.RU

Методические указания для студентов - Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности...


^ Методические указания для студентов
1. При проведении практических занятий необходима предварительная теоретическая подготовка по теме занятия, которая осуществляется студентами самостоятельно по лекциям, рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Подготовка включает в себя знания систематического положения, строения, экологии и географии объектов, рассматриваемых на занятиях.

2. Контроль за работой студентов проводится на каждом занятии
в течение 10—15 минут фронтального опроса по изученному материалу,
а также просмотра записей и зарисовок в тетрадях.

3. После изучения систематических групп проводятся коллоквиумы для закрепления знаний.

4. Перед выполнением заданий необходимо внимательно прочитать ход работы, а затем приступать к выполнению. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.

5. Для выполнения работы нужно ознакомиться с оснащением, приготовить микропрепараты, если это необходимо по условию задания.

6. Прежде чем приступить к изучению строения клеток низших растений и прокариот, необходимо ознакомиться со способами приготовления временных микропрепаратов, используя приложение.

7. Практические задания выполняются каждым студентом. Результаты в виде рисунков, схем размножения, таблиц оформляются в альбоме
и служат показателем проделанной работы.

8. На занятиях формируются навыки работы с натуральными объектами, изготовления временных микропрепаратов и выполнения биологического рисунка, который играет важную роль, поскольку представляет одно из средств познания.

9. При зарисовке необходимо выделять главное, наиболее существенное в объекте, а также освоить общие принципы и приемы рисования, что понадобится будущему учителю биологии и экологии.
^ Надцарство Прокариоты
(Доядерные организмы) — Procariota
Прокариоты — организмы, лишенные морфологически оформленного ядра, хромосом. Кольцевая ДНК свободно лежит в цитоплазме. Отсутствуют такие мембранные органоиды, как митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Окислительные процессы у многих представлены разнообразными типами брожения. К прокариотам относят бактерии и цианеи.


^ Царство Дробянки — Mychota

Основной способ размножения бактерий — бесполый. Клетки при этом увеличиваются в размерах и делятся надвое. Отсюда известный термин «дробянки». У бактерий отсутствует внутриклеточное движение цитоплазмы — циклоз, им не характерен фагоцитоз и пиноцитоз. Подвижные формы передвигаются с помощью жгутиков. Многие бактерии способны образовывать внутри клетки эндоспоры и с их помощью переживают неблагоприятные условия внешней среды. Бактерии являются возбудителями многих опасных заболеваний (холера, дифтерия и др.), а также широко используются человеком в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
^ Занятие 1. Прокариоты: бактерии
Класс Эубактерии — Eubacteriae

Порядок Эубактерии — Eubacteriales

Род Палочка — Bacillus

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения прокариот.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и практическим значением бактерий.

  3. Формировать навыки изготовления временных микропрепаратов
    и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: культуры бактерий сенной палочки (Bacillus subtilis), навозного настоя и загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор Люголя, микроскоп.

^ Пояснение к заданию: для получения культуры сенной палочки необходимо взять немного сена, положить его в колбу с водой, отверстие колбы закрыть ватным тампоном и прокипятить в течение 30 минут. Полученный раствор отфильтровать и поставить в теплое место (оптимальной является температура в 25—26 °С). Через 3—4 дня на поверхности жидкости появится бактериальная пленка. Это культура сенной палочки.

Для получения культуры бактерий-сапрофитов надо за 5 суток до проведения работы в литровую банку положить небольшое количество свежего конского навоза (около 1 столовой ложки), залить теплой водой
и поставить в теплое место. Через несколько дней в растворе появится большое число различных бактерий. В микроскопе при большом увеличении можно увидеть крупные одиночные и соединенные в цепочки бациллы, спириллы и кокки.

На примере культуры бактерий, взятых с загнивающих семян гороха, можно ознакомиться с бактериями, способными к передвижению. Для этого нужно в колбу насыпать небольшое количество семян гороха так, чтобы они лежали в 2—3 слоя. Залить семена теплой, хорошо прокипяченной водой так, чтобы она полностью закрывала набухшие семена. Сосуд закрыть пробкой или крышкой. Через 4—5 суток на поверхности жидкости появляется пленка, а вся жидкость начинает мутнеть и пениться.

^ Ход работы:

1. Поместите на предметное стекло каплю пленки с раствора сенной палочки. Накройте покровным стеклом, окрасьте раствором Люголя, при большом увеличении пронаблюдайте, как осуществляется ее активное движение с помощью перетрихальных жгутиков.

2. Зарисуйте короткие клетки сенной палочки. Обратите внимание на слизистый защитный чехол (капсула), плотную клеточную стенку, густую неподвижную слоистую цитоплазму и отметьте на рисунке.

3. Найдите клетки без жгутиков, на стадии деления они образуют длинные цепочки, располагающиеся параллельно одна над другой, соединенные слизью. Зарисуйте и обозначьте.

4. Рассмотрите отдельные клетки одной из делящихся цепочек, внутри этих клеток начинают формироваться эндоспоры овальной формы, их особенность — сильное преломление света.

5. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор, образующихся из вегетативных клеток.

6. Приготовьте микропрепарат из навозного настоя. При большом увеличении изучите морфологическое разнообразие бактерий, зарисуйте и подпишите.

7. Изготовьте микропрепарат из жидкости с загнивающими семенами гороха, окрасьте его раствором Люголя и рассмотрите при большом увеличении. Найдите в растворе бактерии, их органы движения, зарисуйте
и обозначьте.

8. Сделайте вывод о разнообразии морфологических форм бактерий,
о способности некоторых из них к передвижению и приспособлениях выживать в неблагоприятных условиях (кипячение в течение 30 минут).


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Как представлена наследственная информация в бактериальной клетке и где она расположена?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Какие приспособления существуют у бактерий для переживания неблагоприятных условий?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе?


Творческое задание

Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение нескольких часов в 1%-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу
в 3 чашки Петри. Это питательная среда для выращивания бактерий. Чашки Петри необходимо предварительно тщательно простерилизовать
и высушить. Прикоснитесь пальцами немытой руки к питательному раствору в одной из чашек. К питательному субстрату во второй чашке прикоснитесь пальцами руки, вымытой без мыла, а в третьей — тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте
в слабо освещенное теплое место. Сравните результаты опыта через 2—3 дня.

На простерилизованные кусочки картофеля, лежащие в стерильных чашках Петри, посадите живую комнатную муху. Постарайтесь, чтобы она некоторое время ползала по картофелю. Закройте чашки крышками
и оставьте на несколько дней. Через 2—3 дня скальпелем снимите с поверхности картофеля небольшое количество вещества и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Сделайте выводы.

Попробуйте проделать тот же опыт, используя монеты, дверные ручки аудитории.


Список рекомендуемой литературы [1, 10, 18, 19, 20, 31, 32, 33, 34, 35].

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnostyam-0201-pravovedenie.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-9.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-2007.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-270112.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-tendencii-razvitiya-pravovogo-rezhima-mezhdunarodnogo-rajona-morskogo-dna.html
  • occupation.bystrickaya.ru/oa-volkovabfsgu-im-ng-chernishevskogo-innovacionnie-formi-socialnoj-raboti-s-pozhilimi-lyudmi.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-i-programmoj-po-discipline-metodologiya-nauchnogo-tvorchestva.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yu-a-lander-institut-vostokovedeniya-ran.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-pasport-stranica-18.html
  • exam.bystrickaya.ru/zavisimost-intensivnosti-dihaniya-rastitelnih-produktov-ot-temperaturi-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-tema-izsledvane-na-vzmzhnosti-za-razvitie-na-kulturen-turizm-yambol-stranica-4.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rozhkov-a-za-sdelkami-k-sosedyam1-osnovnie-harakteristiki-i-osobennosti-razvitiya-fondovih-rinkov-stran-sng.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-05-07-2011g-82-ob-utverzhdenii-publichnogo-doklada-madou-detskij-sad-rodnichok-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-s-personalom-kadrovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-osnovnie-vidi-i-stadii-kadrovogo-planirovaniya-strategicheskoe-planirovanie-kadrov-stranica-20.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-fakultativnih-zanyatij-dlya-uchashihsya-6-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-minsk-2007.html
  • tasks.bystrickaya.ru/155-sm-opredelenie-visshego-arbitrazhnogo-suda-rf-ot-17-iyulya-2008g-925308-garant-elektronnij-resurs-sprav-pravovaya-sistema-m-garant-2009.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rukoyatki-i-nakonechniki-instrukciya-po-ekspluatacii-izgotovitel.html
  • textbook.bystrickaya.ru/issledovanie-kombinacionnih-pomeh-v-analizatore-spektra-millimetrovogo-diapazona-dlin-voln-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mou-shevirinskaya-sosh-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-3-mirovaya-valyutnaya-sistema-tema-teorii-mezhdunarodnoj-torgovli-2.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-plan-raboti-mdou-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-22-na-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekspertiza-ocnka-yakost-kakao-bobv-ta-kakao-produktv-h-mitne-oformlennya-pri-peremshenn-cherez-mitnij-kordon-ukrani-chast-15.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/redaktirovanie-otdelnih-vidov-izdanij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sport-i-zdorove-sovremennaya-problematika.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-disciplini-mezhdunarodnie-bankovskie-rascheti-dlya-studentov-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-rekomendacii-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-bezopasnih-uslovij-deyatelnosti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-poryadok-i-formi-kontrolya-za-soversheniem-dejstvij-i-prinyatiem-reshenij.html
  • student.bystrickaya.ru/24-aprelya-2008-g-vremya-raboti-sekcii-s-800-do-1250-ch-programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-ostrie-ugli-karpova-vipuskayushij-redaktor-a-borin-literaturnij-redaktor-t-temkshsh-hudozhnik-oblozhki-k-radzevich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/variativnie-programmi-vzaimodejstviya-semi-i-shkoli-6-4-vzaimodejstvie-semi-i-shkoli-7-glava-rabota-shkoli-s-roditelyami-v-korrekcionnoj-shkole-viii-vida-12-1-ustav-korrekcionnoj-shkoli-viii-vida-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5-plan-raboti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-staroryamovo.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-vezd-v-seversk-dlya-uchastiya-v-otkritom-oblastnom-molodyozhnom-forume-10-14-aprelya-2012-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-standarta-soderzhit-tri-razdela.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65-mezhdunarodnaya-pomosh-sodejstvie-informatizacii-v-drugih-stranah-programma-elektronnaya-evropa.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-viii-zaklyuchenie-duh-poslednih-vremen-iii-chudo-fakira-i-iisusova-molitva.html
  • studies.bystrickaya.ru/globalizaciya-logistiki-i-ee-osnovnie-faktori-chast-2.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-1-kartochka-knigi-berestovskaya-d-s-zam-predsedatelya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-kraevogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-stranica-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmnij-produkt-baan-iv-otchet-o-programmnom-obespechenii-dlya-vedeniya-ucheta-i-sostavleniya-otchetnosti-soglasno-msfo-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.