Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия»
.RU

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия»




Министерство образования и науки Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства


Методические указания


для выполнения контрольных работ по курсу


«Философия»


(для студентов 2-3 курсов заочной формы обучения всех специальностей академии)


ХАРЬКОВ – ХНАГХ – 2008

Методические указания для выполнения контрольных работ по курсу «Философия» (для студентов 2-3 курсов заочной формы обучения всех специальностей академии). Сост. В. В. Будко, И. А. Михайлова, Е. В. Пилипко, О. К. Садовников, Ю. А. Фатеев – Харьков: ХНАМГ, 2008. – 59 с.


Составители: В. В. Будко,

И. А. Михайлова,

Е. В. Пилипко,

О. К. Садовников,

Ю. А.Фатеев.


Рецензент: к. ф. н., доц. Л. А. Радионова


Рекомендовано кафедрой философии и политологии,

протокол № 9 от 22.04.08




^ СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТА

Философия является древнейшей наукой. Зародившись на заре цивилизации, она стремится компетентно разобраться в объективной сущности вещей и процессов. Изучение философии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся у человека взгляды в более продуманное, обоснованное миропонимание. Сознательное отношение к мировоззренческим проблемам - необходимое условие формирования личности. Современному человеку требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит.

Изучение философии представляет определенную трудность для студентов-заочников. Это можно объяснить как спецификой самой философии, так и спецификой обучения. В учебниках по философии приводятся в основном результаты многовековых достижений человеческой мысли по вопросам бытия. При изуче­нии материала используются понятия и термины, редко встречающиеся в повседневной практике.

Преодолеть эту трудность можно путем внимательного изучения и запоминания философских категорий, основательного изучения первоисточников, активной работы на лекциях и семинарских занятиях. Помощь в изучении материала курса могут оказать справочная литература: философские словари, энцикло­педии.

При самостоятельном изучении курса философии следует исполь­зовать новейшую учебную и научную литературу в сочетании с перво­источниками.
^ ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Изучение курса философии студентами-заочниками ХНАГХ происходит в течение двух семестров и предполагает написание двух контрольных работ (по одной в семестр). Темы настоящей методички подразделяются на две части: 1я часть - с 1й по 27ю включительно (студенты изучают в первом семестре); 2я часть - с 28й по 47ю (студенты изучают во втором семестре). Номер темы для контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой своей зачетной книжки. Например, номер Вашей "зачетки" 93261. Значит, в первом семестре Вы должны выполнить тему под номером I или II, или 21, а во втором - под номером 31 или 41. Или номер "зачетки" 93169. Значит, Вы выполняете в первом семестре тему номер 9 или 19, а во втором - 29 или 39.


Требования к оформлению работы:

1. На титульном листе указать название академии, номер контроль­ной работы, курс, группу, форму обучения, учебный шифр (номер зачетной книжки), Ф.И.О. (полностью), обратный адрес с указанием почтового индекса. Например:

X Н А Г X


Контрольная работа

по философии № I

студента 2 курса, гр. ЭПБ-2, 3/0,

у/ш 93169

Петрова Александра Даниловича.

Дом. адрес: 61146. г. Харьков,

ул. Героев Труда, д. 34, кв. 60.


2. Первый лист начинают с указания номера темы и ее полного наз­вания. Затем перечисляются вопросы темы.

3. Далее следуют ответы на вопросы. Каждый вопрос темы студент обязан раскрыть полностью, нумеруя его. Оптимальное коли­чество страниц для ответа на вопрос темы составляет 4-5 страниц рукописного текста в ученической тетради (т.е. общий ответ на три вопроса занимает 12-15 страниц рукописного текста). Ответы должны завершаться краткими обобщениями и выводами, которые должны быть сделаны и по работе в целом.

4. В конце работы студент приводит полный список использованной учебной литературы и других источников с указанием фамилий авторов в алфавитном порядке, названия работы, места издания, год и номер тома.

5. Работа должна быть подписана студентом, поставлена дата ее написания.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РАБОТЫ

Ответы не должны иметь формальный характер, они должны раскрывать основные положения вопроса с обязательным приведением различных взглядов по рассматриваемой проблеме.

Контрольную работу следует выполнить самостоятельно, написать аккуратно, разборчиво, изложить простым и ясным языком. Не следует механически переписывать чужой текст. Все приводимые цитаты и фактические материалы должны иметь обязательную ссылку на источник с указанием фамилии автора, названия работы, года издания, страницы.

Контрольную работу зачитывают при условии выполнения всех перечисленных требований к оформлению и методических рекомендаций по её написанию. Она должна быть представлена в академию в соответствии с графиком, утвержденным деканатом.


^ Литература по курсу философии

Введение в философию: Учебник для вузов./ Под. ред. И.Т. Фролова. В 2-х ч. – М., 1990.

Великих А., Уколов А.И, Фатеев Ю.А. Философия. Краткий курс лекций. – Харьков, 2004.

Спиркин А.Г. Основы философии: Учебник для вузов. – М., 2007.

Філософія. Курс лекцій: Навч.посібник./ І.В. Бичко – К., 1999.

Філософія: Підручник/ За ред. Зайченка – К., 1995.

Філософія: Навч.посібник./ За ред. І.Ф. Надольного. – К.,1997.


Брюшинкин В.Н. Логика. – М., 2001.

Жеребкін В.Є. Логіка. – К., 2002.

Ивин А.А. Логика. – М., 2002.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2007.

Курбатов В.И. Логика. – Ростов-на-Дону, 2001.


Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М., 2001.

Балашов П.Е. Этика: Учебное пособие. – М., 2003.

Золотухина-Аболина Е.В. Учебник. Курс лекций по этике. – М., 2000.

Кондратов В., Чичина Е. Этика. Эстетика. Ростов-на-Дону., 1998.


Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2004.

Зеленкова И.Л, Беряева Е.В. Этика: Учебное пособие и Практикум. – Минск, 1997.

Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2000.

Шрейдер Ю.А. Этика: Введение в предмет. – М., 1998.

Эстетика: Уч. пособие / Л.Т.Левчук, Д.Ю. Кучерюк и др. – К., 1991.

Яковлев К.Г. Эстетика: Уч. пособие. – М., 1999.


Данильян О. Г., Тараненко В. М. Религиоведение. – М., 2005.

Калінін Ю.А., Харьковщенко Е.А. Релігієзнавство. – К., 2000.

Основы религиоведения./ Под.ред. Яблокова И. – М., 2000.

Релігієзнавство. / За.ред. Заковича М. – М., 2000.

Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория и история современных религий. Курс лекций. – М., 1999.


Тема 1.

  1. Понятие мировоззрения и его структура.

  2. Исторические типы и формы мировоззрения.

  3. Роль мировоззрения в жизни общества.

ЛИТЕРАТУРА

Бабушкин Б.С. О природе философского знания. – М., 1978.

Вернадский В.И. Научное мировоззрение.// На переломе. Философия мировоззрения. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 180,183, 187-188, 200-202.

Кессиди К.Х. От мифа к логосу. – М., 1972.

Шестов Л.И. Признавал ли хоть один философ бога? // На переломе. Философия и мировоззрение. Философские дискуссии 20-х годов. М., - 1990. – С. 371-373.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 19-24, 138,142.

Методические советы

Данной темой начинается изучение философии. Здесь нужно уяснить предмет, содержание и функции философии.

Философия - это мировоззренческая наука. Поэтому, прежде чем переходить выяснению ее предмета, необходимо выяснить, что такое мировоззрение и как с ним связана философия. Раскрывая содержание мировоззрения, следует проанализировать его структурные элементы, показать значение мировоззрения в жизни каждого человека.

Рассматривая исторические типы и формы мировоззрения, главное на чем необходим остановиться - это на вопросе соотношения типов и форм мировоззрения. Необходимость этого обусловлена тем, что все вопросы в курсе философии рассматриваются через призму соотношения общего и отдельного (философия оперирует общими абстрактными понятиям, а имеем мы дело с отдельными конкретными предметами).


Тема 2.

  1. Понятие философского знания.

  2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Проблема метода в философии.

  3. Философия и конкретные науки, их соотношение.

ЛИТЕРАТУРА

Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии.// Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. – С. 91-92.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1980.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Философия и мировоззрение.// Сост. П.В. Алексеев. – М., 1990.

Методические советы

Высшей формой мировоззрения является научное мировоззрение, которое создается не одним человеком, а на уровне науки. Важнейшую роль в его формировании играют такие науки как философия, политическая экономия, этика, эстетика и др. гуманитарные науки. Основой, ядром этого мировоззрения является философия. Формирует она теоретические основы мировоззрения через правильное решение вопроса о соотношении бытия и мышления. Этот вопрос является основным вопросом, а, следовательно, основным он является и в мировоззрении (здесь нужно на конкретных примерах показать, почему этот вопрос является основным).

Необходимо выяснить классовые и гносеологические причины, порождающие материализм и идеализм, проанализировать исторические формы материализма и разновидности идеализма.

Следует подчеркнуть мировоззренческое и методологическое значение основного вопроса философии. Его научное решение позволяет понять суть самой философии, закономерности ее развития и связи с другими формами человеческой культуры, разобраться в философских вопросах частных наук.

История философии представляет собой борьбу не только материализма и идеализма, но также диалектики и метафизики. В связи с этим необходимо выяснить, что такое метод в философии, в чем суть диалектики и метафизики.

Для четкого уяснения предмета философии надо разобраться в вопросе о соотношении философии и частных наук. Нужно выяснить не только, что дают частные науки философии, но и что философия дает этим наукам.


Тема 3.

  1. Принципы периодизации истории философии.

  2. Философия Древней Индии и Китая.

  3. Античная философия.

ЛИТЕРАТУРА

Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976

Виндельбанд В. История древней философии. – К., 1995.

История философии в кратком изложении./ Пер. с чеш. – М., 1994.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1991.

Методические советы

Центральная проблема данной темы – выяснение причин и условий возникновения философии, формирования ее основных направлений.

Говоря о философии Древней Индии и Китая надо показать, что обусловило преобладание в древневосточном мировоззрении религиозно-нравственной проблематики, идеализма над материализмом. В китайской философии материалистические и наивно-диалектические тенденции особенно характерны для даосизма, в Индии – для чарваков.

Знакомясь с античной философией, надо иметь в виду, что именно здесь формируются и достигают своей кульминации первые исторические формы материализма и диалектики (Гераклит, Демокрит). Традиция античного идеализма нашла свое систематическое выражение в философии Платона. Научно-теоретический же синтез развития античной философии был осуществлен Аристотелем, в лице которого греческая философия достигает наивысшего расцвета.

Тема 4.

  1. Этапы развития философии Средневековья в Западной Европе.

  2. Арабская и еврейская философии Средневековья.

ЛИТЕРАТУРА

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – М., 1994.Т.3.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Методические советы

Переходя к характеристике философии средневековья, нужно ясно пред-ставить, что в условиях безраздельного господства религии и церкви, она пре-вращается в служанку богословия, которое налагает свою печать на борьбу ос-новных философских направлений, саму философскую проблематику, на разви-тие науки, искусства и культуры в целом. Говоря о средневековой схоластике, её сущности и особенностях, нужно проследить борьбу за философскую пере-ориентацию католической церкви с платонизма на аристотелизм, уделив особое внимание борьбе номинализма (И. Росцелин, Д. Скот) и реализма (А. Кентербе-рийский, Ф. Аквинский). Именно в борьбе этих двух направлений своеобразно проявлялись борьба материализма и идеализма, материалистические тенденции в развитии философской мысли средневековья. В этой связи значительный ин-терес представляют философские взгляды выдающихся представителей средне-вековья - Авиценны и Аверроэса, которые внесли существенный вклад в разви-тие науки и философии, в борьбу против гнёта религии и церкви и выдвинули идею освобождения науки и философии от этого гнёта. Особую роль в философской переориентации католичества в области схоластики сыграл Ф. Аквинский, с учением которого следует ознакомиться более подробно, ибо оно было одобрено церковью и стало основой официальной философии Ватикана.

Тема 5.

  1. Основные черты философии эпохи Возрождения

  2. Философия Нового времени.

ЛИТЕРАТУРА

Гарфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVІІ века. – М., 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVІІІ века. – М., 1973.

Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.

Фейербах Л. История философии. – М., 1974. Т.1.

Методические советы

Характеризуя философию эпохи Возрождения, нужно прежде всего проанализировать её специфику, которая состояла в том, что это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, обусловленный распадом феодализма и зарождением капитализма. Основное внимание следует сосредоточить на отличительных чертах этой философии: акцент на реальное познание природы, выдвижение проблем человека, гуманизма, борьбы против схоластики за суверенные права науки и философии и др. Важно показать роль таких мыслителей этой эпохи, как Н. Коперник, Леонардо да Винчи, Д. Бруно, Г. Галилей в борьбе против религии и идеализма, а также в развитии науки и материалистического мировоззрения, в подготовке философии Нового времени.

Знакомясь с философией Нового времени, следует иметь в виду, что она отличалась ярко выраженной антисхоластической направленностью, гуманизмом, стремлением к научному обоснованию своих положений, поисками общего метода познания, став теоретической основой мировоззрения третьего сословия, а сама философская революция в европейских странах предшествовала революции социальной.

Рассматривая философию Ф. Бэкона, нужно обстоятельно разобраться в особенностях и сущности его материализма, теории познания (выделив здесь его идею опытного знания, а также его учение об идолах - призраках, препят-ствующих постижению истины), разработанного им индуктивного метода.

Переходя к философии Р. Декарта, следует обстоятельно раскрыть её антисхоластическую направленность, принцип сомнения и его методологическое значение, дуализм души и тела, особенности теории познания (выделив при этом его рационализм, понимание истины и её критерия, роли дедукции и интуиции в познании), сущность рационалистического метода. Значительный интерес представляет разработка им механической картины мира, а также тот вклад в науку, благодаря которому в неё вводится точка зрения развития, что способствовало будущим успехам диалектики, хотя сам Декарт и понимал развитие ещё механистически.

Характеризуя философские взгляды Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, надо проследить дальнейшее развитие ими данной формы материализма, раскрыть их вклад в онтологию, гносеологию, методологию познания, в борьбу материализма против идеализма и религии, подчеркнуть, что: Гоббс был систематизатором бэконовского материализма, освободившим его от теологических элементов и придавшим ему классическую механистическую форму; Спиноза, критически анализируя философию Декарта, развил материалистическое учение о субстанции, атрибутах и модусах, боролся против телеологии, отстаивая рационализм и дедукцию; Локк обосновал бэконовский принцип происхождения знаний и идей из мира чувств, выступил как основоположник сенсуализма, перенёс вместе с Бэконом метафизический метод из естествознания в философию. Виднейшим представителем идеализма XVII в. был Г. Лейбниц, который внёс существенный вклад в развитие наук (математики, логики, биологии, техники), однако в своей монадологии стоял на позициях метафизического идеализма, выступая против материализма.

Кульминацией этой формы материализма стал французский материализм XVIІ в. Следует обстоятельно рассмотреть учение французских материалистов о материи (идеи о её несотворимости и неунечтожимости, активности, неразрывной связи с движением), теорию познания (отражение природы человеком, необходимость единства чувственного и рационального, связи познания с опытом, понимание истины как соответствия знания объекту и др.), метафизический метод, в рамках которого высказывались отдельные диалектические догадки, учение об обществе.

Знакомясь с философией Беркли и Юма, надо раскрыть её субъективно-идеалистический характер, агностицизм Юма и его специфику, показать их несостоятельность и ожесточённую борьбу против материализма, место и значение в истории философии.


Тема 6.

  1. Исторические условия формирования классической немецкой философии, ее основные черты.

  2. Философские и социально-этические взгляды И.Канта.

  3. Философия Фихте, Шеллинга, Гегеля.

  4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

ЛИТЕРАТУРА

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

История философии: Запад – Россия – Восток. Книга вторая: философия ХV-ХІХ вв: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Н. В. Мотрошиловой. – М., 1996. Главы 5-9.

Нарский И.С. Западноевропейская философия ХІХ века. – М., 1976.

Методические советы

Классическая немецкая философия по своим теоретическим результатам стала одним из высших пиков в истории философии. Сквозные проблемы немецкой классической философии, констатирующие её как единое течение, - исследование диалектики мышления и бытия, исторической закономерности, социального прогресса и человеческой свободы. Разбор её предпосылок следует начать с социально-экономических корней немецкого классического идеализма (см. «Немецкая идеология» стр. 182-184). Его родоначальник И. Кант, испытав сильное влияние ньютоновского математического естествознания, пытался преодолеть на идеалистической основе противоположность эмпиризма и рационализма, науки и религии. Г. Гегель задумал создать грандиозный умозрительный синтез всех достижений истории мировой философской мысли и современного ему естествознания, однако по сути дела развивал лишь идеалистическую «линию Платона» в философии. Л. Фейербах, напротив, опирался на материалистическую традицию, в особенности на французский материализм XVІII в.

Знакомясь с философией Канта, нужно раскрыть философское и естественнонаучное значение космогонической гипотезы молодого Канта, а также его идеи о замедлении суточного вращения Земли, изучить критику субъективно-идеалистической философии и агностицизма зрелого Канта (по книге Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»). Для уяснения сущности этой критики следует разобраться в смысле терминов: «априоризм», «явление и вещь в себе», «антиномия»; в учении Канта о философских основаниях математики и физики; о соотношении науки, нравственности и религии.

Сущность противоречий между методом и системой в философии Гегеля нельзя понять правильно, не продумав основной принцип абсолютного идеализма - тождество мышления и бытия, общую схему гегелевской философии (схему развития «мирового духа»), её философско-историческую концепцию. Следует помнить, что диалектика была идеалистически мистифицирована Гегелем, что диалектический метод Маркса не только не тождественен гегелевскому, но и прямо противоположен ему.

Изучая философию Л Фейербаха, надо прежде всего рассмотреть его заслуги в критике религии и идеализма. Одновременно надо обратить внимание на специфику материализма Фейербаха, его антропологизм и созерцательность, идеализм в социально-политических воззрениях, особенности его атеизма.

Тема 7.

  1. Философская мысль Киевской Руси.

  2. Философские идеи в духовной культуре Украины ХІІ-нач.ХХвв.

  3. Особенности философии в Советской и постсоветской Украине.

ЛИТЕРАТУРА

Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ІХ-ХІХвв. – Л., 1989.

Історія філософії України: Підручник / М.Ф. Тарасенко, І.В. Бичко та ін.. – К., 1994.

^ Методические советы

Говоря о развитии философии в Украине, следует подчеркнуть, что древнерусская философская мысль явилась общим началом философской мысли трёх восточнославянских народов - русского, украинского и белорусского, формирование которых в качестве самостоятельных народностей, а затем и наций, началось на рубеже XII - XIV веков. К XV - XVI векам развитие философской мысли в Украине приобрело сравнительно отчётливые национально-региональные формы. В немалой степени это объясняется тем обстоятельством, что Украина вошла в состав Польско-Литовского государства. В XVІ веке этот регион захватило общеевропейское реформационное движение, способствовавшее становлению в Украине гуманистической идеологии. Особенно активной в Украине оказалась близкая к арианству ересь антитринитариев. Масштаб влияния идеологии Реформации на украинскую мысль был гораздо более значительным, чем влияние слабо проявившихся на русской почве идей, типологически сходных с реформационными.

Анализ историко-философского процесса в Украине, в частности творчества отдельных мыслителей, школ, представителей Киево-Могилянской академии, даёт возможность сделать вывод с том, что этот процесс не имел чёткой структурной градации: здесь не прослеживается, как, например, в классической философии, две линии - материализм и идеализм. Историко-философский процесс, особенно на ранних ступенях его развития, обуславливался мифологическими и религиозными представлениями о мироздании, человеке, познании, государственном устройстве общества.

Уже Илларион выдвинул идею равноценности и равноправия народов, что является прообразом того, что мы называем сейчас сотрудничеством, соборностью. А Нестор-летописец выдвигает идею богоизбранности славян, их особенной исторической миссии.

Следует обратить внимание на то, что важными для украинской философской мысли являются проблемы, связанные с пониманием онтологии мироздания и возможностей человеческого познания. Большинство мыслителей Украины основной причиной материального мира считали бога. Считая его первотворцом, они признавали отдельные элементы самодостаточности материи, формы её движения, объективность пространства и времени, единство мира, взаимосвязь материального и идеального, роль чувственного и логического в познании. Огромным достижением украинской философии является творчество Г. Сковороды и П. Юркевича. Г. Сковорода впервые посмотрел на человека и его мир через призму самосовершенствования человека, его культуры и способностей, прежде всего к труду. Вершиной его философии является философия счастья, когда человек развивает себя до гармонического единства теоретических, практических и умственных способностей.

Своеобразным продолжением учения Г. Сковороды является «философия сердца» П. Юркевича, по мнению которого человек должен воспринимать окружающий мир, общественную жизнь в форме своеобразного синтеза чувственного переживания этого мира и ядром этого переживания является человеческое сердце. Философ понимает его как совокупность человеческих чувств, которые являются стимулом и энергетикой человеческой жизни.

И, наконец, как основу философского процесса следует выделить идеи национального строительства, национального возрождения Украины. Это, прежде всего, творчество М. Грушевского, Н. Костомарова, Т. Шевченко, Д. Чижевского. Они являются теоретиками того, что мы сегодня называем украинской ментальностью.

Говоря об особенностях философии в Советской Украине, надо отметить, что она рассматривалась не как область культуры, а как форма выражения классового интереса. В ней видят в основном только воплощение идеологических установок Коммунистической партии. Сегодня философия возвращается к человеку, его индивидуальности, духовности.



metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-dlya-kursovoj-raboti-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya-stranica-3.html
metodicheskie-ukazaniya-i-varianti-zadanij-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-stranica-4.html
metodicheskie-ukazaniya-i-voprosi-dlya-samokontrolya-po-kursu-statistika.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadanie-dlya-vipolneniya-kontrolnoj-raboti-studentami-zaochnoj-formi-obucheniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-po-discipline-tehnologiya-otdelki-mebelnih-i-stolyarnih-izdelij.html
metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-po-discipline-elektrosnabzhenie-predpriyatij-i-grazhdanskih-zdanij.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svodka-chs-i-proisshestvij-s-11-po-12-marta-2012-goda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konstantinopolskaya-patriarhiya-a-p-lebedev-istoriya-greko-vostochnoj-cerkvi-pod-vlastyu-turok.html
  • learn.bystrickaya.ru/etot-gorkij-opasnij-dim-f-g-uglov-v-plenu-illyuzij-moskva-molodaya-gvardiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-po-rannemu-obucheniyu-anglijskogo-yazika-v-pervom-klasse-nachalnoj-shkoli-prilozhenie-k-uchebno-metodicheskomu-posobiyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/konferenciya-vpervie-otkrivaet-dlya-rossijskoj-auditorii-novie-polevie-proekti-vipolnyaemie-kitajskimi-arheologami-o-nih-rasskazhet-direktor-instituta-arheologii-akademii-socialnih-nauk-knr-van-vej.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-rabochej-programmi-disciplini-sohranenie-istoriko-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/124-ocenka-socialno-ekonomicheskogo-effekta-ot-realizacii-strategii-prikaz-minpromtorga-rossii-1150-ob-utverzhdenii.html
  • books.bystrickaya.ru/dejstvuyushie-lica.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cel6-obespechenie-prav-grazhdan-na-dostup-k-kulturnim-cennostyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-robert-shekli-koordinati-chudes-ii-vtoroe-puteshestvie.html
  • tests.bystrickaya.ru/marku-herstu-moemu-nezamenimomu-redaktoru-kotorij-kak-mne-kazhetsya-rabotaet-nad-moimi-rukopisyami-bolshe-chem-ya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tenevaya-ekonomika-i-kontrolnie-funkcii-tamozhennih-organov-chast-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-napisaniyu-referata-po-predmetu-istoriya-ekonomiki-i-ekonomicheskih-uchenij.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-i-zadaniya-posobie-podgotovleno-na-kafedre-kulturologii-dlya-studentov-instituta-distancionnogo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhenskaya-shkola-v-obshej-sistemesrednego-obrazovaniya-v-rossii-uchebnoe-posobie-moskva-2009-dneprov-e-d-usacheva.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-nefteyuganskogo-rajona.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-d-makarov-neftegazovoe-tovarovedenie-stranica-6.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kemerovskaya-oblast-tashtagolskij-municipalnij-rajon-administraciya-tashtagolskogo-municipalnogo-rajona-postanovlenie-stranica-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/metodi-fiziologicheskih-issledovanij.html
  • books.bystrickaya.ru/blm-berudeg-leumettk-psihologiyali-treningt-rl.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-disciplini-raspredelenie-trudoemkosti-po-otdelnim-vidam-auditornih-uchebnih-zanyatij-i-samostoyatelnoj-raboti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzistencialnaya-psihoterapiya-kursovaya-rabota-put-k-sebe-put-k-uverennosti.html
  • report.bystrickaya.ru/interpretaciya-vladimira-muraveva-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-filologicheskih-fakultetov-vuzov-izdanie-trete.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-morskim-transportom-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/fruktovoe-morozhenoe-na-palochke.html
  • writing.bystrickaya.ru/192-chert-vnimanie-zhak-i-natali-sejchas-ne-vremya-celovatsya193-venera-bernard-verber.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usloviya-uspeshnogo-zaklyucheniya-bolshih-kontraktov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/institut-narodnohozyajstvennogo-prognozirovaniya-stranica-3.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-8-m-a-bulgakov-master-i-margarita.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektemn-haliarali-keest-traasi-mmi-2016-zh.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sibirskoe-otdelenie-gumanitarnie-nauki-v-sibiri.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/promishlennoj-ekologii-na-disketah-sleduyushie-uchebnie-i-metodicheskie-posobiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kvadrat-tedeuler.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-psihologiya-osnovi-patopsihologii-i-psihopatologii-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povishenie-kvalifikacii-za-poslednie-5-let-k-publichnomu-dokladu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.