.RU

Методические указания по написанию, оформлению и защите Издательство "Самарский университет" 2006


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Исторический факультет
Кафедра российской истории


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ


Методические указания по написанию, оформлению и защите


Издательство "Самарский университет" 2006


Печатается по решению Редакционно-издательского совета Самарского государственного университета


В методических указаниях обобщён опыт кафедр российской истории и отечественной истории и историографии по руководству процессом написания студентами дипломных работ, даны рекомендации по планированию, сбору материала, изучению литературы, формулированию целей и задач, оформлению основных структурных частей, научно-справочного аппарата и подготовке дипломной работы к защите.


Составители проф. П.С.Кабытов, проф. М.И.Леонов

Отв. редактор проф. Храмков Л.В.


© Кабытов П.С., Леонов М.И., составление, 2006

Дипломное сочинение является завершающим этапом в подготовке высококвалифицированного специалиста-историка. Это последняя учебная работа студента в стенах университета. Её главная цель состоит в систематизации, закреплении и расширении теоретических и фактографических знаний, применении их при решении конкретных исследовательских задач, в развитии навыков самостоятельной работы историка.

Дипломное сочинение и защита в государственной аттестационной комиссии (ГАК) показывают уровень овладения студентом-выпускником методологией, исследовательскими приемами и навыками, материалом изученных курсов, историографией, умением самостоятельно работать с исторической литературой и источниками, а также то, как студент-выпускник сумел изучить конкретную историческую проблему и изложить свои мысли и выводы.

Дипломное сочинение является самостоятельным исследованием, к которому предъявляются те же высокие требования, что и к любой работе историка-профессионала.

Дипломное сочинение – не отвлечённое учебное упражнение. В нём рассматриваются вопросы, представляющие интерес для исторической науки. Студенту-дипломнику необходимо выявить максимально возможное количество исторических фактов по избранной теме, изучить все доступные источники и специальные исследования. При этом он должен помнить о многомерности исторических явлений, их сложном взаимодействии. Ибо только овладение репрезентативным массивом фактов и методами их объективной интерпретации позволяет выявить основные тенденции изучаемого явления.

Дипломное сочинение не должно сводиться к пересказу источников и исторических работ. Оно немыслимо без элементов новизны. Понятие "новизны" означает постановку в дипломном сочинении проблемы, которая ещё не получила достаточного освещения в литературе, а также выявление и систематизацию неизвестных ранее фактов. Дипломная работа требует от каждого студента-дипломника активизации всех его умений, трудолюбия, требовательности к себе.


^ 1. ВЫБОР ТЕМЫ

Для успешной научно-исследовательской работы важное значение имеет выбор темы, ибо её актуальность придаёт поискам студента-дипломника научную ценность, вводит в круг проблем отечественной исторической науки. При определении темы дипломной работы научные руководители и кафедры, как правило, учитывают научные интересы студента. Объектом исследования могут быть как конкретные исторические сюжеты любого периода отечественной истории, так и источниковедческие и историографические проблемы, жизнь и деятельность государственных и общественных деятелей, история сёл и городов, предприятий и учреждений, сословий и классов, государственных органов власти и местного самоуправления.

При выборе темы прежде всего следует выявить степень её изученности. Естественно, студент-историк должен изучить литературу по данной проблеме. Только на этом пути возможно установить, какие вопросы темы не нашли отражения в исторической литературе, и какие точки зрения уже имеются. При определении темы важно установить хронологические и проблемные рамки дипломной работы. После этого тема дипломной работы в присутствии студента утверждается на заседании кафедры и будущий студент-дипломник прикрепляется к научному руководителю.

Написание научно-исследовательских работ требует чётко про- думанной организации труда. Необходимо установить основные этапы выполнения дипломной работы. После выбора и утверждения темы важным этапом является составление рабочего плана. План нужен для того, чтобы распределить время для выявления литературы и источников, их изучения и обработки.

Основными разделами рабочего плана являются: 1) составление библиографии по теме; 2) изучение теоретических и методических трудов; 3) изучение и конспектирование специальной литературы и опубликованных источников; 4) выявление документов и материалов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек; 5) составление развернутого плана дипломной работы; 6) работа над главами и разделами дипломного сочинения; 7) написание введения и заключения; 8) составление списка источников и литературы; 9) оформление дипломной работы; 10) написание реферата.

Следует иметь в виду, что составление библиографии, изучение литературы и источников, в основном, необходимо закончить к концу IV курса, с тем, чтобы в течение 9 и 10 семестров завершить написание дипломной работы.

Прежде чем приступить к изучению источников и литературы, не- обходимо составить план дипломной работы. План, как правило, строится следующим образом: Введение; Глава I; Глава II; Заключение; Список использованных источников и литературы. План может быть составлен по проблемному или хронологическому принципам, или посредством их сочетания. В главах следует выделить параграфы, в которых будут рассмотрены конкретные проблемы.

В начале 10 семестра научным руководителем, а затем кафедрой, утверждается поэтапный план работы над дипломными сочинением. В плане излагаются цели и задачи, структурные части и сроки представления отдельных разделов и работы в целом.


^ 2. СБОР МАТЕРИАЛА

Следующим этапом в работе над дипломным сочинением является сбор материала. Прежде всего следует просмотреть библиографические издания и справочные материалы и выявить монографии, статьи и публикации документов по теме.

Работу над библиографией нужно построить в следующем порядке. Сначала определить теоретические труды, в которых освещены методологические вопросы. При этом нужно использовать всю совокупность литературы. Это позволит самостоятельно определить методологические принципы, которые будут использованы при изучении источников и литературы и написании дипломного сочинения.

Помимо специальной библиографической литературы необходимо использовать "Книжную летопись" (еженедельное издание), "Летопись журнальных статей", "Летопись газетных статей", "Летопись рецензий". Сведения о новейшей литературе публикуются в ежемесячном издании института научной информации "Новая литература по гуманитарным наукам: история, археология, этнология". Немало полезной информации студент-историк может почерпнуть в библиографических и историографических обзорах исторических журналов "Вопросы истории", "Отечественная история" (до 1992 г. - "История СССР"), "Российская археология" (до 1992 г. - "Советская археология"), "Этнографическое обозрение" (до 1992 г. - "Советская этнография"), "Вестник МГУ. Сер. история", "Российский исторический журнал", "Родина", "Общественные науки и современность". Кроме того, следует обратить внимание на прикнижную и пристатейную библиографию, а также на библиографические материалы в "Большой Советской энциклопедии", "Малой Советской энциклопедии", "Исторической энциклопедии".

При составлении библиографических карточек необходимо делать полное описание книги следующим образом: Грунт А.Я. Москва, 1917-й. Революция и контрреволюция. М.: "Наука", 1976. - 387 с. (Академия наук СССР, Институт истории СССР). Если имеется рецензия, то на этой же карточке следует указать её автора, место и время опубликования.

При описании статей из журналов и сборников необходимо указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, место публикации: например, Ядов В.А. О соответствии теоретического и эмпирического подходов к конкретному социологическому исследованию // Проблемы методологии социального исследования. Л.: изд-во ЛГУ, 1970. С. 3-15. Из газет: Васин М. Зелёный потенциал // Правда. 1978. 2 февраля. С. 2.

Библиографический материал необходимо классифицировать по проблемам. Рекомендуем выделить такие разделы: 1) теоретико-методологические исследования; 2) опубликованные документы; 3) специальная литература (здесь классификацию можно провести по проблемам). Картотека позволит эффективнее использовать собранный библиографический материал.

Существует последовательность и в изучении источников и литера- туры. В первую очередь необходимо изучить теоретические и методологические труды, в которых затрагивается избранная тема. Затем изучается литература, опубликованные источники и периодическая печать. Только после этого целесообразно приступить к поиску документов в архивах, музеях, рукописных отделах библиотек. Такая последовательность поможет точнее определить пути поиска новых источников.

В работе с литературой и источниками важное значение имеет составление рабочих карточек (листов), на которых хранятся цитаты, выписки из литературы или документов. Каждая карточка должна иметь: 1) заглавие (например, глава 1, § 2); 2) фамилию, инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы; или – название архива, номер фонда, описи, дела, листа; 3) текст выписки. Карточки следует классифицировать по определённым разделам работы. После того, как материал собран, можно приступать к их написанию.


^ 3. ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В дипломной работе следует выделить несколько глав. Как правило, в главах рассматриваются крупные проблемы темы. Глава может состоять из параграфов, в которых анализируются более частные вопросы. Главы и параграфы должны иметь заглавия, отражающие суть проблемы.

При написании глав изложение следует строить по схеме: постановка вопроса, рассмотрение проблемы, итоги и выводы. Особое внимание следует уделить системе доказательств (аргументации).

Дипломная работа должна строиться на анализе первоисточников и критическом отношении к оценкам, которые содержит историческая литература. Анализ позволит повысить научно-теоретический уровень дипломной работы, сделать правильные выводы и наблюдения. Каждый параграф и каждая глава должны заканчиваться аргументированными выводами, подводящими итог исследованию вопроса. Выводы должны иметь обобщающий характер.

При изложении материала следует опираться на всю совокупность фактов. Нельзя игнорировать материал, который противоречит авторской концепции. Напротив, студент-дипломник должен использовать этот "неудобный" материал для того, чтобы подчеркнуть сложность исторического процесса. Это сделает выводы весомее и рельефнее отразит исторический процесс.


4. ВВЕДЕНИЕ

Введение – весьма существенная часть работы. Здесь необходимо сформулировать и обосновать проблему, которую предстоит решить. Здесь же следует определить хронологические рамки и территориальные границы темы, сформулировать цели и задачи исследования, определить его научную значимость и новизну, изложить методологические принципы и методы, которых намерен придерживаться автор, провести аналитический обзор источников и специальной литературы, обосновать его структуру.

Процесс исследования начинается с формулирования проблемы или исследовательской задачи и целей её решения. Бесконечное многообразие истории обусловливает необходимость обоснования конкретного аспекта исследования и его задач. Без этого никакое исследование не может быть плодотворным. Постановка проблемы определяется научно-познавательными потребностями, а её сущностное содержание – имеющимся научным знанием. Постановка проблемы является сложной исследовательской процедурой не только при оценке её научной значимости, но и в процессе выявления того, что некая проблема вообще существует. Здесь требуется анализ имеющегося знания, следствий, которые из него вытекают, а также того, в какой мере это знание вписывается в существующую общую научную картину.

Определение темы предполагает мотивированное изложение тех вопросов, которые автор дипломной работы намерен рассмотреть, и тех, которые останутся за рамками исследования. Последнее едва ли менее значимо, чем первое. Исторические явления многомерны. Проследить всю без исключения совокупность их взаимосвязей ни практически, ни теоретически невозможно. Многомерность исторического процесса выражается не только в многообразном сочетании индивидуального, социального и общечеловеческого, но и в пространственном, временном, масштабном многообразии. Ограничив объём сюжетных взаимосвязей, на которых историк-дипломник намерен сосредоточить внимание, он тем самым показывает, что не питает иллюзий относительно всеобъемлющей исчерпанности темы в его труде. Такой подход в значительной мере снижает вероятность того, что во время защиты придётся отвечать на вопросы, почему не рассмотрены те или иные её аспекты.

Актуальность темы, в первую очередь, определяется её значимостью для уточнения исторических знаний, нового видения отдельных и общих явлений истории. Поэтому более чем сомнительны и явно наивны попытки обосновывать и связывать актуальность исследования далёкого и не очень далёкого прошлого с политическими, социальными и иными интересами сегодняшнего дня. По существу, подобного рода дефиниции – дело таких областей знания, как политология, социология и т.п. Не так давно часто писали: "актуальность темы определяется задачами коммунистического строительства"; чуть позже – "задачами перестройки"; сейчас нередко – "задачами переходного периода" или "посткоммунистического общества". Бессодержательность подобных сентенций в пояснениях не нуждается.

Если Вы анализируете историю социально-политических движений или партийных объединений, то при выявлении актуальности главнее определить сущность, место и их роль в контексте общероссийских событий, взаимосвязь с явлениями, протекавшими не только в исследуемый, но в предшествующий и последующий периоды.

Автор дипломного сочинения должен отчётливо обозначить методологические принципы, которых он намерен придерживаться. В последние годы в моде методологический плюрализм: кто-то исповедует "методологию марксизма-ленинизма" – исторический материализм и теорию формаций, кто-то – цивилизационную концепцию во всём разнообразии её проявлений, кто-то изобретает собственные подходы. Мы ни в коей мере не желаем навязывать студенту-дипломнику ту или иную методологическую концепцию, но решительно возражаем против распространенного "бегства" от методологии.

Вместе с тем хотелось бы предостеречь от смешения методологии и методов исторического исследования. Общепризнанно, что методология суть мировоззрение, общая теория познания. Метод же представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций, выполнение которых необходимо для достижения поставленной цели. Иными словами, метод представляет собой теоретически обоснованное познавательное средство, совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, с помощью которых решаются поставленные исследовательские задачи. Краеугольными посылками метода являются подход и принцип.

Основные пути решения поставленных задач определяются подходами. Давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статистический, описательный и количественный, генетический и типологический, сравнительный и др. Более новыми являются подходы системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный. Принципы выражают конкретное содержание метода. Исследовательские подходы и принципы переплетены и взаимосвязаны, в силу чего их часто называют просто методом.


^ 5. НАПИСАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

В "Заключении" подводятся основные итоги исследования изучаемой проблемы. Выводы и заключения можно излагать реферативно или по изучаемым проблемам темы, или в порядке соподчинённости вопросов исследования и т.д. Заключение должно носить характер обобщающих выводов, а не "довеска" к дипломной работе. Поэтому заключение требует тщательной работы. В "Заключении" необходимо вновь подчеркнуть актуальность темы и показать, были ли достигнуты цели и решены задачи исследования. На основании частных выводов и наблюдений, сделанных в параграфах и главах, историк-дипломник должен показать процесс решения поставленных задач и изложить основные выводы исследования. Здесь же можно сформулировать практические предложения и рекомендации в качестве научного или фактического результата исследования, указать на новые аспекты выполненной дипломной работы в изучении темы или какой-либо частной проблемы.

Если выводы в параграфах и главах носят частный характер, то в заключении они должны быть подняты на обобщающий уровень. Они должны выражать концепцию автора, стать итогом всей научно- исследовательской работы историка-дипломника.


6. ПРИЛОЖЕНИЯ

Существенной часть дипломного сочинения могут стать и приложения. В них целесообразно поместить исторический документ, обнаруженный впервые, или тот, авторские ссылки на который не исчерпывают многогранность его содержания. В приложения можно также включить таблицы, карты, схемы, перечень дореволюционных и современных названий предприятий, городов, кораблей и т.д. Таблица, как правило, содержит цифровой материал, сгруппированный в определенном порядке в колонки (графы). Помещать в приложение следует только такие таблицы, которые не поддаются воспроизведению другими способами. Таблицы снабжаются текстовыми заголовками и располагаются над ними в середине полосы. Заголовки пишутся прописными буквами без точки в конце. Однотипные таблицы должны быть построены одинаково. Во всех случаях, когда в приложении приводятся таблицы, карты, схемы и т.д., необходимо указать местонахождение источника (архив, музей, книга и т.д.). Каждому из приложений следует присвоить порядковый номер.


^ 7. ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательным элементом дипломного сочинения является обзор специальной литературы по теме (историография проблемы). В нём должна быть установлена степень её изученности, определено её место в совокупности событий российской истории, а также выявлены дискуссионные аспекты темы. В обзоре литературы следует показать положительные результаты, которых достигли исследователи-предшественники.

При написании историографического очерка следует избегать пре- вращения его в перечень или в аннотацию. Задача заключается в ином: в умелом применении приемов историографического анализа. Нет необходимости говорить обо всех без исключения исследованиях. Целесообразно подробнее остановиться на наиболее значимых сочинениях и отметить, с точки зрения рассматриваемой темы, некоторые менее существенные. Что касается остальных работ, то часть их может быть помещена в примечаниях, а остальные – в списке источников и литературы.

Главное внимание нужно сосредоточить на анализе концепций, дискуссионных проблем, выявлении исторических традиций, на процессе накопления исторического материала, применении новых методов, определении этапов разработки темы.

Рекомендуем придерживаться традиционной группировки специальной литературы: отечественная (дореволюционная, советская, постсоветская) и зарубежная. По-видимому, нет оснований отказываться и от её группировки по политической ориентации: работы консервативной, либеральной, социалистической направленности. При этом следует проявлять сдержанность в применении штампов, характерных для марксистских и советских работ, как например, "мелкобуржуазные", "утопические", "контрреволюционные" воззрения, "единственно верное социалистическое учение", "пролетарская точка зрения". Конечно, историк-дипломник, как и всякий другой исследователь, имеет право отстаивать любые взгляды, не исключая и ортодоксально-марксистские. Речь о тех, кто придерживается иной точки зрения. В последние годы явных приверженцев марксистской ортодоксии осталось немного, и абсолютное большинство исследователей ищут новые пути.

В обзоре источников следует охарактеризовать совокупность и содержание привлеченных материалов. При этом нужно назвать как архивы и архивные фонды, откуда были почерпнуты сведения, так и основные публикации документов. Научная этика настаивает, что ссылки на архивные фонды некорректны, если материалы, о которых идёт речь, уже опубликованы. Главное в критике источников – установление степени их достоверности. Ни один источник не может быть принят на веру. В задачу критики источников входит тщательная проверка подлинности и достоверности содержащихся в них сведений, а также выявление происхождения и степени полноты. От исследователя требуется пояснение мотивов, которыми он руководствовался, привлекая именно эти группы и массивы источников, аргументация критериев и методов, с помощью которых была установлена степень их полноты и достоверности, указания на разночтения в документах и на средства, которые позволили их преодолеть. Только объективная, продуманная классификация способна отразить внутреннюю системную связь единичного, особенного и общего в исследуемом объекте.

Наиболее употребительна следующая классификация совокупности исторических источников: вещественные, письменные, изобразительные и созданные с помощью технической записи (фотографические, кинематографические, фонические и т.д.). Выделение категорий исторических источников является хотя и важным, но лишь первым этапом в их классификации. Большее значение имеет классификация источников в каждой из этих категорий.

В работах по отечественной истории используются преимущественно письменные источники. Традиционно выделяют такие их виды и группы, как картографические (планы-карты исторические, карты политические; карты экономические), статистические (экономическая статистика, статистика народонаселения, политическая и культурологическая статистика), актовые (акты политические, акты социально-экономические, акты юридические); канцелярские (грамоты, реестры, книги, указы, деловая переписка), личные (письма, дневники, мемуары), художественные (очерки-корреспонденции, лирика, драма, романы, повести, рассказы); исторические (исторические повести, хронографы, летописи), научные (исторические труды, философско-социологические труды, географические описания), периодическая печать.

При работе над конкретной темой зачастую оказываются в наличии источники не всех, а только нескольких или даже двух-трёх групп. Поэтому в историографическом обзоре целесообразно вычленить более мелкие подгруппы.

В завершении работы над "Введением" желательно кратко обосновать структуру дипломной работы и сформулировать предполагаемые результаты.


^ 8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Заключает дипломное сочинение "Список источников и литературы", в котором компактно отражается весь объём изученного материала. В список следует включать только ту литературу, которая имеет прямое отношение к исследуемой теме. Принято выделять два раздела: источники и специальная литература.

При составлении раздела "Источники" следует использовать классификацию, о которой говорилось выше. Первым, по традиции, идёт раздел "Архивные источники". В нём следует дать полное название архива, его аббревиатуру, фонд (номер, полное название, а, при необходимости, и его аббревиатуру), номера описей и единиц хранения, проработанных автором. Например, Государственный архив Российской федерации (ГАРФ). Фонд 124. Министерство юстиции (МЮ). Оп. 5. 1896 г. Ед. хр. 29, 36, 253-257. Или: Государственный архив Самарской области (ГАСО). Фонд 468. Самарское губернское жандармское управление (СГЖУ). Оп. 1. Ед. хр. 43, 54, 85-88.

Заметим, что в одних архивохранилищах используют наименование "единица хранения" (Ед. хр.), в других - "дело" (сокращённо: Д.), в большинстве – "опись", а в некоторых – "картон". В последнее время в описаниях чаще используют термин "единица хранения", однако желательно употреблять тот, который используется в конкретном архивохранилище ("картон").

Второй раздел - "Опубликованные источники". В этом разделе целесообразно выделить рубрики картографические, статистические, актовые источники и периодическая печать. В каждой рубрике материал следует располагать в алфавитном порядке. Каждое издание должно иметь полное библиографическое описание.

Специальную литературу рекомендуем давать в полном библиографическом описании, в алфавитном порядке вне зависимости от времени издания.


^ 9. НАУЧНО-СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ

Научно-справочный аппарат – один из важнейших инструментов обоснования выдвинутых автором положений. Он же является средством контроля за точностью ссылки на источник и почерпнутых из него фактических свидетельств. Элементами научно-справочного аппарата в дипломном сочинении являются цитаты, ссылки и примечания.

Текст цитаты должен точно соответствовать источнику, из которого она взята. Цитировать следует по первоисточнику. В тех случаях, когда первоисточник недоступен, допускается цитирование по выдержкам, приводимым другими авторами. В этих случаях ссылке на источник предшествуют слова: "Цит. по": например, Цит. по: Колесниченко Д.А. Трудовики в период первой российской революции. М., 1985. С. 145.

Орфография и пунктуация цитаты могут быть модернизированы, то есть изменены применительно к современным орфографическим и пунктуационным нормам по сравнению с первоисточником. Указанные изменения следует оговорить во "Введении" или в первом случае использования такого приема в тексте.

Произвольно сокращенные в источнике слова и словосочетания, а также допустимые сокращения, которые автор дипломной работы в основном тексте не употребляет, желательно писать полностью, заключая дополненные части слов в прямые скобки и опуская точки, как знак сокращения. Например, п[отому] ч[то], т[ак] к[ак], ч[то]-н[ибудь].

При цитировании можно опустить одно или несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты при этом не исказится. Взамен опущенных слов или предложений принято ставить многоточие. Текст цитаты, состоящей из нескольких абзацев, в дипломном сочинении должен быть разбит на абзацы точно так же, как в источнике. Небольшие цитаты включают в абзац текста.

Небольшие по объему смысловые пояснения и замечания автора дипломной работы, а также указания о выделениях (как то: курсив мой, разрядка моя, выделено мною, подчеркнуто мною) помещаются внутри цитаты или вслед за нею в круглых скобках. Они начинаются со строчной буквы и сопровождаются инициалами имени и фамилии студента-дипломника и отделяются от текста примечаний точкой и тире.

Обязательный элемент дипломного сочинения – ссылки на источники и литературу. По месту расположения они делятся на внутритекстовые, подстрочные (помещаемые внизу страницы под основным текстом), затекстовые (помещаемые за текстом главы или всей работы) и комбинированные (например, подстрочные в комбинации с внутритекстовыми). Раньше, и в специальной литературе и в дипломных работах, применялись только подстрочные ссылки. В изданиях последних лет преобладают затекстовые ссылки. Знак сноски в тексте ставится там, где по смыслу требуется ссылка. Если знак сноски по смыслу можно в равной степени поставить в нескольких местах предложения, предпочтительно ставить его после законченной мысли перед точкой. Например: «По выражению "Самарского курьера", после 9 января 1905 года Самара зажила "чисто вулканической жизнью", необычайный подъём охватил все слои населения [7]».

По форме описания различают ссылки первичные (каждая ссылка на источник или научное исследование, описываемое в данной главе впервые) и повторные (каждая ссылка на источник или научное исследование, уже описанное в данной главе). Вторичные ссылки могут быть сокращенными. Во вторичной ссылке не указываются подзаголовочные сведения, место и год издания, издательство. Первичная ссылка содержит фамилию и инициалы автора, заглавие (описывается по титульному листу), выходные данные (место издания, название издательства, год издания, страница).

Знаки препинания между элементами библиографического описания расставляют, как правило, следующим образом: фамилия, инициалы, точка; название работы, точка; подзаголовочные сведения, точка; место издания, двоеточие; издательство, запятая; год издания, точка; количество страниц, точка. В специальных библиографических изданиях между названием работы и местом издания ставится еще и тире. Издание описывается на том языке, на котором напечатан его текст.

Место издания приводится в полной форме в именительном падеже за исключением следующих: Москва – М., Санкт-Петербург – СПб., Петроград – Пг., Ленинград – Л., Нижний Новгород – Н.Новгород и Ростов-на-Дону – Ростов н/Д.

Различают описания авторские, то есть те, которые начинаются с фамилии автора или составителя, и под заглавием – те, которые начинаются с заглавия. Описание является авторским, если автор или авторы указаны или установлены по другим источникам. Описание под заглавием производится в том случае, если автор не установлен или отсутствует (как, например, в сборнике статей).

Год издания всегда обозначается арабскими цифрами. Слово год в полном или сокращенном виде (г.) опускается. Если год издания не указан, и его не удалось установить, пишут – б. г. (без года). Фамилия автора предшествует его инициалам. Числительные подзаголовочных данных – номер издания, порядковый номер тома, части, выпуски, количество томов в описании, переводятся в форму арабских цифр с наращением или без наращения падежного окончания. Например:

В издании: В описании:

Изд. 3-е Издание третье.

Вып. 2 Выпуск II.

Ч. 8 Часть восьмая.

Том пятый Т. 5.

В шести томах В 6-ти т.

Пример ссылки на монографию: Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. Изд. 2-е. М.: Мысль, 1970. С. 189.

Между названием статьи в периодическом или продолжающемся издании, в сборнике статей, собрании сочинений ставятся две наклонные черты: // (правый слэш). Например, Козлов В.И. Национализм, национал- сепаратизм и русский вопрос // Отечественная история. 1993. № 2. С. 44-64; Степанов С.А. Черносотенный террор 1905-1907 гг. // Индивидуальный политический террор в России. XIX – начало XX в. Материалы конференции. М.: Мемориал, 1996. С. 118-124; Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов // Соловьев С.М. Сочинения. В 18-ти книгах. Книга 17. М.: Мысль, 1996. С. 5-202.

Вторая и следующая сноска даются в сокращении. Если последующая сноска относится к тому же произведению, что и предшествующая, допустимо писать: Там же (для сочинений на иностранных языках: Ор. cit.) Например, Черменский Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. С. 218; Там же. С. 241; Bushnell J. Mutiny amid Repression. Bloomington, 1985. P. 12; Оp. cit. P. 145.

Ссылка на архивные документы включает следующие элементы: полное название архива (во второй и последующих сносках - аббревиатура), номер архивного фонда, номер единицы хранения, номер листа. Например, Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 3. Оп. 233. Ед. р. 5270. Л.8.; или – ГАСО. Ф. 469. Оп. 1. Ед. хр. 12. Л. 41.

Сноска на сборник документов оформляется так: название документа, правый слэш, описание сборника документов, страница. Например, Стачечный бюллетень № 5 // Всероссийская политическая стачка в октябре 1905 г. Ч. 2. М.: Наука, 1955. C. 1.

Правила сокращения следует соблюдать тщательно. К сокращениям предъявляются следующие требования: понятность читателю, уместность в данном тексте, благозвучность, единообразие форм и последовательность в применении.

Принцип однообразия формы сокращения и последовательности в применении означает, во-первых, что одно и тоже сокращенное слово или словосочетание должны быть представлены только в одной форме; во-вторых, все однотипные слова должны либо сокращаться, либо не сокращаться. Например, принцип единообразия написания будет нарушен, если в сочетаниях типа 80-е годы XIX века слово "годы" будет употребляться в полной форме, а в словосочетаниях типа 1917 – 1918 гг. – в сокращенной; Или, если слова "год", "годы" будут сокращаться, а слово "век", "века" будут оставлены в полной форме.

Если в тексте употребляются общепринятые сокращения, то не рекомендуем одни из них употреблять, а другие – нет. Общепринятыми сокращениями являются те, которые употребляются в абсолютном большинстве произведений и понятны всем.

Список общепринятых графических сокращений. Употребляемые самостоятельно сокращения: и др.; и пр.; и т.д.; и т.п.; т.е. Употребляемые при именах и фамилия сокращения: г-жа; г-н; т.; тов. (в начале предложения). Сокращения, употребляемые при географических названиях: г. Самара; Московская обл.; Пензенская губ.; д. Сосновка; с. Беленькое. Сокращения, употребляемые при внутритекстовых ссылках: гл. 5; п. 10; разд. А; рис. 8; с. 54; см. выше; ср. в кн.; стб. 258; в табл. 3; т. 10; ч. 2. Сокращения, употребляемые при цифрах: в.; вв.; г.; гг.; г. до н. э.; млн.; млрд; ок.; р.; тыс.; экз.

Во избежание ошибок напомним некоторые правила употребления порядковых числительных. Порядковые числительные обозначаются преимущественно арабскими цифрами с наращением падежного окончания или римскими цифрами без наращения падежного окончания. Исключение делается только для очень простых числительных типа первый раз, второй раз, третий раз, когда подчеркивать номер не требуется.

Римскими цифрами принято обозначать века (XX век, IX – XI вв.); номера съездов, конгрессов, конференций (VI конгресс, II Интернационал); номера международных объединений (III Интернационал); номера годовщин (XX годовщина начала II мировой войны); номера выборного органа (I Государственная Дума); номера спортивных состязаний (X Олимпийские игры); порядковый номер короля, императора и т.п. (Александр II); кварталы и месяцы (IV квартал, 15/XII). Остальные порядковые числительные обозначаются, как правило, арабскими цифрами. Знаки №, §, % ставят только при цифрах.

Правильно № 5, § 10, 50%, в § 8

Неправильно № пять, в § восемь, пять %

Знаки №, § не при цифрах применяются только в заголовках таблиц и выводов. Например: № п.п.; %; §. Если знаки №, §, % употреблены в тексте без сочетания с числом в цифровой форме, их следует заменять словами. Например, "как видного из этого параграфа; определенный процент брака...."

Знаки №, §, % при нескольких числах (то есть когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваивают и ставят только один раз, до или после ряда цифр.

Правильно № 5, 6, 7; § 8-9; от 50 до 60 %

Неправильно №№ 5, 6, 7; §§ 8-9; от 50 до 60 %%

Знак номера не ставится перед порядковыми номерами таблиц, иллюстраций, глав, приложений, страниц.


^ 10. ОФОРМЛЕНИЕ РУКОПИСИ

Хорошо, если историк-дипломник обладает способностью излагать мысли кратко, образно, с соблюдением норм литературного языка. Но таких, к сожалению, меньшинство. Тем не менее к четкому и ясному изложению результатов своего исследования, к тому, чтобы избегать штампов, канцеляризмов, нарушений правил синтаксиса должны стремиться все. Хотя дипломное сочинение не беллетристическое произведение, это всё же письменный труд зрелого человека, завершающего обучение в университете. Следовательно, оно должно быть написано с соблюдением норм литературного языка.

Лучше избегать длинных предложений, общих бессодержательных фраз, повторений, словосочетаний, затрудняющих чтение. Иностранные слова и термины, которыми многие любят "козырять", не украшают научную работу, а фразеологическая "научность" не является свидетельством истинного знания проблемы.

Немаловажное значение имеет правильное выделение абзацев. Абзац это часть текста, объединённая микромыслью. Каждый абзац должен заключать новую микротему. Внутри абзаца желательно избегать отклонений от неё. Как и абзацы в одну или две строки, абзацы в страницу и более затрудняют чтение и тормозят восприятие мыслей автора.

Часто оказывается, что дипломные работы перегружены цитатами, а некоторые разделы состоят вообще из цитат размером в несколько страниц. Это крупный недостаток. По сути, это не историческое исследование, а подготовительный материал. Воспринимать такую работу сложно, определить позицию автора невозможно. Понятно, что в сочинении по истории без цитирования не обойтись. Но не надо злоупотреблять цитированием и чрезмерным обилием сносок. Если мысли и факты общеизвестны, нет смысла их подтверждать. Уровень дипломного сочинения определяется не количеством цитат и сносок, а качеством анализа и выводов. Многие документы можно передавать в аутентичном пересказе. В этом случае основную роль должны играть анализ и обоснованные суждения.

Чистовой вариант дипломного сочинения надо тщательно выверить, аккуратно исправить ошибки, внести необходимую правку, тщательно сверить фамилии, географические названия, даты, цифры. Запомните, ошибки вашего сочинения – это ваши ошибки. Ни машинистка, ни кто-то другой за них ответственности не несут. На кафедру следует представлять только полностью подготовленное к защите сочинение.

Дипломное сочинение может быть представлено к защите как в рукописном, так и машинописном виде. И в том, и в другом случае сочинение должно быть выполнено на белой бумаге формата А4 (297х210 мм) на одной стороне листа. Страница должна вмещать не более 30 строк, отступы в левом и нижнем поле листа – 25 мм, в правом – 15 мм, в верхнем – 20 мм. Поправки должны быть отчетливыми, непосредственно над исправляемым текстом или на его месте.

Нумерация (пагинация) страниц должна быть последовательной от титульного листа до последней страницы без пропусков.

Дипломная работа, как правило, насчитывает 70-90 страниц и включает следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, текст работы, список источников и специальной литературы. Титульным называют начальный лист дипломной работы. Оглавление лучше поместить сразу за титульным листом. В оглавлении перечисляются с указанием страниц все структурные части работы: введение, главы и параграфы, заключение, список источников и литературы, приложения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ^ ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ^ Исторический факультет


Кафедра Российской истории

Специализация Отечественная история


САМАРСКОЕ ДВОРЯНСТВО В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

^ Дипломная работа


Выполнил(а) студент(ка)

6 курса Иванова Иванна Ивановна

Научный руководитель:

к.и.н., доц. Петров И.И.


Допустить к защите Работа защищена

Зав. кафедрой «___»___________ 2005 г.

д.и.н., профессор

Кабытов П.С. Оценка:

Председатель ГАК

«___»_________ 2005 г. д.и.н., профессор Репинецкий А.И.


Самара 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................................…..............................................…… 3-18

Глава I. Численность и состав дворянства Самарской губернии в начале XX века ...........................…….………………….….……………… 19-38

§ 1 Численность и размещение дворянства …….......................... 19-30

§ 2 Состав самарского дворянства ………........…......................... 31-38

Глава II. Экономическое и социальное положение самарского дворянства .........................................……………………..……………….… 39-54

§ 1 Дворянское землевладение. Поместное дворянство ….….… 39-44

§ 2 "Служилое дворянство" ................................................…….... 44-48

§ 3 Дворянское предпринимательство ................................…….. 49-54

Глава III. Корпоративные организации дворянства ...........……. 55-69

§ 1 Дворянские общества: структура, компетенция ............…... 55-62

§ 2 Дворянские собрания: состав, условия участия ...............….. 62-68

Глава IV.Дворянство и местное самоуправление

§ 1 Дворянство и органы местного крестьянского управления .. 69-75

§ 2 Дворянство и земства ........................................................…… 75-80

§ 3 Предводители дворянства в системе местного управления .. 80-84

Заключение ................................................................................…... 85-88

Список источников и литературы ...........................................…... 89-90

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. ^ НАЗВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АРХИВОВ, НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ


Архив РАН – Архив Российской академии наук

ГАРФ (б. ЦГАОР СССР) – Государственный архив Российской Федерации

РГАЛИ (б. ЦГАЛИ) – Российский государственный архив литературы и искусства

РГАДА (б. ЦГАДА) – Российский государственный архив древних актов

РГАЭ (б. ЦГАНХ) – Российский государственный архив экономики

РГВА (б. ЦГАСА) – Российский государственный военный архив

РГИА (б. ЦГИА СССР) – Российский государственный исторический архив

РЦХИДНИ (б. ЦПА ИМЛ) – Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории

motivaciya-i-lichnost-stranica-14.html
motivaciya-i-lichnost-stranica-23.html
motivaciya-i-lichnost-stranica-5.html
motivaciya-i-sposobi-ee-povisheniya-na-primere-ooo-mineral-trejd.html
motivaciya-kak-odin-iz-metodov-upravleniya-effektivnostyu-raboti-personala.html
motivaciya-personala-1-1-diagnosticheskaya-model.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-12-iyulya-2011-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-oksidantnie-i-antioksidantnie-sistemi-legkih-pri-hronicheskih-obstruktivnih-zabolevaniyah.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zamglavi-minekonomrazvitiya-andrej-sharonov-investfond-budet-tratitsya-na-krupnie-proekti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-zoni-prirodi-v-dou-kak-odna-iz-form-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prika-z.html
  • klass.bystrickaya.ru/64kanada-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-provedennoj-po-zakazu-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-uchastniki-otnoshenij-voznikayushih-reshenie-ot-22-aprelya-2004-g-n-51-19.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protokol-zasedaniya-komissii-po-zakupkam-tovarov-rabot-uslug-dlya-nuzhd-spasskogo-municipalnogo-rajona-po-rassmotreniyu-zayavok-na-uchastie-v-aukcione.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-rezhissera-s-akterom-uroki-k-s-stanislavskogo.html
  • student.bystrickaya.ru/113-predlozhenie-o-kachestve-uslug-i-inie-predlozheniya-ob-usloviyah-ispolneniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-ivanovskogo-selskogo-poseleniya-vtorogo-soziva-reshenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/audit-vddlu-marketingu-kompan-ooo-epcentr-k.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gost-20375-83-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-13-issledovanie-funkcii-grafik-funkcii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prichini-trevozhnosti-analiz-psihologo-diagnosticheskogo-obsledovaniya-adaptacii-pyatiklassnikov-mou-sosh-5-g-kashin.html
  • books.bystrickaya.ru/elektroenergetika-problematika-i-rol-tarifov-chast-2.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vsvoyom-doklade-hochetsya-podnyat-sleduyushie-voprosi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/alfavitno-predmetnij-ukazatel-k-razdelu-662-prikladnie-nauki-tehnika-inzhenernoe-delo-stranica-20.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve-svod-pravil-po-inzhenernim-iziskaniya-dlya-stroitelstva-inzhenerno-geologicheskie-iziskaniya-dlya-stroitelstva-stranica-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/znachenie-halkidonskogo-sobora-istoriya.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-esli-ne-uchitivat-izmeneniya-reakcii-yakorya-ted-za-schet-izmeneniya-toka-yakorya-i-to-mozhno-prinyat-fconst.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-informatika-napravlenie-230100-informatika-i-vichislitelnaya-tehnika.html
  • books.bystrickaya.ru/effektivnosti-funkcionirovaniya-bortovih-radiotehnicheskih-sistem-svyazi-spuskaemih-kosmicheskih-apparatov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/set-arcnet-uchebno-metodicheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-pervuyu-chast-konspekta-lekcij-po-discipline-kompyuternie.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-sahalinskoj-populyacii-golshtinskoj-porodi-skota-i-puti-ee-dalnejshego-sovershenstvovaniya-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/fontan-zakonodatelnih-iniciativ-gosduma-rf-monitoring-smi-29-aprelya-2008-g.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/53-naznachenie-oblasti-graficheskogo-obekta-uchebnoe-posobie-rpk-politehnik-volgograd.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-kriminalisticheskaya-registraciya.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-studentam-ochnoj-i-zaochnoj-form-podgotovki-po-specialnosti-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-apk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konev-i-s-sorok-pyatij-stranica-16.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdavlivanie-droblenie-yagod-merzhanian-a-a-c-k38-tehnologiya-vina.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dpp-f-03-staroslavyanskij-yazik-specialnost-050301-russkij-yazik-i-literatura-umk-prinyat-v-fond-uchebno-metodicheskogo-upravleniya-pi-yufu-stranica-2.html
  • college.bystrickaya.ru/4-finansovoe-ozdorovlenie-predpriyatij-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-astrahanskoj-oblasti.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-po-podgotovke-i-provedeniyu-v-g-alushte-v-2012-godu-goda-sporta-i-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • education.bystrickaya.ru/100-velikih-akterov-stranica-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.