.RU

Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан


Методические указания Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/05






Министерство образования и науки Республики Казахстан


Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова


Кафедра русской филологии


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к изучению дисциплины

История мировой литературы

для студентов специальности 050204 – Культурология


Павлодар


Лист утверждения к Форма


методическим указаниям Ф СО ПГУ 7.18.1/05






УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета филологии

журналистики и искусства

__________Сарбалаев Ж.Т.

«___»_________20___г.




Составитель: к.ф.н., доцент ____________Цветкова А.Д.


Кафедра русской филологии


^ Методические указания

к изучению дисциплины


История мировой литературы

для студентов специальностей: 050204 – Культурология


Рекомендовано на заседании кафедры

«_____»______________20___г., протокол №__


Заведующий кафедрой____________________ Кенжебалина Г.Н.

Одобрено УМС факультета филологии, журналистики и искусства

«____»______________20___г., протокол №____


Председатель УМС_________________ Жуманкулова Е. Н.


Тема: Введение

План

1. Литература как часть культуры.

2. Специфика литературы.

3. История литературы как наука.

4. Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса.

5. Основные категории (термины) истории литературы.

6. История литературы как один из способов изучения культурной традиции.

7. Тезаурусный подход к изучению культуры и литературы.


Литература как часть культуры. Литература (лат. litteratura — на­писанное, от littera — буква) — совокупность записанных и имею­щих общественную значимость текстов; в более узком смысле — только художественная литература, вид искусства. Литера­тура, являясь частью художественной деятельности, обладает са­мыми существенными признаками искусства, сложившимися при его рождении и сохраняющимися во всех его видах. Это:

тезаурусность — обращение только к материалу, важному для человека (что определяет темы, идеи, проблемы, конфликты, об­разную систему); включение нового художественного материала только сквозь призму тезауруса уже сложившейся, освоенной преж­де системы художественных ориентиров, ожиданий.

символичность — передача в искусстве только части информа­ции, которая дополняется в сознании воспринимающего.

суггестивность — способность искусства передавать информа­цию, воздействуя не только на сознание, но и на подсознание воспринимающего субъекта, и одновременно невозможность вос­приятия искусства вне измененного состояния сознания;

условность — замещение действительности системой признан­ных обществом художественных условностей (иносказание, пере­дача объема на плоскости, традиционность и др.);

завершенность — существование искусства в виде отдельных завершенных произведений.

иммортальность (лат. immortalis — бессмертный, вечный) — стремление к длительному сохранению произведения искусства (основа импровизации в фольклоре; прочные материалы, крас­ки, книгопечатание, ноты и т.д.).

В отличие от других видов искусства литература выполняет осо­бую функцию посредника (медиатора) благодаря словесной фор­ме, т.е. она может соединять художественный и системно-логи­ческий способы освоения мира человеком. Это свойство она может придать некоторым синтетическим видам и жанрам искусства — театру, опере, песне и т.д.

^ Специфика литературы. Литература как вид искусства обладает качествами, определяющими ее специфику, в которой помимо словесно-письменной формы в первую очередь обнаруживаются:

- способность создания в сознании человека воображаемых (вир­туальных) миров. - способность передавать умственную деятельность человека в ее обусловленности национальными, историческими, социальны­ми стереотипами мышления, определять рефлективные и устой­чивые типы реагирования на действительность;

- способность в основном сохранять свое содержание при переводе с одного языка на другой.

- оперирование эмоционально окрашенными понятиями (кон­цептами) на уровне слова;

- оперирование идеями на уровне высказывания;

- оперирование художественными средствами, обеспечивающи­ми перенос и смещение информации: метафора, метонимия, эпи­тет, сравнение и т.д.

^ История литературы как наука. История литературы — относительно новая наука, насчиты­вающая не более двух веков. Однако на протяжении тысячеле­тий человечество тем или иным образом фиксировало сведения о развитии литературы.

^ Основные литературоведческие методы изучения литературного процесса. Биографи­ческий метод, культурно-исторический метод, сравнительно-исторический метод, социологический метод, формальный метод, «новая кри­тика» 1930— 1940-х годов, а позднее — структурализм. .

В работах отечественных исследователей (Ю.М.Лотман и др.) сформировались родственные структурализму системно-структур­ный и семиотический методы. Крупнейшие структуралисты (Р. Барт, Ю. Кристева и др.) в своих поздних работах перешли на позиции постструктурализма (деконструктивизма), провозгласив принципы деконструкции и интертекстуальности. Во второй половине XX в. плодотворно развивался типологи­ческий метод. К этому же периоду относится развитие историко-функционалъного метода (в центре — изучение особенностей функционирова­ния литературных произведений в жизни общества), историко-генетического метода (в центре — обнаружение источников лите­ратурных явлений). В 1980-х годах сложился историко-теоретический метод.

^ Основные категории (термины) истории литературы. К ключе­вым категориям истории литературы можно отнести такие, как «литературный процесс» (и ряд сопутствующих понятий, в том числе стабильные и переходные периоды, эпохи), «жанр» (и «система жанров»), «направление», «течение», «школа», «движение», «художественный метод» (и сопутствующие этому понятию категории «концепция мира, человека и искусст­ва», «нравственно-эстетический идеал»), «стиль».

^ Литературный процесс. Термин появился в конце 1920-х годов для характеристики исторического существования, функ­ционирования и эволюции литературы как целостности, воспри­нимаемой в контексте культуры.

^ Жанр, система жанров. В жанре выражаются отношения между тем, кто создает произведение ис­кусства, и тем, кто его воспринимает. Жанр передает меру и ха­рактер условности в искусстве. В разных типах условности выявля­ются исторический уровень и цели отражения действительности. Жанр можно оп­ределить как исторически понятный тип формосодержательного единства в литературе.

Художественный метод, направление, течение, школа, движение. Стиль.

История литературы как один из способов изучения культурной традиции. Тезаурусный подход к изучению культуры и литературы. Опреде­лить объем и характер материала в учебнике по истории литера­туры представляется возможным только на основании общена­учного тезаурусного подхода, разрабатывающегося в последние годы.

Литература

1. Луков Вл.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. Изд 6. – М., 2009.

2. Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы ХХ века. – М., 1986.

3. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х – ХХ вв. – М.: МГУ, 1987.


Тема: Мифы и эпосы народов мира и древняя литература


План

1. Миф. Мифология. Миф и религия.

2. Теория мифа и ее представители.

3. Типология мифа и ее принципы.

3. Функции мифов.

4. Миф и ритуал.

5. Мифотворчество.

6. Эпос как устно-поэтический жанр.

metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-2004-stranica-5.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov-nefilologicheskih-specialnostej-habarovsk.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01-08-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-i-individualnie-domashnie-zadachi-po-fizike-chast-2-stranica-5.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-delovoj-korrespondencii-stranica-2.html
metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-dvizhenie-veri-l-shestov.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-2-psihologiya-sirot-dzhejms-shaller.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-logika-uchebno-metodicheskij-kompleks-stranica-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iii-kak-svodyat-s-uma-i-d-lelchickij-d38-detskoe-kino-detyam.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-dopolnitelnoe-obrazovanie-statya-osnovnie-ponyatiya-i-termini-primenyaemie-v-nastoyashem-federalnom-zakone.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-ii-obshaya-teoriya-konflikta-konfliktologiya-uchebnoe-posobie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-nauchnoj-sessii-vgi-gou-vpo-volgu-v-2011-g-plenarnoe-zasedanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dosldzhennya-porvnyannya-spozhivchih-vlastivostej-kakao-poroshku-rznih-kran-pohodzhennya-h-mitne-oformlennya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-54.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-probuzhdenie-uchenik-nekromanta-mir-bez-boli.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-finansi-buhgalterskij-uchet-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/podprogrammi-shkolnaya-podprogramma-povishenie-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-na-2010-2014-godi-celi.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-dzhon-annotaciya-dorogoj-dzhon.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-po-prirodovedeniyu-5-klass-tema-zdorove-cheloveka-i-bezopasnost-zhizni.html
  • studies.bystrickaya.ru/glavnij-geroj-v-vasilii-terkine.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-predstavlyaet-soboj-tibetskaya-medicina-l-l-hundanov-doktor-medicinskih-nauk-professor-v-1989-g-izbiralsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-shkoli-na-uchebnij-god-yavlyaetsya-vazhnejshim-lokalnim-aktom-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-vo-pervih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-byudzhetnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/adres-107076-moskva-ul-strominka-dom-18-uchreditel-pravitelstvo-rf.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kniga-ucheta-dvizheniya-trudovih-knizhek-lekciya-6-poryadok-zapolneniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-ot-31-maya-2011-g-n-20-rp-o-plane-meropriyatij-po-metodicheskomu-i-pravovomu-obespecheniyu-perehoda-na-mezhvedomstvennoe-i-mezhurovnevoe-vzaimodejstvie.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-informatika.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-upravlenie-riskami-1-obshaya-harakteristika-banka-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-kniga-polnostyu-so-vsej-shemoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-algoritma-e-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-osnovi-programmirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/eta-kniga-ne-ocherk-istorii-kino-eto-popitka-taksonomii-opit-klassifikacii-obrazov-i-znakov-ktomu-zhe-v-pervom-tome-mi-ogranichimsya-tolko-opredeleniem-elemen-stranica-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-5-uroven-fizicheskoj-podgotovlennosti-kursovaya-rabota.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-97-status-sotrudnikov-grazhdanskoj-zashiti-zakon-respubliki-kazahstan-o-grazhdanskoj-zashite.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-prodazhi-obrasheniya-ispolzovaniya-kontrolya-i-izyatiya-proezdnih-biletov-dlya-uchashihsya-obsheobrazovatelnih-shkol-gimnazij-liceev-i-professionalnih.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voda-chast-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervij-period-istorii-apostolskogo-veka.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektrotehnicheskie-raboti-8-chas-obrazovatelnie-programmi-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-na-temu-slavnie-simvoli-rossii.html
  • student.bystrickaya.ru/-v-gorode-uspeshno-reshayutsya-socialnie-problemi-veteranov-vojni-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya.html
  • education.bystrickaya.ru/-yurgamishskaya-srednyaya-shkola.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.