.RU

Монах Павел Евергетин - Евергетин. Том 1. (часть 2) - страница 10


ГЛАВА 36. О том, как грешно не повиноваться своему духовному учителю и роптать на него. Также и о том, что христианину не пристало прекословить или оправдываться. Он должен всегда бороться с собственной волей и не противиться обличению, но любить его


^ 1. Из Пандекта Антиоха


Братья, мы не должны роптать без повода (и даже если кажется, что повод есть), но будем всегда послушными и благодарными Богу и тем, кто поставлен над нами Господом. А если мы будем на что-то роптать, то станем похожи на преступных и неблагодарных иудеев, которые роптали на Того, Кто заботился о них, как и написано: «И возроптало все обще­ство сынов Израилевых на Моисея», а Моисей сказал: «Не на нас ропот ваш, но на Господа» (Исх 16. 2. 8). За свой ропот они и полегли все в пустыне.

Да и потомки их в точности переняли неблагодарность и непослушание своих отцов. То они роптали на учеников Господа: «Почему вы едите и пьете с грешниками?» А то и на Самого Спасителя, когда Он сказал: «Я хлеб живой, сшедший с небес» (Ин 6. 51). Потому-то и сказал им Господь: «Никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего» (Ин.6. 65), то есть если Отец не увидит, что этот чело­век послушен, благодарен и не ропщет, как мы.

И те работники, что пришли первыми, роптали на хозяина дома: говорили, что других работников он призвал в одиннадца­тый час, а плату дал равную тем и другим, и так далее. Но хозя­ин им ответил: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди» (Мф 20. 1-15).

Только куда же это Он его отсылает? Ясное дело, что к тем кто стоит по левую руку от Него, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Это видно далее, в тех словах, где Он обличает работников в лукавстве и зависти: «Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»


^ 2. Из аввы Марка


Кто исполняет послушание со своеволием, тот прелюбодей, как об этом говорит и Премудрость (Ср.: Сир 32. 17 и Притч 6. 32-33), и по нехватке разума он терпит скорби и бесчестие. Как нет ничего общего между водой и огнем, так и нет ничего общего между оправданием и смирени­ем. Если хочешь спастись, возлюби слово истины и никогда не будь так безрассуден, чтобы избегать обличений. Слово истины «обращало к покаянию порождения ехиднины и внушало им бежать от будущего гнева» (Лк 3. 7). Тот, кто принимает слово истины, принимает Слово Божие. Потому что Господь сказал: «Кто принимает вас, принимает Меня» (Мф 10. 40). Расслабленный, которого спустили через кровлю, — это греш­ник, которого верующие обличают ради Господа. По их вере он и принимает отпущение грехов (Мк 2. 3—5). Тот, кто не любит обличений, неизбежно и по своей воле остается в страстях. А тот, кто любит, учится на собственном опыте.

Как те, кто плывут по морю, с радостью терпят солнечный жар, так и те, кто ненавидят зло, любят обличение, потому что солнце защищает от бурь, а обличение — от страстей. Кто не внимает писаным заповедям и увещаниям, для того есть конский хлыст и ослиное стрекало. А если он и их отвергнет, то Господь «востягнет его челюсти браздами и уздою» (Пс 31. 9).


^ 3. Из святого Максима


Как преслушанию свойствен грех, так и послушанию — добродетель. Преслушание ведет к нарушению заповедей и отделе­нию от Заповедавшего, послушание — к сохранению заповедей и к неразрывному единству любви с Тем, Кто дал заповедь. И кто нарушил заповедь из преслушания, тот не только сделал грех, Н и лишил себя общения любви с Заповедавшим.


ГЛАВА 37. О том, что не стоит осуждать учителя, даже если он поступает противно тому, чему учит. Потому что много было учеников, которые вверили себя нерадивым учителям и не осуждали их, но повиновались о Господе. При этом они не только сами спаслись, но часто служили спасению и своих учителей

^ 1. Из патерика


Был у нас как-то один пустынник, человек, обладавший большим даром рассуждения. Он хотел жить один в келии, но не мог найти подходящей. Другой старец узнал о пустыннике. А у старца была на то время пустая келия, и он пригласил пустынника поселиться в ней, пока тот не найдет себе другую. Пустынник пришел и поселился у него. Кое-кто из мест­ных жителей стал приходить к нему, поскольку он был издалека, и они приносили ему кто что мог. Тот брал приношения и прини­мал у себя приходящих. Однако старец, который дал ему келию, стал завидовать и поносить его.

— Сколько лет я здесь,— говорил он, — так много подвиза­юсь, и ко мне никто не приходит. А этот выскочка пару дней как здесь — и к нему идет столько народу!

Тут он говорит своему ученику:

— Иди и скажи ему: «Уходи отсюда, мне нужна келия».

Ученик пошел к нему и сказал:

— Мой авва спросил, как у тебя дела.

— Пусть помолится за меня, — отвечал тот. — У меня бо­лит желудок.

Ученик вернулся к тому, кто его послал, и говорит:

— Старец сказал, что уже нашел другую келию и уходит.

Через два дня авва снова говорит своему ученику:

— Иди и скажи ему, что, если он не уйдет, я приду сам м выгоню его палкой.

Брат снова пошел к пустыннику и говорит ему:

— Мой авва слышал, что ты заболел, и до сих пор волнуется. Он послал меня навестить тебя.

— Скажи ему, — ответил тот, — что его молитвами мне уже лучше.

Ученик идет к своему старцу и говорит:

— Он мне сказал, что, если Бог даст, до воскресенья он уйдет.

Наступило воскресенье, а пустынник все еще не ушел из келии. Тогда старец взял палку и пошел сам, чтобы поколотить его и выгнать в шею. Уже на выходе ученик говорит ему:

— Пойду-ка я вперед, а то, может, там кто-то есть и со­блазнится.

Старец разрешил ему. Брат пошел вперед и говорит пу­стыннику:

— Мой авва идет к тебе сам, пригласить тебя к себе в ке­лию.

А тот, когда услышал, что старец так его любит, выбежал ему навстречу, еще издали положил ему поклон и говорит:

— Не трудись, отче, я сам иду к твоей святости!

И тут Бог призрел на труд юноши: Он привел авву в со­крушение. Тот бросил свою палку и побежал навстречу пустын­нику, чтобы обнять того. И, обняв, повел к себе в келию. И ви­дит, что пустынник как будто и не слышал всего, что прежде старец говорил ученику. Тогда старец спросил ученика:

— Ты что-нибудь передал ему из того, что я говорил тебе?

— Ничего, — отвечал тот.

Услышав это, старец очень обрадовался. Тут-то он понял, что зависть эта была от врага. Он утешил пустынника как мог, а после пал в ноги ученику и говорит ему:

— Ты мне отец, а я тебе — ученик. Ибо твоими трудами спасены две души.

2. Кто-то из старцев рассказывал про одного старца, кото­рый пил. Каждый день он плел циновку, продавал ее в селе, а врученные деньги пропивал. Как-то пришел к нему один брат и остался у него. Он тоже каждый день плел по циновке. Старец забирал и ее, продавал и пропивал цену той и другой, а брату приносил к вечеру маленький хлебец. Так он делал на протяже­нии трех лет, и брат не промолвил ни слова. Наконец брат сказал сам себе: «Мне не во что одеться, да и на хлеб мне едва хватает. Соберу вещи и пойду отсюда!» Потом он подумал и сказал себе: «Куда я пойду? Поселюсь в другой келии? Но здесь у меня одна келия с Богом». И тут же ему явился ангел и сказал: «Никуда не уходи, ибо завтра я приду к тебе».

На следующий день брат начал просить старца:

— Отче, не уходи никуда сегодня: сейчас ко мне придут забрать меня.

Пришло время, когда старец обычно уходил, и он говорит ученику:

— Не придут сегодня, чадо, они ведь и так уже опоздали.

— Нет-нет, — отвечал тот, — придут непременно.

И с этими словами он почил. Когда старец увидел это, он стал плакать и сказал:

— Горе мне, чадо! Много лет я здесь живу в нера­дении, а ты в короткий срок одним терпением спас свою душу.

И с тех пор он образумился и стал опытным монахом.


^ 2. Из святого Ефрема


Братья, ученики не должны быть непослушными и преко­словить своим учителям о Господе, но должны выказывать все­возможное смирение пред Богом и людьми. Если же случится так, что воспитатель на словах учит добродетели, а на деле о ней небрежет, то не дадим сатане развратить нашу душу по одной лишь этой причине. Вспомним Того, Кто сказал: «На Моисее­вом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» (Мф 23. 1—4).

И апостол Петр призывает нас: «Повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угод­но Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, он не злословил взаимно; страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет 2. 18—23). Есть у вас, братья, и другой пример смирения — пророк Самуил: он не возвысил своего сердца перед священником Илией, даже когда услышал о нем столь грозные слова Божий, но смиренно оста­вался у него в послушании (1 Цар 3. 1—21).

Любезные братья, станем достойными нашего спасения! На любые слова, какие бы мы ни услышали, будем готовы ответить покаянием, особенно если это слова того, кто поставлен над нами от Господа. Как вода тушит огонь, так покаяние гасит гнев и укрощает дух. Пусть будет тебе примером пятидесятник, при­шедший к Илии: своим смирением он умилостивил пророка — спасся сам и все, кто был с ним (4 Цар 1. 9—15).

Имейте, любезные братья, послушание к вашему о Господе предстоятелю. Исполняйте его слово до конца и никогда не отно­ситесь небрежно к тому, что он говорит. И тогда будет с вами Тот, Кто сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18. 20). Любезные братья! Даже если наши игумены несправедливы к нам — чего да не будет!— станем служить им с доброй совестью, как Самому Господу, а не как людям, и будем помнить, что от Господа мы и получим на­граду.


^ 3. Из патерика


Был один старец. Он жил за пределами Александрии, в тех келиях, что называют пустынническими. А старец был чело­веком гневливым и малодушным. Один молодой брат услышал о нем и дал завет Богу: «Господи, за все, что я творил в миру, пойду и буду жить у этого старца, буду работать и заботиться о нем».

Каждый день старец обходился с ним, как с собакой. Но Бог увидел смирение и терпение брата. Через шесть лет послу­шания у старца юноше явился во сне некто держащий в руке длинный свиток. Половина свитка была затерта, а половина еще оставалась исписанной. Он показал свиток брату и говорит:

— Половину долга отпустил тебе Владыка Господь. Поза­боться и о прочем.

А рядом с ним жил другой старец, человек духовный, и он знал всю историю брата. Он часто слышал, как старец выходит из себя и без причины оскорбляет брата, как брат кладет ему поклоны, а старец не смягчается. Всякий раз, встречая брата, этот духовный старец спрашивал его:

— Ну что, чадо, как прошел день? Что мы сегодня зарабо­тали? Много ли стерли из свитка?

Когда же, изредка, бывал день, что старец не ругал учени­ка, не оскорблял его и не гнал прочь, вечером брат приходил к соседу и с плачем говорил:

— Беда, авва, сегодня у меня плохой день. Ничего я сегодня не заработал и весь день провел в праздности...

Прошло еще шесть лет, и брат почил. А духовному старцу, его соседу, было видение. Он увидел, что брат находится посре­ди мучеников и с великим дерзновением молит Бога о своем стар­це: «Господи, как ради него Ты помиловал меня, так и его поми­луй ради многих Твоих щедрот и ради меня, раба Твоего». И через сорок дней Господь взял к Себе в место упокоения и само­го старца. Вот какое дерзновение обретают пред Богом те, кто терпит скорби.



no-do-konca-zhizni-volta-uzhe-ne-izmenyal-fizike-hotya-52-okolotin-v-s-o-51-volta.html
no-esli-portret-v-korone-vizivaet-somnenie-v-ego-prinadlezhnosti-anne-ioanovne-to-togda-chej-zhe-on.html
no-informacionnaya-sluzhba-publichnih-bibliotek.html
no-kak-mi-mnogo-znaem-drug-o-druge-zdes-mislej-derzkih-cvet.html
no-nachinayushemu-polzovatelyu-sleduet-izbegat-takih-primenenij-zadach-osobenno-pri-zapuske-igr-.html
no-otletela-i-eta-noch-slovno-ne-bilo-eyo-vovse-strannie-lyudi-aktyori-ilyudi-li-oni-andrej-tarkovskij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnostyam.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-uroka-po-literature-analiz-rasskaza-k-g-paustovskogo-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-fgbou-vpo-rgups-dlya-obucheniya-v-ego-filialah-pravila-priema-na-pervij-kurs-v-fgbou-vpo-rgups-dlya-polucheniya-visshego.html
  • thescience.bystrickaya.ru/irkutskij-gosudarstvennij-medicinskij-universitet-minzdravsocrazvitiya-rf-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-novogodnih-meropriyatij-ot-komiteta-po-fizicheskoj-kulture-i-sportu-s-25-dekabrya-2010-goda-po-10-yanvarya-2011-goda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-uchebnogo-processa-zaochnogo-otdeleniya-ffk.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-shkala-ocenki-produktivnih-vidov-rechi-predstavlena-v-tabl-5-61.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-o-4a-11-rassmotreniya-zayavok-na-uchastie-v-otkritom-aukcione-stranica-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mistika-i-mrakobesie-renessans-naoboro-t-otbrasivaet-vsyu-etu-noch-srednevekovya-obrashaetsya-k-svetloj-antichnosti-k-ee-svobodnoj-filosofii-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-fizika.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/annotaciya-izdatelstva-vknige-rasskazivaetsya-o-boevih-dejstviyah-letchikov-pervogo-gvardejskogo-krasnoznamennogo-minno-torpednogo-aviapolka-v-godi-velikoj-oteches-stranica-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-ugolovnogo-prava-i-kriminologii-metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-vipusknih-kvalifikacionnih-diplomnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-bistrorastvorimoe-vliyanie-kontrolnie-voprosi-sovershennoe-vladenie-materialom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proektnaya-rabota-na-urokah-nemeckogo-yazika-i-vo-vneurochnoe-vremya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-b-gannushkin-statya-la-volupt-la-cruaut-et-la-religion-opublikovannaya-v-zhurnale-annales-medico-psychologiques-t-xiv-novembre-1901-p-353-375-statya-bila-opublikovana-vo-francii-t-k-cenzura-zapretila-e.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-metodicheskoe-obespechenie-inzhenerno-tehnicheskoj-zashiti-informacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-13-kultura-narodov-chernoj-afriki-lekciya-fenomen-kulturi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-literatura.html
  • university.bystrickaya.ru/g-kommunisticheskaya-moral-1-osnovnoj-vopros-filosofii-materializm-i-idealizm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspredelenie-rashodnih-obyazatelstv-mezhdu-belgorodskoj-oblastyu-i-municipalnimi-obrazovaniyami.html
  • student.bystrickaya.ru/1-avanti-white-viol-vechernyaya-ulibka.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-n-tolstoj-stalingrad-sajt-voennaya-literatura.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotke-kraevoj-programmi-energosberezheniya-gosudarstvennij-administraciya-altajskogo-kraya-zakazchik-meropriyatij.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-dnevnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-050708-pedagogika-i-metodika-nachalnogo-obrazovaniya-avt-sost-r-e-ibragimova.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-moskva-zasedaniya-proektnoj-gruppi-po-standartizacii-programmnogo-obespecheniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-konspekt-rassmotren-i-odobren-nachalnik-shtaba-gochs-g-m-kartashov-200-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajnaya-doktrina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/biohimiya-krovi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-yuliya-nikolaevna-voznesenskaya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-02-sentyabrya-2013-g-programma-disciplini-logopediya-afaziya.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-uchastnika-komiteta-naznachennogo-ministerstvom-obrazovaniya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-chast-kirgizskoj-respubliki-2-oktyabrya-2008-goda.html
  • composition.bystrickaya.ru/pavodok-podtopil-dorogi-vo-vladimirskoj-oblasti-informacionnoe-agentstvo-regnum-26042012.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-socialnaya-aktivnost-i-partnerstvo-g-kandalaksha-2009-g-publichnij-doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.