.RU

Методические указания для заочной формы обучения - Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая...


^ Методические указания для заочной формы обучения
Раздел I. Введение в экономическую теорию

Тема 1. Экономическая теория как наука.

Приступая к изучению данной темы, прежде всего, важно уяснить, что экономическая теория — фундаментальная наука, изучающая общие закономерности и принципы хозяйствования во взаимосвязи с этико-социальными процессами, и имеющая позитивную и нормативную сущность. Необходимо обратить внимание на два аспекта экономической теории: а) выявление основных тенденций (законов) возникновения, развития и отмирания производственных отношений (политическая экономия); б) исследование того, каким образом экономическому субъекту в условиях ограниченности ресурсов решить триединую задачу: что, как и для кого производить с наименьшими затратами («экономикс»). В рамках данной темы следует раскрыть, что является предметом экономической теории и рассмотреть многообразие подходов к данной проблеме.

Здесь следует исходить из того, что экономическую теорию можно представить и как «политическую экономию», и как «экономикс». Причём необходимо уяснить для себя, какая из них является мировоззренческой фундаментальной наукой, стремящейся к раскрытию сущности экономических явлений и процессов, причинно-следственных связей и взаимодействия между ними в их единстве, а какая ограничивается феноменно-событийным срезом экономических явлений и процессов, установлением функциональных зависимостей между переменными, рациональным поведением субъектов рынка.

Рассматривая общественное производство как основу формирования условий удовлетворения и роста потребностей общества, следует раскрыть основные категории: производительные силы, производственные, экономические отношения, способ производства, общественное воспроизводство (производство, распределение, обмен и потребление), естественные и общественные факторы производства, а также экономические интересы, цели и средства их достижения.

Изучая кругооборот благ и доходов, затраты и результаты необходимо раскрыть место и роль домашних хозяйств, предприятий, финансовых инструментов и государства в кругообороте товаров, ресурсов и денег (потоки и запасы).

В завершении темы следует рассмотреть проблему выбора оптимального решения (граница производственных возможностей) в условиях ограниченности ресурсов.

Тема 2. Методы экономической теории.

В рамках данной темы необходимо уяснить специфику исследования экономической деятельности и ее проявлений, проблему ограниченности хозяйственного эксперимента, допущения и ограничения в экономической теории, важность диалектической, формальной, математической логики в познании экономических явлений и процессов, причинно-следственных связей и функционального анализа.

Вникая в тонкости вышесказанного, в первую очередь, необходимо исходить из того, что предметом исследования экономической теории, равно как и любой другой общественной науки, является социальная среда, человек, как носитель социально-экономических отношений. Эта сфера весьма подвижна, неустойчива и многогранна. При этом, если в естественных науках возможны различного рода эксперименты, то в общественных науках эксперименты непосредственно затрагивают судьбы людей.

Далее, важно понять, что диалектическая логика обращает внимание на самодвижение, саморазвитие процессов и явлений, базирующихся на их внутренних зависимостях, противоречиях. Формальная логика ограничивается внешними признаками сходства и различия явлений. Математическая логика, опираясь на их формализованный язык, устанавливает доказуемость умозаключений.

Изучая инструментарий экономического исследования, следует акцентировать внимание на научном абстрагировании, сочетании абстрактного и конкретного, анализа и синтеза, индукции и дедукции, количественного и качественного, исторического и логического, а также экономическом моделировании, математическом и графическом методах.

В заключение темы, необходимо осознать, что процесс познания включает в себя этапы движения мышления от созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике, в ходе которого выявляются экономические категории и законы, имеющие объективно-субъективную природу и исторический характер.

^ Раздел II. Основополагающие предпосылки формирования и развития рыночных отношений.

Тема 3. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения.

При изучении данной темы следует проанализировать взаимосвязь разделения труда и меновых отношений в условиях зарождения товарного производства и развития рыночной экономики.

Важно также уяснить специфику основных видов разделения труда: естественное, техническое и общественное и их взаимную обусловленность. В рамках общественного разделения труда следует уяснить различие между: общим (обособление различных сфер хозяйствования), частным (выделение отдельных отраслей и видов производства), единичным (обособление отдельных видов деятельности в рамках предприятия) разделением труда. При этом необходимо учитывать исторические (движение от общего к частному, от частного к единичному) и современные тенденции развития разделения труда (перерастание единичного в частное разделение труда, развитие общего на базе частного).

Для лучшего уяснения экономического содержания разделения труда требуется основательное изучение таких его форм проявления, как дифференциация и диверсификация, специализация и универсализация, концентрация и централизация производства. Рассматривая диверсификацию, нужно обратить внимание на то, что она может иметь рыночный и производственный характер. Далее следует раскрыть основы обобществления труда, капитала и производства, что означает установление непосредственных и опосредованных связей между обособленными видами трудовой деятельности и производства. В рамках данной темы также необходимо рассмотреть влияние новых тенденций разделения труда и обобществления производства на видоизменение рыночных структур.

^ Тема 4. Собственность и рыночная экономика.

Данная тема — одна из ключевых в курсе экономической теории, так как отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и проявляются в таких экономических категориях, как цена, зарплата, прибыль, рента, финансы и т.д.

Собственность выступает как одно из определяющих условий возникновения товарного производства и развития рынка. Многогранность данной категории требует выяснения ее сущности, роли в системе экономических отношений, специфики экономического и юридического содержания. При этом, в первую очередь, следует осознать, что собственность, как экономическая категория, выражает отношения между людьми по поводу присвоения ими тех или иных объектов. Во-вторых, экономическое содержание собственности отражает способ соединения труда (работника) со средствами производства (капиталом, землей) в прямой или опосредованной формах.

С юридической точки зрения, собственность — это отношения субъектов к объектам собственности, которые в российском законодательстве определены, как право по своему усмотрению владеть (обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства) и распоряжаться (определять юридическую судьбу блага, например, продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, отдавать в залог, в аренду) имуществом. В рамках сказанного требует разъяснения такие понятия как: структура прав собственности, передача прав собственности и согласование обязанностей.

Далее необходимо акцентировать внимание на экономическую теорию прав собственности (теория «пучков прав собственности»), методологической основой которой является новая характеристика объекта собственности, в качестве которого выступает не ресурс, а «пучок или доля прав по использованию ресурса» (институциональный подход). Во взаимосвязи с правами собственности должны быть раскрыты транзакционные издержки.

Неотъемлемой составляющей данной темы являются виды собственности: общественная и частная и характерные для них организационно-правовые формы функционирования. Так, для частной собственности характерны единоличная, партнерская и корпоративная формы, для общественной — коллективная, муниципальная, государственная и общенародная.

^ Тема 5. Рынок: общая характеристика.

При рассмотрении данной темы в первую очередь необходимо понять, что рынок, как экономическая категория, выражает связи, отношения между покупателями и продавцами, основанные на отношениях купли-продажи товаров и услуг в условиях конкуренции и свободы выбора; во-вторых, выявить особенности свободного рынка, уяснить понятия экономические агенты (рыночные и нерыночные) и то, как они взаимодействуют друг с другом. Далее следует уяснить, что такое экономические блага, рассмотреть их классификацию: полные или частичные, частные и общественные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Изучая систематизацию рынков акцентируйте внимание на том, что основными критериями классификации являются: экономическое назначение объектов купли-продажи (товар, услуга, деньги, рабочая сила, капитал, земля и т.д.), тип конкуренции (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия), территориальный принцип (местные, национальные, региональные, мировые) и др. Необходимо уяснить роль инфраструктуры рынка в развитии рыночных отношений, которая включает в себя комплекс специализированных организаций, учреждений. Следует выделить и охарактеризовать основные элементы рыночного механизма — спрос, предложение и цена.

Изучая конкуренцию, как важнейшую составляющую рыночной системы следует разграничивать рынки совершенной, или чистой конкуренции и типы несовершенной конкуренции, акцентируя внимание на их основных признаках. Не менее важным вопросом данной темы является внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция и процесс перелива капитала и других ресурсов. Здесь важно выделить механизм межотраслевой конкуренции, мотивацию межотраслевого перелива капитала и других ресурсов, и тенденцию выравнивания отраслевых норм прибыли. В заключении необходимо осознать, что не смотря на достоинства рыночной системы, существуют социально-экономические проблемы, решение которых невозможно без участия государства.

^ Раздел III. Природа стоимости, ценности и цены.

Тема 6. Теория трудовой стоимости.

Изучение данной темы необходимо начать с анализа товара, выявить отличие товара от продукта труда, акцентировать внимание на сущности и свойствах товара: потребительная стоимость и стоимость, их единство и противоположность. Следующий шаг — всестороннее познание категории «труд» раскрытие его двойственного характера. Далее следует усвоить: в чем заключается сущность категории общественно- необходимые затраты труда (ОНЗТ), и как они выявляются в системе экономических отношений; уровни стоимости товара, их сущность и взаимосвязь; физиологическая и социологическая трактовки абстрактного труда, и их сущностное различие.

Необходимо также раскрыть сущность категорий «естественная» и «общественная потребительная стоимость» и рассмотреть механизм перераспределения совокупных затрат труда в общественном производстве посредством рынка.

При этом следует помнить о неразрывном единстве потребительной стоимости и стоимости. Потребительная стоимость есть результат конкретного, специфического труда, не сопоставимого с результатами иного труда, тогда как стоимость товара образуется абстрактным трудом, на основе которого становится возможным уравнивание и сопоставление между собой различных потребительных стоимостей. Уровень квалификации, относящийся к конкретному труду, находит свое выражение в соответствующем уровне сложного труда. Поэтому необходимо видеть диалектическое единство противоположностей, заключенных в товаре: потребительной стоимости и стоимости, ценности и стоимости.

^ Тема 7. Капитал и прибавочная стоимость. Цена производства.

При изучении данной темы важнейшим является вопрос превращения денег в капитал. В связи с этим необходимо раскрыть отличительные и общие черты простого товарного обращения (Т—Д—Т) и обращения денег как капитала (Д—Т—Д), а также обратить внимание на противоречие всеобщей формулы капитала. Далее следует рассмотреть категорию «рабочая сила» как товар и его взаимосвязь с личной свободой работника, отчуждением его от средств производства и отсутствием у него средств существования. Стоимость рабочей силы следует рассматривать во взаимосвязи с необходимым рабочим временем со стоимостью. Задумайтесь над тем, что создаёт работник в оставшуюся часть рабочего дня. Как называется эта стоимость?

Всесторонняя характеристика прибавочной стоимости предполагает выявление её сущности, массы и нормы, а также раскрытие механизма образования абсолютной, относительной и избыточной прибавочной стоимости.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть строение капитала (техническое, стоимостное и органическое) и его концентрацию и централизацию.

Далее следует разграничить частные (капиталистические) издержки и общественные издержки производства, раскрыть сущность экономических категорий «издержки производства», «прибыль», дать характеристику массы и нормы прибыли. В заключении следует акцентировать внимание на межотраслевом переливе капитала, образовании средней нормы прибыли и цене производства. Межотраслевая конкуренция позволяет выявить отклонение отраслевой стоимости товара от стоимости, выражающей затраты на производство товара в масштабах всего общества, как затраты абстрактного труда не в физиологическом, а социальном смысле. Именно такая стоимость лежит в основе рыночных цен.

^ Тема 8. Ценообразование на основе издержек и факторов производства.

В рамках данной темы необходимо рассмотреть особенности процесса ценообразования на основе издержек производства. Следует уяснить сущность основных категорий «издержки» и «прибыль», изучить различные подходы к проблеме ценообразования на основе издержек: факториальные издержки, издержки использования и дополнительные издержки, альтернативные издержки, или издержки отвергнутых возможностей, действительные издержки. При этом следует акцентировать внимание на затратах (издержках) факторов производства (труд, земля, капитал), которые приравниваются к доходам, получаемым собственниками этих факторов и составляющим якобы стоимость товара. Такая интерпретация стоимости получила название «догма А. Смита», которая была преодолена с введением понятий «издержки использования» и «дополнительные издержки». Уясните сходство и различие между ними. Особое внимание следует обратить на общие, средние и предельные издержки. Также необходимо изучить три закона производительности и рассмотреть динамику предельных издержек.

Особого внимания заслуживает теория факторов производства (труд, земля, капитал), в соответствии с которой все факторы производства участвуют в формировании стоимости, и из которой вытекает принципы вменения. В частности, распределение продукта (дохода) между владельцами факторов осуществляется в соответствии с вмененной каждому из них части стоимости полученного продукта (совокупного дохода).

В заключении следует всесторонне раскрыть содержание производственной функции, отражающей взаимосвязь между переменными величинами затрат (ресурсами) и величиной производства продукции (выпуск).

^ Тема 9. Полезность, ценность и цена. Теория потребительского выбора.

При изучении данной темы прежде всего необходимо раскрыть взаимосвязь между двумя категориями «потребность» и «полезность». Следует уяснить, в чем заключается суть концепции субъективной полезности. Особое внимание следует уделить проблеме измерения полезности блага посредством соотношения запаса блага и потребности в нем. Необходимо рассмотреть два подхода к определению ценности запаса благ. Далее следует рассмотреть категорию «предельная полезность» (предельная полезность блага, его элементов, или свойств). Необходимо изучить два закона Госсена: а) закон убывающей полезности (первый закон Госсена); б) «принцип предпочтения», максимизация полезности (второй закон Госсена). Необходимо рассмотреть механизм образования излишков потребителя и производителя.

Изучение данной темы предполагает рассмотрение различных подходов к теории поведения потребителя и производителя (организации) и изучение основных понятий ординалистской концепции: рациональный потребитель и принцип его рационального поведения, принцип редкости, шкала предпочтения, безразличие в выборе, предельная норма замещения, а также рассмотреть ограниченность данной модели. Обратите внимание на зависимости, которые выражаются при помощи кривых безразличия и бюджетной линии (бюджетное ограничение), а также на роль последних в выборе потребителем комбинации благ (точки выбора), обеспечивающей его равновесное состояние. Следует рассмотреть предельную норму замещения и эластичность замещения, и уяснить механизм максимизации суммарной полезности. Требует внимательного рассмотрения и вопрос, касающийся эффектов замещения и дохода.

В заключении темы показать неприменимость принципа убывающей полезности к подавляющей массе материальных благ и ко всем без исключения духовным благам.

^ Тема 10. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен

Изучение данной темы требует глубокого анализа трех основных категорий: спрос, предложение и цена, их взаимосвязи и взаимозависимости. Необходимо уяснить, как выглядит графическая зависимость спроса от цены (кривая спроса), каков ее характер (закон спроса). Следует различать индивидуальный и рыночный спрос, ценовые и неценовые факторы, вызывающие изменения спроса. Не следует забывать и об эффекте Гиффена, который распространяется на предметы первой необходимости.

Важным параметром оценки спроса является эластичность, выражающая реакцию спроса на изменение цены. В частности, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены товара на один процент. При этом следует различать весьма разнообразные коэффициенты эластичности спроса.

В рамках данной темы необходимо остановиться на законе предложения, на изменении предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Также необходимо рассмотреть категорию «эластичность предложения»,и разнообразные её коэффициенты .

Важным моментом при изучении данной темы является характеристика механизма установления равновесной цены и равновесного объёма выпуска, и выявление взаимосвязи категорий «цена спроса» и «предельная полезность», «цена предложения» и «предельные издержки производства». Следует рассмотреть мгновенное, краткосрочное, долгосрочное равновесие, проанализировать динамику спроса и предложения под воздействием изменения равновесной цены и количества продукта.

^ Тема 11. Проблемы стоимости

При изучении данной темы важно обратить внимание на противоположность содержательных трактовок издержек, стоимости, ценности, цены в различных теоретических концепциях и их единство в рыночных формах своего проявления. Следует раскрыть взаимосвязь общественной потребительной стоимости и полезности как выражения социальной ценности блага, а также общественно необходимых затрат труда и действительных издержек производства как выражение общественной (социальной) стоимости блага. Необходимо провести сопоставление совокупных общественных затрат труда и совокупных общественных потребностей с помощью механизма спроса и предложения как способа выражения ценности и стоимости в цене товара. С этой точки зрения сопоставление альтернативных возможностей производства и трудовой теории стоимости позволяет выявить общие черты между действительными издержками производства и общественно необходимыми затратами в их социальном содержании. И те, и другие указывают на отклонения реально осуществленных затрат от идеального варианта наилучшего насыщения потребностей общества.

Изучая вопрос о проблеме поиска новой парадигмы в рамках сопоставления политической экономии и экономикс, необходимо обратить внимание на ограниченность чисто экономического подхода к оценке хозяйственной деятельности, роли человека в жизни общества и попытаться проанализировать современные проблемы социально-экономического развития, связанные с научно-техническим прогрессом, человеческим капиталом, экологией, истощением природных ресурсов, дискредитацией принципа потребительства.

^ Раздел IV. Денежный рынок. Кредитно-денежные отношения

Тема 12. Деньги. Денежное хозяйство

Предпосылкой изучения темы является усвоение сущности денег, понимание того, каким образом и для чего появляются деньги, в чем их необходимость и каковы их функции. Для этого необходимо усвоить исторические формы стоимости: простую, развернутую, всеобщую, денежную. При этом следует обратить внимание на микроэкономическую природу денег, которая затем была вытеснена ее макроэкономической трактовкой. В современных условиях особого внимания заслуживает двойственная природа денег.

При изучении этой темы следует помнить, что первоночально деньги обладали стоимостным содержанием, которое они утратили в последующем. На денежном рынке деньгами выступают, как своеобразный товар. Значит, количество денег, необходимых для этих целей, будет зависеть от количества имеющихся (предлагаемых) товаров и цен этих товаров, а также от стоимости одноименной денежной единицы и скорости ее обращения. Заметим, что здесь идет речь не сколько о пропорциональной зависимости роста цен от увеличения денежной массы (простая количественная теория денег), а сколько о взаимосвязи между темпами роста денежной массы и годовыми темпами роста национального продукта и динамикой цен (развитая количественная теория денег).

^ На денежном рынке возникает также потребность в деньгах в качестве не товара, а капитала, т.е. в деньгах, предназначенных для их самовозрастания. В связи с этим необходимо различать операционный спрос, спекулятивный спрос и общий спрос на деньги.

Для оценки состояния денежного обращения необходимо уяснить систему денежных агрегатов в зарубежных странах и в России, включающих в себя не только деньги, но и активы, выступающие в форме «почти денег». Затем следует уяснить факторы, определяющие равновесие (или неравновесие) спроса и предложения денег в экономике. Это позволяет соотнести «цену» денег в экономике с определенным периодом и конкретными условиями. Обратите внимание, что предложение денег всегда фиксировано и определяется государством. Предложение денег сопряжено с проведением взвешенной долгосрочной антиинфляционной политики, которая требует установления жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

^ Тема 13. Инфляция

При изучении данной темы следует уяснить сущность инфляции и формы ее проявления, которые зависят от ее подавленного или открытого характера. В связи с этим задумайтесь о таких явлениях, как рост цен и дефицит товаров и попытайтесь объяснить их на основе выявления взаимосвязи с инфляцией. При рассмотрении происхождения инфляции или ее отсутствия попытайтесь понять соотношение между денежной массой и стоимостью товарной массы, а также выявить ее взаимосвязь с несовершенными рыночными структурами, монополизмом, структурой общественного производства или национальной экономики.

При изучении инфляции, связанной с бюджетной и кредитной экспансией обратите внимание на политику правительства, направленную на увеличение расходов государства и на политику центрального банка в области кредитных отношений.

Особого внимания заслуживает инструментарий измерения уровня инфляции, который включает в себя целую систему показателей. Продемонстрируйте знание индекса Паше и индекса Ласпейреса и объясните достоинства и недостатки каждого из них, а также для чего используются индексы потребительских цен и дефлятор ВВП.

Освоив инструментарий измерения уровней инфляции можно перейти к характеристике ползучей, галопирующей и гиперинфляции на основе такого показателя, как темпы роста цен. Пристального внимания заслуживает такое новое явление, как стагфляция, возникшая в 70-е годы ХХ века. Подумайте, какое состояние экономики и рынка выражает это понятие. Кроме того следует различить ожидаемую и неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

Наконец, следует специально остановится на причинах и социально-экономических последствиях инфляции. При изучении причин инфляции обратите внимание на различное их обоснование со стороны различных экономических школ: классиков, кейнсианцев, марксистов. При изучении социально-экономических последствий инфляции рассмотрите их с позиций трудящихся, работодателей, инвесторов, потребителей, различных социальных слоев и общества в целом, а также с точки зрения интересов государства.

^ Тема 14. Банки и банковские деньги

При изучении данной темы, прежде всего, уясните роль банков в мобилизации свободных денежных ресурсов и их использовании для финансирования реального сектора экономики. Следует различать два уровня банковской системы: 1) центральный банк (банки); 2) коммерческие банки; изучить функции Центрального и коммерческих банков, понятия «учетная ставка», «процентная ставка» и «сеньораж». В этой связи необходимо уяснить основы функционирования банка и формирование его денежных средств. Так, одна часть этих средств формируется из средств его учредителей — уставного капитала, а другая (большая) — за счет привлечения временно свободных денежных средств субъектов хозяйствования и населения. Изучая банковскую прибыль, следует обратить внимание на то, что она складывается в результате пассивных и активных операций, связанных с аккумуляцией и размещением собственных и заемных денежных средств. Следует знать отличие валовой прибыли от чистой прибыли банка, а также норму его прибыли. Далее, важно уяснить такие понятия, как денежный мультипликатор и банковские деньги.

Важную роль в оценке деятельности банков играет их ликвидность, которая связана с выполнением своих обязательств банком. С целью обеспечения финансовой безопасности кредиторов коммерческие банки обязаны отчислять средства в обязательные банковские резервы Центрального банка (ЦБ). Норма обязательных банковских резервов является одним из инструментов ЦБ в регулировании денежного обращения. ЦБ для регулирования денежного обращения использует такие инструменты, как учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, норму банковских резервов, административные ограничения.

Необходимо усвоить влияние роста доходов на денежный рынок, понятие «ликвидная ловушка», в чем выражается эффект кассовых остатков и какое влияние на денежный рынок оказывает долгосрочное инфляционное давление.

^ Раздел V. Рынки факторов производства

Тема 15. Рынок труда

Превращение рабочей силы в товар обуславливает возникновение отношений найма и функционирование рынка труда, который является самым регулируемым из всех рынков. Наемный труд предполагает куплю-продажу рабочей силы (способности к труду), продавцом которой является сам работник. Поэтому необходимо уяснить понятие «потребительная стоимость рабочей силы».

Известно, что почти во всех теориях заработная плата (ЗП) рассматривается как денежное выражение или стоимости воспроизводства рабочей силы, или цены труда. Важно не только то, какую заработную плату получает работник, но и какое количество товаров и услуг можно на нее приобрести. Поэтому надо различать номинальную и реальную заработную плату, а также знать факторы, влияющие на последнюю. В тоже время нельзя забывать о другой составляющей цены труда — эффективности трудовой деятельности, которая подразумевает соответствующий уровень ее производительности и интенсивности. От категории «цена часа труда» зависит уровень оплаты труда, выступающий в формах повременной и сдельной заработной платы.

Особенности формирования предложения и спроса на рынке труда обусловлены мотивациями продавца (работника) и покупателя (предпринимателя). Понимание этих мотиваций обеспечит уяснение возникновения и действия эффектов дохода со стороны работника и предельного дохода со стороны предпринимателя.

Уяснение взаимосвязи спроса на труд и его предложения — путь к пониманию равновесия на рынке рабочей силы, занятости, безработицы, ее социальных и экономических последствий. С этой целью следует проанализировать формы двух видов безработицы (естественной и вынужденной), а также охарактеризовать скрытую и застойную безработицу.

Рассматривая зависимость между динамикой заработной платы и безработицы, выраженной кривой Филлипса, следует обратить внимание на ее современную модификацию.

Особого внимания заслуживает закономерность соотношения между производством и безработицей, которая выражена законом Оукена, раскрывающим зависимость динамики общественного продукта от уровня безработицы.

^ Тема 16. Рынок капитала. Инвестиции и риски.

В начале изучения данной темы необходимо уяснить, что капитал — это сложное явление, которое можно трактовать как стоимость, как авансированная стоимость, как стоимость, приносящая прибавочную стоимость, как стоимость, состоящая полностью из прибавочной стоимости, как движение стоимости.

Физический капитал в своем движении совершает кругооборот, в процессе которого он проходит три стадии, трижды меняет свою форму возвращается к исходной своей форме. Следует запомнить, что повторяющиеся один за другим кругообороты капитала представляют собой его оборот, который предполагает возмещение всей ранее авансированной стоимости.

При изучении капитала пристального внимания заслуживает вопрос о делении его на основной и оборотный. В связи с чем, следует показать принципы такого деления и раскрыть сущность амортизации (износа средств труда в физической и моральной формах), ее нормы и массы, а также уметь рассчитывать время оборота капитала.

Далее целесообразно рассмотреть понятие ссудного капитала, который представляет собой денежный капитал, предоставляемый в ссуду и приносящий доход в виде процента. Необходимо также четко разграничивать понятия «процент» (доход на ссудный капитал) и «процентная ставка» (доход на ссудный капитал, выраженный в процентах). Дайте характеристику таким признакам кредитных отношений, как возвратность, платность, срочность, гарантированность.

Особого внимания заслуживает трактовка фиктивного капитала, представленного ценными бумагами. Здесь следует дать характеристику ценных бумаг и их рынка.

При классификации ценных бумаг на виды можно выделить долговые и долевые ценные бумаги государственных и частных компаний, Речь прежде всего об акциях, облигациях, векселях, а также об их разновидностях. Обратите внимание на зависимость рыночной цены акции (курса акции) от процентной ставки и дивиденда (процента).

На рынке капитала важное значение имеет равновесие между инвестиционным спросом на деньги и их предложением (сбережениями), где в качестве равновесной цены выступает процентная ставка, которая бывает номинальной и реальной. Подумайте, почему при принятии инвестиционных проектов за основу берется реальная процентная ставка, которая выступает в качестве регулятора спроса на инвестиции.

Неотъемлемой составляющей при изучении данной темы является проблема активизации инвестиционной деятельности и ее взаимосвязь с показателями валовых и чистых инвестиций, которые связаны с фондами возмещения и накопления. Попытайтесь проанализировать как факт превышения величины валовых инвестиций над величиной амортизации сказывается на активизации инвестиционной деятельности в экономике. Здесь же следует рассмотреть процесс дисконтирования как метода измерения текущей стоимости будущих доходов, а также влияния инфляции, и риска на поведение владельца денег. Что касается риска, то с точки зрения приложения капитала в коммерческой деятельности, его оценка имеет очень важное значение. Поэтому необходимо помнить о такой закономерности: при повышении уровня ожидаемого дохода возрастает степень риска. Наконец, необходимо акцентировать внимание на таких понятиях как «страхование» и «экономическая безопасность».


metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-mehanizaciya-tehnologicheskih-processov-v-zhivotnovodstve.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-tehnologicheskie-osnovi-gap-dlya-studentov-napravleniya-151000.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-volgograd-2000.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornomu-praktikumu-po-fizike-kishinev-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornomu-praktikumu-po-obshej-himii-moskva-2007-avtori-prof-m-l-medvedeva-doc-o-g-boldireva-doc-v-s-ribalchenko-doc-m-n-kartasheva.html
metodicheskie-ukazaniya-k-napisaniyu-i-oformleniyu-referatov-i-kursovih-rabot-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sostavleno-prepodavatelem-gou-spo-s-pb-fmk-a-p-kochinim-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-otchet-predstavlen-na-51-s-sostoit-iz-5-ch-12-ris-2-tabl.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uhod-za-grudyu-prigodna-dlya-suhoj-normalnoj-uvyadayushej-i-zhirnoj-poristoj-kozhi-okazivaet-osvezhayushee-ochishayushee.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zapadnaya-sibir-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-19-mechta-na-porazhenie-aleksej-kalugin.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-raskrit-vzaimosvyazi-didakticheskih-psihologo-pedagogicheskih-i-metodicheskih-osnov-primeneniya-kompyuternih-tehnologij-dlya-resheniya-zadach-obucheniya-i-obrazovaniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shalar-alasi-bjterek-mektepke-dejng-balalar-mekemes-trbiesh-kenzhebaeva-glmira-djsenaliizi-blm-beru-salasi.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-povisheniyu-pravovoj-kulturi-izbiratelej-uchastnikov-referenduma-i-obucheniyu-organizatorov-viborov-i-referendumov-na-4-kvartal-2009-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobie-svojstva-nanochastic-i-proyavlenie-nanotoksichnosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-rf-chast-30.html
  • thescience.bystrickaya.ru/holokost-pamyat-i-preduprezhdenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-konkursom-i-rassmotrenie-rabot-osushestvlyaet-komissiya-utverzhdaemaya-prorektorom-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-novogo-gumanitarnogo-instituta.html
  • crib.bystrickaya.ru/httpfilosof-historic-rubooksitemf00s00z0000164-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdisciplinarnij-podhod-k-formirovaniyu-informacionnoj-sredi-po-problemam-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii-i-ukraini-na-osnove-elektronnih-resursov-po-socialnim-i-gumanitarnim-naukam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/g-podacha-zayavok-na-uchastie-v-aukcione-federalnoj-celevoj-programmi-russkij-yazik-2006-2010godi-nomer-otkritogo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/panaceya-ot-tragedii-bitiya-chelovekom-arnold-mindell-snovideniya-v-bodrstvovanii-metodi-24-chasovogo-osoznavaemogo-snovideniya-1.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-stavropol-2007-bbk-51-1-2-udk-614-2-076-5-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pyatoj-glave-dissertacii-svoe-shodnoe-s-chuzhim-tipi-dialogicheskih-otnoshenij-mezhdu-nacionalnimi-literaturami.html
  • studies.bystrickaya.ru/denezhnaya-reforma-1991-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-zarubezhnaya-literatura-i-literatura-strani-izuchaemogo-yazika-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • control.bystrickaya.ru/chernoe-more-kniga-znakomit-chitatelej-s-osobennostyami-morskoj-ribalki-prakticheski-vo-vseh-bassejnah-nashej-strani.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-elektronnomu-variantu-doklada.html
  • holiday.bystrickaya.ru/numofpattern-86-k-diplomnomu-proektu.html
  • college.bystrickaya.ru/1-modelirovanie-fizicheskih-processov-dlya-detektora-kompaktnij-myuonnij-solenoid.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-rf-ot-10-iyulya-1992-g-n-3266-1.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ria-novosti-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-spaslis-i-lyudi-i-skoti-mednij-vsadnik-eto-vam-ne-mednij-zmij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ovnesenii-izmenenij-v-prikaz-ot-19-marta-2008g-.html
  • report.bystrickaya.ru/izdatelstvo-gamilton-diletanti-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/gorbatij-kit.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/praktikum-laboratornaya-rabota-urok-prezentaciya-kontrol-znanij-dom-zadanie-par-1-10-uchebnik-yudovskoj-a-ya-sostavlenie-tablic.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/7-ya-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-i-vistavka-pokritiya-i-obrabotka-poverhnosti-17-19-marta-2010.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vospitivaet-kazhdaya-minuta-zhizni-kazhdij-ugolok-zemli-kazhdij-chelovek.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vpk-i-vooruzhennie-sili-informacionnij-byulleten-9-iyun-2010-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.