.RU

Методические указания (для выполнения контрольных работ) для студентов агрономического факультета специальности 1-740201 «Агрономия»




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики АПК


Экономика сельского хозяйства


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

(для выполнения контрольных работ)


для студентов агрономического факультета

специальности 1-740201 – «Агрономия»


Гродно 2009

УДК 631.1 (072)

ББК 65.32я73

Э-40


Авторы: М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис


Рецензент: доцент, кандидат экономических наук


^ Экономика сельского хозяйства: метод. указания /

Э-40 М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис– Гродно : ГГАУ, 2009 – 63 с.


Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов агрономического факультета заочной формы обучения специальности 1-740201 – «Агрономия».


УДК 631.1 (072)

ББК 65.32я73


Рекомендовано учебно-методической комиссией_______________ факультета УО «ГГАУ» (Протокол №__ от________ ).


© М.В. Пестис, Л.И. Новик, П.В.Пестис 2009

© УО «ГГАУ», 2009


ВВЕДЕНИЕ


Целью курса «Экономика сельского хозяйства» является изучение действия объективных экономических законов и формы их проявления в сельском хозяйстве, экономических отношений в отрасли с учетом ее специфических особенностей и во взаимосвязи с другими сферами агропромышленного производства.

Экономическая наука изучает производственные отношения в отрасли сельского хозяйства во взаимной связи с другими сферами материального производства, опирается на результаты исследования естественных, технических и других смежных наук. Она выступает теоретической и методологической основой для изучения других экономических дисциплин.

Экономика сельского хозяйства формирует экономическое мышление у специалистов, предпринимательский и коммерческий подход к решению производственных задач.

Глубокое изучение студентами-заочниками агрономического факультета экономики сельского хозяйства является непременным условием их успешной работы.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с базовой программой курса.

Раздел 1^ . ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.


Руководствуясь программой курса и учитывая методические советы по темам, студент должен изучить всю рекомендуемую литературу.

Следует составить конспект с краткими формулировками и выводами, отражающими основное содержание каждой из тем курса. Обязательным условием изучения курса является привлечение дополнительных материалов, характеризующих развитие сельского хозяйства по месту работы студента.

После изучения всей литературы студент выполняет и представляет в университет контрольную работу. Вопросы для контрольной работы представлены в разделе 3 настоящих методических указаний.

В период лабораторно-экзаменационной сессии студентам читаются лекции по актуальным и наиболее сложным разделам курса, а также проводятся лабораторно-практические занятия.


Рекомендуемая литература:

  1. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 1 / А.Л. Ломакина [н др.]. Минск, 2007. 285 с.

  2. Агропромышленный комплекс: в 2 т. Т. 2 / А.Л. Ломакина [и др.]. Минск, 2007. 168 с.

  3. Государственная программа возрождения и развития села на2005-2010 годы // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005. № 52.

  4. Бельский, В.И. Экономическое состояние и меры финансового оздоровле­ния организаций агропромышленного комплекса/ В.И. Бельский [и др.]. Минск, 2007. 259 с.

  5. Бондарчук, В.Ф. Предложения по интенсификации земледелия и эффек­тивному использованию земли / В.Ф. Бондарчук [и др.]. Минск, 2002. 43 с.

  6. Добрынин В.А., Беляев А.В., Дунаев П.П. и др. Экономика сельского хозяйства. - М.; Агропромиздат, 1990.

  7. Добрынин В.А. Методические указания к семинарским и практическим занятиям по экономике сельского хозяйства. 1991.

  8. Зеленовский, А.А. Экономика предприятий АПК: учеб.-метод. пособие/ А.А. Зеленовский, В.М. Синельников. Минск, 2006. 144 с; 2007. 156 с.

  9. Комплексный анализ эффективности сельскохозяйственного производ­ства/ В.Г. Гусаков [и др.]. Минск, 2007. 79 с.

  10. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства/Курс лекций. - М.: Экмос, 1998, с. 5-45.

  11. Лещиловский, П.В. Экономика предприятий и отраслей АПК: практикум / П.В. Лещиловский, B.C. Чеканов. Минск, 2003. 310 с.

  12. Петренко И.Л., Чужинов П.И. Экономика сельскохозяйственного производства. - Алма-Ата, Кайнар, 1992.

  13. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 1 /под ред. В.Г. Гусакова. Минск, 2007. 891 с.

  14. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса: в 2 кн. Кн. 2 / под ред. В.Г. Гусакова, Минск, 2007. 707 с.

  15. Экономика отраслей АПК / под ред. И.А. Минакова. М., 2004. 458 с.

  16. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / под ред. П.В. Лещиловского, Л.Ф. Догиля, B.C. Тонковича. Минск, 2001. 574 с.

  17. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник : изд. 2-е /под ред. П.В. Лещиловского, B.C. Тонковича, А.В. Мозоля. Минск, 2007. 574 с.

  18. Экономика предприятий: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля. В.А. Швандара. М„ 2002. 718 с.

  19. Экономика сельского хозяйства: практикум / под общ. ред. М.Н. Малы­ша. СПб., 2004. 221 с.

  20. Экономика сельского хозяйства: учеб. пособие / под ред. И.А. Минакова. М„ 2004. 328 с.

  21. Экономика сельского хозяйства: учебник для вузов / под ред. Н.Я. Кова­ленко. М., 2004. 384 с.



Раздел 2.^ МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.


Тема 1. Предмет, метод и задачи экономики сельского хозяйства


Методические советы

Следует уяснить место сельского хозяйства в экономике республики и АПК. Значение науки в понимании экономических процессов, происходящих в сельском хозяйстве республики и АПК в целом. Своеобразие механизма действия экономических законов и форм проявления в связи с особенностями сельскохозяйственного производства

Необходимо хорошо изучить задачи науки в условиях рыночных отношений.

Литература: 8, 10, 13, 17


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Вопросы, изучаемые наукой «Экономика сельского хозяйства», её основные задачи в условиях рыночных отношений.

2.Специфические особенности сельского хозяйства как отрасли народного хозяйства и необходимость их учета в научных исследованиях и практической деятельности.

3.Проявление действия объективных экономических законов в сельском хозяйстве.


^ Тема 2. Агропромышленный комплекс. Развитие сельского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям.


Методические советы.

Следует уяснить понятие, состав и цель функционирования агропромышленного комплекса. Предпосылки формирования АПК. Развитие АПК в современных условиях.

Понятие хозяйственного механизма АПК. Задачи развития сельского хозяйства Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Формы собственности и формы хозяйствования, их состояние и развитие. Роль многоукладности и рыночных отношений в развитии сельского хозяйства.

Литература: 1,6,8,10,13,15,21

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие и состав агропромышленного комплекса.

  2. Формы собственности и формы хозяйствования, их состояние и развитие.

  3. Роль многоукладности и рыночных отношений в развитии сельского хозяйства.


Тема 3. Экономические основы формирования рыночных отношений в АПК


Методические советы

Необходимо уяснить сущность и развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве, их особенности. Роль рынка как важнейшего элемента товарно-денежных отношений

Следует обратить внимание на действие закона стоимости и особенности его проявления в сельском хозяйстве. Спрос и предложение. Связь производителя с потребителем. Предпринимательство и его развитие.


Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Сущность и развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве, их особенности.

2.Рынок как важнейший элемент товарно-денежных отношений.

3. Закон стоимости и особенности его проявления в сельском хозяйстве.


Тема 4. Сельскохозяйственный рынок


Методические совет.

Следует уяснить понятие рынка и его виды. Место и назначение рынка. Маркетинг, его содержание и функции.

Следует обратить внимание на создание условий дня развития многообразных форм собственности и хозяйствования.

Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие рынка и его виды.

  2. Маркетинг, его содержание и функции.

  3. Создание условий для развития многообразных форм собственности и хозяйствования.


Тема 5. Производство, предложение, спрос, равновесие, конкуренция и монополия в сельском хозяйстве


Методические советы

При изучении этой темы следует обратить внимание на понятия: производство, предложение, спрос, факторы производства и предложения, их эффективность, эластичность спроса и предложения, показатели эластичности, конкуренция и формы ее развития в условиях рыночных отношений; государственное регулирование рынка спроса и предложения.


Литература: 1,4,5,7,9,13,17,18,20.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Производство, предложение, спрос в сельском хозяйстве.

  2. Сбалансированность отраслей по ресурсам, темпам развития и объемности производства.

  3. Эластичность спроса и предложения. Показатели эластичности.

  4. Конкуренция и формы её развития в условиях рыночных отношений.

  5. Государственное регулирование рынка.


Тема 6. Ценовой механизм в системе экономических взаимоотношений в сельском хозяйстве и развитие рыночных отношений


Методические советы

Следует уяснить роль ценового механизма в сельском хозяйстве в условиях рынка, сущность и значение цен, функции цен, принципы ценообразования. Обратить особое внимание на формирование цен на продукцию сельского хозяйства. Что собой представляет рыночная цена, цена производства, цена равновесия и монопольная цена?

Инфляция и её особенности в сельском хозяйстве, её виды, система антиинфляционных мер. Учет мирового опыта ценообразования.

Литература: 1,4,5,7,9,16,17,18,20.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Роль ценового механизма в развитии рыночных отношений.

  2. Цены на продукцию в сельском хозяйстве.

  3. Функции цен. Принципы ценообразования

  4. Рыночная цена, цена равновесия и цена производства. Монопольная цена, её формы и виды.

  5. Инфляция и её особенности в сельском хозяйстве. Система антиинфляционных мер.


Тема 7. Земельные и водные ресурсы


Методические советы

Следует уяснить, что земля и вода - главные средства производства в сельском хозяйстве. Нужно изучить особенности земли, состав и структуру земельного фонда, структуру с.х угодий, посевных площадей.

Понятие земельного кадастра. Экономическая оценка земель. Земельная рента.

Собственность на землю в системе аграрных отношений. Земельная реформа. Платность землепользования и земельный налог.

Необходимо усвоить методику определения экономической эффективности использования земли, методику определения экономической эффективности мероприятий по повышению эффективности использования земли с учетом экологического эффекта.

Водные ресурсы, как источник развития с.-х. производства. Эконогическая оценка воды.

Литература: 6,8,10,20,21.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Земля - главное средство производства и её особенности в сельском хозяйстве.

  2. Земельный фонд Республики Беларусь, его состав и структура.

  3. Земельный кадастр. Эконогическая оценка земли.

  4. Собственность на землю в системе аграрных отношений.

  5. Эффективность использования земли и методические основы её определения.

  6. Пути повышения эффективности использования земли.

  7. Водные ресурсы. Экономическая оценка воды.


Тема 8. Трудовые ресурсы и производительность труда в сельском хозяйстве


Методические советы

При изучении данной темы следует уяснить состав трудовых ресурсов сельского хозяйства, обеспеченность ими. Показатели использования трудовых ресурсов и методика их расчета Необходимо обратить внимание на меры по закреплению кадров на селе и повышение эффективности использовании трудовых ресурсов, рынок рабочей силы, проблему безработицы.

Производительность труда в сельском хозяйстве, её повышение. Методика определения показателей производительности труда. Основные факторы повышения производительности труда

Литература: 6,8,10,20,21.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие и состав трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

  2. Показатели обеспеченности и использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.

  3. Рынок рабочей силы. Проблема безработицы.

  4. Производительность труда в сельском хозяйстве и методические подходы к её определению.

  5. Факторы и пути повышения производительности труда в сельском хозяйстве.


Тема 9. Производственные средства, инвестиции и капитальные вложения в сельское хозяйство


Методические советы

Следует уяснить понятие производственных средств, их классификацию. Состав и структуру основных производственных средств. Износ основных средств, амортизация. Изучить методику расчета показателей обеспеченности основными средствами (фондовооруженность и фондообеспеченность) и показателей эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоёмкость, норма прибыли).

Оборотные средства сельского хозяйства, их состав и структура. Фонды обращения. Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств. Факторы и пути улучшения использования производственных средств в сельском хозяйстве. Развитие рынка средств производства.

Необходимо изучить инвестиции и капитальные вложения, их динамику и структуру, источники в сельхозпредприятиях и крестьянских хозяйствах. Методика определения показателей эффективности инвестиций и капитальных вложений

Литература: 6,8,10,20,21.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие производственных средств, их классификация.

  2. Основные средства сельского хозяйства, их состав и структура.

  3. Показатели обеспеченности и эффективного использования основных фондов, методика их расчета.

  4. Оборотные средства сельского хозяйства, их состав. Фонды обращения.

  5. Методика расчета показателей эффективности использования оборотных средств.

  6. Факторы и пути улучшения использования производственных средств в сельском хозяйстве.

  7. Рынок средств производства.

  8. Инвестиции и капитальные вложения, их динамика, структура, источники образования.

  9. Экономическая эффективность использования инвестиций и капитальных вложений в сельском хозяйстве, методика её определения.


^ Тема 10. Производственный потенциал сельского хозяйства


Методические советы

Следует изучить производственные ресурсы, их виды. Классификация производственных ресурсов по происхождению, характеру использования, возможности воспроизводства.

Понятие производственного потенциала. Методические основы определения производственного потенциала.

Изучить методику оценки производственного потенциала и её практическое применение в экономическом механизме хозяйствования.

Литература: 6,8,10,20,21.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1.Производственные ресурсы, их виды и классификация.

2.Методика оценки производственного потенциала и её практическое применение.


Тема 11.Материально-техническая база инноваций и научно- технический прогресс в сельском хозяйстве


Методические советы

При изучении этой темы необходимо обратить внимание на особенности материально-технической базы сельского хозяйства, сущность и основные направления научно-технического прогресса и научно-технической революции в сельском хозяйстве, инновационную деятельность.

Энергетические ресурсы сельского хозяйства и их роль в повышении производительности труда. Энергообеспеченность хозяйства и энерговооруженность труда. Экономическая эффективность использования энергоресурсов (показатели и методика определения). Электрификация сельскохозяйственного производства.

Значение, особенности и экономическая эффективность механизации сельского хозяйства. Система машин в сельском хозяйстве. Методика экономической оценки внедрения в производство системы машин.

Тракторный, автомобильный, комбайновый парк; совершенствование структуры парка по видам машин, показатели использования и методика их расчета.

Приоритетные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Внедрение в с.х. производство ресурсосберегающих технологий и машин. Методические основы определения эффективности конкретных направлений научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.

Литература 6,8,10,20,21.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Понятие материально-технической базы и ее особенности в сельском хозяйстве.

  2. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, основные их направления в с.х. Инновационная деятельность в с.х.

  3. Энергетические ресурсы сельского хозяйства и их роль в повышении производительности труда.

  4. Показатели обеспеченности энергетическими ресурсами и эффективного их использования.

  5. Особенности и экономическая эффективность механизации сельского хозяйства. Экономическая оценка внедрения в производство системы машин.

  6. Тракторный, автомобильный, комбайновый парк. Методика расчета показателей использования.

  7. Приоритетные направления научно-технического прогресса в сельском хозяйстве. Научно-технический прогресс и охрана окружающей среды.


^ Тема 12. Интенсификация сельского хозяйства


Методические советы

Следует уяснить сущность интенсификации сельского хозяйства. Экстенсивные и интенсивные формы развития сельского хозяйства. Объективную необходимость интенсификации. Изучить источники осуществления интенсификации, дополнительные вложения в процесс интенсификации и условия их эффективности, показателя уровня и экономической эффективности интенсификации, основные направления интенсификации и пути повышения ее экономической эффективности.

Литература: 1,2,11,16,18.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Сущность интенсификации и ее объективная необходимость.

  2. Показатели уровня интенсивности, методика определения.

  1. Показатели экономической эффективности интенсификация и их определение.

  2. Основные направления интенсификации и пути повышения экономической эффективности.

  3. Охрана окружающей среды в процессе интенсификации, включая меры по аварии на ЧАЭС.


Тема 13. Воспроизводство и накопление в сельском хозяйстве


Методические советы

Необходимо уяснить сущность расширенного воспроизводства и его особенности в сельском хозяйстве. Затем следует ознакомиться с показателями расширенного воспроизводства, методикой определения валовой продукции, валового дохода, чистого дохода, основами формирования фондов накопления и потребления. Нужно изучить также условия и источники расширенного воспроизводства в с.х., обратить внимание на земельную ренту как один из источников расширенного воспроизводства, на государственное кредитование и налоговое регулирование в системе воспроизводства.

Литература: 1,2,8,16,18.

^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Сущность и особенности расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

  2. Показатели расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

  3. Условия и источники расширенного воспроизводства.

  4. Порядок распределения валовой продукции, валового дохода, чистого дохода, прибыли.

  5. Проблемы и пути обеспечения расширенного воспроизводства на с.х. предприятиях.


Тема 14. Издержки производства и себестоимость продукции


Методические советы

Обратить особое внимание на сущность общественных и индивидуальных издержек производства, стоимости и себестоимости с.х. продукции. Ознакомиться с методикой исчисления себестоимости основных видов продукции с.х., классификацией затрат при исчислении себестоимости продукции, структурой себестоимости. Обратить внимание на пути снижения себестоимости продукции: повышение плодородия земли, урожайности с.х. культур, продуктивности животных, снижение трудоемкости, материалоемкости, фондоемкости, расходов по управлению и обслуживанию производства, усиление материальной заинтересованности работников в соблюдении режима экономии, предотвращении потерь.

Литература: 1,2,6,15,16,18.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

  1. Сущность общественных и индивидуальных издержек производства, стоимости и себестоимости с.х. продукции.

  2. Классификация затрат при исчислении себестоимости продукции. Виды себестоимости.

  3. Методика исчисления себестоимости продукции сельского хозяйства.

  4. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции.



Тема 15. Экономическая эффективность сельского хозяйства

Методические советы

Следует хорошо усвоить понятие «Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства», критерий экономической эффективности. Изучить показатели экономической эффективности (натуральные и стоимостные), характеризующие народнохозяйственную и отраслевую эффективность с.х. производства, использование земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, эффективность агро- и зооветеринарных мероприятий.

Нужно уяснить содержание таких экономических категорий, как валовая продукция, валовой и чистый доходы, прибыль. Изучить такие экономические показатели как уровень рентабельности и норму прибыли. Обратить внимание на пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.

Литература: 2,6,7,15,16,18.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.Понятие экономической эффективности и экономического эффекта.

2. Критерий и основные виды экономической эффективности.

3.Показатели экономической эффективности с.х. производства, методика их расчета.

4.Рентабельность сельскохозяйственного производства. Методика определения народнохозяйственной и хозрасчетной рентабельности.

5. Эффективность агро- и зооветеринарных мероприятий.

6.Пути повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства.


Тема 16. Размещение, специализация и концентрация

сельского хозяйства


Методические советы

Необходимо, прежде всего, уяснить сущность специализации, размещения и концентрации с.х. производства, характер влияния природных, экономических факторов на процесс размещения, специализации и концентрации сельского хозяйства. Обратить внимание на виды специализации, показатели уровня и экономической эффективности специализации; концентрацию производства и формы ее осуществления в условиях многоукладного хозяйствования, формы межхозяйственной кооперации и интеграции производства.

Литература: 1,12,14,15,16,17,18.


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.Теоретические основы и основные принципы размещения сельскохозяйственного производства.

2.Специализация, ее виды. Концентрация производства и формы ее осуществления.

3.Показатели уровня и экономической эффективности специализации.Методика их расчета.

4.Межхозяйственная кооперация, ее развитие и формы.

5.Интеграция производства, ее экономическое и социальное значение.


Тема 17. Основные проблемы экономики растениеводства

Методические советы

Следует уяснить экономическое значение растениеводства и его задачи в решении проблемы продовольствия, структурные сдвиги и особенности развития растениеводства по областям и зонам специализации Республики Беларусь. Обратить внимание на современное состояние отрасли; повышение плодородия и продуктивности земель, уровень производительности труда, окупаемости затрат и рентабельности; повышение эффективности на основе интенсификации; улучшение качества продукции и ликвидации потерь; переход к более эффективным формам хозяйствования; хранение, переработку и реализацию продукции растениеводства.


Литература: 2,3,9,14,15,17


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1.Экономическое значение растениеводства и его задачи в решении проблемы продовольствия.

2.Структурные сдвига и особенности развития растениеводства по областям и зонам специализации Республики Беларусь.

3.Динамика производства продукции растениеводства в вашем хозяйстве за последние 5 лет

4.Каковы трудоемкость, себестоимость, рентабельность производства основных продуктов растениеводства в вашем хозяйстве за последние 5 лет?

5.Методические основы определения экономической эффективности систем земледелия и их элементов, возделывания сельскохозяйственных культур и агротехнических мероприятий.

6.Пути повышения эффективности производства продукции растениеводства и ликвидация потерь.


^ Тема 18. Экономика кормопроизводства


Методические советы

Нужно изучить современное состояние всех источников производства кормов (объем в целом и на условную голову) и структуру производимых кормов, экономически эффективные способы их заготовки, хранения, переработки. Обратить внимание на полевое кормопроизводство, как основной источник кормов. Необходимо также знать систему показателей, используемых для экономической оценки кормов, методику их расчета. Следует рассмотреть пути увеличения производства и улучшения использования кормов, обратив особое внимание на интенсификацию полевого и лугопастбищного кормопроизводства, расширение производства комбикормов.

Литература: 2,3,9,14,15,17


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Понятие кормовой базы и ее современное состояние.

2.Методика экономической оценки кормовых культур, отдельных видов кормов и кормовых рационов.

3. Интенсификация полевого и лугопастбищного кормопроизводства.

4. Значение и динамика производства комбикормов, белковых, витаминных и других добавок.

5. Основные меры по увеличению производства кормов.

Тема 19. Экономика производства зерна.


Методические советы.

Изучить народнохозяйственное производство зерна, размещение посевных площадей и их структуру в РБ, урожайность и валовые сборы, развитие рынка зерна. Обратить внимание на эффективность производства зерна: производительность, себестоимость, цены реализации и рентабельность производства

Следует рассмотреть пути повышения экономической эффективности производства и использования зерна.


Литература: 2,3,9,14,15,17


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Народнохозяйственное значение и проблемы увеличения производства зерна.

2. Размещение посевных площадей, урожайность и валовые сборы зерна в РБ.

3. Рынок зерна.

4. Экономическая эффективность производства зерна.

5. Пути повышения экономической эффективности производства зерна.


При изучении экономики производства льна-долгунца, сахарной свеклы, масличных культур, картофеля, овощей, плодов и ягод обратить внимание на методические указания к теме "Экономика производства зерна".


^ Тема 20. Основные проблемы экономики животноводства

Методические советы

Следует уяснить экономическое значение животноводства и его роль в решении проблемы продовольствия, отраслевую структуру и структурные сдвиги в развитии животноводства в Республике Беларусь. Обратить внимание на современное состояние отрасли; проблемы развития животноводства в Республике Беларусь; уровень производительности труда, окупаемость затрат кормов, рентабельность, повышение эффективности на основе интенсификации, повышение качества продукция животноводства и устранение потерь; методические основы определения экономической эффективности системы животноводства, производства продукции отрасли и зооветеринарных мероприятий; развитие производства в личных подсобных хозяйствах, крестьянских хозяйствах; производство, транспортировка, переработка, хранение и реализация продуктов животноводства.

Литература: 2,3,9,14,15,17


^ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Экономическое значение животноводства и его роль в решении проблемы продовольствия.

2. Структурные сдвига и особенности развития животноводства по областям и зонам специализации Республики Беларусь.

3. Динамика производства продукции животноводства в вашем хозяйстве за последние 5 лет?

4. Экономическая эффективность производства основных видов продукции животноводства в вашем хозяйстве за последние 5 лет?

5. Методические основы определения экономической эффективности систем животноводства, производства продукции отрасли и зооветеринарных мероприятий.

6.Развитие животноводства в личных подсобных и крестьянских хозяйствах.

7. Пути повышения производства продукции животноводства.

Раздел^ 3. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ


По курсу «Экономика сельского хозяйства» выполняется одна контрольная работа, состоящая из 2-х вопросов и задачи.

Ответ на 1-й вопрос должен показать, насколько правильно и глубоко усвоено студентом содержание проблемной части курса, а также его умение работать с учебной и научной литературой и применять теоретические знания при анализе фактического материала, характеризующего развитие сельскохозяйственного производства.

Ответ на 2-ой вопрос (по отраслевой части курса) дается полностью по материалам конкретного хозяйства (или хозяйств района) на основе изучения и анализа отчетных и плановых материалов не менее чем за 3 последних года.

Задача также должна быть выполнена на основании данных, представленных в методических указаниях.

Все вопросы контрольной работы выполняются студентом по темам, указанным в варианте, номер которого определяется двумя последними цифрами его личного шифра по таблице (с. 22)

Например, если шифр студента 10075, то его вариант 75. В таблице берется седьмая горизонтальная строка и пятый вертикальный столбец. На пересечении строки и столбца - номера вопросов, на которые нужно дать ответ: 2, 32, 50.

Контрольная работа выполняется в объеме одной ученической тетради; ответам на вопросы должен предшествовать план; страницы необходимо нумеровать, оставляя на них поля для замечаний преподавателя; в конце работы должно быть свободное место для написания рецензии. Статистический материал работы необходимо приводить в таблицах, которые должны иметь номер и название.

Если в хозяйстве по месту работы студента отсутствует отрасль, которую необходимо проанализировать в контрольной работе, то по согласованию с кафедрой этот вопрос можно заменить на другой.


metodicheskie-ukazaniya-i-programma-dlya-podgotovki-k-vstupitelnomu-ekzamenu-v-aspiranturu-po-kursu-istoriya-filosofii-dlya-specialnosti-09-00-03-istoriya-filosofii-murmansk.html
metodicheskie-ukazaniya-i-rabochaya-programma-k-samostoyatelnoj-rabote-studentov-po-napravleniyu-060800-vseh-form-obucheniya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-rekomendacii-po-podgotovke-oformleniyu-i-zashite-referata-dlya-studentov-nou-vpdo-bajkalskij-gumanitarnij-institut.html
metodicheskie-ukazaniya-i-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-kursu-ekonomika-i-statistika-predpriyatiya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-tematika-kontrolnih-rabot-po-discipline-anglijskij-yazik-dlya-studentov-2-kursa-po-zaochnoj-forme-obucheniya-po-specialnosti-080109-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
metodicheskie-ukazaniya-i-tematika-kontrolnih-rabot-po-discipline-ekonomika-predpriyatiya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti-080301-kommerciya-torgovoe-delo-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/gorod-yugorsk-pravitelstvo-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-rasporyazhenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monografiya-kandidata-sociologicheskih-nauk-leonida-semenovicha-malceva-prednaznachena-dlya-ispolzovaniya-v-sisteme-komandirskoj-podgotovki-generalov-i-oficerov-vooruzhennih-sil-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-elektrobezopasnost-pravila-tehniki-bezopasnosti-i-proizvodstvennoj-sanitarii-v-pishekoncentratnoj-i-ovoshesushilnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/dannij-otchyot-soderzhit-informaciyu-ob-osobennostyah-organizacii-obrazovatelnogo-processa-funkcionirovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-proizoshedshih-i-planiruemi-stranica-4.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/podchinyayutsya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/yubilejnie-dati-kalendar-osnovnih-meropriyatij-provodimih-na-territorii-municipalnogo-obrazovaniya-bazarnosizganskij.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/logika-glava-1-predmet-i-znachenie-logiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/federaciya-avtoshkol-rt.html
  • urok.bystrickaya.ru/privetstviya-kommunisticheskomu-internacionalu-doklad-tov-alberta-germaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-ekonomika-proizvodstvennih-podrazdelenij-uis-dlya-kategorii-povisheniya-kvalifikacii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mnogodnevnie-turi-na-novij-god-i-rozhdestvo-2012-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-26-amonashvili-sh-a-amon-pa-legenda-o-kamne.html
  • uchit.bystrickaya.ru/the-subjects-we-studied-at-school-my-favourite-subject-2-bao-press.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-8-polnomochiya-kontrolno-schetnoj-palati-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-28.html
  • books.bystrickaya.ru/dobrovolcheskij-centr-v-pedagogicheskom-kolledzhe-programmi-razvitiya-dobrovolcheskih-iniciativ-dobrovolcheskie-iniciativi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-dal-zadanie-gotovitsya-k-vesennemu-polovodyu-internet-resurs-wwwudmnewsru-07032012.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-metafori-in-praesentia-i-metafori-in-absentia-e-e-razlogovoj-i-v-p-narumova.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-mnogokadrovoj-obrabotki-dlya-povisheniya-razresheniya-izobrazhenij-soderzhashih-simvolnuyu-informaciyu.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-kulturi-iskusstva-i-kinematografii-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-kurort-gelendzhik-provodit-zapros-kotirovki-cen-na-priobretenie-hu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-bezopasnost-i-globalnie-ugrozi-chast-9.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teodor-drajzer-stranica-14.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-plasticheskih-motivov-v-reklame-zhesti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-210400-radiotehnika.html
  • college.bystrickaya.ru/17-voprosi-k-ekzamenu-po-discipline-administrativnomu-pravo-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-administrativnoe-pravo.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-vseh-zainteresovannih-lic-municipalnoe-obsheobrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-28-g-tomska.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vneshnie-programmi-rukovodstvo-k-programme.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-dli-itogovogo-ekzamena-dlya-cikla-ou-revmatologiya-rabochaya-programma-cikla-poslediplomnogo-obucheniya-vrachej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sauat-ashu-pn-bojinsha-ou-zhospari.html
  • desk.bystrickaya.ru/plani-seminarskih-zanyatij-po-kursu-ekonomicheskaya-teoriya-mikroekonomika-chast-1-dlya-studentov-1-kursa-fakulteta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vtks01-fizicheskie-osnovi-vichislitelnoj-tehniki-01-02-2007-stranica-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/miss-rossijskaya-armiya-scenarii-konkursnaya-programma-k-23-fevralya-31-scenarij-krossvord-i-zagadki-k-23-fevralya-33.html
  • institut.bystrickaya.ru/td-width61-bgcolor.html
  • essay.bystrickaya.ru/besedi-po-viskazivaniyam-chzhuan-czi-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/galini-andreevni-stilistika-i-literaturnoe-redaktirovanie.html
  • desk.bystrickaya.ru/polezhaeva-ss-nanosemi-v-komponentnom-analize-slova-poeticheskogo-diskursa.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.