.RU

Мой друг, советуйся с врачом - Программа тренинговых занятий, способствующих повышению уровня успешности социальной...


^ Мой друг, советуйся с врачом,
Разумно ешь и спи ночами.

С одышкой ты не будь знаком.

Купи экспандер и гантели

Здоровый дух в здоровом теле!


Автор-разработчик:

преподаватель

Бердюжской ср. школы

Шукалович Е.П.

Тюменская область,

с.Бердюжское

^ Беседа – игра «Алкоголь и подростки»


Цели:

• Формирование осознанного отрицательного отношения к алкоголю

• Отработка навыков общения

ПЛАН.

1. Приветствие ведущих и игра-активатор «Общение руками».

2. Обсуждение темы.

3. Дискуссия «Вредно-полезно».

4. Быстрый круг «Что заставляет подростков пробовать и употреблять алкоголь?».

5. Ролевая игра «Выбор решения».

6. Вопрос-ответ «Я — игра».

7. Некоторые приемы отказа от предлагаемых веществ, обладающих психоактивными действиями.

8. Итоговый круг «Интересное — полезное».

9. Игра «Пожелание».


Ход беседы-игры.


1. Приветствие ведущих и игра-активатор «Общение руками».

В.1- Добрый день!

В.2- Мы рады встрече с вами!

В.1- Сегодня мы поговорим на очень важную тему для каждого из нас, но прежде давайте пообщаемся, чтобы настроиться на разговор,

В.2- Мы предлагаем сыграть в очень интересную игру «Общение руками»

В.1- Вам необходимо разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза.

В.2- По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.

В.1- Спасибо, вы отлично все делали и без слов. Но всегда ли люди так хорошо общаются? К сожалению, нет.

В.2- Часто просто общение им оказывается мало.

В.1- Ответьте на вопросы, и вы сразу поймете, о чем идет речь.


^ 2. Обсуждение темы.

В.2- Назовите болезнь, которой во Франции страдает около четверти всей молодежи, а каждый год умирает больше людей, чем от белокровия, туберкулеза и полиомиелита вместе взятых? (Алкоголизм).

В.1- Что, по одной народной китайской мудрости, приносит сто горестей и одну радость? (Алкогольные напитки)

В.2 - Его покидает дух веры и благочестия, остается же в нем дух мерзости и порочности. Его буду проклинать бог, ангелы и правоверные. Его молитва не будет принята. В каком случае мусульманина ждет такое наказание? (Если принимает алкоголь).

В.1- Как вы уже поняли, речь пойдет об употреблении алкоголя, тема нашей беседы «Алкоголь и подростки».

В.2- Давайте разделимся на две группы и узнаем, что вы уже знаете об этом.

^ 3. Дискуссия «Вредно-полезно».

В.1- 2 группы «Темные» и «Светлые». «Темные» - будут приводить доводы в пользу алкогольных напитков, «Светлые» - доказывать ложность этих доводов. Представьте себе, мужчина заболел гриппом, друзья ему советуют...Что? (Первая команда доказывает пользу алкогольных напитков в этом случае, вторая команда — вред алкоголя. Если доводов в пользу нет, «Темные» отказываются от ответа).

- Ответы групп.

В.2-Алкоголь не оказывает обезвреживающего действия на микробы, а тормозит защитные силы организма, препятствуя уничтожению эти микробов. Поэтому мнение, что алкоголь лечит простуду - заблуждение.

В.1- Многие люди считают, что алкогольные напитки улучшают аппетит.

- Ответы групп.

В.2- Использование вина в целях улучшения аппетита ведет к извращению деятельности желудка и кишечника. Состав выделяемого под действием алкоголя желудочного сока существенно изменяется: в нем становиться много соляной кислоты, и мало пепсина, фермента, расщепляющего белки. Регулярное употребление алкоголя с целью повысить аппетит, приводит к атрофии желудка.

В.1- Как хорошо, придя с работы, снять усталость, выпив вина.

- Ответы групп.

В.2- Это иллюзия, алкоголь и отдых несовместимы. Под действием алкоголя мозг не только не отдыхает, но работа его ухудшается, после небольшой дозы спиртного снижается сообразительность, способность к творчеству, труду.

В.1.- Пиво - это дар солнца, божественный напиток, солнечный нектар.

- Ответы групп.

В.2- Многие сравнивают, диво с жидким хлебом. Это неправда. В пиве, как и в вине, содержатся кобальт, мышьяк, медь, которые неблагоприятно действуют на сердечную мышцу.

В,1- Всего одна рюмка коньяка или водки снимают стенокардию.

- Ответы групп.

В.2- Исследования давно опровергли эту точку зрения. Под влиянием этилового спирта расширяются лишь периферические кровеносные сосуды. После кратковременного расширения сосудов наступает их резкое сужение. Алкоголь учащает сердцебиение, тормозит обменные процессы, угнетает образование энергии, и лишает мышцу сердца необходимого энергетического потенциала для перекачки крови. Поэтому у тех, кто употребляет алкоголь, «слабое» сердце.

В.1- Алкоголь укрепляет кровеносные сосуды.

-Ответы групп.

В.2- Этот миф давно развеян учеными. У лиц, злоупотребляющих алкоголем, очень рано наступают болезненные изменения на уровне микрососудов — повышается проницаемость и ломкость артерий, капилляров и венул, нарушается их тонус, внутри сосудов выявляется слипание красных кровяных телец.

В.1- Вино марки «Кагор» улучшает кровь, помогает лечению малокровия.

- Ответы групп.

В.2- Красные тельца крови — эритроциты — переносят кислород, если в организме возникает недостаток этих телец, то такое состояние называется малокровием. Алкоголь не способствует «выздоровлению» эритроцитов или увеличению их числа, а тормозит эти процессы, так как он затрудняет усвоение костным мозгам железа, необходимого для построения эритроцитов. Алкоголь не способствует улучшению крови, а наоборот, вызывает тяжелые формы анемии.

В. 1- Я думаю, что вы убедились — о пользе алкоголя говорить не стоит.

4. Быстрый круг «Почему же все-таки подростки употребляют алкоголь?».

Каждый стоящий в круге отвечает очень быстро на вопрос, повторять друг друга нельзя.


^ 5. Ролевая игра «Выбор решения».

• Дима - новичок в этой школе. По дороге домой два популярных мальчика из этого класса приглашают его в квартиру Кости: выпить водки из домашнего бара отца. Они убеждают, что никто об этом не узнает и они хорошо повеселятся, немного выпив. Как поступить Диме?

• Ваш лучший друг принял решение проводить больше времени с группой ребят, известных в школе своим пристрастием к алкоголю. Он просит вас присоединится к ним в парке после уроков, чтобы немного выпить. Что вы скажете своему другу о встрече с ним после школы, об этой группе его друзей и о его пристрастии к алкоголю.

• Антон, Стас, Максим и Паша идут на дискотеку. Максим уже много раз выпивал, когда был на дискотеке, и предлагает друзьям и сегодня купить по паре бутылок пива. Он считает, что так будет «веселее». Стас и Паша сразу же согласились. Антон один раз пробовал пива, и ему не понравилось. Он уверен, что пиво и другой любой алкоголь вредны для здоровья. Кроме того, дома его будет встречать мама, и она может понять, что он выпил. Однако Стас, Максим и Паша продолжают уговаривать его.

• Саша и Жанна познакомились с тремя мальчиками: Сергеем, Лешей и Женей. Мальчики на два года старше их. Леша пригласил девочек вместе со всей компанией домой на день рождения. На дне рождения ребята стали сразу же предлагать девочкам вина. Жанна не знает, как быть: с одной стороны, ей страшновато, а с другой — не хочется выглядеть перед мальчиками смешной. Саша боится, что от вина можно опьянеть, и тогда могут случиться неприятности. Кроме того, у нее выпивают очень редко и с неодобрением отзываются об алкоголе, а отец вообще недолюбливает пьяных. Как быть?

4 группы. Каждой группе выдается рассказ-задание. В течение одной минуты найти решение по данному факту. Если вам будет проще, то можете распределить роли и действовать за кого-нибудь из персонажей.


^ 6. Вопрос — ответ «Я — игра»

Вопросы записаны на карточках, имеющих форму буквы Я. Игрок бросает кубик. На какую картонку кубик упал, ту и берет игрок и отвечает на вопрос, записанный на этой карточке. Вопросы:

1. Опасаются ли твои родители, что ты начнешь принимать алкоголь?

2. Ты рассказываешь своим родителям о том, что делаешь в свободное время?

3. В каких ситуациях или по какому поводу ты употребляешь алкоголь?

4. Кто-нибудь уже предлагал тебе наркотики или алкоголь?

5. Ты обсуждаешь с родителями свои проблемы?

6. Какие причины могут побудить тебя попробовать алкоголь?

7. Представь себе, что твой лучший друг принимает наркотики? Что ты сделаешь?

8. Назвал бы ты алкоголь наркотиком?

9. Как ты думаешь, по каким причинам люди первый раз принимают алкоголь?

10. Ты уже бывал на какой-нибудь вечеринке, где принято употреблять алкоголь?

11. Когда ты впервые попробовал алкоголь? Имеют ли право твои родители знать об этом?

12. Ты уже бывал пьяным? Часто?

13. Ты в комнате, где пьют много алкогольных напитков. Ты тоже пьешь вместе со всеми?

14. Как ты справляешься со стрессом?

15. Есть ли у тебя три заветных желания?


^ 7. Некоторые приемы отказа от веществ, обладающих психоактивными действиями.

1. Выбрать союзника: т.е. поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы никого не принуждаете

что-либо делать, так почему же они так назойливы?

3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; что тоже интересно и не связано с приемом ПАВ (пойти в спортзал, зал игровых автоматов, на танцы и т.д.).

4. «Продинамить»: сказать, что как — нибудь в другой раз....

5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, что они врут или не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны ПАВ).

6. Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение.

7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случиться белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.).

8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании, в определенное время могут предложить ПАВ, просто обходите ее стороной.


^ 8. Итоговый круг «Интересное-полезное».

В. — Большое вам спасибо! Вы очень здорово поработали и, нам кажется, с большой пользой. Надеемся, вам тоже понравилось. Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом мероприятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Говорить могут все желающие.


^ 9. Игра «Пожелание».

В. — И на прощание просто пожелайте что- либо кому-нибудь из участников.


Автор-разработчик:

Психолог Чугина Е.А.,

г. Ялуторовск

^ Тематическое упражнение «Наркотик: стоит ли ему доверять?»


Цель: Каждый участник сможет осознать и выразить свое отношение к проблеме наркомании, задуматься над внешними жизненными обстоятельствами.

Материал: карточки со словами (совесть, любопытство, любовь к себе, опека со стороны родителей, ответственность, доверчивость, свободное воспитание, уважение к близким, желание выделиться, пассивное поведение, неорганизованность, социальное окружение, межличностное окружение).

Ведущий предлагает участникам прочитать то, что написано на карточках и разделить их на две группы следующим образом:

1-ая группа — факторы, которые способствуют распространению наркотиков среди подростков;

2-ая группа — факторы, которые сдерживают подростков от употребления наркотиков.

Все карточки закрепить на доске по группам.

В ходе распределения карточек, участники обсуждают каждый фактор и принимают общее решение, к какой группе его отнести.

После обсуждения ведущий задает следующие вопросы:

1, Как вы думаете, можно ли фактор из одной группы поместить в и другую?

2. Имеет ли каждая ситуация единственное правильное решение? Почему?

3. Всегда ли люди поступают так, как хотят?

Затем ведущий делает вывод из всего сказанного.

Рекомендуемая литература

  1. В.В.Лозовой. Профилактика наркомании: школа, семья. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2000.

  2. С.Б.Белогуров, В.Ю.Климов. Профилактика подростковой наркомании. – М.,2002.

  3. //Воспитание школьников, 2002, №4.

  4. //Классный руководитель, 2002, №7.

  5. //Классный руководитель, 2003, №2.

  6. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. Новосибирск, «Гуманитарный проект», 2002.

  7. Легальные и нелегальные наркотики. Российско-германское учебное пособие. Часть 2. Санкт-Петербург, «ИМАТОН», 1996.


Приложение 37


Методический инструментарий для оценки критериев эффективности работы.


^ МЕТОДИКА «АВТОНОМНОСТЬ-ЗАВИСИМОСТЬ» (Г.С. Парыгин)
Инструкция. Прочитайте нижеследующие утверждения. Оцените, насколько каждое из них правильно по отношению к Вам. Если утверждение: а) совершенно правильно, то поставьте ++; б) пожалуй, правильно +; в) пожалуй, нет - ; г) совсем нет - -

  1. Окружающие считают меня уверенным в себе человеком.

  2. Перед началом работы я привык анализировать условия, в которых мне необходимо будет работать.

  3. При выполнении любой работы я привык оценивать не только ее конечный результат, но и те результаты, которые получаются в процессе работы.

  4. Я склонен отказаться от задуманного, если другим кажется, что я начал не так.

  5. Даже при выполнении ответственной работы мне не нужен контроль со стороны.

  6. Я с одинаковым старанием выполняю как интересную, так и не интересную для меня работу.

  7. Для успешного выполнения ответственной работы необходимо, чтобы меня контролировали.

  8. Обычно мой рабочий день проходит бессистемно.

  9. При возможности выбора я предпочитаю делать работу менее ответственную , но и менее интересную.

  10. После того, как я завершил какую-нибудь работу, я обязательно проверяю, правильно ли я ее сделал.

  11. Я обязательно возвращаюсь к начатому делу, даже когда меня никто не контролирует.

  12. Сомнения в успехе часто заставляют меня отказаться от намеченного дела.

  13. У меня часто не хватает упорства для достижения поставленной цели.

  14. Мои планы никогда не расходятся с моими возможностями.

  15. Как правило, любые решения я принимаю, советуясь с кем-нибудь.

  16. Мне часто бывает трудно заставить себя сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

  17. Когда я поглощен какой-либо работой, мне трудно бывает переключиться на выполнение другой работы.

  18. Я склонен отказаться от работы, которая «не клеится».

 

Ключ к обработке данных

1.       + 4.   - 7.  - 10.   - 13.     16. -

2.        - 5.  + 8.  - 11.  + 14.  + 17. -

3.       - 6.   + 9.   - 12.   - 15.  - 18. -

Оба положительных и оба отрицательных ответа объединяются соответственно в ответ «да» (+) или «нет (-). Если ответ обследуемого совпадает с ключом, то ему начисляется один балл, если не совпадает - ноль баллов.

Набравшие 11 баллов и выше относятся к группе «автономных»; набравшие 7 и менее баллов - к группе «зависимых».

 


^ ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Опросник составлен на основе разработок уровня субъективного контроля Дж. Роттера.
В результате тестирования выявляются 4 типа жизненного самоопределения:

1 - отсутствие жизненного выбора;

2 - выбор сделан под влиянием случайных факторов, не является обоснованным, требует дальнейшей работы над личностью;

3 - ситуация выбора характеризуется переживанием кризиса, связанного с перебором вариантов жизненного самоопределения. Кризис может разрешиться благополучно при минимальной поддержке со стороны учителя;

4 - завершение кризиса, личность делает осознанный выбор и приступает к практической деятельности по его реализации.
Полученные результаты могут служить одним из показателей способности или неспособности личности совершать осознанный выбор.
Суть разработки сводится к тому, что существуют два основных способа осознавать и объяснять меру участия человека в том, что с ним происходит:
- все происходящее - результат случайности, сложившихся обстоятельств, и лично от человека мало что в этой жизни зависит - это внешний, экстернальный уровень субъективного контроля;
- все происходящее - результат собственных усилий, если не все, то очень многое зависит от самого человека - это внутренний, интернальный уровень субъективного контроля.
Как крайняя экстернальность так и крайняя интернальность могут быть причиной многих сложностей в жизни. Наиболее оптимальный вариант - средние значения уровня субъективного контроля.
Первому и второму типам жизненного самоопределения соответствует экстернальный УСК. Третьему и четвертому - средний и высокий уровни интернальности. Определение уровня субъективного контроля способствует довольно точному выявлению недостатков при жизненном самоопределении личности.

ИНСТРУКЦИЯ

Учащимся до 16-ти лет предлагается подтвердить или отвергнуть 44 утверждения (суждения) о различных жизненных ситуациях. Перед опросом респондентам раздаются бланки, в которых указаны номера утверждений. Рядом с каждым номером надо проставить “+” (если согласен) и “_ “(если не согласен). Затем ответы сопоставляются с ключом.

^ ЛИСТ ОТВЕТОВ УСК
1. 12. 23. 34.
2. 13. 24. 35.
3. 14. 25. 36.
4. 15. 26. 37.
5. 16. 27. 38.
6. 17. 28. 39.
7. 18. 29. 40.
8. 19. 30. 41.
9. 20. 31. 42.
10. 21. 32. 43.
11. 22. 33. 44.
Ио Ид Ин Ит Им

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ УСК

1. Ио - интернальность общая.
“Да” в суждениях: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44.
“Нет” в суждениях: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43.

2. Ид - интернальность в области достижений.
“Да” в суждениях: 12, 15, 27, 32, 36, 37.
“Нет” в суждениях: 1, 5, 6, 14, 26, 43.

3. Ин - интернальность в области неудач.
“Да” в суждениях: 2, 4, 20, 31, 42, 44.
“Нет” в суждениях: 7, 24, 33, 38, 40, 41.

4. Ит - интернальность в области трудовых (учебных) отношений.
“Да” в суждениях: 19, 22, 25, 42.
“Нет” в суждениях: 1, 9, 10, 30.

5. Им - интернальность в области межличностных отношений.
“Да” в суждениях: 4, 27.
“Нет” в суждениях: 6, 38.


^ ОПРОСНИК УСК.

Заполняйте лист ответов быстро, вносите первый ответ, который приходит в голову. Именно он будет самым правильным. Помните, что хороших и плохих ответов не бывает. Если затрудняетесь - поставьте прочерк.

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть - ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители, благосостояние и т.п. влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе больше зависят от случайностей (поведения учителей, моего настроения и т.п.), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я верю, что смогу их осуществить.
12. То, что многим людям кажется удаче или везением, на самом деле является результатом долгих и целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может помочь здоровью больше, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы они не старались, наладить семейные отношения, они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в щколе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я часто чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, работающие в ней.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в отношениях, сложившихся в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти лбого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается - дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему взрослые поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточных усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
33. В неприятностях, неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблема не решится сама собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня более, чем от кого либо зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним и не нравлюсь другим людям.
39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на его старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других.
44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.

Обработка результатов:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Затем путем сложения находится общая сумма баллов по 5 шкалам:
1. Ио - шкала общей интернальности;
Ио. ср. равн. 25
2. Ид - шкала интернальности в области достижений;
Ид. ср. равн.6
3. Ин - шкала интернальности в области неудач;
Ин. ср. равн. 6
4. Ит - шкала интернальности в области трудовых отношений;
Ит. ср. равн. 4
5. Им - шкала интернальности в области меличностных отношений.
Им. ср. равн. 2
Показатель (сумма баллов) испытуемого по каждой из шкал меньше Ио ср. свидетельствует об экстернальном уровне субъективного контроля (экстернальности), если показатель равен И ср., означает, что экстернальность равна интернальности, если показатель больше И ср. - интернальный уровень субъективного контроля (интернальность).

Интерпретация и комментирование результатов

Показатель Ио характеризует уровень субъективного контроля личности в целом, остальные четыре показателя Ид, Ин, Ит, Им дополняют и раскрывают его проявления в различных сферах поведения человека. Интернальность в области достижений Ид выражается в стремлении человека приписать свои успехи, достижения либо собственным усилиям, либо счастливому случаю, стечению обстоятельств. Аналогично рассматривается и интернальность в области неудач - Ин. Интернальность в области трудовых отношений Ит проявляется, как ответственность за порученное дело, стремление к самостоятельности в учебной и трудовой деятельности. Экстернал в этих обстоятельствах полагается на руководителя, взрослого, учителя. Интернальность в области межличностных отношений. Их характеризуют инициативность, умение разрешать конфликты, налаживать отношения с людьми, в то время как экстернал предпочитает подчиняться мнению большинства, уходить от сложностей в человеческих отношениях, избегать неприятных контактов.
Типам личностного (профессионального) самоопределения соответствуют следующие показатели УСК:

1 - 11 тип - ИО 25 баллов;

111 - 1У тип - Ио 26 баллов;

С учащимися с 1 и 11 типом профсамоопределения требуется интенсивная профориентационная и профконсультационная работа. Для учащихся 11 типа, даже если у них есть выбор профессии, необходимо провести индивидуальную профконсультацию с обсуждением факторов выбора, личного профессионального плана, наметить пути дальнейшей работы с ним.

Учащимся с 111 типом самоопределения требуется минимальная помощь в выборе. Учащиеся 1У типа имеют четкий профессиональный выбор, который они уже могут реализовывать в практической деятельности.

Способы сообщения и комментирования результатов

1. Школьники сами в листе ответов вычисляют показатели шкал Ио, Ид, Ин и т.д. Ключи зачитываются или демонстрируются исследователем-консультантом. Только после этого им объясняется, что означает каждый результат. Такой вариант допустим в случае сообразительности школьников, их заинтересованности, т.е. когда есть уверенность у консультанта, что результаты будут подсчитаны правильно. Полезно и необходимо придать разъяснению результатов рекомендательный характер и совершенно избежать оценочных суждений в терминах “плохой”, “хороший”, “способный”, “неспособный” и т.п.

2. Если есть сомнения в том, что школьники смогут подсчитать результаты, консультант собирает листы ответов, обрабатывает их, вносит окончательные показатели по шкалам, раздает листы учащимся и затем комментирует так же, как и в первом случае.


^ МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ (Будасси)

  Стимульный материал:

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.

 

Инструкция:

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

 

^ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

где d - разность номеров рангов. Внести в таблицу:




1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.    

11.    

12.    

13.    

14.    

15.    

16.    

17.    

18.    

19.    

20.    

d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

d 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



S d 2 =

2 . По формуле Роджерса подсчитать коэффициент корреляции рангов:

r =1 - (6 S d 2 /(n 3 -n)) ,

где d - разность номеров рангов, n - число рассматриваемых свойств (20)

Нормативы :

Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку;

Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку;

При -0,5 < r< +0 ,5 - самооценка нормальная

Бланк МСЛ

Идеал

Качества

Реальное Я

 

Аккуратность

 

 

Беспечность

 

 

Вдумчивость

 

 

Вспыльчивость

 

 

Гордость

 

 

Гру­бость

 

 

Доброта

 

 

Жадность

 

 

Жизнерадостность

 

 

Завистливость

 

 

Зас­тенчивость

 

 

Злопамятность

 

 

Искренность

 

 

Капризность

 

 

Легковерие

 

 

Мечтательность

 

 

Нежность

 

 

Непринужденность

 

 

Нерешительность

 

 

Несдержанность

 

 

Обидчивость

 

 

Осторожность

 

 

Педантичность

 

 

Подозрительность

 

 

Принципиальность

 

 

Высокомерие

 

 

Радушие

 

 

Развязность

 

 

Рассудочность

 

 

Решительность

 

 

Сдержанность

 

 

Стыдливость

 

 

Терпе­ливость

 

 

Трудолюбие

 

 

Трусость

 

 

Увлекаемость

 

 

Упорство

 

 

Уступчивость

 

 

Упрямство

 

 

Черствость

 

 

Честность

 

 

Чуткость

 

 

Эгоизм

 

 

^ Копинг - поведение

Описание метода.

Методика Э. Хайма позволяет исследовать 26 ситуационно -специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг- механизмы.

К когнитивным копинг- стратегиям относятся 10 вариантов. Это:



Представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это:



К поведенческим копинг- стратегиям относятся 8 вариантов. Это:

Виды копинг-поведения были распределены Е. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: "проблемный анализ", "установка собственной ценности", "сохранение самообладания" - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: "протест", "оптимизм" - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: "сотрудничество", "обращение", "альтруизм" - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: "смирение", "растерянность", "диссимуляция", "игнорирование" - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: "подавление эмоций", "покорность", "самообвинение", "агрессивность" - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: "активное избегание", "отступление" - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: "относительность", "придача смысла", "религиозность" - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: "эмоциональная разрядка", "пассивная кооперация" - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: "компенсация", "отвлечение", "конструктивная активность" - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

В инструкции (Приложение 1) к опроснику Э. Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке (Приложение 2) по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения (Приложение 3). При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.


nekotorie-vazhnie-shagi-kotorie-neobhodimo-produmat-pri-razrabotke-strategii-v-oblasti-intellektualnoj-sobstvennosti.html
nekotorie-vivodi-l-z-zevin-m-p-strepetova-35.html
nekotorie-voprosi-informirovannogo-dobrovolnogo-soglasiya-na-medicinskoe-vmeshatelstvo.html
nekotorie-voprosi-leksikologii-i-stilistiki-anglijskogo-i-nemeckogo-yazika-ashhabad-tgu-1981-152-s.html
nekotorie-voprosi-praktiki-vekselnogo-obrasheniya-stranica-2.html
nekotorie-voprosi-protokolnoj-praktiki.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualnost-temi-issledovaniya-menedzhment-kachestva-rassmatrivaetsya-segodnya-vo-vsem-mire-kak-glavnij-vid-upravlencheskoj-deyatelnosti-v-sfere-proizvodstva-vopro.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-080507-65-menedzhment-organizacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-psihologa-razvitie-poznavatelnoj-sferi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/esli-vi-otstali-ot-gruppi-vvedenie-samostoyatelnaya-rabota.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zagolovok-nezavisimaya-komissiya-ekspertov-kritikuet-programmu-nasa.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valovoj-nacionalnij-produkt-i-ego-struktura-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/h-da-zdravstvuet-italiya-pervaya-vstrecha-s-italiej-13.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-xii-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-posvyashennoj-pamyati-professora-zms-zt-sssr-chumakova-evgeniya-mihajlovicha.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-detali-mashin-dlya-mehanicheskih-i-mashinostroitelnih-specialnostej-stranica-19.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-rol-pejzazha-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni.html
  • desk.bystrickaya.ru/omonimiya-v-hudozhestvennom-tekste.html
  • bukva.bystrickaya.ru/novgorodskaya-respublika-harakteristika-organov-vlasti-i-upravleniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/molov-vladimir-lilovich-1940.html
  • bukva.bystrickaya.ru/professionalnaya-deyatelnost-zhurnalista-na-informacionno-muzikalnoj-radiostancii-na-primere-radiostancii-radio-sibir-omsk.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stressovoe-vozdejstvie-promishlennih-obektov-na-ekosistemi-territorij-ohotnichih-ugodij-v-rajonah-krajnego-severa.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/planuvannya-rozslduvannya-krimnalnih-sprav.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-politicheskogo-imidzha.html
  • knigi.bystrickaya.ru/solomon-shulman-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sostavleniyu-i-primeneniyu-kontroliru-yushih-materialov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/istoriya-rajonov-troparevo-i-nikulino-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/ssha-nyu-jork-las-vegas-san-francisko-los-andzheles-dati-tura-23-10-02-11-2009.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/neft.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/abscessi-i-flegmoni-chelyustno-licevoj-oblasti-zabolevaniya-visochno-nizhnechelyustnogo-sustava.html
  • credit.bystrickaya.ru/polevaya-rabota-na-mestah-bivshih-boev-spravochnik-stalkera-azbuka-vizhivaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/fentezijnie-strani-dzhona-ronalda-ruela-tolkiena-i-klajva-lyuisa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-yaziku-dlya-5-9-klassov-stranica-10.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/poiski-kontrolera-sro-business-financial-markets-oksana-karpova-22052008-091-str-12.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-uchastnikov-otkritogo-tendera-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/m-hajdegger-evropejskij-nigilizm-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/valentina-ivanovna-soloveva-rod-v-1951-igor-muromov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/korrekcionno-razvivayushie-uprazhneniya-na-urokah-geografii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-propedevtika-detskih-boleznej-s-kursom-zdorovgo-rebenka-i-obshim-uhodom-za-detmi-d-s-f-01.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mou-ustreckaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-osnovanie-dlya-razrabotki-programmi-zakon-rossijskoj-federacii-ot-10-iyulya-1992-3266-1-ob-obrazovanii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-trebovaniya-k-prohozhdeniyu-preddiplomnoj-praktiki-metodicheskie-rekomendacii-po-prohozhdeniyu-praktik-i-napisaniyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/oushilardi-oitua-kl-audara-otirip-oitudi-zhetldru-zhne-oni-sapasin-arttiru-rali-retnde-malmderge-lesson-studyd-sinu-praktikani-zhetldru-rali-retnde-lesson-studyd-alaj-pajdalanua-bolatinin-malmder-toptarini-arasinda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.