.RU

Методические указания для студентов - Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности...


^ Методические указания для студентов
1. При проведении практических занятий необходима предварительная теоретическая подготовка по теме занятия, которая осуществляется студентами самостоятельно по лекциям, рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Подготовка включает в себя знания систематического положения, строения, экологии и географии объектов, рассматриваемых на занятиях.

2. Контроль за работой студентов проводится на каждом занятии
в течение 10—15 минут фронтального опроса по изученному материалу,
а также просмотра записей и зарисовок в тетрадях.

3. После изучения систематических групп проводятся коллоквиумы для закрепления знаний.

4. Перед выполнением заданий необходимо внимательно прочитать ход работы, а затем приступать к выполнению. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.

5. Для выполнения работы нужно ознакомиться с оснащением, приготовить микропрепараты, если это необходимо по условию задания.

6. Прежде чем приступить к изучению строения клеток низших растений и прокариот, необходимо ознакомиться со способами приготовления временных микропрепаратов, используя приложение.

7. Практические задания выполняются каждым студентом. Результаты в виде рисунков, схем размножения, таблиц оформляются в альбоме
и служат показателем проделанной работы.

8. На занятиях формируются навыки работы с натуральными объектами, изготовления временных микропрепаратов и выполнения биологического рисунка, который играет важную роль, поскольку представляет одно из средств познания.

9. При зарисовке необходимо выделять главное, наиболее существенное в объекте, а также освоить общие принципы и приемы рисования, что понадобится будущему учителю биологии и экологии.
^ Надцарство Прокариоты
(Доядерные организмы) — Procariota
Прокариоты — организмы, лишенные морфологически оформленного ядра, хромосом. Кольцевая ДНК свободно лежит в цитоплазме. Отсутствуют такие мембранные органоиды, как митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Окислительные процессы у многих представлены разнообразными типами брожения. К прокариотам относят бактерии и цианеи.


^ Царство Дробянки — Mychota

Основной способ размножения бактерий — бесполый. Клетки при этом увеличиваются в размерах и делятся надвое. Отсюда известный термин «дробянки». У бактерий отсутствует внутриклеточное движение цитоплазмы — циклоз, им не характерен фагоцитоз и пиноцитоз. Подвижные формы передвигаются с помощью жгутиков. Многие бактерии способны образовывать внутри клетки эндоспоры и с их помощью переживают неблагоприятные условия внешней среды. Бактерии являются возбудителями многих опасных заболеваний (холера, дифтерия и др.), а также широко используются человеком в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
^ Занятие 1. Прокариоты: бактерии
Класс Эубактерии — Eubacteriae

Порядок Эубактерии — Eubacteriales

Род Палочка — Bacillus

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения прокариот.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и практическим значением бактерий.

  3. Формировать навыки изготовления временных микропрепаратов
    и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: культуры бактерий сенной палочки (Bacillus subtilis), навозного настоя и загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор Люголя, микроскоп.

^ Пояснение к заданию: для получения культуры сенной палочки необходимо взять немного сена, положить его в колбу с водой, отверстие колбы закрыть ватным тампоном и прокипятить в течение 30 минут. Полученный раствор отфильтровать и поставить в теплое место (оптимальной является температура в 25—26 °С). Через 3—4 дня на поверхности жидкости появится бактериальная пленка. Это культура сенной палочки.

Для получения культуры бактерий-сапрофитов надо за 5 суток до проведения работы в литровую банку положить небольшое количество свежего конского навоза (около 1 столовой ложки), залить теплой водой
и поставить в теплое место. Через несколько дней в растворе появится большое число различных бактерий. В микроскопе при большом увеличении можно увидеть крупные одиночные и соединенные в цепочки бациллы, спириллы и кокки.

На примере культуры бактерий, взятых с загнивающих семян гороха, можно ознакомиться с бактериями, способными к передвижению. Для этого нужно в колбу насыпать небольшое количество семян гороха так, чтобы они лежали в 2—3 слоя. Залить семена теплой, хорошо прокипяченной водой так, чтобы она полностью закрывала набухшие семена. Сосуд закрыть пробкой или крышкой. Через 4—5 суток на поверхности жидкости появляется пленка, а вся жидкость начинает мутнеть и пениться.

^ Ход работы:

1. Поместите на предметное стекло каплю пленки с раствора сенной палочки. Накройте покровным стеклом, окрасьте раствором Люголя, при большом увеличении пронаблюдайте, как осуществляется ее активное движение с помощью перетрихальных жгутиков.

2. Зарисуйте короткие клетки сенной палочки. Обратите внимание на слизистый защитный чехол (капсула), плотную клеточную стенку, густую неподвижную слоистую цитоплазму и отметьте на рисунке.

3. Найдите клетки без жгутиков, на стадии деления они образуют длинные цепочки, располагающиеся параллельно одна над другой, соединенные слизью. Зарисуйте и обозначьте.

4. Рассмотрите отдельные клетки одной из делящихся цепочек, внутри этих клеток начинают формироваться эндоспоры овальной формы, их особенность — сильное преломление света.

5. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор, образующихся из вегетативных клеток.

6. Приготовьте микропрепарат из навозного настоя. При большом увеличении изучите морфологическое разнообразие бактерий, зарисуйте и подпишите.

7. Изготовьте микропрепарат из жидкости с загнивающими семенами гороха, окрасьте его раствором Люголя и рассмотрите при большом увеличении. Найдите в растворе бактерии, их органы движения, зарисуйте
и обозначьте.

8. Сделайте вывод о разнообразии морфологических форм бактерий,
о способности некоторых из них к передвижению и приспособлениях выживать в неблагоприятных условиях (кипячение в течение 30 минут).


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Как представлена наследственная информация в бактериальной клетке и где она расположена?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Какие приспособления существуют у бактерий для переживания неблагоприятных условий?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе?


Творческое задание

Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение нескольких часов в 1%-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу
в 3 чашки Петри. Это питательная среда для выращивания бактерий. Чашки Петри необходимо предварительно тщательно простерилизовать
и высушить. Прикоснитесь пальцами немытой руки к питательному раствору в одной из чашек. К питательному субстрату во второй чашке прикоснитесь пальцами руки, вымытой без мыла, а в третьей — тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте
в слабо освещенное теплое место. Сравните результаты опыта через 2—3 дня.

На простерилизованные кусочки картофеля, лежащие в стерильных чашках Петри, посадите живую комнатную муху. Постарайтесь, чтобы она некоторое время ползала по картофелю. Закройте чашки крышками
и оставьте на несколько дней. Через 2—3 дня скальпелем снимите с поверхности картофеля небольшое количество вещества и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Сделайте выводы.

Попробуйте проделать тот же опыт, используя монеты, дверные ручки аудитории.


Список рекомендуемой литературы [1, 10, 18, 19, 20, 31, 32, 33, 34, 35].

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnostyam-0201-pravovedenie.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-9.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-2007.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-270112.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-uchebnika-mamontova-osnovi-kulturologiim-izd-rou-1996.html
  • reading.bystrickaya.ru/l-kulikova-kommunikativnij-stil-v-mezhkulturnoj-paradigme.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-snovidenij-stranica-15.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-httpwww-truechristianity-info.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-osnovnih-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-kovrova-v-2011-godu-i-zadachah-na-2012-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-studentov-otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-po-specialnosti-032015-050717.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialno-psihologicheskie-aspekti-razvitiya-samosoznaniya-podrostkov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-vzaimodejstviya-sestrinskogo-i-vrachebnogo-personala.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/proslushajte-tekst-i-vipolnite-zadanie-s1-na-otdelnom-liste-ili-blanke-snachala-napishite-nomer-zadaniyaa-zatem-tekst-szhatogo-izlozheniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-b-otraslevih-balansovih-komissiyah.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-1-osnovnie-tendencii-v-privlechenii-inostrannih-investicij-v-regioni-rf-8.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kreditovaniya-fizicheskih-lic-na-priobretenie-transportnogo-sredstva-pod-transportnim-sredstvom-v-ramkah-programmi-kreditovaniya-dalee-programma-ponimayutsya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-kak-vi-schitaete-chto-yavlyaetsya-osnovnoj-prichinoj-soversheniya-molodyozhyu-prestuplenij-protiv-lichnosti-ubijstva-prichinenie-tyazhkogo-vreda-zdorovyu-iznasilovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-55-zahvativayushij-kvestovij-triller-tainstvennoe-drevnee-bratstvo-uchenih-ateistov-illyuminati-ugrozhaet.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-blagopriyatnih-uslovij-dlya-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-regionov-podvergshihsya-radiacionnomu-zagryazneniyu-v-rezultate-avarii-na-chernobilskoj-aes-ozhidaemi-j-itog-proekta.html
  • reading.bystrickaya.ru/korporativnaya-identichnost-kak-chast-brenda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iiiosnovnie-napravleniya-socialnoj-politiki-programma-dejstvij-administracii-vladimirskoj-oblasti-v-socialno-ekon.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-administrativnim-i-bitovim-zdaniyam-zakonodatelnie-normativnie-i-pravovie-akti-proizvodstvennoj-bezopasnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkrm-azati-tish-ksbi-filosofi.html
  • esse.bystrickaya.ru/rajonnij-konkurs-detskogo-tvorchestva-doroga-i-mi-provoditsya-otdelom-obrazovaniya-vasileostrovskogo-rajona-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-soveshaniya-rukovoditelej-sferi-obrazovaniya-avtonomnogo-okruga-mesto-provedeniya-koncertno-teatralnij-centr-yugra-klassik-konferenc-zal-amadeus.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-omsk-2010.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-mirovogo-soglasheniya-i-prekrashenii-proizvodstva-po-delu.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-perevozok-i-upravlenie-na-transporte-chast-9.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-uspevaemosti-za-2009-2010-uchebnij-god-doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zayavlenie-vsemirnoj-organizacii-zakonodateli-zasbalansirovannuyu-okruzhayushuyu-sredu-globe.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-poiskah-novih-putej-vvodnij-kurs-nlp-treninga-yanvar-1978-g-1-predislovie-dvadcat-let-nazad-kogda-ya-bil-studentom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-vzaimodejstvie-s-municipalnimi-organami-upravleniya-obrazovaniem.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sedmaya-lekciya-chast-pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-ya-tolko-issledovatel-predislovie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-ponyatie-volnovoj-funkcii-kvantovo-mehanicheskoj-chastici-formula-planka-dlya-rascheta-parametrov-teplovogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/formi-raboti-s-odarennimi-uchashimisya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-mou-voznesenovskaya.html
  • reading.bystrickaya.ru/konspekti-zanyatij.html
  • write.bystrickaya.ru/fakultet-psihologii-programma-disciplini-ekonomicheskaya-psihologiya.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-oformlenie-referatov-kursovih-diplomnih-rabot-dissertacij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.