.RU

МНОГОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА - Р. А. Лубский политический менталитет


^ МНОГОМЕРНАЯ МОДЕЛЬ
ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНТАЛИТЕТА

Прежде чем разрабатывать многомерную модель менталитета, надо определить тот смысл, который вкладывается в предикат «политический».

В английском языке есть три ключевых слова, имеющих отношение к термину «политика»: 1) «politics» - политическая сфера общества; 2) «polity» - политический строй; 3) «policy» - политическая стратегия, проводимая различными властными структурами.

В русском языке слово «политика» также используется в нескольких смыслах: 1) как политическая жизнь общества; 2) как стратегия деятельности в определенной его сфере: 3) как управление общественными делами; 4) как форма общественного сознания; 5) как наука и искусство.

Подобная многозначность термина «политика» всякий раз требует уточнения значения, в котором он употребляется, тем более, что сами представления о политике за более чем двухтысячную эпоху претерпели значительные изменения.

В современной литературе выделяются три этапа в интерпретации этого понятия политическими мыслителями. На первом этапе (V â. äî í.ý. - ÕVII â.) äîìèíèðîâàëî ïðåäñòàâëåíèå î ïîëèòèêå êàê ãîñóäàðñòâåííîé æèçíè èëè æèçíè ïîñðåäñòâîì ãîñóäàðñòâåííîãî îáùåíèÿ ìåæäó ëþäüìè, ñòàíîâÿùèìèñÿ â ñèëó ýòîãî «ëþäüìè ïîëèòè÷åñêèìè».  ðàìêàõ «ãîñóäàðñòâîöåíòðèñò-ñêîé» ïàðàäèãìû îñìûñëåíèÿ ïîëèòèêè ãîñóäàðñòâî ðàññìàòðèâàëîñü â êà÷åñòâå íîñèòåëÿ âåðõîâíîé âëàñòè, îðãàíà ðåãóëèðîâàíèÿ æèçíè ëþäåé ñ öåëüþ ñîçäàíèÿ åå îïòèìàëüíîé îáùåñòâåííîé îðãàíèçàöèè. Ñàìà æèçíü ïðè ýòîì ïðèîáðåòàëà ñìûñë, ëèøü âðàùàÿñü â îðáèòå ïðèòÿæåíèÿ ãîñóäàðñòâåííîé âëàñòè. Ìèð ïîëèòèêè ïîëèòè÷åñêèì ôèëîñîôàì ïðåäñòàâëÿëñÿ ïðåæäå âñåãî êàê îáëàñòü ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ïîääàííûìè. Ïîýòîìó èõ âíèìàíèå ïðèâëåêàëè òàêèå ïðîáëåìû, êàê ïðîèñõîæäåíèå è ïðèðîäà ãîñóäàðñòâà, õàðàêòåð è ïðèíöèïû ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ ïîääàííûìè.

Второй этап эволюции представлений о политике (XVIII - XIX ââ.) ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê ïåðåõîäíûé îò «ãîñóäàðñòâîöåíòðèñòñêîé» ïàðàäèãìû ê «ñîöèîöåíòðèñòñêîé». Íà ýòîì ýòàïå ïîëèòè÷åñêèå ôèëîñîôû ñòàëè îòäåëÿòü îáùåñòâî îò ãîñóäàðñòâà. Ïîýòîìó â öåíòðå èõ ïîçíàâàòåëüíîãî èíòåðåñà îêàçàëèñü ïðåæäå âñåãî âîïðîñû âçàèìîäåéñòâèÿ îáùåñòâà è ãîñóäàðñòâà, à íå ïðîáëåìû ãîñóäàðñòâà êàê îñíîâû îáùåñòâåííîé èíòåãðàöèè.

На этом этапе начинает формироваться инструментальный подход к политике. Акцент при этом делается не на роли политики в обществе, а на ее средствах. Таким универсальным средством в первую очередь признается государственная власть, опирающаяся на систему институтов (законодательные, исполнительные и судебные органы, армия, бюрократия), на материальные, финансовые, военные и другие ресурсы, на идеологию, право и т.д. Поэтому политику на этом этапе все чаще начинают рассматривать как отношения по поводу государственной власти: ее использования в интересах определенных социальных общностей или, наоборот, борьбы с ней.

Третий этап начинается примерно во второй половине XIX в. и продолжается до настоящего времени. Это - этап утверждения «социоцентрист­ского», а затем и «антропоцентристского» видения мира политики97. На этом этапе мир политики рассматривается в русле системно-функционального подхода или различных теорий социального действия. Политика интерпретируется как «политосфера» (субъекты, ситуации, институты, процессы), связанная с «организацией и мобилизацией ресурсов, необходимых для достижения целей конкретной социальной общности» или как «заинтересованное миропредставление и миродействие на базе предвзятых принципов», направленное на «контролирование межиндивидуального обмена деятельностью, эффективизацию субъективных связей согласно заявленным интересам»98.

В отечественном обществоведении советского периода господствовало марксистское представление о политике, которое сводилось к следующим положениям. Во-первых, для него был характерен экономический редукционизм, т.е. мир политики выводился из экономического базиса общества. Во-вторых, политика рассматривалась как борьба классов за власть. В-третьих, политика интерпретировалась как организованное насилие и классовое принуждение, осуществляемые государственной властью в условиях антагонистического общества.

Характерным в этом плане является определение политика «как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти»99.

В современной политологической литературе существуют самые различные определения политики. Это - 1) сфера деятельности государства, партий и общественных движений; 2) деятельность, направленная на согласование общезначимых интересов и достижение коллективных целей; 3) сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей и в которых задействована политическая власть; 4) сфера взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью институтов власти; 5) осуществление влияния и власти; 6) форма господства; 7) способ разрешения конфликтов; 6) управление общественными делами; 7) профессия, связанная с принятием решений; 8) деятельность по принятию общественно значимых решений с учетом разницы интересов; 9) сфера борьбы за завоевание государственной власти; 10) сфера управления, целью которой является мобилизация материальных ресурсов и людей для достижения коллективных целей; 11) социальная активность, связанная с производством и распределением ресурсов; 12) направление деятельности, на основе которой формируются задачи, принимаются и выполняются решения; 13) участие в делах государства, определение форм, задач, содержание его деятельности; 14) целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом; 15) игра, основу которой составляют общезначимые интересы и ценности 100.

В связи с таким многообразием интерпретаций термина «политика» некоторые исследователи вообще отказываются от самой возможности определения этого понятия, полагая, что политика настолько многогранное и противоречивое явление, что выразить его сущность в каком-то одном высказывании просто невозможно.

Другие ученые, однако, считают, что как бы ни трактовали политику разные авторы, в самой общей форме она может быть определена «как особая сторона человеческого существования, связанная с целедостижением и организацией, а значит прежде всего с развитием способностей к целедостижению и организации». С политикой, полагают эти авторы, мы имеем дело там, где: 1) определяются общие цели и принимаются согласованные решения об их достижении; 2) отдельные люди или целые группы осуществляют контроль за целедостижением с помощью власти - символического посредника (стандарта, средства, меры) политического общения, позволяющего выдерживать стандарты принятых решений, согласовывать средства их осуществления, наконец, служить мерой достижения целей; 3) возникают устойчивые формы согласования целедостижения (политические институты), а также привычные способы их развертывания (политические процессы); 4) формируется целостная система власти, институтов и процессов, обладающая собственной логикой и способная к самовоспроизводству и развитию; 5) люди обладают способностью использовать политические институты, включаться в политические процессы и находить свое место в политической системе благодаря овладению и/или творческому созданию соответствующих ролей101.

Для политолога, по мнению некоторых зарубежных исследователей, интерес представляют три аспекта употребления слова «политика». Во-первых, «политика, определяемая как курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и по формулировке задач». Во-вторых, «политика, понимаемая как конкретная сфера, где люди и политические образования ведут борьбу за завоевание государственной власти. В-третьих, «политика, рассматриваемая как искусство управлять людьми в обществе».

В диссертационной работе мы будем исходить из многомерного мира политики, рассматривая его в рамках деятельностного и системного подхода.

Политику можно рассматривать как деятельность, связанную с непосредственным управлением общественными отношениями и процессами. Политика как деятельность в современной науке рассматривается в русле теории социального выбора. С точки зрения этой теории управленческая деятельность осуществляется в такой ситуации, которая содержит различные возможности дальнейшего развития. Это создает проблему политического выбора, в решение которой втягиваются различные политические силы. Речь идет прежде всего о выборе пути общественного развития, который определяется в первую очередь общезначимыми социальными целями и интересами, которые трансформируются в общественном сознании в определенные политические идеи и ценностные ориентации. Одновременно он включает в себя и выбор возможных способов деятельности, направленных на превращение социальной возможности в действительность.

Политика как деятельность предполагает оценку ее эффективности. При этом различают технологическую и социальную эффективность политики. Первая состоит в достижении максимальных результатов (целей) с минимальными затратами (средствами). Социальная эффективность политики определяется мерой ее соответствия ожиданиям различных социальных групп.

В обществе как системе можно выделить экономическую, социальную, политическую и культурную подсистемы. Экономическая подсистема выполняет функцию производства и воспроизводства человека и социальных общностей. Политическая и культурная подсистемы выполняют функции управления общественными отношениями. Управленческая функция культурной подсистемы, производящей и воспроизводящей ценности и символические нормы, состоит в формировании желаемых образцов жизнедеятельности людей. Управленческое «культурное» воздействие на общественные отношения носит «вербальный», нормативно-желательный характер.

Политическая подсистема производит и воспроизводит «обязательные» образцы жизнедеятельности людей, которые облекаются, как правило, в правовую форму. Управленческая функция политической подсистемы состоит в том, что она целенаправленно регулирует общественные отношения и процессы в различных сферах общества в части его «общезначимых целей и интересов», т.е. затрагивающих цели и интересы общества в целом.

Регулирующее воздействие политической подсистемы носит нормативно-обязательный для всех характер, поэтому политическое управление опирается на особое средство, которое называется политической властью. В организационном смысле политическая власть -это способность «управляющих» добиваться от «управляемых» реализации своих «замыслов». Нормативно-обязательный характер управленческих функций политической системы требует институциализации политической власти и оформления соответствующих государственно-правового и политического режимов.

Исходя из такого представления о политике, мы можем представить предметную область политического в виде триады: «управление -институты - курс». Предметная область политического может быть раскрыта на основе списочного критерия, т.е. определения тех явлений общественной жизни, которые имеют непосредственное отношение к этой триаде. Это - государство, власть, свобода, демократия, автократия, закон, право, партия, лидер, порядок, справедливость, реформы.

При построении многомерной модели политического менталитета важно определить многоуровневую и содержательную структуру.

В содержательном плане политический менталитет представляет собой совокупность осознанных и неосознанных политических представлений, ценностей и установок определенных социальных общностей в сфере политической повседневности.

Разделяя точку зрения о том, что менталитет - это не просто мировидение, поскольку такая трактовка менталитета содержит элементы созерцательности и пассивности, мы в содержательном плане интерпретируем менталитет как мировосприятие и «активность». Это предполагает и активность восприятия, и активность действия. В соответствии с этим структура политического менталитета будет выглядеть следующим образом: 1) осознанные и неосознанные представления о политической реальности, выполняющие функцию когнитивного мотива политического поведения; 2) ценностные политические ориентации, носящие как осознанный, так и неосознанный характер и выполняющие функцию ценностного мотива политического поведения; 3) политические аттитюды и установки - осознанные готовности и неосознанные предрасположенности реагировать определенным образом на ситуацию.

Политические представления - это образные знания о политической реальности, которая непосредственно нами не воспринимается. В литературе отмечается, что социально-психологическим условием политических представлений является сохранение в памяти следов прошлых воздействий и их актуализация. Память обеспечивает непрерывность и преемственность познавательной деятельности. «Припоминание» есть «отнесение образа к созерцанию, и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является всеобщим, под представление, имеющее то же самое содержание...»102.

Политические представления могут быть простым воспроизведением «следов» прошлых воздействий политической реальности на человека. Однако чаще всего политические образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением воспринятого. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Политические представления стоят как бы на перепутье между чувственным и рациональным познанием. С одной стороны, это нечто конкретное, наглядное, сохраняющее в себе еще «трепещущую» жизнь политического объекта в его реальных связях. С другой - оно уже дальше от политической действительности, чем непосредственное ее отражение в виде ощущений и восприятий. Оно дальше от действительности и в смысле неполноты своего содержания по сравнению с мышлением»103.

Для понимания политических представлений большое значение имеют концепции коллективных представлений Э.Дюркгейма, социальных представлений С.Московичи и когнитивная психология Ж.Пиаже.

В концепции Э.Дюркгейма коллективные представления понимаются как надындивидуальные феномены сознания, имеющие собственное содержание, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний.

Концепция социальных представлений разработана в рамках французской социально-психологической школы С.Московичи. Ее создатели не ставили своей непосредственной задачей изучение социально-политических представлений, они решали проблемы, относящиеся главным образом к внедрению в массовый обиход практики фрейдистского психоанализа и различным «бытовым» психологическим феноменам. Но для них характерен интерес к макросоциальным, связанным с историей и культурной эволюцией социально-политическим явлениям.

В отличие от Э.Дюркгейма, С.Московичи и его последователи относят к «социальным представлениям» не любые знания, но лишь те, которые входят в сферу обыденного сознания, являются продуктом «здравого смысла» и «естественного», наивного мышления, регулируют повседневную жизнь людей, формируют их «практическое сознание». Этим они отличаются не только от продуктов научного сознания, но и от идеологических и политических теорий, предназначенных для воздействия на массовое поведение.

В когнитивной психологии Ж.Пиаже психическая деятельность представлена как единство процессов ассимиляции (перенесения на среду внутренних структурных свойств субъекта психики) и аккомодации (трансформации этих свойств соответственно условиям среды). Феномен у Ж.Пиаже есть взаимодействие субъекта и объекта, которые сцепляются, постоянно преобразуясь один в другой. Эту исходную теоретическую посылку целиком восприняла и концепция социальных представлений, отрицающая жесткое противопоставление стимула и реакции, субъекта и объекта: в представлениях они как бы сливаются в единое целое, происходит творческое «конструирование реальности», «материализация мысли». Так, Ш.Розенберг, придерживающийся методологии когнитивной психологии, рассматривает знания не просто как отражение объективной реальности. Между актом опыта и процессом понимания он включает мыслительную активность индивида, предполагающую процесс субъективного описания или интерпретации104.

Г.Г.Дилигенский считает, что в концепции социальных представлений проявилась тенденция понять познавательную активность как коллективную, социальную деятельность. Политические представления - это не механический отпечаток поступивших в индивидуальное сознание извне, с каких-то верхних этажей общественной структуры политических идей, а продукт собственной работы субъектов познания, осуществляемой ими в процессе непосредственного общения. Поэтому межличностное отношение является одним из важнейших механизмов формирования и развития политических представлений105.

Однако надо отметить, что научные и идеологические идеи также являются одним из важнейших источников политических представлений, но эти идеи поставляют человеку лишь первичный материал, который затем трансформируется им применительно к требованиям практики и здравого смысла.

Интеллектуальная активность индивидов и групп, которая формирует социальные представления, состоит в том, что она соединяет понятие, которым обозначается соответствующий политический объект, с его непосредственным восприятием. На этой основе создается образ политического объекта, который часто приобретает для субъекта символическое значение, как бы воплощая, представляя тот смысл, который объект имеет для его собственной жизнедеятельности.

Осуществляемую в политических представлениях «конкретизацию абстракций», воплощение понятий в образы называют объективацией. Обретение объектом смысла для политического субъекта, ориентирующего его практическое поведение, называют «укоренением». В процессе «укоренения» вновь сконструированных политических представлений происходит также их взаимосогласование с теми, которые существовали в сознании субъекта ранее, что обычно предполагает какую-то модификацию этих, более старых представлений и всей их системы. Таким образом этот процесс выполняет важную функцию интеграции новых знаний в политическом менталитете.

В образ внешней политической реальности люди невольно включают свой внутренний мир. Уровень здравого смысла в политических представлениях не может быть выявлен, следовательно, в отрыве от социальных и психологических свойств разделяющих их людей. Этот подход очень важен и для понимания специфики политических представлений по сравнению с идеологическим и научным.

Знание на уровне повседневности сплошь и рядом основывается также на иррациональных образах, потому что бессильно понять суть, логику, причинно-следственные связи явлений общественно-политической жизни, особенно в обстановке обвальных сдвигов в обществе.

В современной литературе выделяют разные типы политических представлений: стихийно-рациональные, рефлективные и инертно-фаталистичес­кие106. Политические представления, относящиеся к стихийно-рациональному типу, чаще всего противоречивы и алогичны, они не соответствуют логике какой-либо идеологии или теории. Однако это не означает, что эти представления вообще не связаны друг с другом: просто эта связь может быть основана на каком-то ином принципе. Таким принципом может быть функциональность представлений, соответствие их ситуации: человек в каждом случае может использовать те из них, которые позволяют ему ориентироваться с учетом своих интересов именно в данной ситуации. Кроме того, как отмечают П.Снайдермэн и Ф.Тэтлок, при отсутствии когнитивной согласованности политических представлений, может существовать аффективная их согласованность, например, по поводу того, что хорошо и что плохо в политической жизни107.

Существует множество специальных объектов, которые поворачиваются к политическому субъекту разными своими сторонами в зависимости от того, в какое именно отношение он с ними вступает, соответственно неоднозначны и его представления о них. Можно вместе с тем предположить, что, ослабляя влияние идеологий, основанных на жестких стереотипах и непримиримой взаимной конфронтации, стихийно-рациональные представления расширяют почву для идеологических тенденций, ориентированных на смягчение этой конфронтации, сосуществование и компромисс различных приоритетов, терпимость, свободный поиск истины методом проб и ошибок.

Стихийно-рациональные политические представления сокращают также сферу влияния мифологических стереотипов, этнических и социально-групповых предрассудков, «комплекса врага» и тому подобных психических образований, питающих агрессивность в общественно-политических отношениях. В политических представлениях этого типа преодолеваются наиболее примитивные виды персонифицированного или группового обвинительного «приписывания причин». Это объясняется тем, что в той или иной мере стихийно-рациональные политические представления «питаются» научными знаниями, проникающими в обыденное массовое сознание.

Рефлективный тип политических представлений характерен для людей, проявляющих интерес к политической жизни и отличающихся высокой интеллектуальной активностью, стремящихся сконструировать логически взаимосвязанную и обоснованную картину политической действительности. Высокий уровень согласованности знаний типичен, с одной стороны, для политической и идеологической элиты, с другой - для рядовых граждан, в основном наиболее образованных. Их отличает «многополюсность» представлений, но как бы подчиненных какой-то одной «главной» идее. Следовательно, можно обнаружить связь между целостностью системы рефлексивных представлений и тенденцией к их «идеологизации». Однако отсюда неправомерно делать вывод об идеологическом догматизме как неизбежном следствии более интеллектуальных, стремящихся к целостности рефлексивных представлений. Скорее можно говорить об определенном риске догматизации этих представлений, который обусловлен тем, что более интеллектуальные и образованные люди активно используют в своих размышлениях идеологический материал, из которого они черпают готовые, логически организованные системы политических представлений.

Для инертно-фаталистических представлений характерно восприятие политической действительности как сферы действия сил и процессов, не поддающихся ни пониманию, ни контролю со стороны индивида или его социальной группы. При общем низком уровне интереса к политическим событиям и слабой информированности о них представители этого типа могут интересоваться теми из них, которые непосредственно затрагивают их личные судьбы. Однако поскольку происходящее на общественно-политической арене кажется им хаосом событий, не подчиненных какому-либо организующему принципу, они не испытывают желания понять причины и связи явлений. Их политические представления о конкретных процессах и событиях случайны и изменчивы, зависят от тех сведений и интерпретаций, которые в последний момент поступили к ним от доступных источников информации, от «чужих мнений» или стереотипов, распространенных в социальной среде.

Г.Г.Дилигенский подчеркивает, что «чистом» виде эти типы политических представлений встречаются довольно редко. Большинство людей используют различные способы выработки своих политических представлений, а сами эти представления могут резко различаться в зависимости от конкретного объекта или сферы действительности. Несмотря на невежество многих рядовых граждан в конкретных вопросах внутренней и внешней политики, это не означает, что эти люди не имеют рациональных представлений или идеологических стереотипов по затрагивающим их проблемам общественно- политической жизни108.

Формой политических представлений является коллективное творческое воображение. Политическое воображение можно рассматривать как процесс создания новых образов на основе переработки и творческого преобразования политических представлений. Можно выделить различные способы трансформации этих представлений в образы воображения: аналогия, акцентирование, преувеличение.

na-vokzale-uchilis-ustranyat-himicheskuyu-avariyu-internet-resurs-delovoj-kvartal-sajt-chelyabinsk-21092011.html
na-voprosi-nashego-korrespondenta-otvetila-sharafutdinova-l-v-direktor-predstavitelstva.html
na-voprosi-zhurnala.html
na-vozduhe-poryadok-prezhde-vsego-1-rieltori-6-rielteri-peterburga-obedinilis-radi-vserinochnogo-obeleniya-6.html
na-vozmezdnoe-okazanie-uslug-po-oformleniyu-15-vstroennih-modulej-razdela-arheologiya-istoricheskogo-muzeya-ul-lenina-putem-zaprosa-kotirovok-cen.html
na-vse-eti-i-mnogie-drugie-voprosi-daet-otveti-v-svoem-prekrasnom-biograficheskom-romane-grecheskoe-sokrovishe-klassik-zhanra-irving-stoun-stranica-22.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-23-aprelya-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-m-tanaev-ponyatie-risk-v-grazhdanskom-kodekse-rossijskoj-federacii-stranica-10.html
  • desk.bystrickaya.ru/pokazateli-lyapunova-nekotoroj-linejnoj-stacionarnoj-sistemi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie-konkurs-razdel-1-obshie-svedeniya-o-konkurse-obshie-polozheniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9socialno-politicheskaya-struktura-antonin-bartonk-zlat-mukny.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/naimenovanie-videoprogramm-i-videomaterialov.html
  • university.bystrickaya.ru/festival-pedagogicheskogo-masterstva-pedagog-nastavnik-molodoj-pedagog-2011.html
  • learn.bystrickaya.ru/funkcionalnie-narusheniya-zheludochno-kishechnogo-trakta-u-detej-rannego-vozrasta.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-logika-srednee-professionalnoe-obrazovanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poryadok-primeneniya-organami-fps-rf-norm-administrativnogo-zakonodatelstva-pri-ohrane-gosudarstvennoj-granici-na-uchastke-dalnevostochnogo-pogranichnogo-okruga.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soveti-i-primeti-po-sdache-ekzamenov.html
  • writing.bystrickaya.ru/choking-in-sports-essay-research-paper-i.html
  • university.bystrickaya.ru/gipoteza-o-medlennih-receptorah-a-barbarash.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shelochnaya-rafinaciya-uchebnoe-posobie-chast-2-dlya-studentov-specialnostej-271200-tehnologiya-produktov-obshestvennogo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-dolzhnostnih-lic-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vv-vasilenko-sv-vasilenko-dv-sturov-v-a-fedotov-kandidat-tehnicheskih-nauk.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prazdnichno-obryadovaya-kultura-tematika-pismennih-kontrolnih-rabot-dlya-zaochnogo-otdeleniya.html
  • school.bystrickaya.ru/chast-devyataya-varikino-zhivago-annotaciya-doktor-zhivago.html
  • learn.bystrickaya.ru/globalizaciya-v-politike-voprosi-k-ekzamenu-dlya-postupayushih-v-aspiranturu.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obyazatelnost-polej-zayavok-v-zavisimosti-ot-tipa-zayavok-rukovodstvo-razrabotchik.html
  • credit.bystrickaya.ru/pervij-kanal-vremya-29052005-210000-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imitacionnoe-modelirovanie-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-tematika-kursovihkontrolnih-rabotreferatov-i-metodicheskie-ukazaniya-po-ih-vipolneniyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obosnovanie-neobhodimosti-realizacii-meropriyatij-napravlennih-na-snizhenie-napryazhennosti-na-rinke-truda-sankt-peterburga.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vivod-uchebnij-plan-otvechaet-obrazovatelnim-zaprosam-i-potrebnostyam-obuchayushihsyakachestvo-obrazovatelnogo-processa.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodologicheskie-osnovi-sovremennoj-sistemi-podgotovki-gimnastov-visshego-klassa.html
  • education.bystrickaya.ru/3-tipi-podderzhivaemih-datchikov-tehnicheskoe-zadanie-postavka-montazh-i-vvod-v-ekspluataciyu-medicinskogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-raschet-upravlyaemogo-tiristornogo-vipryamitelya-uchebnoe-posobie-ivanovo-2007-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kotorij-osushestvlyaetsya-v-vide-pismennogo-otveta-na-voprosi-po-materialam-kursa.html
  • notebook.bystrickaya.ru/imet-ran.html
  • abstract.bystrickaya.ru/234-razvitie-realnogo-sektora-ekonomiki-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-hanti-mansijska.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-v-specialnost-obsheekonomicheskoe-napravlenie-economics-programma-disciplini-inostrannij-yazik-anglijskij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vnih-uzhe-podrobno-rassmatrivayutsya-osnovnie-voprosi-vstayushie-pered-kazhdim-iz-nas-lichnoe-schaste-semya-zdorove-dengi-karera-i-t-d-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-vnutri-nas-drevnie-schitali-i-to-i-drugoe-nerazrivno-svyazani-mezhdu-soboj-kosmos-obuslovlivaet-proshloe-nastoyashee-i-budushee-chelovechestva-i-kazhdogo-otdelno-vzyatogo-stranica-15.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-sibirtelekom-za-2004-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.