.RU

Методические указания для студентов заочного отделения специальностей





Федеральное агентство по образованию


Петрозаводский филиал

федерального государственного

образовательного учреждения

среднего профессионального образования

«Петровский колледж»


«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»


Методические указания

для студентов заочного отделения

специальностей:


100201

100105

080110

080501

080504




«Туризм»

«гостинИчный сервис»

«Экономика и бухгалтерский учет»

«Менеджмент»

«Государственное и муниципальное управление»


базовый уровень



г. Петрозаводск

2008



Рассмотрены

Методическим советом


Протокол № 2 от «30» сентября 2008 г.


^ Утверждены заместителем директора по учебной работе:


А.В. Феоктистова



Составила преподаватель:



^ Феоктистова Анна Викторовна




Пояснительная записка


Данные методические рекомендации по изучению курса «Русский язык и культура речи» не являются заменой учебной литературы. Они призваны помочь студенту организовать аудиторную и самостоятельную работу по дисциплине.


Одной из важнейшей составляющих понятия культура является язык, о котором известный лингвист Вильгельм фон Гумбольдт сказал: «Язык народа есть дух народа». Если мы не умеем пользоваться языком, мы не чувствуем и нашей культуры, не являемся русскими, поэтому нам так необходимо сейчас научиться не только любить русский язык и бережно относиться к нему, но и гордиться им.

Не секрет, что встречают человека уже давно не только «по одежке», но и по тому, как он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка, и как трудно порой создать желанный образ внешности, свой имидж, также трудно выработать и свой речевой облик.

Основу курса составляет изучение нормативной базы современного литературного языка, коммуникативных качеств «хорошей» речи (правильность, точность, логичность, чистота, уместность, богатство и выразительность, благозвучие и т. д.), функциональных стилей и речевого этикета. Таким образом, курс «Русский язык и культура речи» одновременно формирует у студентов-нефилологов заочного отделения три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную. Практические занятия по данному курсу помогают развить у студентов чувство языка, чувство стиля, способствуют формированию языкового вкуса, умения вслушиваться в собственную и чужую речь; в процессе занятий воспитывается сознательное отношение к родному языку.


^ ЦЕЛЬ КУРСА – качественно повысить уровень речевой культуры; развить навыки эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения; расширить общегуманитарный кругозор.


«Русский язык и культура речи» предусматривает изучение проблем речевой культуры и в теоретическом, и в практическом плане, но предпочтительно осуществляется в форме практических (и семинарских) занятий, обеспечивающих обратную связь между преподавателем и студентами, а не сводится только к поточному лекционному курсу.

По окончании изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты сдают экзамен. Предусмотрено выполнение промежуточной контрольной работы.

^ Требования ГОС СПО к минимуму содержания

основной профессиональной образовательной

программы по дисциплине

«Русский язык и культура речи»


^ Русский язык и культура речи:

основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика письменной и устной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц; их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста


^ Тематический план курса


№ темы

Тема и краткое содержание занятия

1

^ Современный русский литературный язык. Признаки литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи. Вариантность норм.

2

^ Акцентология и орфоэпия русского языка.

Акцентологические и орфоэпические нормы.

Активные процессы в области ударения.

3

^ Лексикология. Лексическое значение слова.

Лексическая недостаточность и речевая избыточность. Употребление паронимов.

4

^ Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

Употребление заимствованной лексики. Фразеология деловой речи.

5

^ Морфология русского языка.

Морфологические нормы русского языка.

6

Синтаксис русского языка.

Синтаксические нормы русского языка.

7

^ Практикум по орфографии и пунктуации

8

Функциональный аспект культуры речи. Характеристика функциональных стилей русского языка.

9

^ Коммуникативные качества речи. Этико-социальные аспекты культуры речи.

10

Лексикография русского языка.Фразеогрфия.




Экзамен



Содержание курса и

методические указания по изучению тем


ТЕМА 1.

Современный русский литературный язык. Признаки литературного языка.

Нормативный аспект культуры речи. Вариантность норм как следствие развития языка.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Язык и речь.

  2. Понятие о современном русском литературном языке. Признаки литературного языка.

  3. Нелитературные разновидности русского языка.

  4. Естественные и искусственные языки. Эсперанто.

  5. Генеалогическая классификация языков.

  6. Понятие о языковой норме. Виды норм с примерами.

  7. Вариантные нормы.

Литература:

  1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2003.

  2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.И, Максимова. М., 2003.

  3. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. О.Я. Гойхмана. М., 2006.

  4. Скворцов Л. И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. Москва, 2006.

  5. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.,1999.


Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое язык? В чем проявляется системность языка? Почему язык называют знаковой системой?

  2. Что такое «национальный язык»?

  3. Что такое «литературный язык»? Перечислите признаки литературного языка (по Ф.П. Филину).

  4. каково место русского языка в генеалогической классификации языков. Какие из славянских языков входят в одну подгруппу с русским? Какое место по генеалогической классификации занимают английский, немецкий, финский, французский, арабский, грузинский, корейский языки, иврит.

  5. Раскройте содержание понятия «культура речи». Каковы критерии оценки культуры речи.

  6. Что такое речевой этикет? Приведите 5 формул вежливости с указанием истории их появления.

  7. Что такое языковая норма? Приведите примеры норм разных уровней языка.

  8. Дайте определение языкового варианта. Назовите причины появления вариантов.


ТЕМА 2.

Акцентология и орфоэпия русского языка. Акцентологические и орфоэпические нормы. Активные процессы в области ударения.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Понятие об орфоэпии. Литературное произношение.

  2. Основные законы произношения согласных.

  3. Особенности произношения заимствованных слов.

  4. Ударение. Особенности русского ударения. Активные процессы в области ударения.

  5. Акцентологические нормы и их варианты.

Литература:

  1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1994.

  2. Агеенко Ф. Л. Словарь ударений: Для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. М., 1994.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1999.

  4. Введенская А.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов -на -Дону, 2001.

  5. Орфоэпический словарь русского языка.

  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М., 2005.

  7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. ., 2008.

  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 2003.

Контрольные вопросы и задания:

    1. Что изучает орфоэпия?

    2. Охарактеризуйте основные нормы произношения гласных и согласных звуков современного языка.

  1. Раскройте значение понятия «разноместность» русского ударения. Приведите примеры.

  2. Раскройте значение понятия «подвижность» русского ударения. Приведите примеры.

  3. Каковы особенности ударения у существительных:

на -вод : бензопровод, газопровод, нефтепровод, теплопровод, воздухопровод, путепровод, трубопровод, мусоропровод, маслопровод, грунтопровод.

на -лог : каталог, эпилог, пролог, диалог, монолог, некролог. Астролог, невролог, метеоролог.

на -ал : квартал, генерал, маргинал, вандал, филиал. Маршал.

на метр: километр, миллиметр, сантиметр, дециметр.

на -ор : договор, уговор, приговор, наговор. Заговор.

7. Используя ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ, объясните значения слов. Укажите, во всех ли парах слов различие в ударении связано с различием лексического значения.

  1. брня забронровать

  2. вдение

  3. домовй

  4. лдник

  5. личнй

  6. мокрта

  7. нголо

  8. призвный

  9. гольный

  10. шко

  11. шбаш

  12. языковй




брон забронировть

видние

домвый

леднк

лчный

мокрот

нагол

призывнй

угльный

ушк

шабш

языквый

ТЕМА 3.

Лексикология. Лексическое значение слова. Лексическая недостаточность и речевая избыточность.

Употребление паронимов.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Лексика и лексикология.

  2. Лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слов.

  3. Лексическая недостаточность.

  4. Речевая избыточность. Ошибки, связанные с многословием.

  5. Полисемия. Многозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Паронимы.

  6. Однозначные и многозначные слова.

  7. Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова.

  8. Неологизмы, архаизмы, историзмы.

  9. Понятие лексической сочетаемости слов.

Литература:

  1. Введенская А.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов -на -Дону, 2001.

  2. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Любое издание.

  3. Бельчикова Ю.А. Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004

  4. Словарь антонимов русского языка. М., 2008.

  5. Словарь иностранных слов. М., 2000.

  6. Словарь омонимов русского языка. М., 2004.

  7. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 1999.

  8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М., 2005.

  9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. ., 2008.


Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое лексические нормы?

  2. Что такое плеоназм?

  3. Устраните речевую избыточность, составьте правильно предложения с данными словами и словосочетаниями.

1. необычный феномен 2. памятный сувенир 3. старый ветеран 4. первая премьера 5. свободная вакансия 6. пятьдесят рублей денег 7. монументальный памятник 8. повседневная обыденность 9. памятный сувенир 10. в конечном итоге 11. первый дебют 12. передовой авангард 13. моя автобиография

  1. Из толкового словаря русского языка выпишите примеры:

-однозначного слова с указанием его значения;

-многозначного слова с указанием значений;

-слова с определенной пометой (устар., простор., книжн. или др.)

  1. Какие слова называются синонимами, омонимами, антонимами? Приведите примеры на каждую группу.

  2. Найдите паронимы. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.




7. Кастрюлю мы ставим на камфорку, комфорку, канфорку или конфорку?

8. Совпадают ли по смыслу или чем-то различаются сло­ва" внимание" и "внимательность”.


ТЕМА 4.

Лексика с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Употребление заимствованной лексики. Фразеология деловой речи.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Лексика с точки зрения происхождения. Типология заимствований.

  2. Заимствования из славянских языков.

  3. Заимствования из неславянских языков.

  4. Исконно русская лексика. Старославянизмы.

  5. Причины процесса заимствования.

  6. Освоение заимствованной лексики.

  7. Фразеология как раздел языкознания.

  8. Типы фразеологических единиц.

  9. Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Литература:

    1. Введенская А.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов -на -Дону, 2006.

    2. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. М., 2006.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Приведите примеры исконно русских слов.

  2. Приведите примеры заимствований из славянских языков.

  3. Приведите примеры заимствований из неславянских языков.

  4. Что изучает фразеология?

  5. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов?

Упражнения

5. Письменно укажите значения заимствованных слов. Для этого подберите к ним синонимы русского происхождения. (Используйте словарь иностранных слов)

А. Абитуриент, аксессуар, альтруизм, аномалия, антагонизм, антиквар, антиципация, антураж, апелляция, апогей, баланс, бойкот, валюта, вето, виза, девальвация, демагогия, депрессия, диапазон, дилетант, дискриминация, дислокация, диссонанс, инсинуация.

Б. Одиозный, органический, ординарный, педантичный, позитив­ный, потенциальный, продуктивный, пунктуальный, радикальный, спонтанный, схоластичный, тоталь­ный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фатальный, филигранный, эквивалентный, экстравагантный, эксцентричный.

В. Амнистировать, ассоциировать, деградировать, дезинформировать, денон­сировать, доминировать, дублировать, зондировать, идеализировать, имитировать, интерпретировать, компенсировать, конкурировать.


6. Придумайте связный текст на любую тему (спорт, погода, гостеприимство, учёба, увлечения, магазины, экология в стране и т. д.), используя как можно больше заимствованных слов.

7. Выпишите из Словаря заимствованных слов по 8-10 заимствований с объяснением их значений из следующих языков: латинского; греческого; английского; французского; немецкого; тюркского; испанского; итальянского.

8. Подберите как можно больше фразеологизмов со словами “глаз”, “деньги”, “час”, “рука”. Для этого используйте фразеологический словарь русского языка.

9. Что такое фразеологизмы? Приведите примеры.


ТЕМА 5.

Морфология русского языка. Морфологические нормы русского языка.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Морфология как раздел языкознания. Морфологические нормы русского языка.

  2. Тенденции движения морфологических норм.

  3. Употребление имен существительных, отражающих колебания в роде, падеже, числе.

  4. Род несклоняемых существительных и аббревиатур.

  5. Варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных.

  6. Нормы употребления разных видов числительных.

  7. Нормы употребления имён прилагательных. Варианты употребления форм кратких прилагательных. Степени сравнения.

  8. Нормы употребления глаголов (вид, залог, особенности некоторых личных форм).

  9. Самостоятельные и служебные части речи.


^ ЧАСТИ РЕЧИ




Литература:

  1. Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М.,1990.

  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке: Для работников печати. М., 2005.

  3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. ., 2008.


Контрольные вопросы и задания:

  1. Приведите примеры каждой части речи.

  2. Что такое морфологические нормы?

  3. Охарактеризуйте нормы употребления разных видов числительных.

3а. Раскройте скобки. Запишите числительные прописью.

К ^ 15 апреля необходимо вспахать более 1750 (гектары). В газете сообщается о 2975 (станки), выпущенных заводом. В ходе боёв было захвачено до 380 (солдаты) противника. Для мастерской куплено (тиски – 22, клещи – 33, кусачки – 44). Было уничтожено до (полторы роты) противника. В полк пришло до 150 (бойцы) пополнения. Ответ пришёл только через (52 – сутки, день).

Прибыль предприятия составила более ^ 85500 миллионов рублей. Высшая точка на Западном Памире равна 7495 метрам. Река Урал имеет протяжённость около 2450 километров. Озеро Байкал расположено на высоте 453 метров. Чтобы перевезти этот груз по железной дороге, потребуется около 1 456 832 вагонов.

  1. Охарактеризуйте основные морфологические нормы употребления имен существительных.

  2. Как определить род несклоняемых имен существительных и аббревиатур?

5а. Поставьте существительные в форму Родительного падежа множественного числа: дом-домов

Килограмм, носок, простыня, туфля, блюдце, вален­и, помидоры, яблоки, вафля, апельсины, лимоны, баклажаны, носки, граммы, яблони, мандарины, помидоры, чулки, партизаны, яблоки, груша, место, дело, сапоги.

5б. Выберите правильный вариант формы именительного падежа множественного числа существительных.

Хлеб (хлебы, хлеба), торг (торги, торги, торга), торт (торты, торта), инженер ( инженеры, инженера), тренер (тренеры, тренера), договор (договоры, договора), директор (директоры, директора), ректор (ректоры, ректора), учитель (учители, учителя), кондуктор (кондукторы, кондуктора), выбор (выборы, выбора), округ (округи, округа), мех (мехи, мехи, меха).

  1. Охарактеризуйте нормы употребления прилагательных.

  2. Охарактеризуйте основные нормы употребления глаголов 9вид, залог, особенности некотрых личных форм). Охарактеризуйте правила написания фамилий (склоняемые и несклоняемые).

  3. Назовите особенности склонения иностранных слов на - а, - е, - и, - о, - у.

  4. Каковы правила образования названий жителей городов.

10. Определите род следующих аббревиатур.

^ ВУЗ-КАМАЗ-ООН-ЗАГС-МХАТ-ФСБ-ООО-МВФ-ЗАО-СНГ-ГИБДД-МГУ- МИД- ТЮЗ- ЦРУ- РАН-МВД-КПП


ТЕМА 6.

Синтаксис русского языка. Синтаксические нормы русского языка.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Особенности синтаксических норм. Трудные случаи управления. Порядок слов в предложении.

  2. Согласование сказуемого с подлежащим.

  3. Согласование определений и приложений.

  4. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

  5. Нормы организации однородного ряда.

  6. Ошибки в построении сложных предложений.

Литература:

  1. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 1987.

  2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2003.

  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Что такое синтаксические нормы?

  2. Назовите типы нарушений синтаксических норм.

  3. Что такое управление как вид подчинительной связи?

  4. Каким правилом регулируется выбор предлогов в-из, на-с при зависимых существительных?

  5. Чем объясняются колебания при выборе вариантов предлогов в-во, с-со, к-ко, перед-передо (пред-предо), над-надо и т.п.?

  6. Что нужно учитывать при выборе производных предлогов?

  7. Что такое согласование как вид подчинительной связи?

  8. Назовите закономерности согласования (при выборе формы числа сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием).

  9. Что значит смысловое согласование подлежащего и сказуемого ? Как оно реализуется при подлежащих, выраженных существительными общего рода (неряха, сирота, задира, задира, соня и т.д.)?

  10. Как согласуются сказуемые и определения с существительными типа педагог, врач, профессор, руководитель?

  11. Назовите основные правила согласования определений.

  12. Назовите типичные ошибки при образовании форм причастий и употребления причастных оборотов.

  13. Каково главное правило употребления деепричастного оборота?

  14. Назовите основные ошибки в построении сложных предложений.

  15. Каковы закономерности, регулирующие порядок слов в русском предложении?


ТЕМА 7.

Практикум по орфографии и пунктуации.


Вопросы, изучаемые в теме:

Орфографические нормы.

Правописание морфем (значимых частей слова)

А. Корень слова.
1.Правописание гласных в корне:

а) безударных проверяемых; б) безударных непроверяемых; в) гласных в чередующихся корнях; г) букв е), о после шипящих;

д) ы и и в корне после приставок.

2. Правописание согласных в корне:

а) проверяемых; б) непроизносимых; в) двойных согласных.

Б. Приставка.

1. Неизменяемые на письме приставки. 2. Приставки на з (с). 3. Приставки пре- и при-.

В. Окончание.

1. И и Е в окончаниях имен существительных.
^ Г. Суффикс
1. Буквы е (е), о после шипящих в суффиксах (и оконча­ниях) имен существительных и прилагательных.

2. Н и ни в существительных и прилагательных.

3. Правописание суффиксов имен существительных (-чик-, -щик-, -ек-, -ик-).

4. Правописание суффиксов имен прилагательных (-ск-, -ое-, -ев-, -чив-, -лив-)

5. Правописание безударных гласных в суффиксах при­частий.

Д. Употребление ъ и ь.

1. Разделительные ъ и ь. 2. Употребление ь для обозначения мягкости согласного. 3. Ь после шипящих в конце слова.


Пунктуационные нормы.

Функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения. Разделительные знаки препинания.

Выделительные знаки препинания. Знаки препинания при обращении, при вводных словах (словосочетаниях, предложениях).

Знаки препинания при междометиях.

Выделение чужой речи. Цитирование.


Литература:

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. Любое издание.


ТЕМА 8.

Функциональный аспект культуры речи. Характеристика функциональных стилей русского языка.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Стилистическое разнообразие русского языка.

  2. Функциональный стиль как комплекс языковых средств для отражения определенного содержания в определенном коммуникативном акте.

  3. Характеристика научного стиля.

  4. Характеристика газетно-публицистического стиля.

  5. Характеристика разговорного стиля.

  6. Характеристика художественного стиля.

  7. Характеристика официально – делового стиля. История формирования.
Литература:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2001.

  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2007.

  3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,2003.

  4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Русский язык культура речи. М.,2006.

  5. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. М.,2002.

  6. Иссерлин Е. М. Официально- деловой стиль М., 1999.

Вопросы из задания для самоконтроля:

  1. Охарактеризуйте каждый стиль по следующему плану:

  1. Определите, к какому стилю относится каждый отрывок. Докажите. Попробуйте сопоставить интонацию в текстах разных функциональ­ных стилей на одну и ту же тему, определите и запишите различия.

1) Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электриче­ских разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопро­вождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...

2) Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью про­неслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Ско­рость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляе­мый сотнями тысяч рублей.

3) Как передает наш корреспондент, вчера над центральными рай­онами Карелии прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

4) До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, ко­торые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспы­хивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливаю­щийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон...

5) Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой си­лой, что весь наш домишко задрожал...


ТЕМА 9.

Коммуникативные качества речи. Этико-социальные аспекты культуры речи.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Коммуникативные качества речи: точность, доступность, логичность, чистота, уместность, богатство (выразительность).

  2. Понятие точности речи. Условия точности речи. Правила выбора слова.

  3. Понятность и доступность речи и проблема понимания.

  4. Логичность рассуждения и логичность изложения.

  5. Коммуникативные условия чистоты речи.

  6. Понятие о речевом этикете. Ситуации общения и речевой этикет.

  7. Основные формулы речевого этикета (приветствие, знакомство, прощание, просьба, соболезнование).

Литература:

    1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2007.

    2. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. М., 2003.

    3. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. М.,2000.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Дайте определение «точности речи».

  2. Дайте определение « понятности и доступности речи».

  3. Раскройте содержание понятия «логичность речи»

  4. Какая лексика русского языка имеет ограниченную сферу употребления?

  5. Что такое жаргон? Приведите примеры жаргонизмов.

  6. Что есть ущербного и ценного в жаргоне?

  7. Что такое слова-паразиты?

  8. Что такое диалектизм? Приведите примеры диалектизмов.

  9. Что такое профессионализм? Приведите примеры профессионализмов.

  10. Что такое устаревшая лексика? Примеры.

  11. Дайте стилистическую оценку неологизмов. Назовите ошибки, вызванные их употреблением.

  12. Что такое богатство речи? Каковы его составляющие?

  13. Что такое фигуры речи? Назовите основные виды.


ТЕМА 10.

Лексикография русского языка. Фразеогрфия.


Вопросы, изучаемые в теме:

  1. Лексикография русского языка.

  2. Типы словарей и их назначение:

Толковые словари - Словари синонимов - Словари антонимов - Словари иностранных слов -Фразеологические словари - Морфемные и словообразовательные словари - Этимологические словари - Грамматические словари - Орфографические словари - Словари неологизмов - Словари омонимов - Словари паронимов - Ономастические словари - Топонимические словари - Словари названий жителей - Словари трудностей речи - Орфоэпические словари - Частотные словари - Обратные словари - Словари сочетаемости слов - Словари сокращений - Диалектные словари - Словари омонимов.

Контрольные вопросы:

  1. Что изучает лексикография?

  2. Каким словарем надо воспользоваться, чтобы:

    • узнать происхождение слова,

    • выяснить, как пра­вильно написать слово,

    • верно поставить ударение,

    • образовать нужную грамматическую форму;

    • узнать значение фразеологизма,

    • узнать значение заимствованного слова?


Словари и справочники


  1. Граудина Л.К., Ицкович В.А. Грамматическая правильность русской речи. М., 2001.

  2. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 2001.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

  4. Орфографический словарь русского языка. М., 2003.

  5. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М., 2004.

  6. Иванова Т. Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. М., 2002.

  7. Каленчук М.Л., Касаткина Р.Ф. Словарь трудностей русского произношения. М., 1997.

  8. Словарь иностранных слов. М., 2000.

  9. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. М., 2003.

  10. Словарь сочетаемости слов русского языка. М., 2003.

  11. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку. М., 2007.

  12. Фразеологический словарь русского языка. М., 2006.

  13. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2002.

  14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 2006.



Вопросы к экзамену



  1. Понятие о современном русском литературном языке.

  2. Понятие о языковой норме. Варианты нормы (с примерами из разных уровней).

  3. Литературный язык. Признаки литературного языка.

  4. Нелитературные разновидности национального языка.

  5. Особенности русской орфографии. Орфографические нормы.

  6. Пунктуация в русском языке. Пунктуационные нормы.

  7. Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

  8. Акцентологические нормы. Свойства русского ударения.

  9. Лексикология и лексика. Лексическое значение слова.

  10. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Понятие, значение использования их в речи.

  11. Паронимы (с примерами). Особенности их употребления в речи.

  12. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика.

  13. Старославянизмы. Заимствования из неславянских языков.

  14. Лексика современного русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса.

  15. Лексика современного русского языка с точки зрения сферы употребления.

  16. Лексика современного русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистической окраски.

  17. Фразеология русского языка. Ошибки в использовании фразеологизмов.

  18. Лексикография. Типы словарей. Фразеография.

  19. Словообразование в русском языке. Способы словообразования.

  20. Грамматика русского языка. Морфологические и синтаксические нормы.

  21. Общая характеристика функциональных стилей русского языка.



Промежуточная контрольная работа


  1. Напишите 20 терминов, употребляющихся в курсе «Русский язык и культура речи», и дайте их определения; например: императивные нормы – строго обязательные правила употребления языковых единиц. Будьте готовы объяснить значения на экзамены.

  2. Из орфоэпического словаря выпишите 10 общеупотребительных слов, ударение которых Вас удивило; поставьте в них ударения.

  3. Поставьте ударения в словах:

апостроф, баловать, асимметрия, торты, втридорога, генезис, гладильный, кулинария, добыча, дремота, бармен, завсегдатай, ходатайствовать, заговор, договор, каталог, исчерпать, евангелие, коклюш, красивее, кулинария, украинский, мастерски, мизерный, наискось, обеспечение, облегчить, откупорить, петля, подростковый, опека, свёкла, принудить, путепровод, сироты, столяр, усугубить, эксперт, кухонный, звонишь, сливовый, августовский.

  1. Напишите 10 неологизмов, номинирующих профессии, которые появились в конце ХХ – начале ХХI века. Укажите их значения.

  2. Напишите сочинение на одну из актуальных тем настоящего времени (экологические, политические, экономические, культурные проблемы), включив текст не менее 15 фразеологических оборотов. Обязательный объем – страница.

  3. Найдите слова с переносным значением, определите способ переноса.

Пока думские лидеры делили кресла и портфели, обстановка в стране ухудшилась. Золотой луг расстилался перед нами. Запел свою песню надоедливый комар. Роняет лес багряный свой убор.

  1. Составьте предложения, в которых данные слова функционировали бы и в прямом, и в переносном значении. ^ Пламя, семена, блеск, ветер.

  2. Объясните значения слов.

Комментировать, негативный, симптом, синдром, игнорировать, конвенция, конфиденциально, лимитировать, бойкот, индифферентно, компактный, аргументы, дефицит, эволюция, трансформировать, брифинг, саммит, регион, фиаско, иммунитет, дефект, кардинальный, компетентный, интервенция, эквивалентный, аннулировать, авантюра, компромисс, инфантильный, дилетант, агрессивный, фатальный, импорт, экспорт, мангал, птифур, анчоус.

  1. Объясните значение фразеологических оборотов и определите их стилистическую окраску.

Притча во языцех, гордиев узел, камень преткновения, семь пятниц на неделе, ящик Пандоры, щекотливый вопрос, Сизифов труд, Танталовы муки, между Сциллой и Харибдой, первая скрипка, уйти с носом, прокрустово ложе, с больной головы на здоровую, построить дом на песке, втирать очки, под ключ, под эгидой, после дождичка в четверг, Авгиевы конюшни, троянский конь, Синий чулок, зелёная улица, турусы на колесах, собака на сене, длинный язык, вертеться на языке, с гулькин нос, бабушка надвое сказала, как в аптеке, золотая молодёжь.

  1. Напишите 10 пословиц о речевой культуре и поясните их.

  2. Представьте текст официально-делового стиля и укажите его языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические).

  3. Подберите отрывки из произведений художественной литературы с архаизмами и историзмами и укажите их значения (+ источники).

  4. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа (например, оратор – ораторы).

^ Аптекарь, бухгалтер, библиотекарь, инструктор, директор, договор, профессор, шофёр, трактор, инспектор, слесарь, соус, токарь, автор, лектор,, прожектор.

  1. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от указанных имен существительных (например, помидоры – помидоров):

Апельсины, бананы, буряты, валенки, граммы, грузины, осетины, казахи, калмыки, карелы, уланы, томаты, партизаны, сапоги, носки, чулки, шахматы, офицеры, погоны, эполеты, болгары

  1. Определите род несклоняемых имен существительных и подберите к ним согласованные имена прилагательные или причастия (например, пони – м.р.; маленький пони):

Кольраби, авеню, фламинго, кино, Токио, авеню, какаду, Замбези, подмастерье, пенальти, салями, кашне, такси, депо, шампунь, Сочи, мозоль, пюре, бюро, бра, кюре, алоэ, жюри.

  1. Измените по падежам имена числительные 300,90,полтора, 1783.

  2. Согласуйте данные словосочетания с глаголами – сказуемыми и составьте предложения (например, Большинство студентов поехали на экскурсию):

Ряд домов, большинство окон, несколько человек, группа бойцов, двадцать один ученик, две недели, дюжина карандашей, шестеро студентов.

  1. Образуйте названия жителей от названий городов: Одесса, Киров, Волгоград, Псков, Пермь, Смоленск, Пенза, Хабаровск, Севастополь, Мурманск, Шуя; Париж.

  2. Что изучает орфоэпия?

19а. Как произнести слова? В каких случаях возможно только произношение [ шт ], [ шн ], а в каких только[ чт ],[чн ]?

В каких допустимы оба варианта?

Что, чтобы, скучно, конечно, полуночный, полуночник, гречневая (каша), скворечник, коричневый, пустячный, Никитична, подсвечник, к шапочному разбору, яичница, прачечная, нечто, шуточный.

19б. Укажите, какой звук [ о ] или [ э ] произносится под ударением в данных словах?

Опека, привлёкший, афера, забытье, блеф, галера, валежник, заем, гололедица, ерничать, шерстка, бытие, желудь, маневр, желоб, многоженец, двоеженство, бревенчатый.


  1. Что такое плеоназм?

Устраните речевую избыточность, составьте правильно предложения с данными словами и словосочетаниями.

1. необычный феномен 2. памятный сувенир 3. старый ветеран 4. первая премьера 5. свободная вакансия 6. пятьдесят рублей денег 7. монументальный памятник 8. памятный сувенир 9. в конечном итоге 10. первый дебют 11. моя автобиография.





metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-krasnoyarsk-2009-udk-546076-1-stranica-13.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-krasnoyarsk-2009-udk-546076-1-stranica-6.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-anglijskomu-yaziku-oryol-2009.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-filosofiya-prava-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-socialnaya-psihologiya-i-etika-delovogo-obsheniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-2006.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-po-fizike-dlya-slushatelej-vtorogo-kursa-fzo-moskva-2004.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tipi-konfliktov-na-predpriyatii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nanotehnologii-nanomateriali-nanoustrojstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kartina-pervaya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-3-h-kn-m-infra-m-1994-kn-1-kak-utverzhdaet-izvestnij-amerikanskij-psiholog-alan-eajvi-chi-rekomendacii-iz-ego-knigi-privodyatsya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shokolad-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-biosfera-i-ee-evolyuciya-resursi-predeli-ustojchivosti-bioproduktivnost-referat-na-temu-biosfera-i-civilizaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/22-selskoe-hozyajstvo-1-obshie-svedeniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/socialno-ekonomicheskaya-geograficheskaya-i-demograficheskaya-harakteristika.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-rekomenduetsya-ministerstvom-obrazovaniya-rossii-dlya-napravleniya-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-658200-innovatika.html
  • tasks.bystrickaya.ru/36-obzor-pozitivnogo-zarubezhnogo-opita-po-resheniyu-imeyushihsya-problem-kotorij-mozhet-bit-adaptirovan-k-usloviyam-respubliki-kazahstan.html
  • shkola.bystrickaya.ru/narodna-arhtektura.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-a-ponomarenko-stranica-127.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aprelya-sostoitsya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologii-sozdaniya-setej-chast-2.html
  • assessments.bystrickaya.ru/den-rabotnikov-bitovogo-obsluzhivaniya-i-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodika-vipolneniya-nauchnoj-studencheskoj-raboti-po-istorii.html
  • crib.bystrickaya.ru/industrialno-tehnologicheskij-profil-publichnij-doklad-direktora-mou-sadovskaya-sosh-2-mamonovoj-galini-nikolaevni.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-rascheta-normativov-dopustimih-sbrosov-nds-veshestv-i-mikroorganizmov-v-vodnie-obekti-dlya-vodopolzovatelej-moskva-2007-g-stranica-5.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-pravleniya-tszh-kurchatovskoe-o-prodelannoj-rabote-za-2003-2004-god-dokladchik-predsedatel-pravleniya-tszh-kurchatovskoe-zolotarev-oleg.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/h-hydrogenium-vodorod.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obzor-sostavlyayushih-kompyuternoj-sistemi-zadacha-proekta-pomoch-izuchit-osnovnie-naviki-neobhodimie-v-informacionnom.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/romanticheskij-rejn-der-romantische-rhein.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-forsajt-stranica-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-sostav-organov-mestnogo-samoupravleniya-ih-zadachi-i-formi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sistema.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-ugolovnaya-otvetstvennost-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-komandira-2-go-zenv-komandiru-batalona-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-visshih-tehnicheskih-uchebnih.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-dlya-socialnih-organizacij-158-ot-25-11-2010-oo-belorusskaya-associaciya-socialnih-rabotnikov.html
  • student.bystrickaya.ru/36-forma-doverennosti-na-upolnomochennoe-lico-imeyushee-pravo-podpisi-dokumentov-organizacii-uchastnika-razmesheniya-zakaza.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-devyataya-specialnaya-sessiya-soveta-upravlyayushih.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xix-zhanr-lyubovnij-roman-nc-17.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava4podgotovka-organami-mestnogo-samoupravleniya-dokumentacii-po-planirovke-territorii.html
  • education.bystrickaya.ru/13-plani-seminarskih-i-laboratornih-zanyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-3-gruppi-a-31-specialnost-210313.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-konsultacionnij-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostavlenie-sobstvennoj-elektronnoj-biblioteki-metodicheskoe-posobie-posvyasheno-ispolzovaniyu-vozmozhnostej-ikt-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.