.RU

Методические указания к выполнению курсовой работы - Методическое пособие по дисциплине «информатика» (2 часть)


Методические указания к выполнению курсовой работы Табличный процессор Excel.
В курсовой работе необходимо проанализировать успеваемость группы средствами Excel.

После того, как Вы запустите Табличный процессор Excel (например, из Главного меню Windows с помощью команды ^ ПУСКПрограммыMicrosoft Excel), Excel по умолчанию предлагает начать создание нового документа под условным названием Книга1. Не забудьте сохранить результаты своей работы: Файл – Сохранить как .
Заполнение Листа Основной список исходными данными
Сначала нужно переименовать Лист1 и дать новое имя – ^ Основной список. Этот лист содержит описание объектов группы студентов.

Исходными данными являются названия столбцов (первая строка листа): «№», «Фамилия», «Имя», «Дата рождения». «№ зач. книжки», «Оц. За экз1» (т.е. Оценка за экзамен 1), «Оц. За экз2», «Оц. За экз3», «Оц. За экз4», «Оц. За экз5», «Средний балл», «Категория успеваемости», «Стипендия». Кроме того, исходными данными для таблицы являются фамилии, имена, даты рождения, номера зачетных книжек 20 студентов, включая автора Курсовой работы.

Фамилии и имена в таблице могут быть любыми, главное, что в этом списке должна быть фамилия (и остальные данные) автора курсовой работы.

Номер зачетной книжки состоит из 6 символов, первые 5 из которых цифры, а последний символ – буква «п» или «б», что соответствует платным либо бюджетным студентам, например 03001п (первые две цифры соответствуют году поступления в ВУЗ, следующие цифры (три) – порядковый номер студента, присвоенный ему при поступлении, и буква «п» - студент, который учится на платной основе).

Кроме того, Лист Основной список будет содержать справочные исходные данные:

  1. таблицу соответствия символьных оценок числовым оценкам;

  2. категории успеваемости;

  3. количество студентов группы в каждой категории.

Прежде чем заполнять остальные столбцы на Листе Основной список, нужно создать листы заполнить Ведомость1, Ведомость2, Ведомость3, Ведомость4, Ведомость5 и заполнить столбец оценка на этих листах.
Заполнение Листов 2, 3, 4, 5, 6 (Ведомость1, Ведомость2, Ведомость3, Ведомость4, Ведомость5)
Лист 2 должен быть переименован в Ведомость1. Этот лист содержит первую ведомость, которая включает столбцы №, Фамилия, Имя, № зачетной книжки и Оценка, причем данные во всех столбцах, кроме столбца Оценка, являются связанными с соответствующими данными с листа Основной список.

Лист Ведомость1 предполагает наличие твердой копии и должен быть соответственно оформлен.

Данные во всех столбцах, кроме столбца Оценка, должны быть связанными с соответствующими данными с листа ^ Основной список. Связь с данными с другого листа можно организовать с помощью формулы:

='Название листа'!адрес ячейки.

Формула создается один раз, а далее распространяется простым копированием!

Когда лист Ведомость1 заполнен (кроме столба Оценка), можно создать остальные листы Ведомость2, Ведомость3, Ведомость4, Ведомость5, создав копию листа Ведомость1. На созданных ведомостях останется только изменить название предмета и заполнить столбец Оценка.

Столбец Оценка заполняется следующими оценками из списка:
Алгоритмы расчетов Алгоритм пересчета оценок из текстовой формы в числовую форму
После заполнения данными всех листов ведомостей возвращаемся к листу ^ Основной список. Теперь можно заполнить столбцы Оц. За экз1, Оц. За экз2, Оц. За экз3, Оц. За экз4, Оц. За экз5. Следует осуществить пересчет оценок из текстовой формы с листов Ведомость1, Ведомость2, Ведомость3, Ведомость4, Ведомость5 в числовую на листе Основной список путем создания формул. Пересчёт по 1 и 2 ведомости осуществляется с помощью вложенных функций ЕСЛИ, по 3–5 ведомостям с помощью функции ВПР, при пересчете следует учесть, что все значения в столбце Оценка, кроме «отл», «хор» и «уд», приравниваются к 2.
Алгоритм пересчета оценок из текстовой формы в числовую форму (с помощью функций ЕСЛИ)

Алгоритм пересчета оценок из текстовой формы в числовую форму (с помощью функции ВПР)
Пересчёт оценок по 3–5 ведомостям осуществляется с помощью функции ВПР, которая записывается следующим образом:

^ ВПР(оценка в ведомости; справочная таблица соответствия символьных оценок числовым оценкам;номер_столбца таблицы оценок с числовым эквивалентом оценки; ИСТИНА)

Поскольку интервальный_просмотр имеет значение ИСТИНА, то значения в первом столбце аргумента «таблица» должны быть расположены в возрастающем порядке: ..., -2, -1, 0, 1, 2, ..., A-Z, ЛОЖЬ, ИСТИНА; в противном случае функция ВПР может выдать неправильный результат.
Алгоритм вычисления среднего балла
Средний балл вычисляется как среднее арифметическое оценок за пять экзаменов. Для вычисления среднего балла в Excel имеется функция СРЗНАЧ из категории Статистические.

Эта функция записывается следующим образом:

^ СРЗНАЧ(оценка за экзамен1: оценка за экзамен5).
Алгоритм расчета категории успеваемости
Расчет категории производится по следующей схеме: если у студента есть хотя бы одна 2, то он – неуспевающий, если его средний балл ниже 3,75, то он – слабоуспевающий, между 3,75 и 4,25 – успевающий, между 4,25 и 4,75 – хорошо успевающий, выше 4,75 – отличник. Категории задаются из столбца подстановки.


Алгоритм расчета стипендии
Стипендия рассчитывается следующим образом: платные студенты стипендию не получают, бюджетные студенты получают 1 базовую стипендию, равную 300 рублей, если у него не более одной 3 и он в категории успевающих, если студент в категории хорошо успевающих, то он получает 2 базовые стипендии, если отличник, то 4.


Заполнение Листов 7 и 8 (Фильтрация и Итоги) Фильтрация данных
Фильтрация (выборка) данных в таблице позволяет отображать только те строки, содержимое ячеек которых отвечает заданному условию или нескольким условиям. Сначала нужно скопировать лист Основной список или лучше Лист7 связать с соответствующими данными с листа Основной список. Новый лист (Лист7) можно назвать Фильтр.

Фильтрацию данных можно выполнить с помощью автофильтра, для этого следует использовать команду меню ^ ДАННЫЕ  Фильтр  Автофильтр, а затем произвести выборку в зависимости от задания по варианту.
Подведение промежуточных итогов
Снова необходимо скопировать лист Основной список (или Лист8 связать с соответствующими данными с листа Основной список), а новый лист (Лист8) назвать, например Итоги.

Перед вычислением промежуточных итогов следует выполнить сортировку по тем столбцам, по которым будут подводиться итоги.

Далее с помощью команды меню ^ ДАННЫЕ  Итоги можно подводить промежуточные итоги:

При подведении промежуточных итогов создается структура таблицы, пользуясь которой можно скрыть исходные данные и оставить в таблице только результаты подведения итогов.
Построение диаграмм
Диаграммы строятся на листе ^ Основной список. Нужно построить две диаграммы: круговую диаграмму, которая отражает количество студентов в каждой категории, и столбчатую диаграмму, которая содержит столбцы (минимальный средний балл, максимальный средний балл, средний по среднему и средний балл самого студента).

Построение диаграмм производится на основе ряда данных, т.е. на основе группы ячеек с данными в пределах отдельной строки или столбца. Другими словами, для создания диаграмм сначала нужно построить таблицы, организованные в виде списка или базы данных, т.е. такие таблицы, у которых все строки содержат однородную информацию (однотипные числовые данные), заголовки столбцов находятся в верхней строке, а названия строк – в левом столбце.

Названиями строк таблицы для построения круговой диаграммы пусть будут имена категорий (отличник, хорошо успевающий, успевающий, слабоуспевающий, неуспевающий), а данными – количество студентов в каждой категории.

Для вычисления количества студентов в каждой категории можно использовать статистическую функцию СЧЁТЕСЛИ, которая подсчитывает количество ячеек внутри диапазона, удовлетворяющих заданному критерию. Записывается эта функция следующим образом: СЧЁТЕСЛИ(диапазон; критерий), где диапазон – это группа ячеек, количество которых будут вычислять, а критерий может быть в форме числа, выражения или текста, который определяет, какие ячейки надо подсчитывать.

В качестве диапазона можно указать абсолютный адрес всех ячеек из основной таблицы, в которых вычислялась категория успеваемости. В качестве критерия можно указать названия строк данной таблицы.

Названиями строк (или столбцов) таблицы для построения столбчатой диаграммы (гистограммы) пусть будут наименования баллов (минимальный средний балл, максимальный средний балл, средний по среднему и средний балл самого студента – автора Курсовой работы), а данными – значения соответствующих баллов, вычисленные по формулам.

После построения таблиц можно строить диаграммы. Для этого необходимо: выделить данные, на основе которых строится диаграмма, вызвать Мастер диаграмм и далее следовать указаниям Мастера.

Курсовая работа в Excel готова! Теперь можно перейти к выполнению Курсовой работы в текстовом редакторе Word.
Текстовый процессор Word Создание документа1
Первый документ Word состоит из шаблона и собственно документа. В Курсовой работе сначала нужно создать шаблон, который должен содержать титульный лист и стили, создаваемые студентами по вариантам, а затем на основе созданного шаблона, создать документ1.

Документ1 должен содержать:

  1. титульный лист (созданный в шаблоне);

  2. стили (по вариантам) (стили создаются студентом в шаблоне);

  3. задание на Курсовую работу;

  4. описание основных использованных функций;

  5. разбор алгоритмов расчета;

  6. диаграммы из книги EXCEL (диаграммы переносятся в документ1 путем связывания и внедрения);

  7. оглавление (вставляется автоматически);

  8. нумерацию страниц (причем титульный лист в нумерацию не входит)

  9. верхний колонтитул, содержащий фамилию студента и шифр специальности.

Титульный лист может выглядеть следующим образом:



Титульный лист оформляется произвольно. Например, вверху, по середине, можно написать название учебного заведения - «Московская государственная академия приборостроения и информатики». Далее ниже – «Курсовая работа» крупным шрифтом, название дисциплины (информатика) и тема Курсовой работы. Ниже располагают данные о студенте (фамилия, имя, отчество студента, специальность студента, группа) и данные о преподавателе дисциплины (фамилия, имя, отчество). Примерно на последней строке страницы «Москва» и, через запятую, указывают год сдачи Курсовой работы.
Создание документа2
Второй документ Word представляет собой основной документ–бланк включающий поля слияния из листа ^ Основной список книги Excel. Он имеет следующий вид:

МГАПИ

Лыткаринский филиал


УВЕДОМЛЕНИЕ


Уважаемый Иванов Иван Иванович сообщаем Вам, что Ваша стипендия

за 2 семестр 2004/2005 учебного года составляет 300 рублей


Деканат Лыткаринского филиала


Текст, выделенный серым, является результатом вычисления полей.

Для выполнения слияния необходимо иметь:

^ Основным документом в Курсовой работе является бланк-уведомление о размере стипендии студента (см. выше). Основной документ, кроме обычного текста, содержит коды полей (выделенный серым текст), которые в процессе слияния будут заменяться информацией из источника – базы данных (таблицы).

Документ-источник должен представлять собой базу данных или таблицу, состоящую из однотипных записей. В Курсовой работе документом-источником является основная таблица, находящаяся на листе Основной список в книге Excel.

В процессе слияния основной документ заполняется отдельными записями из базы данных, и создается новый составной документ (документ слияния).

Операция слияния выполняется с помощью команды ^ СЕРВИС  Слияние (в Word 2000) или команды СЕРВИС  Письма и рассылки  Мастер слияния (в Word ХР), панели инструментов Слияние и диалогового окна Слияние.

Вставка в основной документ полей слияния выполняется с помощью панели инструментов Слияние. Щелчок по кнопке Добавить поле слияния раскрывает список полей базы данных, связанной с основным документом.

Для обращения перед именем получателя письма часто используют какое-либо прилагательное, в рассматриваемом примере «Уважаемый» или «Уважаемая». Для того чтобы при обращении это прилагательное изменялось («уважаемый» на «уважаемая», и наоборот, в зависимости от пола получателя письма), нужно при вставке поля слияния выбрать из списка строку IF…THEN…ELSE (вставка условий в текст письма): в качестве условия (в окошечке Поле) выбрать «Пол», в списке сравнить установить «равно» и в поле Сравнить с чем ввести мужской пол (точно так, как пол указан в полях документа источника данных), например буква «м»; далее в поле Вставить текст можно ввести только окончание прилагательного «Уважаемый» - «ый» или все слово целиком, тогда в поле В противном случае – окончание «ая» или слово «Уважаемая».

При выполнении операции слияния основной документ связывается со своей базой данных. В автоматическом режиме происходит поочередное слияние со всеми записями базы данных, а результат слияния записывается либо во вновь созданный составной документ, либо сразу направляется на принтер.
Список литературы

  1. Андреев А.В., Беккерман Б.И., Гриднев В.И. Основы информатики и вычислительной техники. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2002. – 256 с.

  2. Шафрин Ю.А. Учебник. IBM PC. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002. – 536 с.

  3. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. — М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2004. – 424 с.

  4. Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows 2000, Word, Excel. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.

  5. Лучшие рефераты по информатике/ Составитель М. Семенов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 352 с.

  6. Персон Р., Роуз К. Microsoft Word 97 в подлиннике: пер. с англ. – СПб.: BHV – Санкт-Петербург, 1997. – 1120 с.



mironov-prazdnuet-na-suhuyu-v-sovete-federacii-sostoyalos-192-e-zasedanie-soveta-federacii-federalnogo-sobraniya.html
mironov-vyacheslav-nikolaevich-stranica-11.html
mironov-vyacheslav-nikolaevich-stranica-6.html
miropomazanie-m-p-novikov.html
miroshnikova-aa-klyuchko-va-metodi-analiza-otcheta-o-pribilyah-i-ubitkah-transformaciya-rossijskogo-obshestva-v-nachale-xxi-veka.html
mirotvorci-italyanci-kniga-kak-upravlyat-lyudmi.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-v-020500-bastauish-oitudi-pedagogikasi-men-dstemes-mamandiina-arnalan.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaimstvovanie-pravitelstvom-obshaya-chast.html
  • grade.bystrickaya.ru/mocarella-italyanskaya-nezhnost-zhenskij-klub-25-iyulya-2011-rinok-molochnoj-produkcii-rf-poluchatel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-572-ot-07102010-ob-okazanii-adresnoj-materialnoj-pomoshi-sipinoj-sv.html
  • tests.bystrickaya.ru/malenkaya-franciya-v-srednej-shkole.html
  • writing.bystrickaya.ru/bipolar-transistors.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-disciplina-arbitrazhnoe-sudoproizvodstvo-tema-subekti-arbitrazhnogo-processa-predstavitelstvo-v-arbitrazhnom-sude.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aurok-nash-posvyashen-proizvedeniyu-skazka-o-care-saltane-kotoruyu-napisal.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodi-ocenki-vozmozhnih-otvetov-uchashihsya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-municipalnogo.html
  • tests.bystrickaya.ru/lishenko-viktor-fedorovich-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • university.bystrickaya.ru/gornodobivayushee-predpriyatie-na-urale-perekopalo-ruslo-reki-podtopiv-16-domov-informacionnoe-agentstvo-novij-region-ekaterinburg-14042011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raspolozheniya-stancij-xstancij-v-masshtabe-1-2000-zadaniya-ko-vtoroj-chasti.html
  • student.bystrickaya.ru/2-v-chem-osnovnoj-porok-tradicionnogo-obucheniya-i-kak-ego-preodolet-psihologiya-i-metodika-uskorennogo-obucheniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/ptici-sni-i-grezi-evgeniya-cvetkova.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ne-daj-vam-bog-poprekat-nebolshoj-zarplatoj-svoego-supruga-luchshego-sposoba-razvalit-semyu-vi-ne-najdyote-kak-zhit-so-skupim-chelovekom-bog-schastya-takim-lyudyam-ne-dayot.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-i-individualnie-zadaniya-po-himii-dlya-studentov-otkritogo-fakulteta-metodicheskie-ukazaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lisa-i-voron-aleutskaya-skazka.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-susan-carroll-the-huntress-2007.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zarozhdenie-i-razvitie-teorii-glubokogo-boya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/richard-bah-most-cherez-vechnost-poroj-nam-kazhetsya-chto-ne-ostalos-na-zemle-ni-odnogo-drakona-ni-odnogo-hrabrogo-ricarya-ni-edinoj-princessi-probirayushejsya-ta-stranica-13.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080107-nalogi-i-nalogooblozhenie-moskva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etnogenez-teoriya-lngumileva.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-bitva-pod-kurskom.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proektirovanie-i-sozdanii-bezopasnih-uslovij-truda-na-predpriyatii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudebnie-sredstva-razresheniya-mezhdunarodnih-sporov-tendencii-razvitiya-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-travmatizma-zadachi-i-prioritetnie-napravleniya-deyatelnosti-shkoli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/proekt-razvitiya-plesa-pretenduet-na-vklyuchenie-v-federalnuyu-programmu.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-znakomstva-v-russkom-rechevom-etikete.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otskanirovano-komandoj-yage-ru-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-kak-rabotaet-rezhisser-alan-rozental-sozdanie-kino-i-videofilmov-kak-uvlekatelnij-biznes.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-viiigolosovanie-i-opredelenie-rezultatov-viborov-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-v-moskve-5dnej4-nochi-1-den.html
  • turn.bystrickaya.ru/otpravka-dannih-v-ruchnom-ili-avtomaticheskom-rezhime-v-hranilishe-dannih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-zashitu-zaemshika-vedomosti-shpigel-mariya-05112008-209-str-a3-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-10.html
  • bukva.bystrickaya.ru/reformirovanie-nalogovoj-sistemi-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.