Методические указания для студентов - Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности...
.RU

Методические указания для студентов - Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности...


^ Методические указания для студентов
1. При проведении практических занятий необходима предварительная теоретическая подготовка по теме занятия, которая осуществляется студентами самостоятельно по лекциям, рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Подготовка включает в себя знания систематического положения, строения, экологии и географии объектов, рассматриваемых на занятиях.

2. Контроль за работой студентов проводится на каждом занятии
в течение 10—15 минут фронтального опроса по изученному материалу,
а также просмотра записей и зарисовок в тетрадях.

3. После изучения систематических групп проводятся коллоквиумы для закрепления знаний.

4. Перед выполнением заданий необходимо внимательно прочитать ход работы, а затем приступать к выполнению. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.

5. Для выполнения работы нужно ознакомиться с оснащением, приготовить микропрепараты, если это необходимо по условию задания.

6. Прежде чем приступить к изучению строения клеток низших растений и прокариот, необходимо ознакомиться со способами приготовления временных микропрепаратов, используя приложение.

7. Практические задания выполняются каждым студентом. Результаты в виде рисунков, схем размножения, таблиц оформляются в альбоме
и служат показателем проделанной работы.

8. На занятиях формируются навыки работы с натуральными объектами, изготовления временных микропрепаратов и выполнения биологического рисунка, который играет важную роль, поскольку представляет одно из средств познания.

9. При зарисовке необходимо выделять главное, наиболее существенное в объекте, а также освоить общие принципы и приемы рисования, что понадобится будущему учителю биологии и экологии.
^ Надцарство Прокариоты
(Доядерные организмы) — Procariota
Прокариоты — организмы, лишенные морфологически оформленного ядра, хромосом. Кольцевая ДНК свободно лежит в цитоплазме. Отсутствуют такие мембранные органоиды, как митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Окислительные процессы у многих представлены разнообразными типами брожения. К прокариотам относят бактерии и цианеи.


^ Царство Дробянки — Mychota

Основной способ размножения бактерий — бесполый. Клетки при этом увеличиваются в размерах и делятся надвое. Отсюда известный термин «дробянки». У бактерий отсутствует внутриклеточное движение цитоплазмы — циклоз, им не характерен фагоцитоз и пиноцитоз. Подвижные формы передвигаются с помощью жгутиков. Многие бактерии способны образовывать внутри клетки эндоспоры и с их помощью переживают неблагоприятные условия внешней среды. Бактерии являются возбудителями многих опасных заболеваний (холера, дифтерия и др.), а также широко используются человеком в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
^ Занятие 1. Прокариоты: бактерии
Класс Эубактерии — Eubacteriae

Порядок Эубактерии — Eubacteriales

Род Палочка — Bacillus

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения прокариот.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и практическим значением бактерий.

  3. Формировать навыки изготовления временных микропрепаратов
    и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: культуры бактерий сенной палочки (Bacillus subtilis), навозного настоя и загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор Люголя, микроскоп.

^ Пояснение к заданию: для получения культуры сенной палочки необходимо взять немного сена, положить его в колбу с водой, отверстие колбы закрыть ватным тампоном и прокипятить в течение 30 минут. Полученный раствор отфильтровать и поставить в теплое место (оптимальной является температура в 25—26 °С). Через 3—4 дня на поверхности жидкости появится бактериальная пленка. Это культура сенной палочки.

Для получения культуры бактерий-сапрофитов надо за 5 суток до проведения работы в литровую банку положить небольшое количество свежего конского навоза (около 1 столовой ложки), залить теплой водой
и поставить в теплое место. Через несколько дней в растворе появится большое число различных бактерий. В микроскопе при большом увеличении можно увидеть крупные одиночные и соединенные в цепочки бациллы, спириллы и кокки.

На примере культуры бактерий, взятых с загнивающих семян гороха, можно ознакомиться с бактериями, способными к передвижению. Для этого нужно в колбу насыпать небольшое количество семян гороха так, чтобы они лежали в 2—3 слоя. Залить семена теплой, хорошо прокипяченной водой так, чтобы она полностью закрывала набухшие семена. Сосуд закрыть пробкой или крышкой. Через 4—5 суток на поверхности жидкости появляется пленка, а вся жидкость начинает мутнеть и пениться.

^ Ход работы:

1. Поместите на предметное стекло каплю пленки с раствора сенной палочки. Накройте покровным стеклом, окрасьте раствором Люголя, при большом увеличении пронаблюдайте, как осуществляется ее активное движение с помощью перетрихальных жгутиков.

2. Зарисуйте короткие клетки сенной палочки. Обратите внимание на слизистый защитный чехол (капсула), плотную клеточную стенку, густую неподвижную слоистую цитоплазму и отметьте на рисунке.

3. Найдите клетки без жгутиков, на стадии деления они образуют длинные цепочки, располагающиеся параллельно одна над другой, соединенные слизью. Зарисуйте и обозначьте.

4. Рассмотрите отдельные клетки одной из делящихся цепочек, внутри этих клеток начинают формироваться эндоспоры овальной формы, их особенность — сильное преломление света.

5. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор, образующихся из вегетативных клеток.

6. Приготовьте микропрепарат из навозного настоя. При большом увеличении изучите морфологическое разнообразие бактерий, зарисуйте и подпишите.

7. Изготовьте микропрепарат из жидкости с загнивающими семенами гороха, окрасьте его раствором Люголя и рассмотрите при большом увеличении. Найдите в растворе бактерии, их органы движения, зарисуйте
и обозначьте.

8. Сделайте вывод о разнообразии морфологических форм бактерий,
о способности некоторых из них к передвижению и приспособлениях выживать в неблагоприятных условиях (кипячение в течение 30 минут).


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Как представлена наследственная информация в бактериальной клетке и где она расположена?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Какие приспособления существуют у бактерий для переживания неблагоприятных условий?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе?


Творческое задание

Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение нескольких часов в 1%-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу
в 3 чашки Петри. Это питательная среда для выращивания бактерий. Чашки Петри необходимо предварительно тщательно простерилизовать
и высушить. Прикоснитесь пальцами немытой руки к питательному раствору в одной из чашек. К питательному субстрату во второй чашке прикоснитесь пальцами руки, вымытой без мыла, а в третьей — тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте
в слабо освещенное теплое место. Сравните результаты опыта через 2—3 дня.

На простерилизованные кусочки картофеля, лежащие в стерильных чашках Петри, посадите живую комнатную муху. Постарайтесь, чтобы она некоторое время ползала по картофелю. Закройте чашки крышками
и оставьте на несколько дней. Через 2—3 дня скальпелем снимите с поверхности картофеля небольшое количество вещества и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Сделайте выводы.

Попробуйте проделать тот же опыт, используя монеты, дверные ручки аудитории.


Список рекомендуемой литературы [1, 10, 18, 19, 20, 31, 32, 33, 34, 35].

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnostyam-0201-pravovedenie.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-9.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-2007.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-270112.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-5.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolonialnaya-istoriya-portugalii-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomika-dizajna.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelstvo-o-pooshrenii-voennosluzhashih-nuzhdaetsya-v-bolee-effektivnom-pravovom-regulirovanii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kreditnaya-stoimost-rezultatov-obucheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-proverka-zakona-raspredeleniya-dannih-kriterii-soglasiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-zakonu-respubliki-belarus-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novosti-anesteziologii-i-reanimatologii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-konferencii-g-mitishi-moskovskoj-oblasti-15-11-2011-g-vtornik.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-po-matematike-izdatelstva-binom-laboratoriya-znanij-dlya-uchitelej-2-h-opornih-shkol-irkutskoj-oblasti.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-likvidnosti-i-platezhesposobnosti-banka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gaz-gaz.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sinip-zhetekshsn-oushilarmen-siniptan-tis-zhmistardi-jimdastiru-dstemes.html
  • school.bystrickaya.ru/kunstkamera-vselennoj-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/materiali-razmikayushih-kontaktov.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-metodicheskie-ukazaniya-rekomendovano-nauchno-metodicheskim.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-1-oktyabrya-2009-g.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-13-matematicheskoe-opisanie-determinirovannih-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistema-monitoringa-dostizheniya-detmi-planiruemih-rezultatov-osvoeniya-programmi-ot-rozhdeniya-do-shkoli.html
  • klass.bystrickaya.ru/bazis-zhordana-proizvolnogo-linejnogo-operatora-uchebnoe-posobie-moskva-2003-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7--neposredstvenno-dannoe-istorii-antroposofskogo-obshestva.html
  • studies.bystrickaya.ru/7-muzikalno-ritmicheskoe-razvitie-korrekcionno-razvivayushaya-rabota-v-gruppe-osobij-rebenok.html
  • testyi.bystrickaya.ru/77-podprogramma-duhovno-nravstvennogo-patrioticheskogo-i-grazhdanskogo-vospitaniya-uchashihsya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-etapi-razvitiya-sistemi-obespecheniya-kachestva-podgotovki-specialistov-v-petrgu.html
  • education.bystrickaya.ru/1159-tam-zhe-s2425-obratno-1160-igor-pihalov.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-oao-yakutgazprom-stranica-37.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatiya-prohodyat-pod-rukovodstvom-uchitelya-matematiki-volkovoj-anastasii-aleksandrovni-prohodyat-primerno-raz-v-nedelyu-eto-zavisit-ot-individualnih-uspehov-ka.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/molitva-otche-nash-prepodavanie-bozhego-ucheniya-5-cerkov-vsegda-nastavlyaet-8-dragocennaya-zhemchuzhina-katehizisa.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnoe-proizvodstvo-nlmk-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kafedralnij-sobor-svv-kirilla-i-mefodiya-v-prage.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-osnovnayadopolnitelnaya-napravlenie-podgotovki-specialnost-professiya-naimenovanie-predmeta-disciplini-modulya-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-avtor-nazvanie-mesto-izdaniya-izdatelstvo-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkij-konspekt-lekcij-2009-g-batichko-v-t-prokurorskij-nadzor-konspekt-lekcij-2009-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosti-materiali-krovelnie-i-gidroizolyacionnie-kupit-dvd-s-etimi-gost-i-dokumentaciej-mozhno-po-adresu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-nastrojki-parametrov-vneshnih-linij-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-soderzhanie-istoriya-izmenenij.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indeksi-potrebitelskih-cen-administraciya-goroda-cheboksari.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.