к верхушке новгородского боярства.


Арциховский А. В., Борковский В И. Новгородские грамоты на бересте.

Из раскопок 1953-1954гг. М., 1958. С.40-41.


^ «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» (1113)


В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святыя Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным...

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские.


Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы,

XI – начало XII в. М., 1978. С 165-167.


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ


  1. Проследите по карте «Киевская Русь в IХ – начале XII в.» расселение восточных славян, а также их соседей.

2. В каких природно-климатических условиях проживали славяне? Как эти условия влияли на их бытовой уклад, образ жизни и занятия?

3. Какими были общественное устройство и религия славянских племен, их нравы и обычаи?

4. Как охарактеризованы в источниках отношения славян со своими соседями?

5. Когда, как и на какой территории сложилось Древнерусское государство? Какую роль в объединении восточнославянских племен и создании Древнерусского государства сыграл торговый путь «из варяг в греки»?

6. Проследите по карте, как расширялась территория Древнерусского государства. Какие племена к началу XII в. были объединены под властью киевского князя?

7. Изучая отрывок из «Повести временных лет», ответьте на вопрос, как летописец объясняет возникновение Древнерусского государства?

8. Какие точки зрения на возникновение Древнерусского государства существуют в исторической литературе? Какую версию вы считаете более аргументированной? Отвечая на этот вопрос, обратитесь к трудам: Ключевский В. О. Наброски по варяжскому вопросу. Собр. соч. Т. 7. С. 136-148; Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993. С. 235-358, 359-402; Новосельцев А. П. Образование древнерусского государства и первый его правитель. // Вопросы истории. 1991. № 2-3. С. 3-20; Ловмяньский X. Норманны и Русь. М., 1985. С. 57-88, 89-124, 183-203, 230-246; Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994. С. 111-113.

9. Определите характерные черты раннефеодального Киевского государства, структуру и функции власти. Составьте схему структуры власти и управления.

10. Как иностранные авторы характеризовали Древнерусское государство и его столицу Киев?

11. Охарактеризуйте международное положение и внешнеторговые связи Киевской Руси.

12. Как исторические документы характеризуют социально-экономические отношения, сложившиеся к XII в.? Какие социальные группы населения существовали в Древнерусском государстве?

13. Каково было положение церкви в общественно-политической структуре Киевской Руси?

14. На каком уровне развития находилась культура в Древнерусском государстве до его «крещения»? Какое значение для развития культуры Руси имело принятие христианства?

15. Какие жанры литературы развивались в Киевской Руси?

16. Сравните «Поучение Владимира Мономаха» как образец светской литературы и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, которое написано в форме церковной проповеди. Какие идейные и нравственные принципы утверждались в литературных произведениях?

17. Какую роль в развитии и распространении культуры сыграли великие князья Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах?


^ ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


ЗЕМСКИЙ СОБОР 1549 Г. И НАЧАЛО РЕФОРМ
(по продолжению Хронографа в редакции 1512 г.)


Запись об этом первом в русской истории Земском соборе сделал продолжатель Хронографа 1512 г. На заседаниях собора, проходивших 27-28 февраля 1549 г. в Кремле, присутствовали лишь представители феодальной иерархии – бояре, высшее духовенство и дворяне (купечество допущено не было) Земский собор 1549; провозгласил начало реформ государственного аппарата и принял важное решение об изъятии детей боярских из-под юрисдикции наместников (за исключением уголовных дел, связанных с убийством и разбоем) и о предоставлении им права судиться по своим делам cудом самого царя (в центральных государственных учреждениях).

Того же месяца февраля в 27 день царь и Великий князь Иван Васильевич всея Руси в своих царских полатах пред отцем своим Макарьем митрополитом и предо всем освященым собором говорил бояром своим князю Дмитрею Феодоровичю Вельскому, князю Юрью Михайловичю Булгакову, князю Феодору Андреевичю Булгакову, князю Петру Михайловичю Щенятеву, князю Дмитрею Феодоровичю Палецкому, Василию Дмитриевечю Шеину, князю Данилу Дмитриевичю Пронскому, князю Александру Борисовичю Горбатому, и иным своим бояром, и околничим, и дворецким, и казначеем, что до его царьского возраста от них и от их людей детем боярьским и христьяном чинилися силы и продажи и обиды великия в землях, и в холопех и в иных во многих делех, и они бы вперед так не чинили, детем бы боярским и христьяном от них и от людей силы и продажи и обиды во всяких делех не было никоторые, а кто вперед кому учинит силу или продажу и обиду, и тем от царя и великого князя быти в опале и в казни.

И бояре все били челом государю царю и великому князю, чтобы государь их в том пожаловал, сердца на них не дерьжал и опалы им не учинил никоторые, а они хотят служити ему, государю царю и великому князю, и добра хотели ему и его людем во всем вправду, безо всякие хитрости, потому же, как служили и добра хотели господарю своему, отцу его, великому князю Василию Ивановичю всея Руси..., деду его, великому князю Ивану Васильевичю всея Руси. А которые будут дети боярьские и христьяне на них и на их людей учнут бити челом, о каких делех ни буди, государь бы их пожаловал, давал им и их людем с теми детми боярьскими и со христьян в суд. И царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси пред отцем своим Макарьем митрополитом и пред всем освященным собором бояр своих пожаловал с великим благочестием и усердием, наказав их, умилне говорил им: «По се время сердца на вас в тех делех не держу и опалы на вас ни на кого не положу, а вы бы вперед так не чинили». Да и воеводам и княжатам и боярским детям и дворяном и большим то же говорил и пожаловал их наказал всех с благочестием умилне.

Того же месяца февраля в 29 день царь и великий князь Иван со отцем своим Макарьем из бояры уложил, что во всех городех Московьские земли наместником детей боярьских не судити ни в чем, опричь душегубства и татьбы и разбоя с поличным; да и грамоты свои жалованные о том во все городы детем боярьским послал.


Шмидт С.О. Продолжение хронографа редакции 1512 г.

// Исторический архив. М., 1951. Т.17. С. 295-296.


СУДЕБНИК 1550 г.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ


Судебник 1550 г. – основной законодательный акт периода формирования в России сословно-представительной монархии. Его издание в июне 1550 г. явилось важным этапом в процессе укрепления Русского централизованного государства. Созданный в условиях обострения сословных и внутрисословных противоречий общества Московской Руси, судебник был призван укрепить феодальный правопорядок, нивелировать социальные разногласия. Поставив на правовую основу деятельность центральных органов власти и приказной бюрократии, Судебник значительно повысил их авторитет в глазах населения. Целый ряд подготавливал введение земского управления. Статьи о вотчинном землевладении зафиксировали динамику изменений в крепостной политике, в отношениях между различными категориями землевладельцев.


Лета 7000 осьмаго июня… Царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси со своею братьею и з бояры се сь Судебник уложыл; как судити бояром, и околничим и дворецким, и казначеем и дьаком, и всяким приказным людем, и по городом наместником, и по волостем волостелем, и тиуном и всяким судьям.

  1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружити и не мстити никому и посулу в суде не имати; такоже и всякому судье посулов в суд не имати.

  2. А которой боярин, или дворецкой, или казначей, или дьак просудится, а обвинит кого не по суду безхитростно, или список подпишет правовую грамоту даст, а обыщется то в правду, и боярину, и дворецкому, и околничему, и казначею, и диаку в том пени нет; а истцом суд з головы, а взятое отдати.

  3. А которой боярин, или дворецкой, или казнацей, или дьак в суде посул возьмет и обвинит не по суду, а обыщется то в правду, и на том боярыне, или на дворецком, или на казначее, или на дьяке взяти исцоа иск, а пошлины царя и великаго князя, и езд, и правда и пересуд, и хоженое, и правовой десяток, и пожелезное взяти втрое, а в пене, что государь укажет.

  4. А который дьяк список наладит или дело запишет не по суду, не так, как на суде було, буз боярьского, или без дворецкого, или без казначеева ведома, а обыщется то в правду, что он от того посул взял, и на том дьяке взяти перед боярином вполы да кинути его в тюрьму.

  5. Подьачей, каоторой запишет не по суду для посула без дьячего приказу, и того по дьячего казнити торговою казнью, бити кнутьем.

24. А которые люди иногородцы учнут бити челом на наместников или волостелей о обидных делах, как те наместники или волостели, едучи на жалование, и на жалованье жывучи, едучи з жалования, кого чем изобидят, и тем людем иногородцем приставов на наместников и по волостелей и по их людей и до отъезду жалованиа давати, а велети тем наместником и волостелем присылати в свое место по ответу людей своих. А которые иногородцы не учнут от своих делах бити челом на наместников и на волостелей и на их людей до году, и тем людем тогды приставов и суда на наместников и на волостелей и на их людей не давати. .

29. А которые дела судят бояре, и тот суд велети дьяком записывати перед собою; а исцом у записки не стояти. А будет надобне на которое дело исца или ответчика вспростити, ино его к себе позвати, да вспросив его, от записки отослати. А как дело их запишет дьяк, и того дела перед исцы не чести, а прочести его бояром.

30. А случитца суд сместной, ищея или ответчик судимы будут не одному судье, и хто по кого возведет пристава в какове деле ни буди, и тот ищея возмет у своего судьи за собою сторожа да идет к тому судье просити пристава, у кого в присуде тот, на ком ему искати, да перед тем судьею ищет, а будет гот ответчик не сходя с суда, пробив на нем взыщет, и ему перед тем судьею и отвечали. Да и во всяких делех судити сместной суд тому судье, у кого ответчик в присуде. А по шлины обоим судьям имати по указу, а делитись судьям пошлинами по головинам, а пошлины обе-ма судьям имати одны.

31 А хто кого поймает приставом в бою, или в лае или в займех, а на суд ити не похотят, и они доложат судьи, да помирятца, а судье пошлин и продажи на них нет, олрич езду и хоженого. А которые жалобницы зададут судьям и оба исца до суда помирятца, и по тем жалобницам судьям пошли не имати.

33. А пошлины имати от правые грамоты боярину от печати по девяти денег с рубля, а дьяку имати от подписи с рубля по алтыну, а подьячему, которой правую грамоту напишет, имати с рубля по три денги; а болши того не имати. А хто возмет болши того; и уличат его в том, и на том взяти втрое. А обыщетца то, что жалобник солгал, и того жалобника казнити торговою казнью да кинути в тюрьму.

34. А докладной список боярину, или дворецкому, или казначею печатати, а дьяку подписывати. А имати от печати боярину, или дворецкому, или казначею с рубля по алтыну, а дьяку с рубля по четыре денги, а подьячему, который на списке подпишет, с рубля по две денги; а болши того не имати. А хто возмет лишок и уличат его в том, и на том взяти втрое.

35. А с холопа и с робы от правые грамоты и от отпускные боярину, или дворецкому, или казначею имати от печати з готовы по девяти денег, а дьяку имати or подписи з головы по алтьну, а подьячему, который правую грамоту или отпускную напишет, з головы имати по три денги.

36. А хто займет денги в кабалу в рост, и на те кабалы отписи без боярского докладу и без дьячие подписи не быти. А боярину от всякие отписи в ко лке отпись не буди, от печати имать по три денги, а дьяку от подписи имать по две денги, да подьячему, которой отпись напишет, имать по денге.

52. А привезут кого с поличным впервые, ино его судити да послати про него обыскати. И назовут его в обыску лихим человеком, ино его пытати; и скажет на собя сам, ино его казнити смертною казнью; а не скажет на собя сам, ино его вкинути в тюрьму до смерти, а исцов иск платити из его статка. А скажут в обыску, что он доброй человек, ино дело врьшити по суду.

53. А пошлют которого неделщика имати татей или разбойников, и ему имати татей или разбойников безхитростно, а не норовите ему никому; а изымав ему татя или разбойника, не отпустити, ни посулов не взяти; а опричных ему людей не имати. А поноровит которой неделщик татю или разбойнику по посулом, а его отпустит, и уличат его в том, и на том неделшике исцов иск доправити, а его казнити торговою казнью да вкинути в тюрьму, а в казни что государь укажет.

58. А на кого взмолвят дети боярские человек десять или пятнадццать добрые, или черных человек пятнадцать или дватцать добрых же крестьян и целовальников по крестному целованию, что он тать, а довода на него в прежнем деле не будет, у кого крал или татбу плачивал, ино на том взяти исцову гибель без суда, а его дати на крепкую поруку; а не будет на нем крепкое поруки, ино кинути его в тюрьму, и без крепкие его поруки ис тюрьмы не выпущати. А мошеннику та ж казнь, что и татю. А хто на оманщике взыщет и доведут на него, ино у ищеи иск пропал. А оманщика, как его ни приведут, ино бити его кнутьем.

61. А государьскому убойце, и градскому здравцу, и коромолнику, и церковному татю, и головному татю, и подметчику, и зажигалнику ведомому лихому человеку, жывота не дати, казнити ево смертною казнью. А будет истец которому лихому человеку, и исцово за платити из ево статка; а что ево статка за исцовым останеца, и то дати в прогоны А не будет у которого лихово человека столко статка, чем исцово заплатити, ино его исцу в его гибели не выдавати, казнити его смерною казнью.

76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детьми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иново государя, или себе учнут жити то не холопи.

80. А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю, и того холопа явити бояром, а дьаку подписати на старой крепости, а пошлины имати с головы по алтыну. А который холоп побежит з государем своим или один бежит без государя своего, а не рать полонит, и выйдет тот холоп ис которые земли опять у Москве, и он старому государю холоп по старому холопству, опричь того, нечто кому государь пожалует, даст волную грамоту.

84. А о землях суд. Взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярин на монастыре, ино судити за три годы. А взыщет монастырь на боярине, ино судити за три ж годы, а далее трех годов не судити. А взыщет черный на черном, или помещик на помещике, за которыми земля царя или великого князя, или черной селской на помещике, или помещик на черном на селском, ино судити тому ж за три годы, а далее трех годов не судити. А взыщут на боярине или на монастыре царя и великого князя земля, ино судити шесть лет, а далее не судити. А которые земли за приставом в суде, и те земли досуживати.

85. А о вотчинах суд. Хто вотчину продаст, и детем его, и внучатом до той вотчины дела нет, и не выкупити ее им; а братья будут или племянники в купчих в полусех, и им и их детем и внучатом до тое вотчины потому ж дела нет. А не будет братья в полусех или племянников, и братья, или сестры и племенники ту вотчину выкупят. А станет тот купец ту вотчину продавати, и тем продавцом вотчина у них купити полюбовно, как ему тот продавец ту вотчину продаст; а не полюбовно ему вотчины не выкупити. А судити о вотчине за сорок лет; а далее сорока лет вотчичем до вотчины дела нет. А хто вотчину свою выкупит в те урочные сорок лег, и та ему вотчина держати за собою, а иному ему той вотчины не продати, не заложити в чюжой род, а отдати ему вотчину в свой род, а отдати ему вотчину в свой род по тому ж, кого в прежних купчих в полусех нет.


Судебники XV-XVI вв. М., 1952. С. 141-163.


o-misli-i-dele.html
o-modulno-rejtingovoj-sisteme-ocenivaniya-uchebnih-dostizhenij-uchashihsya.html
o-moih-sotrudnikah-i-moej-deyatelnosti-kak-ministra-finansov-stranica-6.html
o-molekulah-i-ih-puteshestviyah.html
o-molitve-psihologam-interesuyushimsya-ezoterikoj-ezoterikam-i-vsem-kto-schitaet-chto-on-imeet-ushi-chtobi-slishat.html
o-monitoringe-kachestva-obrazovatelnoj-deyatelnosti-vuza.html
  • writing.bystrickaya.ru/gflober-osnovnie-vehi-tvorchestva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2-teoretiko-metodicheskie-i-psihologo-fakultet-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-kultura-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-17-bitie-i-apokalipsis-sostavil-anri-volohonskij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rol-obse-v-podderzhanii-evropejskoj-bezopasnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-iyul-sentyabr-2011-goda-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-knig-v-podgotovke-kotorih-prinimal-uchastie.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gorodskom-konkurse-tvorcheskih-rabot-rozhdestvenskij-podarok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novie-instrumenti-v-ekonomike-informacionnij-obzor-publikacij-iz-periodicheskih-izdanij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-ix-prezentaciya-i-prodazha-plana-rej-krok-1902-1984-44-rezyume-glavi-45-voprosi-dlya-obsuzhdeniya-45.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-21-fyuzelyazh-1-obshie-svedeniya-konspekt-provedeniya-zanyatij-po-konstrukcii-i-lyotnoj-ekspluatacii-samolyota-yak-18t.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kvartal-vtoroj-o-korone-razumov-edinobozhii-prevoznesenii-voshvalenii-i-proslavlenii-boga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hronika-x-mezhdunarodnaya-konferenciya-rossijskoj-associacii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/principi-zhurnalistiki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svarka-goryachim-gazom.html
  • studies.bystrickaya.ru/kredit-kak-forma-dvizheniya-ssudnogo-kapitala.html
  • grade.bystrickaya.ru/ocenka-vozdejstviya-na-rastitelnij-pokrov-4-modelirovanie-funkcionirovaniya-fitoplanktona-i-fshhsherifitona.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vosem-let-pri-putine-posobiya-po-uhodu-za-rebenkom-budut-uvelicheni-v-desyat-raz-a-dekretnie-viplati-vdvoe.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazhmite-cd-sonymini-sistema-hi-fi-komponentov-instrukciya-po-ekspluatacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izdaniya-uchebnoj-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-nacionalnogo-issledovatelskogo-yadernogo-universiteta-mifi-na-2010-god-pp-stranica-11.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statistika-i-obshestvo-istoriya-sovremennost-razvitie.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-syllabus-drsterd-isasha-mazmni-zerthanali-zhmistardi-orindaua-dstemelk-nsaular.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-po-viboru-kpv-praktikum-po-resheniyu-professionalnih-zadach-dlya-specialnosti-540400-cocialno-ekonomicheskoe-obrazovanie-fakultet-ekonomicheskij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vitaspektr-v-metodichka-49-farmaciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-mezhdunarodnim-ekonomicheskim-organizaciyam-chast-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/genri-longfello-henry-longfellow-1807-1882.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-izmenenie-kalendarej-merzost-zapusteniya-www-4-angelspublications-com.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vera-i-est-videnie-maksvell-dzhon-s.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-14-16-oktyabrya-2006-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskoe-primenenie-lichnostno-orientirovannoj-modeli-obrazovaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vivodi--zaklyuchenie-obekt-razrabotki-programma-na-platforme-microsoft-net-framework.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-m-prishvin-stranica-19.html
  • school.bystrickaya.ru/gerpes-chast-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-tehnologiya-molochnih-i-konservirovannih-produktov-programma-xxx-v-ii-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-krasnodar-2010.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kratkaya-harakteristika-byudzhetnih-celevih-programm-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/marksizm-hhi-veka-2004-g-uchebnoe-posobie-po-istorii-i-filosofii-nauki-universalnoj-epistemologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.