.RU

Методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках


М.А. Рахматуллаев


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В БИБЛИОТЕКАХ


Методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках


Книга издана при поддержке Института Открытое Общество-Узбекистан, Национальной библиотеки Республики Узбекистан им. Навои

и Библиотечной Ассоциации Узбекистана





ББК 78.30

P27


М.А. Рахматуллаев.

Информационные технологии в библиотеках . Методическое пособие по разработке проектов с использованием новых информационных технологий в библиотеках. – Ташкент . 2003 г.


В монографии дана учебно-методическая информация о применения новых информационных технологий в библиотеках, структуре и составляющих автоматизированной библиотеки, современных международных форматах, требованиях к разработке проектов и т.д. В ней описаны основные понятия по различным видам обеспечения автоматизированной библиотеки. В приложении представлены сокращенное описание проектов, касающихся применения новых информационных технологий в библиотеках, где автор был или руководителем, или тем или иным образом участвовал в их реализации.

Главная цель книги – это дать разъяснения по некоторым важным понятиям применения информационных технологий в библиотеках, а также служить методическим пособием по разработке проектов с использованием этих технологий. Информация в монографии носит больше характер путеводителя в сложных вопросах применения средств вычислительной техники, программного и информационного обеспечения автоматизированной библиотеки и разработки библиотечных проектов.

Материалы в книге будут полезны для сотрудников библиотечных ассоциаций и библиотек, которые работают над созданием проектов по поддержке библиотек, для получения грантов от международных и местных фондов. Она может быть полезна для специалистов в области информационных технологий, для общественных организаций, которым требуется помощь в разработке проектов для подачи на грант.


Утвержден на заседании Ученого Совета Ташкентского Государственного института культуры им. Абдуллы Кодири от 28 февраля 2003 г. в качестве учебного пособия.


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

  1. ^ СОСТОЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В БИБЛИОТЕКАХ

  1. ЭТАПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ

  2. СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ БИБЛИОТЕКИ

  3. ^ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Структура информационного обеспечения

4.2. Электронный каталог. Сводный каталог.

4.3. Библиотечные MARC форматы

  1. ^ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕК

  2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ БИБЛИОТЕК

  1. ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ БИБЛИОТЕК

  1. ^ БИБЛИОТЕЧНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ

  2. УЗБЕКИСТАН В МЕЖДУНАРОДНОМ КОНСОРЦИУМЕ eIFL.



ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Словарь понятий, употребляемых в области автоматизации библиотек

  2. Методические рекомендации к разработке проектов и составлению заявок для подачи на получение грантов

3. Международный eIFL консорциум. Стратегический план.

  1. Образцы проектов

    1. Проект «Модельная автоматизированная библиотека»

    2. Проект «Консорциум Академических библиотек для обеспечения доступа к мировым электронным базам данных»

^ 4.3. Проект «Разработка, исследование и руководство проектами, способствующими реформированию библиотечного дела в республике Узбекистан»

    1. Проект: “Создание развитой информационно-библиотечной инфраструктуры Республики Узбекистан. Этап 1. Сурхандарьинская область”

    2. Проект «Интернет в библиотеках Наманганской области! Учебно-консультационный центр Ассоциации женщин-библиотекарей»

    3. Проект: «Учебный центр для обучения работе с мировыми базами данных»

    4. Проект: «Компьютерный учебный комплекс для подготовки и переподготовки библиотечных кадров в Ташкентском институте культуры»

^ 4.8. Проект: «Виртуальный супермаркет знаний».

Информационная система создания и обеспечения открытого онлайн доступа к научным и образовательным ресурсам

    1. Проект «Библиотеки Узбекистана в Интернете! Web-сайт Библиотечной Ассоциации Узбекистана»

    2. Проект «Круглые столы по направлению «Разработка нормативной базы правового регулирования библиотечного дела Республики Узбекистан»

4.10. Мировые электронные журналы в системе высшего образования! Семинар и круглый стол для проректоров и деканов вузов»

    1. Проект «Курсы компьютерной грамотности для библиотекарей»

    2. Проект «Семинар «Современные технологии и электронные ресурсы в библиотеках Узбекистана»

    3. Проект семинара «Библиотечное образование в условиях становления и развития современных информационных технологий»

    4. Проект «Международная конференция «Библиотечно-Информационные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе» «Central-Asia-1999»

    5. Проект “Library-Club - среда неформального общения работников библиотечной сферы»

    6. Проект «Создание в г. Коканде центра обеспечения доступа к электронным научно-образовательным журналам»

    7. Проекта: “Электронные библиотеки в высших учебных заведениях! Семинар и круглый стол для преподавателей и библиотекарей вузов»

    8. Проект: Семинар и круглый стол по разработке закона

республики Узбекистан «О библиотеках»


    1. Консорциум республик Средней Азии по продвижению eIFL проекта в регионе.“eIFL-Central Asia”


5. Итоговые документы библиотечных конференций и семинаров

5.1. Семинар по автоматизации библиотек

5.2. Отчет о проведении учебного семинара «Библиотечное образование в условиях становления и развития современных информационных технологий»
^ 5.3. Итоговый документ Первой Международной конференции ««БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В НАУКЕ, ОБРАЗОВАНИИ, КУЛЬТУРЕ И БИЗНЕСЕ» «Central Asia – 99»

5.4. Итоговый документ Второй международной конференции

«ИНТЕРНЕТ И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В КУЛЬТУРЕ, ОБРАЗОВАНИИ И БИЗНЕСЕ»“ Central Asia – 2002”

^ 6. Сборник адресов некоторых полезных сайтов по теме «библиотеки и информационные технологии»


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

«Хорошее начало – половина дела»

Платон


Одним из главных условий развития науки, образования, культуры и социально-экономи­ческого прогресса любой страны является возможность оперативного, беспрепятствен­ного получения нужной информации по различным областям. И эта цель может быть достигнута главным образом через систему общедоступных библиотек при условии развития и внедрения в них новейших электронных технологий обработки, хранения и поиска информации, обмена ею по современным телекоммуникационным каналам.

Информационная революция конца 20-го века существенно изменила роль библиотек. Библиотеки все больше становятся информационно-ресурсными центрами, оснащенными современными средствами обработки, хранения и передачи информации. Расширился спектр услуг библиотек. Это место не только для хранения и выдачи книг и журналов, но и центры для обеспечения широкого доступа населения к Интернет, подбора важного информационно-аналитического материала, формирования электронных библиотечных каталогов и полнотекстовых баз данных. Применение новых информационных технологий в сотни раз увеличило возможности доступа к искомой информации. Средства теледоступа позволили получать данные независимо от расстояний до источников информации.

Мы говорим о перевоплощении библиотек в информационно-ресурсные центры, благодаря внедрению в них новых средств автоматизации, оргтехники и телекоммуникаций. Мы говорим о библиотеках нового типа, где наряду с традиционными библиотечными формами обслуживания читателей, появились новые информационные услуги с использованием компьютерных технологий. Все больше входят в обиход такие понятия как «электронные библиотеки», «виртуальные библиотеки», «автоматизированные библиотеки» и др. Еще нет устоявшихся определений этим понятиям, но ясно одно, что речь идет о внедрении в библиотеках новых информационных технологий.

Создание автоматизированной библиотеки, отвечающей современным требованиям, это сложный и дорогостоящий процесс. Оно требует усилий высококвалифицированных специалистов разного профиля: системотехников, программистов, библиотекарей и др. Ошибки при разработке проекта, требующей использования дорогостоящих информационных технологий, могут отрицательно сказаться на работе не только программно-технических средств, но и на эффективность работы библиотеки в целом.

В монографии дана краткая информация об истории применения новых информационных технологий в библиотеках, структуре и составляющих автоматизированной библиотеки, современных международных форматах, требованиях к разработке проектов и т.д. В ней описаны основные понятия по различным видам обеспечения автоматизированной библиотеки. В приложении представлены сокращенное описание проектов, касающихся применения новых информационных технологий в библиотеках, где автор был или руководителем, или тем или иным образом участвовал в их реализации. Главная цель книги – это дать разъяснения по некоторым важным понятиям применения информационных технологий в библиотеках , а также служить методическим пособием по разработке проектов с использованием этих технологий.

Автор старался уменьшить детальную информацию о конкретных технических и программных средствах (марках и моделях РС, версиях автоматизированных библиотечных систем), используемых в библиотечном деле и автоматизации библиотечных процессов. Это связано с тем, что темпы развития элементной базы вычислительных средств и разработок программного обеспечения настолько велики, что автор не уверен, что до выхода на свет этой книги они не потеряют свою актуальность. Информация в монографии носит больше характер путеводителя в сложных вопросах применения средств вычислительной техники, программного и информационного обеспечения автоматизированной библиотеки и разработки библиотечных проектов.

По конкретным вопросам, связанных с библиотечными форматами, специализированными программными и техническими средствами, имеются соответствующие ссылки на литературу, где дана эта информация более полно.

Материалы в книге будут полезны для сотрудников библиотечных ассоциаций и библиотек, которые работают над созданием проектов по поддержке библиотек, для получения грантов от международных и местных фондов. Она может быть полезна для специалистов в области информационных технологий, для общественных организаций, которым требуется помощь в разработке проектов для подачи на грант.

Автор выражает глубокую благодарность ИОО-Узбекистан и за поддержку в опубликовании этой книги.


  1. ^ СОСТОЯНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    В БИБЛИОТЕКАХ


«Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов»

И.Ньютон


Развитие библиотечных автоматизированных систем является отражением развития информационных технологий в целом. Сам компьютер по принципу действия и структуре очень напоминает традиционную библиотеку. Даже термины в компьютерной технологии позаимствованы из библиотечной терминологии: «библиотека исходных модулей», «каталог», «библиотека загрузочных модулей» и т.д. Процесс обслуживания пользователя в персональном компьютере очень напоминает процесс оказания услуг читателям в библиотеке. Поиск данных в каталоге, процесс хранения, классификация параметров, каталогизация и другие процедуры довольно схожи. Все это лишний раз доказывает, что автоматизация библиотек вполне возможна и библиотечные процессы поддаются формализации.

До широкого внедрения методов автоматизации библиотеки в основном ориентировались только на обслуживание только своих читателей. Это ограничивалось тем, что читатели каждой конкретной библиотеки имели доступ практически только к информационным ресурсам этой библиотеки. Едва ли ни единственной возможностью получить доступ к изданию, которого не было в этой библиотеке - была служба МБА(межбиблиотечный обмен). Но не всякое издание можно посылать по МБА, сама доставка издания по МБА требует определенного времени и денег.

Другое ограничение заключалось в том, что библиотеки сводили задачу информационного обслуживания только к предоставлению доступа читателей к изданиям на традиционных носителях. Новые возможности, предоставляемые компьютерами и Интернет, привели к появлению и широкому применению электронных документов, доступных как на различных физических носителях (магнитные ленты, дискеты, CD-ROM и т.д.), так и в режиме удаленного доступа.

Желая преодолеть эти ограничения, библиотеки направили свои усилия на предоставление доступа к электронным документам и ресурсам Интернет, как имеющихся в собственных фондах, так и доступных из других библиотек или информационных центров по телекоммуникационным каналам. Для обеспечения этого потребовалось разрешить ряд проблем технологического, правового и технического порядка, а также пересмотреть концепцию работы библиотеки. В результате появился термин «электронная библиотека». Создателям электронных библиотек становится очевидным необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для успешной реализации поставленной цели. В результате работы по созданию электронных библиотек, вначале осуществлявшиеся в рамках отдельных организаций, стали проводится в рамках проектов сначала национального, а затем и международного уровней.

Первые наиболее серьезные результаты в автоматизации библиотек были получены к середине 60-х годов. Компьютеры в библиотечном деле вначале применялись в основном в создании библиотечных каталогов, библиографических баз данных. Они делались на отдельных больших компьютерах. Зародились первые решения по созданию машиночитаемых каталогов(MARC) и ведению единой каталожной сети. В 70-х годах появились решения, позволяющие соединять компьютеры в сеть каналами связей. Это позволило обеспечить доступ в библиотеке к библиографическим базам данных на других компьютерах. С появлением в 80-х годах персональных компьютеров создание библиотечных систем для массового внедрения стало реальностью.

В 1967 году руководители колледжей и университетов штата Огайо США основали Огайский Колледжский библиотечный центр – Ohio College Library Center (OCLC) для развития компьютерных систем в которых библиотеки академических университетов могли бы обменяться библиотечными ресурсами.

Первый офис OCLC был в Главной библиотеке Государственного университета Огайо и первый компьютеризированный зал был создан в Исследовательском Центре этого университета. OCLC и его кооперация с другими университетами, библиотеками США начала быстро развиваться и с 1981 года официальное название корпорации стало «OCLC – Компьютерный Библиотечный Центр с прямым доступом (Online Computer Library Center,Inc).

Сегодня, OCLC обслуживает более чем 23 000 библиотек всех видов в 63 странах и регионах.

В той или иной форме идея электронной библиотеки уже работает во многих университетах и крупных библиотеках ведущих стран мира. Например, электронная "библиотека XXI века" создается в Японии путем соединения усилий Агентства по внедрению новых технологий, Национальной парламентской библиотеки, целого ряда министерств, более 20 библиотек и культурных центров. Несколько лет назад Библиотека Конгресса США начала реализацию национальной программы создания электронной библиотеки. Начиная с 1994 г. по инициативе NSF, DARPA и NASA в США была развернута исследовательская программа Digital Libraries Initiative (DLI) по электронным библиотекам. На второй стадии развития в начале 1998 г. эти программы были объединены в единую межведомственную программу (DLI - Phase 2), в которой, кроме того, участвуют Национальная медицинская библиотека, Агентство по статистике США, Национальный гуманитарный фонд, Национальный архив США и другие федеральные агентства. С 1995 г. осуществляется национальная программа Великобритании eLib. В других странах (Канада, Германия и т.д.) многочисленные разрозненные проекты в последние годы также стали превращаться в национальные и международные программы создания электронных библиотек. Ряд проектов по созданию и использованию электронных библиотек выполнялся в рамках 4-й Рамочной Программы Комиссии Европейских сообществ (КЕС) и теперь осуществляется в рамках программы “Технологии информационного общества” начавшейся 5-й Рамочной Программы КЕС.

Работы по электронным библиотекам (ЭБ) начаты в США в 80-х годах, в Великобритании – в начале 90-х годов. Обычно такие работы начинались с выполнения проектов небольшими группами специалистов, но в течение нескольких лет они приобретали статус национальных программ и международных проектов. Примерами могут служить проект создания ЭБ для стран “большой семерки”, к участию в котором приглашена и Россия, программы “DLI” в США и “eLib” в Великобритании. В Японии ведутся работы по реализации проекта “Электронные библиотеки 21 века”. В Германии создается электронная библиотека “Global-Info”. Указанные проекты имеют существенную государственную финансовую поддержку. К решению проблемы создания ЭБ в этих странах активно привлекаются различные инвестиции, в том числе средства различных фондов, заинтересованных частных компаний, благотворительных организаций, отдельных лиц.

Одним из самых представительных международных проектов, направленных на создание электронных библиотек, является "Bibliotheca Universalis", ставящий своей целью создание глобальной сети электронных библиотек. Проект является одним из одиннадцати проектов, осуществляемых под эгидой стран "Большой Семерки". В настоящее время в проекте, начавшемся в 1995 году, участвуют:

от Франции - Министерство Культуры (Ministere de la Culture) и Национальная библиотека Франции (Bibliothиque nationale de France)

от Японии - Национальная библиотека Японии (National Diet Library)

от США - Библиотека Конгресса (Library of Congress)

от Великобритании -Британская Библиотека (The British Library)

от Германии - Библиотека Германии (Deutsche Bibliothek)

от Канады - Национальная библиотека Канады (National Library of Canada)

от Италии - Государственная библиотека (Discoteca di Stato)

Наибольшую активность в создании электронных библиотек проявляют библиотеки и информационные центры США. Среди самых заметных проектов является создание в 1995 Национальной Федерации Электронных библиотек (NDLF), объединившую 15 крупнейших университетских библиотек проекты Национальной Электронной библиотеки и Память Америки, осуществляемые Библиотекой Конгресса США.

Работы, проводимые в США, стали одним из движущих факторов по развитию этого направления в других странах. Неслучайно в своих проектах они опираются на достижения американских коллег. В 1993 году Архивы Австралии, Австралийский Совет по Библиотекам и Информационным Службам, Национальное Агентство по сохранности и Национальный Архив звука и кино создали рабочий орган для разработки рекомендаций по работе с электронными материалами. Работы ведутся в рамках более широкой программы "Навстречу к Федерации 2001" (в 2001 году будет столетие Австралийской Федерации). С 1995 года этот рабочий орган стал активно использовать работы совместной рабочей группы Комиссии по Сохранности и Доступности (CPA) США и Группы Научных библиотек (RLG), которая носит название "Рабочая Группа по архивации электронной информации".

В Европе существует большое количество проектов, как национального уровня, так и международных, осуществляемых под эгидой Совета Европы. Возможно, наиболее продвинута в этом направлении Великобритания, где работы организованы в рамках программы eLib, объединяющей более 60 проектов.

В России также имеется некоторый опыт работы в области создания ЭБ.

Ряд проектов, связанных с созданием конкретных электронных ресурсов и их программно - аппаратным обеспечением, в том числе через Интернет, выполняются с 1995 г. и поддерживаются рядом государственных научно-технических программ, например, подпрограммами “Федеральный информационный фонд по науке и технике” и “Информатизация России” Федеральной целевой научно-технической программы Миннауки России “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения”, межведомственной программой “Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы” и рядом других. В 1998 г. Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР) объявили конкурс и по его итогам начали финансирование ряда проектов, связанных с решением проблемы электронных библиотек. Имеются ряд решений по развертыванию полномасштабной Межведомственной программы “Электронные библиотеки России” (ЭБР), которая должна совместно с уже имеющимися проектами и программами в этой сфере решить проблему создания инфраструктуры, обеспечивающей повышение качества процессов накопления, сохранения и эффективного использования электронных информационных ресурсов.

В Узбекистане работы по автоматизации библиотек начались с середины 90-х годов, когда были приняты «Закон об информатизации» и Программа создания Национальной сети научно-технической информации, и другие важные государственные решения.

Работы по автоматизации библиотек поддерживались Государственным комитетом Республики Узбекистан по науке и технике (ныне Центром по науке и технологии), Министерством высшего и среднего специального образования.

Первые шаги в создании электронных библиотек и библиотечных консорциумов уже положены. В Фундаментальной библиотеке АН в настоящее время функционирует первая в Узбекистане автоматизированная библиотека. Проект создания такой Модельной автоматизированной библиотеки был реализован по гранту Института Открытое Общества Фонда Содействия – Узбекистан (подробно в Приложении).

Целью проекта является создание образцовой (модельной) библиотеки, для отработки и демонстрации всех функций автоматизированной обработки библиотечной информации, создание полигона для обучения библиотекарей и повышение уровня обслуживания читателей с обеспечением открытого доступа к электронным информационным ресурсам.

Модельная автоматизированная библиотека (МАБ) является первой в Республике Узбекистан электронной библиотекой, где автоматизированы основные библиотечные функции: от каталогизации, комплектования до обслуживания читателей. Кроме того, Фундаментальная библиотека Академии наук (ФБАН) получила по международному проекту EIFL Direct Project электронные базы данных компании EBSCO publishing из США. Развитием проекта является формирование Библиотечной Академсети, которая позволяет библиотекам академических институтов иметь доступ к электронным информационным ресурсам ФБАН и обмениваться научно-технической информацией и создавать свои электронные базы данных.

В системе высшего и среднего специального образования в библиотеках и на кафедрах ведутся активные работы по созданию собственных электронных ресурсов, электронных учебников и условий для обеспечения доступа к научно-образовательным электронным ресурсам.

В Узбекистане имеются и другие перспективные планы развития информационной инфраструктуры республики. Интенсивно идет работа по созданию Интранет-структуры Узбекистана (проект UzREN, объединяющий усилия ведущих министерств и международных фондов), которая позволит существенно удешевить доступ к научно-образовательным ресурсам Интернет, библиотеки смогут активно представлять свои информационные ресурсы в международных сетях.

Проект, реализуемый усилиями Министерства Юстиции при поддержке ИОО-Узбекистан по созданию информационной сети центров правовой информации на базе областных библиотек, является одним из примеров новой роли библиотек по предоставлению населению республики правовой, юридической информации и помощи. В данном случае речь идет о создании юридической информационной сети, активно привлекая при этом библиотеки как информационно-ресурсных центров и мест открытого доступа к информации.

В Сурхандарьинской области, примыкающей к Афганистану, создана информационно-библиотечная инфраструктура, которая позволила объединить 21 библиотек единой целью обеспечить население открытым доступом к различным видам информации как от источников Интернет, так и целевой подборкой по интересующим их материалам. Учебный центр в Термезе обучает библиотекарей новым информационным технологиям, навигации в Интернет, современным методам управления библиотекой. Кроме того, в Библиотечной ассоциации Сурхандарьинской области обучаются представители малого и среднего бизнеса современным методам маркетинга, менеджмента, бухгалтерского учета и т.д. Но не менее важным оказалось, то что в 20 районных библиотеках теперь есть такой важный метод общения, получения и передачи информации как Интернет и электронная почта.

В Ферганской долине реализован пилотный проект по созданию компьютерного учебно-консультационного центра при Наманганской областной библиотеке для обучения библиотекарей новым методам управления библиотек и оказанию информационных услуг с применением информационных технологий. Кроме того, к областной библиотеке по выделенному каналу подключается библиотека одного из отдаленных кишлаков, что позволяет его населению пользоваться электронными ресурсами Наманганской областной библиотеки и общаться со всем миром через Интернет и электронную почту. Уже более 1000 читателей и библиотекарей области прошли курсы обучения работе с Интернет. Реализация проекта стало важным историческим событием в жизни Узбекистана.

Подробно о проектах, реализуемых в Узбекистане дано в приложении.


^ 2. ЭТАПЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИБЛИОТЕКИ

«Ковыляющий по прямой дороге

опередит бегущего, который сбился с пути»

Ф.Бэкон

Создание автоматизированной библиотеки – это целая наука. И автор не претендует в данном разделе дать какие-то строгие правила создание такой библиотеки. Ниже даны лишь рекомендации по последовательности создания автоматизированной библиотеки, основанные на классической теории создания сложных систем и системного анализа, опыте зарубежных исследователей и собственном опыте разработчика автоматизированных систем.

Автоматизация - более длительный процесс, чем может показаться с начала.

Процесс автоматизации библиотеки включает следующие этапы:

  1. ^ Предпроектное обследование состояния библиотеки как объекта автоматизации, анализ библиотечного дела как в вашем городе, области и республике в целом, так и ознакомление с тенденциями развития автоматизации библиотек за рубежом.

Цель этапа – определение целесообразности и необходимости внедрения автоматизированных функций, исследование состояния и передового опыта создания электронных и автоматизированных библиотек.

Предпроектное обследование позволяет систематизировать существующую организационную структуру библиотеки, информационные потоки и содержание информационного обеспечения с ориентацией на применение средств автоматизации.

На этом этапе необходимо получить ответ на самый важный вопрос: есть ли необходимость автоматизации вашей библиотеки? Имеются ли на данном этапе необходимые ресурсы, средства, кадры, которые смогут добиться желаемого результата? Ведь автоматизация библиотечных процессов требует немалых материальных затрат, усилий персонала и их переквалификацию. Поэтому требуется тщательная оценка своих возможностей.

На стадии предпроектного обследования необходимо собрать и систематизировать следующую информацию:

    • Фонд библиотеки (сколько книг, журналов и другой документации и имеется в библиотеке). Информация о наличии древних рукописей и других старинных документов, требующих их оцифровывания;

    • Наличие в библиотеке средств вычислительной и оргтехники с указанием их марки и года выпуска;

    • Состояние и качество средств телекоммуникаций (телефонных линий, локальных сетей, радио линейных и оптоволоконных связей и т.д.);

    • Наличие Интернет и электронной почты в библиотеке;

    • Организационная структура библиотеки, кадровый состав, уровень квалификации работников библиотеки. Информация о наличии специалистов, способных осуществлять техническое сопровождение средств вычислительной техники и администрирование локальной сети.



  1. ^ Техническое задание на автоматизацию библиотеки.

Этот этап определяет основные требования к различным видам обеспечения: лингвистическому, информационному, программному, техническому и т.д. к условиям конкретной библиотеки или консорциума библиотек.

Основываясь на результатах первого этапа, определяется необходимый состав технических средств, какими качественными характеристикам должны обладать персональные компьютеры, принтеры, модемы, сканеры и т.д. Важным показателем являются характеристики сервера, объем памяти, где будет хранится основной библиотечный электронный фонд. Требование к техническому обеспечению должно ответить на вопрос: какие средства вычислительной и оргтехники техники(их спецификация) необходимы для вашей библиотеки, чтобы перейти на автоматизацию намечаемых вами библиотечных функций?

Определяются требования к выбору формата представления и передачи библиографической информации (INMARC,USMARC или др.).

Обосновывается выбор программного обеспечения автоматизированной библиотеки. Сюда входит выбор автоматизированной библиотечной системы и других программных средств, которые будут использоваться в библиотеке. При выборе АБС важно руководствоваться следующими критериями:

Поэтому при выборе АБС, которую вы намерены использовать в вашей библиотеке, необходимо выбрать «золотую середину», которая удовлетворит вас по основным критериям.



  1. ^ Технорабочее проектирование.

Допустим, что вам повезло, и вы получили то, что вам необходимо: оборудование, программные средства, подготовили кадры и др. Прежде всего вам необходимо проверить соответствие выданного вам оборудования, комплектующих и той спецификации, которая дана в вашем техническом задании. Вы приступаете к этапу непосредственного создания автоматизированной библиотеки, который включает следующее:



  1. ^ Опытная и промышленная эксплуатация автоматизированной библиотеки.

На этапе опытной эксплуатации производится тестирование системы, выявление недоработок, оценка подготовки персонала, отработка функций АБС и др. Чаще всего именно на этапе выявляются недочеты и недоработки предыдущих этапов: недостаточная мощность серверов, неправильная выбранная топология сети, требуется изменения в организационной структуре. Этот этап исправлений и корректировок, требующих дополнительных вложений, усилий. Не надо только отчаиваться, т.к. это обычное явление при создание сложных систем. Ошибок избежать очень трудно. Но вопрос – какова их цена? От грамотной работы на этапах проектного обследования, технического задания и технорабочего проектирования зависит успех всего дела. Ошибка на ранних этапах преумножается на последующих. Поэтому необходимо подходить каждой стадии разработки автоматизированной библиотеки с полной ответственностью.

Опытная эксплуатация должна дать ответ на такие вопросы как выполняются ли все запланированные функции автоматизации библиотечных процессов, т.е. все ли автоматизированные рабочие места задействованы? Производится ли в должной мере информационное взаимодействие между подразделениями библиотеки? Подготовлены ли кадры для перехода на автоматизированные формы обработки библиотечной информации и т.д.?

После устранения всех недостатков можно говорить об этапе промышленной эксплуатации автоматизированной библиотеки. Это завершающий этап включает уже реальные процедуры, ввод, обработку и передачу уже реальных библиографических данных данной библиотеки.


normalnij-elktrokorund-18a-15a-14a-i-13a-belij-elektrokorund-25a-24a-i-23a-slozhnolegirovannij-hromtitanistij-elektrokorund-92a-i-91a-na-osnove-belogo-elektrokorunda-94a-i-93a-na-osnove-normalnogo-elektrokorunda-karbid-kremniya.html
normalnoe-raspredelenie-uchebnik-dlya-studentov-universitetov.html
normati-vnij-srok-osvoeniya-programmi-4-goda-forma-obucheniya-ochnaya-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-osnovnih-obrazovatelnih-programm-bakalavriata.html
normativi-finansirovaniya-podlezhashih-vozmesheniyu-zatrat-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
normativi-otchislenij-v-oblastnoj-i-mestnie-byudzheti-zakon-ob-oblastnom-byudzhete-sahalinskoj-oblasti.html
normativi-rashoda-etilovogo-spirta-gost-18300-72-normi-rashoda-etilovogo-spirta-dlya-organizacij-i-predpriyatij.html
  • education.bystrickaya.ru/26tehnologicheskie-trebovaniya-k-videomaterialam-zadanie-na-diplomnoe-proektirovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3proektnij-raschet-valov-reduktora-i-podbor-podshipnikov-1-kinematicheskij-raschet-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obobshenie-informacii-alfa-i-beta-hlorciklogeksanu-doklad-komiteta-po-rassmotreniyu-stojkih-organicheskih-zagryaznitelej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/maj-budushaya-mat-helen-filding-dnevnik-bridzhit-dzhons-bridzhit-dzhons-1.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-svite-fyurera-martin-borman-serij-kardinal-tretego-rejha.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nazvanie-opisanie-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-kontrakt-ponyatie-storoni-i-soderzhanie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-preodolet-chuvstvo-bespokojstva.html
  • school.bystrickaya.ru/issledovanie-marketingovogo-rosta-firmi-na-konkretnom-primere.html
  • universitet.bystrickaya.ru/turobmen-mezhdu-belarusyu-i-chehiej.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-nachalnika-otdela-a-a-kurilenko-na-rabochem-soveshanii-v-administracii-rajona04-aprelya-2011-goda.html
  • turn.bystrickaya.ru/osoblivost-betonuvannya-deyakih-konstrukcj.html
  • assessments.bystrickaya.ru/byudzhet-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-tomsk-pokazateli-effektivnosti-deyatelnosti-organov-mestnogo-samoupravleniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-o-proishozhdenii-vospitaniya-stranica-36.html
  • studies.bystrickaya.ru/deviantnoe-materinstvo-v-sovremennom-roditelstve-chast-8.html
  • education.bystrickaya.ru/12-cena-kontrakta-o-provedenii-otkritogo-aukciona-po-razmesheniyu-zakaza-u-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • studies.bystrickaya.ru/blok-shema-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-31.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temaopit-ispolzovaniya-innovacionnih-tehnologij-v-pedagogicheskoj-deyatelnosti-v-usloviyah-novogo-soderzhaniya-obrazovaniyamaster-klass.html
  • desk.bystrickaya.ru/okruzhayushij-mir-mir-vokrug-nas-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-ustanovlenie-tarifov-na-novie-vidi-transportnoj-produkcii-1-transp-marketing-osnovnie-ponyatiya-opr-ie-napravleniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/kredit-sushnost-funkcii-i-klassifikaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-pervoj-chetverti-kak-ya-ne-stala-dvoechnicej.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-20-g-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-11-klass-1-god.html
  • college.bystrickaya.ru/1-cel-1-informatika-struktura-predmetnoj-oblasti-obekti-izucheniya-informatiki-informatika.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-aristotel-politeia-politika-kak-razumnaya-zhizn-v-soobshestve-norvegiya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/krasnoe-smeshenie-i-zakon-habbla.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostoyanie-monoaminovih-sistem-pri-parafiliyah-chast-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-trebovaniya-predyavlyaemie-k-razrabotke-sovmestnij-prikaz-ministra-ekonomiki-i-byudzhetnogo-planirovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-postroeniya-i-realizaciya-asu-tp-obektov-energetiki-na-komponentah-informacionno-upravlyayushego.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-20-zerkalo-prirodi-gollandiya-xvii-vek-istoriya-iskusstva-ernst-gombrih.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vliyanie-frakcionnogo-sostava-na-gisterezisnie-svojstva-poroshkovogo-zheleza-pri-odnoosnom-rastyazhenii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-novosibirsk-sgga-2012.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-12-informatika-i-informacionno-upravlyayushie-sibirskij-gosudarstvennij-aerokosmicheskij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-ustojchivost-predpriyatiya-i-puti-ee-stabilizaciiocenka-finansovoj-ustojchivosti-predpriyatiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predpolagaemie-rezultati-programma-razvitiya-shkoli-razvitie-kachestvo-zdorove-na-period-2007-2010-g-g-moskva-zelenograd.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.