Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности 270112
.RU

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа по специальности 270112




ФГОУ СПО «Салаватский индустриальный колледж»


ВОДООТВЕДЕНИЕ


Методические указания и контрольные задания для

студентов-заочников

Салаватского индустриального колледжа

по специальности 270112

«Водоснабжение и водоотведение»


2009



Одобрена предметной (цикловой) комиссией

химико-технологических дисциплине

Председатель

____________С.Б.Савина

Протокол №_______



Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине

« Водоотведение»

по специальности№270112

«Водоснабжение и водоотведение»

Заместитель директора по учебной работе

__________ Бикташева Г.А.



Составитель:

преподаватель ФГОУ СПО «Салаватский

индустриальный колледж» Инчина О.И.

Рецензент:

преподаватель ФГОУ СПО «Салаватский

индустриальный колледж» Сбитякова О.Г.

Ответственный за выпуск Начаркина Н.Р.


Содержание


1 Введение…………………………………………………………………..…..4

2 Программа учебной дисциплины…………………………………………. .8

3 Курсовое проектирование………………………………………………….. 16

4 Перечень практических работ…………………………………………….....17

5 Задания на контрольные работы и методические указания по их выполнению………………………………………………………………….....18

6 Перечень средств обучения………………………………………………….31

7 Список литературы……….……………………………………………… … .32


Введение

Учебная дисциплина "Водоотведение " является одной из основных специальных дисциплин и направлена на формирование у студентов знаний основных элементов системы водоотведения поселений, умений и навыков проектирования и расчёта данной инженерной системы.

Программа состоит из двух основных частей. В первом части рассматриваются вопросы отведения сточных вод от городов и поселков. Изучаются системы и схемы водоотведения городов и промышленных предприятий с трассировкой и устройством сетей водоотведения, их расчетом и сооружениями на сети. Здесь же освещаются вопросы перекачки сточных вод, устройства и расчета насосных станций.

Вторая часть программы посвящена изучению способов очистки городских сточных вод и обработки осадков, изучению конструкций очистных сооружений, способов их расчета.

Изучение материала по дисциплине “Водоотведение” напрямую связано с материалом смежных дисциплин: “Водоснабжение”, “Гидравлика“, “Химия воды и микробиология”, “Контроль качества воды”, ”Насосы и воздуходувные станции “, “Основы геодезии”, “Санитарно-техническое оборудование зданий ”. Изучение теории сопровождается практическими занятиями и экскурсиями на действующие очистные сооружения ОАО «СНОС». В процессе преподавания теоретического курса используются наглядные пособия - плакаты, макеты сооружений, схемы, таблицы и аудиовизуальные средства обучения.

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

-об основных положениях и направлениях совершенствования технологии, организации и проектирования систем водоотведения с использованием отечественного и зарубежного опыта;

- о значении истории развития водоотведения для профессиональной деятельности;

- об особенностях систем водоотведения малых населённых пунктов

знать:

- системы и схемы водоотведения городов и промышленных предприятий;

- способы очистки городских сточных вод и обработки осадков;

- конструкции очистных сооружений, способы их расчета;

- строительные нормы и правила (СНиПы) и другие нормативные документы в области водоотведения.

уметь:

- применять практически основы знаний при проектировании систем и сооружений водоотведения;

- производить необходимые расчеты при проектировании;

- производить гидравлические расчёты напорных и безнапорных трубопроводов;

- ориентироваться по чертежам и схемам сетей и сооружений;

- пользоваться нормативной документацией.

Тематический план дисциплины (повышенный уровень)



N
Темы



Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студен-та, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

работа студента



Всего
Практические занятия




1

2

3

4

5

6






1.1

1.2


1.3
Введение
Раздел 1 Схемы и системы

сетей водоотведения

Схемы и системы водоотведения Исходные данные для проекти-

рования сетей водоотведения

Расчетные расходы сточных вод.


1


5

3


8

1


4

2


6




4



1

1


2







Итого по разделу

17

13

4

4






2.1


2.2


2.3

2.4

2.5

Раздел 2 Сети и сооружения водоотведения

Проектирование сетей водоотведения

Гидравлический расчет сетей водоотведения

Устройство сетей водоотведения

Перекачка сточных вод

Дождевая водоотводящая сеть



12


13


6

5

4



9


10


4

4

2



4


6


2



3


3


2

1

2



Итого по разделу 40
29

12

11



3.1


3.2

3.3


3.4


3.5


3.6


3.7


3.8

3.9

3.10


3.11


3.12



Раздел 3 Технология очистки сточных вод

Состав и свойства сточных вод и осадков

Водоем- приемник сточных вод

Методы очистки городских сточных вод

Механическая очистка сточных вод

Биохимическая очистка сточных вод

Физико-химическая очистка сточных вод

Обеззараживание сточных вод и выпуск в водоем

Обработка осадков сточных вод

Малая канализация

Основы проектирования очистных станций городских сточных вод

Очистка производственных сточных вод

Охрана водоёмов от загрязнения и рациональное использование очищенных вод



4


9

1


16


21


1


8


33

5

5


17


4



3


7

1


12


16


1


6


25

4

4


13


3



4


4


4


2


4


2



1


2


4


5


2


8

1

1


4


1



Итого по разделу
124

95

20

29




^ Курсовая работа

78

60




18



Всего по курсу 259
197

36

62



Тематический план дисциплины (базовый уровень)



N
Темы



Наименование разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка студен-та, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная

работа студента



Всего
Практические занятия




1

2

3

4

5

6






1.1

1.2


1.3
Введение
Раздел 1 Схемы и системы

сетей водоотведения

Схемы и системы водоотведения Исходные данные для проекти-

рования сетей водоотведения

Расчетные расходы сточных вод.


1


5

3


7

1


4

2


5




4



1


2







Итого по разделу

14

11

4

3






2.1


2.2


2.3

2.4

2.5

Раздел 2 Сети и сооружения водоотведения

Проектирование сетей водоотведения

Гидравлический расчет сетей водоотведения

Устройство сетей водоотведения

Перекачка сточных вод

Дождевая водоотводящая сеть



12


12


5

5

3



9


9


4

4

2



4


6


2



3


3


1

1

1



Итого по разделу 37
28

12

9



3.1


3.2

3.3


3.4


3.5


3.6


3.7


3.8

3.9

3.10


3.11


3.12



Раздел 3 Технология очистки сточных вод

Состав и свойства сточных вод и осадков

Водоем- приемник сточных вод

Методы очистки городских сточных вод

Механическая очистка сточных вод

Биохимическая очистка сточных вод

Физико-химическая очистка сточных вод

Обеззараживание сточных вод и выпуск в водоем

Обработка осадков сточных вод

Малая канализация

Основы проектирования очистных станций городских сточных вод

Очистка производственных сточных вод

Охрана водоёмов от загрязнения и рациональное использование очищенных вод



3


8

1


16


21


1


5


26

4

4


17


3



3


6

1


12


16


1


4


20

4

4


13


3



4


4


4


2


4


2



2


4


5


1


6


4





Итого по разделу
109

87

20

22




^ Курсовая работа

78

60




18



Всего по курсу 238
186

36

52



^ Программа учебной дисциплины

Введение

При изучении материала обратите внимание на этапы развития водоотведения в нашей стране; директивные документы об охране окружающей среды и водных ресурсов; пути дальнейшего развития отрасли.

Вопросы для самоконтроля

1. Как развивалось водоотведение в России?

2. Какие изменения произошли в развитии водоотведения в Рос­сии за последние годы?

3. Директивные документы об охране окружающей среды и во­дных источников.

4. Как связаны вопросы охраны окружающей среды с развитием водоотведения?

5. Кто из русских ученых работал над проблемами отведения и очистки сточных вод?


Р а з д е л 1. СХЕМЫ И СИСТЕМЫ СЕТЕЙ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Т е м а 1.1 Схемы и системы водоотведения

Основными вопросами данной темы являются источники обра­зования сточных вод и классификация стоков с характеристикой их загрязнений.

Следует изучить основные элементы общей схемы водоотведе­ния населенного пункта.

Изучите системы канализации в зависимости от условий их при­менения; принципиальные различия систем, их санитарно-технические и экологические характеристики.

Научитесь выбирать ту или иную схему, систему водоотведения в соответствии с условиями приема сточных вод в канализацию.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие Вы знаете категории сточных вод?

2. Из каких элементов состоит общая схема водоотведения?

3. Какие существуют системы водоотведения?

4. В каком случае применяют ту или иную схему и систему водо­отведения?

5. Каковы условия приема сточных вод в канализацию?


Тема 1.2. Исходные данные для проектирования сетей водоотведения

При выполнении проекта водоотведения основными исходными материалами служат генпланы населенного места или промышлен­ного предприятия. Очень важным вопросом при проектировании является определение количества расчетного населения, т.к. от это­го зависит общая расчетная производительность водоотведения. Особое внимание следует обратить на нормы водоотведения от населения, их зависимость от степени благоустройства зданий и климатических условий, а также на коэффициенты неравномернос­ти. Студент должен уметь определять расходы сточных вод города и промышленного предприятия на основании знаний теоретического материала.

Материал данной темы особенно необходим для выполнения курсового и дипломного проектирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные исходные данные необходимы для разработ­ки проекта водоотведения?

2. На какие расчетные периоды составляется проект водоотведе­ния?

3. Как определяется расчетное население?

4. Что такое норма водоотведения, от чего она зависит и в каких единицах измеряется?

5. Что такое коэффициент неравномерности и зачем он приме­няется?


Т е м а 1.3. Расчетные расходы сточных вод

Расчетный расход сточных вод является одной из основных ис­ходных величин при разработке проекта водоотведения.

Следует знать, что расчетный расход от населения можно определить двумя способами: по количеству населения и по норме водоотведения, а также по модулю стока (по удельному расходу ). При определении расхода с промышленного предприятия нужно знать нормы водоотведения, уметь правильно их применять.

Учитывая неравномерность поступления сточных вод в водоотводящую сеть в течение суток, составляется график колебаний при­тока и таблицы притока сточных вод от населения и предприятия по часам суток. Это необходимо в дальнейшем при подборе насосов в насосных станциях.

Вопросы для самоконтроля

1. Как определить расчетный расход сточных вод от населенно­го пункта?

2. Как определить расчетный расход сточных вод от промыш­ленного предприятия?

3. Что такое модуль стока?

4. Как меняется приток сточных вод по часам суток?


Раздел 2. СЕТИ И СООРУЖЕНИЯ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Т е м а 2.1. Проектирование сетей водоотведения

При изучении этого раздела надо научиться трассировать водоотводящую сеть в зависимости от рельефа местности, расположения очистных сооружений, принятой системы водоотведения, грунто­вых условий.

Важным фактором, влияющим на стоимость строительства водоотводяших сетей, является глубина их заложения. Следует уметь рас­считывать начальную глубину заложения сети и знать, от чего она зависит, а также учитывать требования СНиП 2.04.03-85, раздел 4.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое бассейн водоотведения?

2. Какие существуют схемы трассировки сети?

3. От чего зависит величина начального заглубления водоотводящей сети?

4. Как определить расход на расчетном участке водоотводящей сети?


Тема 2.2. Гидравлический расчет сети водоотведения

Теоретические основы гидравлического расчета водоотводящей сети изучаются в дисциплине «Гидравлика», поэтому при изучении данной темы студенту достаточно вспомнить основные формулы. Студент должен уметь правильно сделать гидравлический расчет, что позволит построить сеть водоотведения с минимально возмож­ной затратой средств. Исходя из этого студент должен знать и уметь пользоваться таблицами, номограммами для расчетов водоотводя­щей сети.

При проектировании сети большую роль играют диаметры труб, степень их наполнения, уклоны и расчеты скорости. Эти величины нормируются СНиП 2.04.03-85, раздел 2.

Вопросы для самоконтроля

1. Зачем производится гидравлический расчет водоотводящей сети?

2. Какие величины при гидравлическом расчете нормируются СНиПом?

3. В чем заключается гидравлический расчет водоотводящей сети?


Тема 2.3. Устройство сетей водоотведения

Студент должен знать все виды труб, применяемых для устрой­ства самотечной и напорной канализации, а также способы соеди­нения этих труб. По учебнику [1,2] надо изучить конструкции сты­ков и вычертить их в конспекте. Подробно разобраться в конструк­ции смотровых и перепадных колодцев и запомнить их виды и мес­та установки. Уметь рассчитать дюкер и произвести пересечение водоотводящей сети с препятствиями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие виды труб применяют при устройстве водоотведения?

2. Какие требования предъявляются к материалу труб и стыков соединений?

3. Какие существуют типы смотровых колодцев?

4. Из каких элементов состоит водоотводящий колодец?

5. Каков принцип расчета дюкера, когда его устраивают?

6. Как вентилируется водоотводящая сеть?

7. Какие есть способы пересечения автомобильных и железных дорог с водоотводящими сетями?


Тема 2.4. Перекачка сточных вод

При изучении темы студент должен знать, в каких случаях воз­никает необходимость в перекачке сточных вод и какие есть типы насосных станций. Знать основное оборудование насосных станций, уметь подобрать насосы по производительности и напору. При оп­ределении вместимости резервуара нужно пользоваться указанием СНиП 2.04.03-85, раздел 5 или графиком притока и откачки сточ­ных вод. Следует учитывать требования к устройству аварийных выпусков СНиП 2.04.03-85, раздел 5. Желательно ознакомиться с типовыми проектами насосных станций.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют типы водоотводящих насосных станций по характеру обслуживаемого объекта?

2. Для какой цели устраивается приемный резервуар? Как опре­делить его вместимость?

3. Какое основное оборудование устанавливается на канализа­ционной станции?

4. Для чего устраивают аварийные выпуски?


Тема 2.5. Дождевая водоотводящая сеть (водостоки)

Дождевая канализация является важным элементом благоустрой­ства населенных мест. Студент должен уметь запроектировать до­ждевую водоотводящую сеть и знать, как ее рассчитать.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково назначение дождевой канализации?

2. Что такое интенсивность, продолжительность и повторяемость дождей?

3. Что представляет собой дождеприемник?

4. Каково назначение ливнеспусков?

5. В чем состоят особенности гидравлического расчета общес­плавной системы водоотведения?


Р а з д е л 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОЧИСТКИ СТОЧНЫХ ВОД


Тема 3.1. Состав и свойства сточных вод и осадков

Главными вопросами данной темы являются классификация за­грязнений сточных вод и показатели, определяемые при анализе сточных вод в лабораторных условиях. Основными показателями, которые будут использоваться при курсовом и дипломном проекти­ровании, являются биологическая потребность в кислороде (Б ПК) и взвешенные вещества.

Студентам надо знать различия между пятисуточной биологи­ческой потребностью в кислороде (БПК5), двадцатисуточной биоло­гической потребностью в кислороде (БПК20), химической потреб­ностью в кислороде (ХПК) и растворенным кислородом в сточной жидкости, роль аэробных и анаэробных процессов в очистке сточ­ных вод и обработке осадка.

Студенты должны уметь произвести расчет по концентрации за­грязнений смеси.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие загрязнения содержаться в сточных водах?

2. Что такое БПК и ХПК?

3. Какая разница между аэробным и анаэробным процессами?

4. Что такое нитрификация и денитрификация?


Тема 3.2. Водоем — приемник сточных вод

При изучении темы надо уяснить значение определения степени необходимой очистки сточных вод и уметь произвести расчет необ­ходимой степени очистки сточных вод по взвешенным веществам, БПК4 и растворенному кислороду.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое самоочищающая способность водоема и какие фак­торы на нее влияют?

2. Как определяется требуемая степень очистки сточных вод по БПК?

3. Какие существуют виды водоемов в зависимости от водополь­зования?


Тема 3.3. Методы очистки городских сточных вод

Студент, изучив данную тему, должен знать методы очистки сточ­ных вод и уметь выбрать нужный метод.

Вопросы для самоконтроля

1. В какой последовательности сточные воды проходят сооруже­ния полной биологической очистки?

2. Что происходит с осадком, образовавшимся в процессе очис­тки сточной жидкости?


Тема 3.4. Механическая очистка сточных вод

Изучив данную тему, студент должен знать конструкции соору­жений, их работу, а также уметь рассчитать сооружение, используя СНиП 2.04.03-85, раздел 6. Изучая сооружения, следует обратить внимание на условия применения сооружений различных типов, их достоинства и недостатки.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие сооружения применяются для механической очистки бытовых сточных вод?

2. Какие существуют типы песколовок и отстойников?

3. Какое место занимает механическая очистка в схеме станции биологической очистки сточных вод?

4. Куда направляют песок из песколовок и осадок из первичных отстойников?


Тема 3.5. Биохимическая очистка сточных вод

Биохимическая (биологическая) очистка в настоящее время ста­ла обязательной для очистки сточных вод от городов и поселков. Студенту необходимо знать типы, конструкции и работу всех соору­жений биологической очистки сточных вод, а также уметь рассчи­тать сооружение биологической очистки.

Необходимо обратить внимание на условия применения каждо­го типа сооружений, на их достоинства и недостатки.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие существуют сооружения естественной биохимической (биологической) очистки?

2. Какие Вы знаете сооружения для биологической очистки в искусственных условиях?

3. В чем заключается принцип работы биофильтров и какие типы биофильтров существуют?

4. Какие существуют конструкции аэротенков и как они работа­ют?

5. Какие системы аэрации Вы знаете?

6. Для чего применяют илоуплотнители?

7. Что такое активный ил, биологическая пленка и какова их роль в очистке сточной жидкости?

8. Для чего применяют вторичные отстойники?

9. По каким основным показателям оценивается работа аэротен­ков?


Тема 3.6. Физико-химическая очистка сточных вод

После изучения данной темы студент должен знать методы фи­зико-химической очистки, устройство и работу сооружений, а так­же уметь применять данные сооружения, в зависимости от состава сточных вод и в соответствии с технико-экономическими показате­лями.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое регенеративные и деструктивные методы очистки?

2. В чем заключается процесс флотации?

3. Какие реагенты применяются для физико-химической очист­ки сточных вод?

4. Назовите типы фильтров, применяемые для физико-химичес­кой очистки?

5. Типы осветлителей?


Тема 3.7 Обеззараживание сточных вод и выпуск в водоем

Изучив данную тему, студент должен знать свойства дезинфектантов, применяемых для обеззараживания сточных вод, конструк­ции сооружений, применяемых для обеззараживания сточных вод, типы выпусков с учетом требований СНиП 2.04.03-85, раздел 4 по их конструкции и месту расположения, а также уметь применять такой дезинфектант, который был бы эффективным и недорогим.

Вопросы для самоконтроля

1. Для чего применяется обеззараживание сточных вод?

2. Каково назначение контактных резервуаров?

3. Как устроен хлоратор?

4. Какие типы выпусков сточных вод в водоем Вы знаете?


Тема 3.8. Обработка осадков сточных вод

Методы обработки и обезвоживания осадков сточных вод дол­жны быть изучены с точки зрения утилизации осадков, использова­ния их в качестве органического удобрения для сельского хозяйства.

Использование осадка сточной жидкости является важнейшим средством обеспечения самоокупаемости очистных сооружений водоотведения.

Студенту необходимо знать основные сооружения по обработке осадка. Уметь подобрать и рассчитать нужное ему сооружение в со­ответствии с указанием СНиП 2.04.03-85, раздел 6.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные сооружения предназначены для обработки осадка?

2. Как работает двухъярусный отстойник и метантенк?

3. На каких сооружениях обезвоживают осадок?

4. Что такое аэробная стабилизация осадка?

5. Какие показатели являются главными при контроле работы сооружений по сбраживанию осадка?

6. Что такое мозофильное и термофильное сбраживание?


Тема 3.9 Малая канализация


Объекты малой канализации. Выбор метода очистки сточных вод в зависимости от фоновых концентраций загрязнений в водоёме. Факторы, влияющие на выбор сооружений по приёму и очистке сточных вод.

Сооружения подземной фильтрации с отведением сточных вод в грунт (фильтрующие колодцы, поля подземной фильтрации) и с отведением очищенных сточных вод в водоём (песчано-гравийные фильтры, фильтрующие траншеи

Компактные установки заводского изготовления Конструкции сооружений и принцип их действия. Эффективность работы.

Сооружения биологической очистки сточных вод: аэротенки продленной аэрации, циркуляционные окислительные каналы, дисковые фильтры, биологические пруды. Обзор конструкций и принципа их действий.

В результате изучения темы студент должен:

иметь представление:

о проблемах водоотведения малых населённых пунктов;

о сооружениях малых населенных пунктов и их принципе работы.


Тема 3.10 ^ Основы проектирования очистных станций городских сточных вод

Студент после изучения данной темы должен знать основы про­ектирования очистных станций, уметь выбрать компоновку очист­ной станции, которая обеспечила бы экономичность и удобство стро­ительства, а также эксплуатации сооружений при наименьшей занимаемой площади и наименьших потерях напора при прохожде­ний стоков по сооружениям. Следует обратить внимание на высо­тное расположение сооружений (профиль «по воде» и «по илу»), так как оно влияет на баланс земляных работ и, следовательно, на сто­имость строительства.

Вопросы для самоконтроля

1. На основании каких данных производится выбор площадки для очистных сооружений?

2. Что такое профиль «по воде»? Для чего его строят?

3. Как измеряют расход сточных вод, поступающих на очистные сооружения?

Тема 3.11 Очистка производственных сточных вод


Регенеративные и деструктивные методы очитки производственных стоков. Схемы очистки производственных сточных вод.

Механическая очистка производственных сточных вод- усреднение, процеживание, отстаивание, фильтрование. Усреднители количества и состава сточных вод. Конструкция и принцип работы усреднителей.

Процеживание (волокноуловитель). Конструкция, принцип работы. Эффект очистки. Недостатки сооружения.

Отстойники специального назначения- нефтеловушки, смолоуловители, жироловки. Типы фильтров. Ультрафильтрация.

Химическая очистка производственных сточных вод. Нейтрализация смещением, добавление реагентов, фильтрованием через нейтрализующую загрузку.

Применяемые реагенты, загрузка.

Химическое окисление хлором и хлорсодержащими соединениями. Окисление кислородом воздуха. Электрохимическая деструкция загрязнений.

Методы физико - химической очистки – коагуляция, электрокоагуляция, сорбция, флотация, экстракция, эвапорация, кристаллизация, ионный обмен и дегазация.

Биологическая очистка производственных стоков. Особенности биологической очистки производственных сточных вод. Влияние различных факторов на эффективность биологической очистки.

Условия применения каждого метода и эффективность очистки.

В результате изучения темы студент должен:

знать: методы очистки и принцип работы сооружений для очистки производственных сточных вод;

уметь: читать схемы технологических процессов очистки производственных сточных вод.


Тема 3.12 ^ Охрана водоемов от загрязнений и рациональное использование очищенных вод

Студент после изучения данной темы должен знать конструкции сооружений, применяемых для доочистки сточных вод, и методы очистки, а также уметь применять данные сооружения для улучше­ния качества сточных вод перед выпуском их в водоем.

Вопросы для самоконтроля

1. Цели и задачи доочистки сточных вод?

2. Какие Вы знаете фильтры для доочистки?

3. Сооружения для биологической доочистки сточных вод.

4. Методы химической и физико-химической доочистки воды от остаточных загрязнений?

5. Какие устройства для насыщения сточных вод кислородом Вы знаете?

6. Где используются повторные очищенные сточные воды?

^ Курсовое проектирование


Тема «Водоотведение города»

В состав работы входят пояснительная записка и графическая часть (1-й лист формата А2, 2-й лист формата А1)

В задании к курсовому проекту выдаются следующие данные:

- план города с горизонталями в масштабе 1: 20000

оформляется в о

Пояснительная записка включает следующие разделы:

Введение

  1. Общий раздел

    1. Характеристика объекта водоотведения

    2. Выбор схемы и системы водоотведения

    3. Трассировка сети

  2. Расчетные расходы сточных вод

    1. Определение расчетных расходов стоков от жилой застройки

    2. Расходы сточных вод от промышленного предприятия

  3. Сеть водоотведения

    1. Определение расходов на расчетных участках водоотводящей сети

    2. Определение начальной глубины заложения

    3. Гидравлический расчет сети

    4. Устройство водоотводящей сети

  4. Насосная станция перекачки сточных вод

    1. Определение диаметров всасывающих и напорных трубопроводов

    2. Подбор насосов

    3. Определение емкости приемного резервуара

5 Очистные сооружения

5.1 Расчет необходимой степени очистки сточных вод

5.2 Выбор состава очистных сооружений и краткое описание схемы очистки стоков и обработки осадков

    1. Расчет сооружений

    2. Обеззараживание воды

    3. Выпуск очищенных сточных вод в водоем

  1. Мероприятия по рациональному использованию воды и охране водных ресурсов

Заключение

Список литературы


^ Графическая часть курсового проекта


1 Генеральный план города с уличной сетью и коллекторами, насосными станциями по перекачке сточных вод и очистными сооружениями. Выполняется в масштабе 1:10000 на листе1 формата А-2.

2 Продольный профиль главного коллектора и любого бокового подключения выполняется на миллиметровке и вкладывается в пояснительную записку.

3 Генеральный план очистной станции с нанесением сооружений, основных и вспомогательных коммуникаций. Выполняется в масштабе 1:500 на листе формата А-1.

Курсовой проект должен быть выполнен и оформлен в соответствии с СНиП. 2.04.03-85, ГОСТом 2.105-92 и ЕСКД.


Перечень практических работ


№ темы
^ Номер и наименование занятия

2.2

Определение расходов сточных вод на расчётных участках водоотводящей сети

2.3

Гидравлический расчёт водоотводящей сети



^ Задания на контрольные работы и методические указания по их выполнению


По дисциплине «Водоотведение» выполняются две работы. Контрольная работа № 1,2 состоят из десяти вариантов. Контрольная работа №1 содержит пять теоретических вопроса. Контрольная работа №2 содержит пять практических задач. Вариант контрольной работы определяется по последней цифре номера студента по журналу. При окончании номера на “0” выполняется вариант №10, при последней цифре “1” – вариант №1 и т.д.

Контрольная работа выполняется в тетради с титульным листом по Госстандарту, сине- фиолетовой пастой. Особое внимание уделять не только содержанию ответов, но и четкому, разборчивому почерку, текст работы надо писать через строчку, сокращения терминов использовать только в соответствии с ГОСТ.

В контрольной работе приводятся необходимые эскизы, схемы в карандаше.

В текстовой и графической частях работы следует соблюдать терминологию и обозначения, соответствующие действующим ГОСТом.

На каждой странице оставляется поле шириной 3-4 см для замечаний проверяющего работу. После ответа на последний вопрос приводится список использованной литературы, нормативных актов, стандартов.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:

В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение. После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя и повторить недостаточно усвоенный материал. Незачтенная контрольная работа подлежит повторному выполнению.

Контрольная работа не зачитывается если:


Задания, выполненные не по своему варианту, не зачитываются и возвращаются студенту.

В конце контрольной работы указать список использованной литературы.

Выполняемая работа должна содержать конкретные, полные ответы. Выполняемая работа сдается в учебную часть заочного отделения методисту, где делается отметка о сдаче контрольной работы и передается преподавателю на рецензирование. Если в контрольной работе есть замечания, то она возвращается студенту, через методиста, на доработку с указанием замечаний, которую необходимо устранить и возвратить на повторную проверку.

При получении неудовлетворительной оценки на экзамене, студент-заочник имеет право на повторный экзамен, а в случае неудовлетворительного ответа на повторном экзамене - сдает экзамен комиссии.


^ Вопросы к контрольной работе №1


Вариант № 1

1. Кратко описать существующие системы водоотведения, ука­зать достоинства и недостатки.

2. Вычертить и объяснить конструкции соединений канализаци­онных асбестоцементных труб.

3. В чем заключается механическая очистка сточных вод? Пере­числить сооружения механической очистки сточных вод. Когда ме­ханическая очистка считается основной, когда предварительной?

4. Химическое окисление как метод очистки промстоков.

5. Стабилизация осадков сточных вод. Методы стабилизации. Конструкция и принцип работы сооружений для стабилизации осадков.


Вариант № 2

1. Виды колодцев на водоотводящей сети, их назначение и места установки.

2. Написать формулы определения глубины заложения водоот­водящей сети при присоединении внутриквартальной сети к внеш­ней и минимальной глубины заложения водоотводящей сети.

3. В чем заключается биологическая (биохимическая) очистка сточных вод на биофильтрах? Классификация биофильтров. Основные элементы биофильтров.

4. Усреднение расхода и концентрации стоков. Нейтрализация как метод очистки промстоков.

5. Кондиционирование осадков сточных вод.


Вариант № 3

1. Разбивка территории на бассейны водоотведения, принци­пы трассировки водоотводящей сети.

2. Вычертить план и разрез смотрового колодца и описать ос­новные его части.

3. Характерный состав загрязнений бытовых сточных вод. Что та­кое концентрация стока по взвешенным веществам и показатель БПК? О наличии каких веществ в стоке эти показатели свидетельствуют?

4. Коагулирование как метод очистки промстоков. Какие коагу­лянты Вы знаете? Перечислите их.

5. Обезвоживание осадков сточных вод в естественных условиях.


Вариант № 4

1. Общая схема водоотведения и ее основные элементы.

2. Способы соединения бетонных водоотводящих труб с гладки­ми концами.

3. Что такие аэробные процессы, чем они обусловлены, в каких сооружениях очистки протекают (перечислить)?

4. Флотация — метод физико-химической очистки (описать).

5. Обезвоживание осадков сточных вод на вакуум- фильтре.


Вариант № 5

1. Схемы водоотводящей сети (объяснить их назначение).

2. Дождемеры, их назначение и устройство.

3. Самоочищающая способность водоемов. Определение коэф­фициента смешения.

4. Экстракция — метод физико-химической очистки промстоков (описать).

5. Обезвоживание осадков сточных вод на фильтр-прессе.


Вариант № 6

1. Особенности течения жидкости в водоотводящих сетях.

2. Пути охраны водоемов от загрязнений.

3. Состав и свойства сточных вод.

4. Сорбция — метод физико-химической очистки промстоков (описать).

5. Обезвоживание осадков сточных вод на центрифуге.


Вариант № 7

1. Формы поперечного сечения и минимальные диаметры труб и коллекторов.

2. Определение метода стока.

3. Процесс сбраживания в анаэробных условиях (описать соору­жения, где происходит анаэробное сбраживание).

4. Эвапорция — метод физико-химической очистки промстоков (описать).

5. Термическая сушка осадков сточных вод.


Вариант № 8

1. Что такое наполнение водоотводящей сети, минимальные и максимальные скорости, уклоны?

2. Типы перепадных колодцев.

3. Аэробное сбраживание осадков сточных вод, в каких сооруже­ниях происходит аэробное сбраживание (описать процесс)?

4. Ионный обмен — метод физико-химической очистки про­мстоков (описать).

5. Сжигание осадков сточных вод.


Вариант № 9

1. Как выполняются пересечения самотечных трубопроводов с препятствием (дюкеры, переходы).

2. Условия спуска сточных вод в водоем.

3. Вакуум-фильтры, их назначение, устройство, работа.

4. Системы аэрации сточных вод в аэротенках.

5. Дегельминтизация (обеззараживание) осадков сточных вод.


Вариант № 10

1. Выбор системы водоотведения городов. Технико-экономичес­кое сравнение систем водоотведения.

2. Способы соединения железобетонных раструбных водоотво­дящих труб.

3. Типы выпусков сточных вод в водоем, их конструктивные раз­личия.

4. Эвапорация — метод физико-химической очистки промстоков (описать).

5. Уплотнение осадков сточных вод.


Вопросы к контрольной работе №2


Задача № 1

Определить расчетный расход сточных вод от города «А» двумя способами:

- по плотности населения,

- по модулю стока,

если известно, что ^ Р — плотность населения, чел/га;

F — жилая площадь города, га;

qH — норма водоотведения, л/чел.сут;

К — общий коэффициент неравномерности.


Значения Р, F, qu принять в зависимости от последней цифры шифра-номера по таблице:

Данные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Р

320

280

340

260

360

240

380

390

400

410

F

200

300

240

320

210

270

260

290

300

350



220

240

260

290

300

280

310

270

250

230



Задача № 2

Используя расчетные таблицы, определить диаметр самотечного канализационного коллектора, указать скорость, наполнение, со­блюдая требования СНиП 2.04.03-85 пункты (2.33, 2.34, 2.36).

Исходные данные принять по таблице в зависимости от послед­ней цифры шифра-номера студента:


Параметр

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расчетный расход сточных вод в трубе, л/с

29

126

62

21

70

36

40

15

88

53

Уклон трубы

0,004

0,002

0,003

0,005

0,0025

0,004

0,0035

0,006

0,0025

0,003


Задача №3

Используя расчетные таблицы, подобрать диаметр напорного водовода и потери напора в нем, по следующим исходным данным:


Параметр

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Расчетный расход сточных вод в водоводе, л/с

99

322

33

92

310

164

54

341

59

144

Длина водовода, м

120

200

180

250

150

300

420

280

140

750

Скорость в водоводе, м/с

1,4

1,4

1,0

1,3

1,1

1,3

1,1

1,2

1,2

1,5



Задача №4

Вариант 1

Начертить рисунок и определить глубину заложения лотка в начале участка 1-2, если:

- к участку 1-2 присоединяется участок 2-3 d = 300 мм;

- отметки земли в точках 1, 2 – одинаковые;

- длина участка 1-2 равна 185 м;

- диаметр участка 1-2 d = 200 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять равным минимальному;

- глубина заложения шелыги в начале участка 2-3 равна Hзал = 2.5 м.


Вариант 2

Начертить рисунок и определить глубину заложения шелыги в начале участка 1-2, если:

- отметки земли в точках 1-299 м, 2 – 298.95м ;

- длина участка 1-2 равна 300 м;

- диаметр участка 1-2 d = 200 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять равным минимальному;

- глубина заложения лотка в конце участка 1-2 равна Hзал = 3.5 м.

Вариант 3

Начертить рисунок и определить глубину заложения шелыги в конце участка 1-2, если:

- к участку 1-2 присоединяется выпуск d = 100 мм;

- отметки земли в точках 1, 2 – одинаковые;

- длина участка 1-2 равна 75 м;

- диаметр участка 1-2 d = 200 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять равным минимальному;

- глубина заложения выпуска 1.8 м.

Вариант 4

Начертить рисунок и определить глубину заложения шелыги в конце участка 1-2, если:

- к участку 1-2 присоединяется выпуск d = 100 мм;

- отметки земли в точках 1- 194.8 м , 2 – 194.1м ;

- длина участка 1-2 равна 105 м;

- диаметр участка внутриквартальной сети 1-2 d = 150 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять равным минимальному;

- глубина заложения выпуска 2.1 м.

Вариант 5

Начертить рисунок и определить уклон участка 2-3, если:

- к участку 2-3 присоединяется выпуск d = 100 мм;

- отметки земли в точках 2, 3- одинаковые ;

- длина участка 2-3 равна 70 м;

- диаметр участка внутриквартальной сети 2-3 d = 250 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- глубина заложения шелыги выпуска Hзал = 2.7 м.

- глубина заложения лотка конца участка 2-3равна Hзал = 3.0 м.


Вариант 6

Начертить рисунок и определить глубину заложения лотка в конце участка 1-2, если:

- отметки земли в точках 1-56 м, 2 – 55.3м;

- длина участка 1-2 равна 370 м;

- диаметр участка 1-2 d = 700 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять 0.004;

- глубина заложения шелыги в начале участка 1-2 равна Hзал = 3.45 м.


Вариант 7

Начертить рисунок и определить диаметр участка 1-2, если:

- отметки лотка в точке 1-120.3 м,

- отметки шелыги в точке 2 – 120.05 м;

- длина участка 1-2 равна 170 м;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять 0.004;

Вариант 8

Начертить рисунок и определить диаметр участка 1-2, если:

- отметки лотка в точке 1-110. 0 м,

- отметки шелыги в точке 2 – 109.7 м;

- длина участка 1-2 равна 120 м;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять 0.005;

Вариант 9

Начертить рисунок и определить диаметр участка 1-2, если:

- отметки шелыги в точке 1-210. 0 м,

- отметки лотка в точке 2 – 208.7 м;

- длина участка 1-2 равна 150 м;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять 0.006;

Вариант 10

Начертить рисунок и определить глубину заложения шелыги в начале участка 1-2, если:

- к участку 1-2 присоединяется участок 2-3 d = 400 мм;

- отметки земли в точках 1, 2 – одинаковые;

- длина участка 1-2 равна 200 м;

- диаметр участка 1-2 d = 350 мм;

- способ соединения труб в колодце – по шелыгам;

- уклон сети участка 1-2 принять равным минимальному;

- глубина заложения лотка в начале участка 2-3 равна Hзал = 3.4 м.


Задача №5

Вариант 1

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=3200 м3;

- объём регенератора Vа= 1920 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=260 мг/л;

Вариант 2

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=7300 м3;

- объём регенератора Vа= 7680 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=354 мг/л;

Вариант 3

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=2530 м3;

- объём регенератора Vа= 2589 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=425 мг/л;

Вариант 4

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём сточных вод аэротенка Va=12589 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=200 мг/л;

Вариант 5

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=8000 м3;

- объём регенератора Vа= 4058 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=238мг/л;

Вариант 6

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=3200 м3;

- объём регенератора Vа= 1920 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=260 мг/л;

Вариант 7

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=1920м3;

- объём регенератора Vа= 3200 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения

LСМ=190 мг/л;


Вариант 8

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=4567 м3;

- объём регенератора Vа= 2789м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=325 мг/л;

Вариант 9

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём собственно аэротенка Va=2789 м3;

- объём регенератора Vа= 1560м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=366 мг/л;

Вариант 10

Обосновать тип аэротенка, подобрать типовой проект для аэротенка и вычертить схему аэротенка, если:

- объём сточных вод аэротенка Va=9650 м3;

- необходима полная биологическая очистка;

- БПК полное сточной воды, поступающей на очистные сооружения LСМ=160 мг/л;


Пример выполнения задачи № 1

Определить расчетный расход сточных вод.

Для удобства и самопроверки решения лучше всего вести расче­ты в табличной форме.


Таблица 1.- Определение расчетного расхода по плотности населения



Площ.

гор., га

Плотность насел., чел/га

Число жителей, чел.

Норма водоотвед., л/чел·сут

Ср.сут. расход, м3/сут

Ср. сек. сут. расход, л/с

Общий к-т нерав.

Макс. сек. расход, л/с

F

P

N=PF



Qсут

qсек

Кден

qрасч


Таблица 2.- Определение расчетного расхода по модулю тока


Площ.

гор., га

Модуль стока, л/с·га

Средн.сек. расход, л/с

Общий к-т нерав.

Макс. сек. расход, л/с

F



qсек

Кден

qрасч


Рассчитать средний секундный расход от населенного пункта можно двумя способами:

1 способ — по известной норме водоотведения в л/чел·сут и плотности населения





2 способ — по модулю стока в л/с·га

Модуль стока равен (л/с·га),

т.е. расход стоков с 1 гектара застроенной площади в секунду. Таким образом: (л/с).

Поскольку речь идет об одном и том же населенном пункте, то среднесекундный расход должен быть одинаковым.

При определении максимального секундного расхода следует учитывать общий коэффициент неравномерности.

Расчет диаметров канализационных сетей ведут на самый «не­выгодный» случай, т.е. на максимальный секундный расход.

(л/с).

Значение Кден определяют по таблице 2 СНиП 2.04.03-85 (стр.3) (максимальный Кден) с помощью приема интерполяции.

Вспомним, в чем состоит этот прием. Допустим, qрасч = 61 л/с.

50 < 61 < 100 л/с (см. СНиП 2.04.03-85 табл. 2).

1,6 < К< 1,7

Поправка на 50 л/с составляет 0,1, на 1 л/с - 0,1/50 = 0,002.

Производим сближение крайних значений.

100 - 50 = 50 л/с;

1,7- 1,6 = 0,1.

Поправка на 50 л/с составляет 0,1, на 1 л/с — 0,1/50 = 0,002.

Сначала двигаемся от большего значения расхода (100 л/с) к за­данному (61 л/с):

100 - 61 = 39 л/с;

0,002 х 39 = 0,078, тогда Кден = 1,6 + 0,078 = 1,678.

Затем делаем проверку, двигаясь от меньшего значения расхода (50 л/с) к заданному (61 л/с):

61-50-11 л/с;

0,002 х 11 = 0,022,

тогда Кден =1,7 - 0,022 = 1, 678.

Расчет верен — Кден = 1,678.

Далее производится расчет по вариантам.


Пример выполнения задачи № 2

Определить диаметр самотечного канализационного колодца.

Приступая к решению задачи № 2, следует вспомнить, что при выборе экономически выгодного варианта прокладки самотечных канализационных труб следует учитывать взаимозависимость, сущес­твующую между скоростью движения стока V, м/с, наполнением в трубе h/d, диаметром трубы d, мм, и уклоном i.

Скорость движения стока должна быть самоочищающей. Ори­ентировочный диаметр можно принять из соотношения



По таблицам гидравлического расчета канализационных сетей и дюкеров, [5] (табл. 33, 3—29), по известным расходу, диаметру и уклону определяют значения скорости V и наполнения h/d, предва­рительно сверив их с требованиями СНиП 2.04.03-85 (таблица 16).


Пример выполнения задачи № 3

Подобрать диаметр напорного водовода и потери напора в нем.

Из гидравлики Вам должно быть известно, что потери напора определяются по формуле

h = i·L,

где i — единичное сопротивление, т.е. потери напора в трубе дли­ной 1 м;

L — длина трубы, м.

Значение i определяется по табл. № 42 «Таблиц гидравлического расчета канализационных сетей и дюкеров» [5] для напорных труб по данным Вашего варианта.

При решении задач № 2 и 3 следует обратить внимание на ве­личину и i ее физический смысл. Если при расчете самотечных труб (безнапорных) мы понимаем под i уклон, то есть величину заглубления лотка трубы через каждый метр, то при расчете напор­ных труб величина i — это единичное сопротивление, зависящее от диаметра, расхода, скорости и шероховатости внутренней по­верхности трубы.


Пример выполнения задачи № 4


Формула для расчета глубины заложения трубо­провода h2 в конце

участка 1-2:


h2 = h1 +iL+(Z2 – Z1)

где i — уклон водоотводящего трубопровода;

L — длина трубы, м;

h1 — глубина заложения лотка в начале участка 1-2 ,м;

Z2 —отметка земли в точки 2,м;

Z1 — отметка земли в точки 1,м.





Пример выполнения задачи № 5


Тип аэротенка выбирается согласно [12], в зависимости от БПКполн поступающей на очистку.

Объем одной секции аэротенка,



где n – число секций аэротенка, n = 2,4,6

Watv- общий объём аэротенка, м3


Watv = Wat + Wr


где Wat – объём собственно аэротенка, м3;

Wr – объём регенератора , м3.


По объёму одной секции по приложению 40 или 41[12] выбираем типовой проект аэротенка

типовой проект №……..

общий объём-…..м3,

объём одной секции -…..м3,

число секций –…… ,

число коридоров – …. ,

Вкор ширина коридора – …. м,

Нat рабочая глубина аэротенка –….. м.

Lat длина секции –….. м

Далее изображается рисунок аэротенка


Перечень средств обучения


Оборудование:


  1. Стенд ''Курсовое проектирование''

  2. Стенд ''Вакуумный хлоратор''

  3. Стенд ''МГП Мосводоканал''

  4. Стенд ''Нейтрализация кислых стоков''

  5. Макет вакуум-фильтра

  6. Макет биофильтра

Плакаты:

  1. Осветлитель-перегниватель

  2. Многокамерный септик

  3. Колодцы

  4. Дождеприемник. Дождемер

  5. Горизонтальная нефтеловушка

  6. Песколовка с круговым движением воды

  7. Двухъярусный отстойник

  8. Метантенк

  9. Напорный гидроциклон

  10. Аэрационная система «Экополимер»

  11. Декантер

  12. Нормы водоотведения

  13. Фильтрующий колодец

  14. Сотоблоки

  15. Многоярусная нефтеловушка с перекрестным движением воды

  16. Аэрационная система «Полипор»

  17. Смотровые колодцы из объемных элементов

  18. Флотатор

  19. Схемы канализационной сети

21. Радиальный отстойник

22. Гравитационный илоуплотнитель

23. Определения начальной глубины заложения уличной сети

24. Гидроциклон многоярусный низконапорный

  1. Пенополиуретановый фильтр

  2. Механизированная решетка

  3. УФ- установки

  4. Образцовые КНС с погружными насосами

  5. Биофильтры с плоскостной загрузкой

  6. Многоподовая печь

  7. Фильтр-пресс



Список литературы


Основная:


  1. Воронов Ю.В., Алексеев Е.В., Саломеев В.П., ПугачёвЕ.А. Водоотведение: Учебник (СПО) .- Москва.: ИНФРА-М, 2007-415с

  2. Николадзе Г.И. Коммунальное водоснабжение и канализация. Москва: Стройиздат, 1983 .-134с

  3. СниП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения. Москва: Стройиздат, 1986.-76с


Дополнительная:


  1. Справочник проектировщика. Канализация населенных мест и промышленных предприятий. Под общей редакцией В.Н.Самохина . Москва,: Стройиздат, 1980 .-639с

  2. Ласков Ю.М., Воронов Ю.В., Калицун В.И. Примеры расчетов канализационных сооружений . Учебное пособие для вузов- Москва: Высшая школа, 1981 .-255с

  3. Каталоги оборудования. Выпуск 1. Раздел 1.2 .Насосы для загрязненных сточных вод.- Москва. ЦНИИЭП инженерного оборудования, 2001.-134с

  4. Федоров Н.Ф. и др. Канализационные сети. Примеры расчета-Москва:Стройиздат, 1985 .-76с

  5. Э.С.Разумовский, Т.Л.Медриш, В.А.Казарян '' Очистка и обеззараживание сточных вод малых населенных пунктов''-Москва:Стройиздат,1986 .-129с

  6. Правила охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами.- Москва .Медгиз, 1985. –39с

  7. Яковлев С. В., Воронов Ю. В. Водоотведение и очистка сточных вод. Учебник для ВУЗов. Москва: АСВ, 2004. – 704 с.

  8. ''Водоснабжение и санитарная техника''- Москва: Стройиздат - Издательство Штробель.

  9. Методическое пособие для проведения курсовых и дипломных работ.- ФГОУ СПО СИК, 2008.-103с




metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-diplomnih-rabot-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-specialnosti.html
metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-kursovih-i-diplomnih-rabot-osnovani-na-trebovaniyah-gosta-reglamentiruyutsya-vidi-tekstovih-uchebnih-dokumentov-ih-sostav-i-obshie-pravila-oformleniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-referata-po-bzhd-referat.html
metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-i-oformleniyu-referatov.html
metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-dv-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kursovih-i-diplomnih-rabot-dlya-studentov-gumanitarnogo-fakulteta.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kislorod-ego-svojstva-i-primenenie-chast-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-obshie-svedeniya-ob-obrazovatelnom-uchrezhdenii-publichnij-otchet-gou-sosh-747-za-2010-2011-uchebnij-god-god-osnovaniya-1957.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyazi-s-obshestvennostyu-reklama-politicheskie-tehnologii-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vetv-vasiliya-sbornik-istoricheskih-materialov-po-istorii-roda.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-i-obem-dissertacii-aktualizaciya-postmodernistskoj-paradigmi-v-kulture-konca-hh-veka-na-primere-nemeckoyazichnoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povishenie-kachestva-obrazovaniya-na-osnove-formirovaniya-klyuchevih-kompetencij-na-i-stupeni-obucheniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-nikolaevich-shataev-kategoriya-trudnosti-sh28-kategoriya-trudnosti-lit-zapis-i-yakubzona-2-e-izd-dop.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-federalnomu-zakonu-o-zashite-konkurencii.html
  • writing.bystrickaya.ru/112-primernij-perechen-plan-meropriyatij-po-perehodu-federalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-v-au.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-municipalnogo-obrazovaniya-ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-ekskursiya-s-elementami-issledovaniya-po-okruzhayushemu-miru-vo-2-g-klasse-tema-v-gosti-k-oseni-zhivaya-priroda-osenyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-i-normi-tehnicheskoj-ekspluatacii-zhilishnogo-fonda-i-osnovnie-polozheniya-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-ekzamena-po-matematicheskoj-logike-i-teorii-algoritmov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nejtronnij-alhimik-konflikt.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-modemi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-istorii-ispolzovaniya-otechestvennih-sistem-simvolnih-preobrazovanij-v-mehanicheskih-prilozheniyah.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-baza-priema.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-premirovanii-iz-fmp-94-planovij-balans-rabochego-vremeni-95-stranica-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-negznde-5v051100-marketing-mamandii-shn-rastirilan.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nelegkuyu-zadachu-vzyalsya-ya-reshat-osmelivshis-pisat-etu-knigu-kak-vibrat-iz-tisyach-udivitelnih-prekrasnih-i-velichestvennih-ugolkov-planeti-sto-samih-samih-za-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijsko-ukrainskoe-soglashenie-po-chf-znamenuet-novij-etap-v-dvustoronnih-otnosheniyah-grizlov.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-detyah-zabivat-nelzya-7-obrashenie-obshestvennih-organizacij-k-prezidentu-rf-d-a-medvedevu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-metodicheskie-rekomendacii-po-obespecheniyu-deyatelnosti-organov-upravleniya-kulturoj-municipalnogo-rajona.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-po-discipline-konstitucionnoe-pravo-zarubezhnih-stran.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strahuvannya-v-ukran-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-podgotovki-k-gak-2-blok-osnovnie-teoreticheskie-napravleniya-v-sovremennoj-socialnoj-psihologii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-uchebnikov-dlya-8a-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzglyad-s-pozicij-konfliktologicheskogo-podhoda-smelzer-n-sociologiya-per-s-angl.html
  • writing.bystrickaya.ru/bankovskij-menedzhment-v-melkom-regionalnom-otdelenii-kom-banka-v-perehodnij-period-krizisnoj-ekonomiki-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-industrii-i-novih-tehnologij-respubliki-kazahstan-na-2011-2015-godi-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odin-za-drugim-podnimalis-oni-na-pomost-i-derzali-kosnutsya-rukoyati-mecha-stranica-20.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stihotvoreniya-vremena-goda-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strahuvannya-v-ukran.html
  • klass.bystrickaya.ru/54-tehnicheskaya-dokumentaciya-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-magistralnih-gazoprovodov-pte-mg-vrd-39-10-006-2000.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnovam-pravoslavnoj-kulturi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.