.RU

Методические указания - Методические указания по дисциплине "Микроэкономика"


^ Методические указания

Изучая данную тему, студенты должны уяснить, что раздел экономической науки, рассматривающий основные экономические вопросы с позиции отдельного производителя и потребителя, называется микроэкономикой. Её занимают такие про­блемы, как спрос и предложение, формирование цены, издержки производства и ме­тоды максимализации прибыли и др.

Предметом изучения дисциплины является поведение, деятельность субъектов рыночных отношений с целью максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Экономическая реформа в России - это переход от административно-командной экономики с жестким централизованным планированием к рыночной организации общественного хозяйства при определенном воздействии государства на эконо­мику. Главный признак экономики рыночного типа - раскрепощение от внешнего вме­шательства, возможности проявления в полной мере хозяйственной самостоятельно­сти и инициативы. Рыночная экономика базируется на принципах: свобода хозяйст­венной деятельности, всеобщность рынка, равноправие рыночных субъек­тов, свободное ценообразование и др.

Студентам следует понять, что одним из важных факторов, повышающих эф­фективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между субъектами рыночных отношений. Выделяют ее виды: совершенную (чистую), моно­полистическую, олигополистическую конкуренцию и чистую монополию. Совершен­ная конкуренция и чистая монополия - два противоположных типа структуры рынка, в реальной экономике встречаются крайне редко. На практике имеет место несовер­шенная конкуренция - монополистическая и олигополистическая.

Главным инструментом, способствующим развитию конкуренции, служат меры по демонополизации структур в отдельных отраслях и производствах. В странах с рыночной экономикой действует антимонопольное законодательство. Оно препят­ст­вует образованию структур, способных взять в свои руки производство определен­ного вида товаров, отстранив от него конкурентов, вытеснив их с рынка.

[3, с. 18-24; 4, с. 11-17; 5, с. 8-10, 16, 225-240, 244-252; 7, с. 101-103; 8, с. 19, 46, 139-161; 9, с. 221-278; 11, с. 198-118].


Вопросы для самоконтроля


1. Укажите принципы функционирования рыночной экономики.

2. Охарактеризуйте принцип всеобщности рынка.

3. Назовите виды конкуренции.

4. Дайте сравнительную характеристику совершенной конкуренции и чистой мо­нополии.

5. Укажите значение антимонопольного законодательства.
^
Тема 1.2. Предприятие и предпринимательство в условиях

рыночной экономики

Студент должен:


знать:


Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Союзы предпринимателей.

Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска.

Предприятие - главный субъект микроэкономики.

Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в отрасли.

Организационно-правовые формы предприятий.

Объединения предприятий: концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации, международные объединения.

Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночной экономике. Арендные предприятия. Малые предприятия. Совместные (с иностранным капиталом) предприятия.

Фирмы, их характеристика.

Отрасль в условиях рынка.


^ Методические указания


Развитие рынка связано с понятиями бизнеса и пред­принимательства.

Под бизнесом понимают предпринимательскую экономическую деятель­ность, приносящую прибыль. Он осуществляется на свой страх и риск, под личную имуще­ственную ответственность субъектов предпринимательства. Бизнесу присущи ини­циатива, динамичность, поиск, самостоятельность.

Переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с раз­витием предпринимательства. Как полноправный вид хозяйственной деятельности предпринимательство использует производственные ресурсы: природные, трудовые, финансовые, информационные. Различают виды предприниматель­ства: производст­венное, коммерческое, финансовое, страховое и др. Субъектами пред­приниматель­ства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партне­ров.

Осуществление любого вида предпринимательства связано с риском. Его назы­вают хозяйственным или предпринимательским. Под хозяйственным риском пони­мают риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производст­вом продукции (работ, услуг) и реализацией, товарно-денежными и финансовыми опера­циями, осуществлением социально-экономических и научно-технических про­ек­тов. Риск имеет количественную меру. Студентам следует различать абсолютный и относительный уровни потерь.

Основным звеном экономики выступает предприятие. Согласно Гражданскому кодексу РФ под предприятием понимают самостоятельно хозяйствующий субъ­ект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для произ­вод­ства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения об­щест­венных потребностей и получения прибыли.

Основными признаками классификации предприятий являются форма собствен­ности (частные, государственные, муниципальные и др.), отраслевая специализация (промышленные, сельскохозяйственные и др.), тип организации производства (с мас­совым, серийным, единичным производством),мощность производственного потен­циала или размер предприятия(малые, средние, крупные) и т.д.

Под организационно-правовой формой предприятия подразумевают комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между предприятием и другими, внешними по отно­шению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государст­венной власти. Согласно Гражданскому кодексу РФ различают следующие организа­ционно-правовые формы предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные обще­ства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные уни­тарные предприятия, некоммерческие предприятия.

Студентам следует знать отличительные характеристики различных организаци­онно-правовых форм предприятий.

В целях координации деятельности, защиты общих коммерческих интересов и повышения эффективности капитала предприятия могут на договорных началах доб­ровольно объединяться в концерны, консорциумы, хозяйственные ассоциации и дру­гие виды интеграционных структур.

Студенты должны обратить внимание на то, что государственное предприятие учреждается органом государственной власти. Его имущество образуется за счет бюджетных средств или вкладов других государственных предприятий, полученных доходов. Как унитарное оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество.

Арендное предприятие создаётся на основе договора аренды с собственником имущества и трудовым коллективом, взявшим имущество в аренду.

Малое предприятие – это предприятие, ограниченное в размерах выпускаемой продукции, числе занятых работников и т.д. Развитие малых предприятий в россий­ской экономике наблюдается в посреднической сфере и отраслях, не требующих зна­чительных капитальных вложений - торговле, общественном питании, сельском хо­зяй­стве, строительстве гражданских объектов и т.п.

Совместные предприятия создаются на территории РФ на основе объединения имущества отечественных и иностранных фирм. Прибыль и риск, связанные с совме­стной деятельностью, распределяются, как правило, пропорционально доле средств, вложенных каждым участником. Совместные предприятия возникли в тор­говле, лег­кой промышленности, в области туризма, инжиниринга, оказания консульта­ционных и посреднических услуг.

[5, с. 507-523, 528-541, 559-579; 7, с. 393-398; 10, с. 8-25; 14, с. 8-9, 23-63; 15, с. 11-71].


Вопросы для самоконтроля


1. Понятие предприятия.

2. Назовите организационно-правовые формы предприятий.

3. Охарактеризуйте типы организации производства.

4. Укажите формы государственной поддержки малых предприятий.

5. Сущность хозяйственного риска.


Раздел 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

ПРЕДПРИЯТИЯ


Тема 2.1. Основные средства


Студент должен:


знать:


уметь:


Сущность, назначение и состав основных средств.

Классификация и структура промышленно-производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация.

Показатели эффективного использования основных средств, фондоотдача и фондоемкость продукции. Фондовооруженность труда. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.


^ Методические указания


При изучении данной темы студенты должны учесть, что основные средства являются частью имущества предприятия и представляют собой денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного на­значения. Под основными фондами понимают средства труда, которые служат дли­тельный срок, сохраняют свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа.

По характеру участия в процессе расширенного воспроизводства выделяют производственные и непроизводственные основные фонды.

Несмотря на экономическую однородность, основные производственные фонды предприятия отличаются целевым назначением и сроком службы. Поэтому предусмотрена их видовая классификация: здания, сооружения, передаточные уст­ройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производст­венный и хозяйственный инвентарь, прочие основные фонды. Студентам следует знать отличительные характеристики указанных средств труда.

Соотношение отдельных видов основных фондов в их общем объеме называют производственной структурой основных фондов. На предприятиях различных отрас­лей промышленности она не одинакова (доля зданий велика в легкой и пищевой про­мышленности, сооружений – в топливной и т.д.).

Оценка основных фондов - это стоимостное выражение фондов, используется в определении степени износа, размера амортизационных отчислений. Студенты должны различать первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость. Особое внимание следует уделить расчёту среднегодовой стоимости.

Основные фонды подвергаются износу - физическому и мораль­ному. Физиче­ский износ означает утрату основными фондами своей первоначальной потребитель­ской стоимости в процессе эксплуатации и при бездействии. Различают полный и частичный износ. Моральный износ означает, что физически ещё годный объект ис­пользовать экономически нецелесообразно. В рыночных условиях учет мо­рального износа приобретает большее значение. Денежное возмещение износа основных про­изводственных фондов путем включения части их стоимости в затраты на производство продукции называют аморти­зацией.

Студенты должны знать методы расчета величины амортизационных отчисле­ний: равномерный, равномерно ускоренный, ускоренный и др., а также цель - включение в состав себестоимости продукции (работ, услуг).

Для характеристики использования основных производственных фондов применяют обобщающие и частные показатели.

К обобщающим показателям относят фондоотдачу, фондоемкость, фондово­оруженность. Наиболее важный из них – фондоотдача, она характеризует величину стоимости продукции с одного рубля основных производственных фондов.

К частным показателям относят показатели интенсивного и экстенсивного ис­пользования основных фондов. Показатели экстенсивного использования характери­зуют уровень использования оборудования по времени (например, коэффициент сменности работы оборудования), а показатели интенсивного использования - уро­вень использования по мощности (например, коэффициент использования полезного объ­ёма доменных печей).

В условиях рыночной экономики особое внимание уделяется путям повыше­ния эффективности использования основных фондов: уменьшение количества из­лиш­него оборудования и своевременное вовлечение в производство не установленного оборудования, повышение степени его загрузки в единицу времени и др.


^ Примеры расчета показателей (в условных цифрах)


Пример 1. Предприятие приобрело оборудование по цене 10,0 тыс. руб., затраты по его доставке составили 1,5 тыс. руб. и по установке 0,5 тыс. руб. Годовая норма амортизации на полное восстановление 12%. Затраты на капитальный ремонт 3,0 тыс.руб.

Определите первоначальную стоимость оборудования, годовую сумму аморти­зационных отчислений при равномерном методе расчета амортизации и остаточную стоимость оборудования по истечении 5 лет эксплуатации.


Решение


1.Первоначальная стоимость оборудования

Фп=Ц+Зтр+Зсмр ,

где

Ц - цена приобретения, руб.;

Зтр - затраты по доставке, руб.;

Зсмр - затраты по установке, руб.


Фп=10,0+1,5+0,5=12,0 тыс. руб.


2. Годовая сумма амортизационных отчислений на полное восстановление

Са=Фп х А ,

где

Фп - первоначальная стоимость оборудования, руб.;

А - норма амортизации, %.


Са= (12,0 х 12) / 100 =1,44 тыс. руб.


3.Остаточная стоимость оборудования

Фост = Фп + Р - (Фп х А х Т) / 100 % ,

где

Р - затраты на капитальный ремонт, руб.;

Т - срок эксплуатации, годы.

Фост = 12,0 + 3,0 - (12,0 х 12 х 5) / 100 % = 7,8 тыс. руб.


Пример 2. Стоимость основных производственных фондов на начало планового года составила 176,8 тыс. руб. Предусмотрены ввод в эксплуатацию в феврале обору­дования стоимостью 16,0 тыс. руб. и списание в октябре оборудования стоимостью 2,0 тыс. руб.

Товарная продукция составит 949,0 тыс. руб., а численность работников про­мышленно-производственного персонала –320 чел.

Определите показатели эффективного использования основных производствен­ных фондов.


Решение


1.Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Фс = Фнг + ( Фввод х N1) / 12 - ( Фвыб х N2) / 12 ,

где

Фнг - стоимость основных производственных фондов на начало года, руб.;

Фввод - стоимость вводимых объектов в течение года, руб.;

Фвыб - стоимость выбывших объектов в течение года, руб.

N1 - количество полных месяцев с момента ввода в эксплуатацию,

N2 - количество полных месяцев с момента выбытия из эксплуатации.


Фс= 176,8 + (16,0 х 10) / 12 - (2,0 х 2) / 12 = 189,8 тыс.руб.


2.Фондоотдача основных производственных фондов

Фо= Тn/Фс ,

где

Тn - объем товарной продукции, руб.;
Фс - среднегодовая стоимость основных производственных фон­дов, руб. Фо = 949,0 / 189,8 = 5,


т.е. 5 руб. товарной продукции получили с одного рубля ос­новных производственных фондов.

3.Фондоемкость продукции

Фе = Фс / Тn либо Фе = 1 / Фо;
Фе = 189,8 / 949,0 = 0,2 либо Фе= 1 / 5 =0,2 , т.е. 0,2 руб. основных производственных фондов затратили на один рубль товарной продукции.

4.Фондовооруженность труда

Фв=Фс / ч,

где

ч - численность работников промышленно-производственного персонала, чел.

Фв = 189,8 / 320 = 593 руб./чел.,

т.е. 593 руб. основных производственных фондов приходится на одного работника.

modelyuvannya-urokv-ukransko-movi-v-shkolah-novogo-tipu.html
modemnoe-obshenie-i-tam-v-konce-ya-nashel-kuchu-ulibochek-vozmozhno-u-nekotorih-est-etot-referat-no-soglasites-ne-u-vseh-vot-moj-plagiat.html
moderator.html
modern-foreign-languages.html
modern-state-control-institutes-of-higher-system-progress-trends-and-current-problems.html
modernizacionnij-process-v-obrazovanii-kak-put-ego-perehoda-v-novoe-kachestvo.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-specialnost-1-79-01-07-stomatologiya-obshee-kolichestvo-uchebnih-chasov-stranica-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/radiotehnika-i-kosmos-chast-4.html
  • universitet.bystrickaya.ru/ssientific-life-soderzhanie-1-44-200-9-voprosi-teorii.html
  • education.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-shkoli.html
  • school.bystrickaya.ru/formirovanie-sistemi-logisticheskogo-menedzhmenta-kompanij-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5razvitie-civilizacii-novejshego-vremeni-i-specifika-nravstvennih-processov-etika-i-moral.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskaz-skazka.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadnyaya-podveska-avtomobilej-kamaz.html
  • studies.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-i-vidayushiesya-konstruktori-rossijskogo-oruzhiya-chast-2.html
  • bystrickaya.ru/velikoustyuzhskaya-chern.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-9-upravlenie-nauchnimi-proektami-metodika-sostavleniya-zayavki-na-grant.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sovremennaya-model-evolyucii-vselennoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/religiya-ateizm-byulleten-novih-postuplenij-knig-v-nauchnuyu-biblioteku-kubgu-mart-2006-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/chto-proishodit-posle-zaversheniya-treninga-k49-trening-vnutrennej-motivacii-spb-rech-2005-76-s.html
  • writing.bystrickaya.ru/hudozhnik-d-agapitov-lejnster-m-l42-kolonialnaya-sluzhba-povesti-rasskazi-per-s-angl-m-lejnster-stranica-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskaya-karta-pasport-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-razdel-i.html
  • education.bystrickaya.ru/32-antikorrupcionnaya-programma-antikorrupcionnaya-programma-3-transparensi-kazahstan-samie-bolshie-korrupcionnie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-12-alternativnie-tipi-organizacii-nauki-nevidimij-kolledzh-respublika-uchenih-obshestvo-znaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/akt-vtoroj-vilyam-shekspir-vo-vremya-dejstviya-komedii-bogatij-domovladelec-torgovogo-goroda-stradforda-na-ejvone.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenivanie-gosudarstvennih-programm-i-otraslevih-politik-obyazatelnaya-uchebnaya-disciplina-dlya-3-go-kursa-fakulteta-gimu-gu-vshe-3-i-4-modul-200708-uch-god.html
  • bystrickaya.ru/vdoskonalennya-sistemi-materalno-tehnchnogo-postachannya-procesu-tehnchnogo-obslugovuvannya-na-osnov-analzu-nadjnost-parku-ps-avakompan.html
  • literature.bystrickaya.ru/brending-v-turizme.html
  • occupation.bystrickaya.ru/modelirovanie-ekonomicheskih-sistem-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-koncu-goda-deti-dolzhni-umet-dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-vospitanie-i-obuchenie-detej-v-klasse.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lesohozyajstvennij-reglament-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-dannogo-obzora-3-klimatologicheskaya-nauka-snizhenie-vibrosov-i-peregovornij-process-5-stranica-3.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-11-metod-nominalnih-grupp-upravlencheskoe-konsultirovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/transportnaya-infrastruktura-otchet-o-provedenii-pervogo-etapa-nauchno-issledovatelskoj-raboti-po-dogovoru-60069s.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-na-bortu-letuchego-gollandca-strugackij-izvne.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskij-uroven-analiz-raboti-shkoli-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcizi-problemi-opredeleniya-nalogoplatelshika-obekta-nalogooblozheniya-nalogovoj-bazi-poryadka-i-srokov-uplati-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aksenova-darya-sergeevna-samarskij-gosudarstvennij-universitet-magistrant-kafedri-teorii-i-tehnologii-socialnoj-raboti.html
  • report.bystrickaya.ru/ivpo-gematologicheskim-metodam-issledovaniya-soderzhanie-programmi-obshie-rekomendacii-po-organizacii-provedeniya-internaturi-17.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-shkolnikov-mou-srednyaya-obrazovatelnaya-shkola-19-s-uglublennim-izucheniem-ekonomiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-osobennosti-ustrojstva-i-raboti-gelij-neonovogo-lazera-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.