.RU

Методические указания для студентов - Учебно-методическое пособие для студентов биологических факультетов специальности...


^ Методические указания для студентов
1. При проведении практических занятий необходима предварительная теоретическая подготовка по теме занятия, которая осуществляется студентами самостоятельно по лекциям, рекомендуемой основной и дополнительной литературе. Подготовка включает в себя знания систематического положения, строения, экологии и географии объектов, рассматриваемых на занятиях.

2. Контроль за работой студентов проводится на каждом занятии
в течение 10—15 минут фронтального опроса по изученному материалу,
а также просмотра записей и зарисовок в тетрадях.

3. После изучения систематических групп проводятся коллоквиумы для закрепления знаний.

4. Перед выполнением заданий необходимо внимательно прочитать ход работы, а затем приступать к выполнению. В случае затруднений следует обратиться к преподавателю.

5. Для выполнения работы нужно ознакомиться с оснащением, приготовить микропрепараты, если это необходимо по условию задания.

6. Прежде чем приступить к изучению строения клеток низших растений и прокариот, необходимо ознакомиться со способами приготовления временных микропрепаратов, используя приложение.

7. Практические задания выполняются каждым студентом. Результаты в виде рисунков, схем размножения, таблиц оформляются в альбоме
и служат показателем проделанной работы.

8. На занятиях формируются навыки работы с натуральными объектами, изготовления временных микропрепаратов и выполнения биологического рисунка, который играет важную роль, поскольку представляет одно из средств познания.

9. При зарисовке необходимо выделять главное, наиболее существенное в объекте, а также освоить общие принципы и приемы рисования, что понадобится будущему учителю биологии и экологии.
^ Надцарство Прокариоты
(Доядерные организмы) — Procariota
Прокариоты — организмы, лишенные морфологически оформленного ядра, хромосом. Кольцевая ДНК свободно лежит в цитоплазме. Отсутствуют такие мембранные органоиды, как митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи. Окислительные процессы у многих представлены разнообразными типами брожения. К прокариотам относят бактерии и цианеи.


^ Царство Дробянки — Mychota

Основной способ размножения бактерий — бесполый. Клетки при этом увеличиваются в размерах и делятся надвое. Отсюда известный термин «дробянки». У бактерий отсутствует внутриклеточное движение цитоплазмы — циклоз, им не характерен фагоцитоз и пиноцитоз. Подвижные формы передвигаются с помощью жгутиков. Многие бактерии способны образовывать внутри клетки эндоспоры и с их помощью переживают неблагоприятные условия внешней среды. Бактерии являются возбудителями многих опасных заболеваний (холера, дифтерия и др.), а также широко используются человеком в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
^ Занятие 1. Прокариоты: бактерии
Класс Эубактерии — Eubacteriae

Порядок Эубактерии — Eubacteriales

Род Палочка — Bacillus

Цели:

  1. Изучить особенности строения и размножения прокариот.

  2. Познакомиться с морфологическим разнообразием и практическим значением бактерий.

  3. Формировать навыки изготовления временных микропрепаратов
    и выполнения биологического рисунка.

Оснащение: культуры бактерий сенной палочки (Bacillus subtilis), навозного настоя и загнивающих семян гороха, предметные и покровные стекла, пипетки, стеклянные палочки, фильтровальная бумага, раствор Люголя, микроскоп.

^ Пояснение к заданию: для получения культуры сенной палочки необходимо взять немного сена, положить его в колбу с водой, отверстие колбы закрыть ватным тампоном и прокипятить в течение 30 минут. Полученный раствор отфильтровать и поставить в теплое место (оптимальной является температура в 25—26 °С). Через 3—4 дня на поверхности жидкости появится бактериальная пленка. Это культура сенной палочки.

Для получения культуры бактерий-сапрофитов надо за 5 суток до проведения работы в литровую банку положить небольшое количество свежего конского навоза (около 1 столовой ложки), залить теплой водой
и поставить в теплое место. Через несколько дней в растворе появится большое число различных бактерий. В микроскопе при большом увеличении можно увидеть крупные одиночные и соединенные в цепочки бациллы, спириллы и кокки.

На примере культуры бактерий, взятых с загнивающих семян гороха, можно ознакомиться с бактериями, способными к передвижению. Для этого нужно в колбу насыпать небольшое количество семян гороха так, чтобы они лежали в 2—3 слоя. Залить семена теплой, хорошо прокипяченной водой так, чтобы она полностью закрывала набухшие семена. Сосуд закрыть пробкой или крышкой. Через 4—5 суток на поверхности жидкости появляется пленка, а вся жидкость начинает мутнеть и пениться.

^ Ход работы:

1. Поместите на предметное стекло каплю пленки с раствора сенной палочки. Накройте покровным стеклом, окрасьте раствором Люголя, при большом увеличении пронаблюдайте, как осуществляется ее активное движение с помощью перетрихальных жгутиков.

2. Зарисуйте короткие клетки сенной палочки. Обратите внимание на слизистый защитный чехол (капсула), плотную клеточную стенку, густую неподвижную слоистую цитоплазму и отметьте на рисунке.

3. Найдите клетки без жгутиков, на стадии деления они образуют длинные цепочки, располагающиеся параллельно одна над другой, соединенные слизью. Зарисуйте и обозначьте.

4. Рассмотрите отдельные клетки одной из делящихся цепочек, внутри этих клеток начинают формироваться эндоспоры овальной формы, их особенность — сильное преломление света.

5. Проследите и отразите в рисунках этапы формирования покоящихся спор, образующихся из вегетативных клеток.

6. Приготовьте микропрепарат из навозного настоя. При большом увеличении изучите морфологическое разнообразие бактерий, зарисуйте и подпишите.

7. Изготовьте микропрепарат из жидкости с загнивающими семенами гороха, окрасьте его раствором Люголя и рассмотрите при большом увеличении. Найдите в растворе бактерии, их органы движения, зарисуйте
и обозначьте.

8. Сделайте вывод о разнообразии морфологических форм бактерий,
о способности некоторых из них к передвижению и приспособлениях выживать в неблагоприятных условиях (кипячение в течение 30 минут).


Вопросы для самоконтроля

  1. Почему бактерии относятся к прокариотам?

  2. Как представлена наследственная информация в бактериальной клетке и где она расположена?

  3. Как происходит размножение бактерий?

  4. Какие приспособления существуют у бактерий для переживания неблагоприятных условий?

  5. Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?

  6. Чем обусловлено широкое распространение бактерий в природе?


Творческое задание

Чтобы убедиться в необходимости мыть руки перед едой, проведите следующий опыт. Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение нескольких часов в 1%-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу
в 3 чашки Петри. Это питательная среда для выращивания бактерий. Чашки Петри необходимо предварительно тщательно простерилизовать
и высушить. Прикоснитесь пальцами немытой руки к питательному раствору в одной из чашек. К питательному субстрату во второй чашке прикоснитесь пальцами руки, вымытой без мыла, а в третьей — тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте
в слабо освещенное теплое место. Сравните результаты опыта через 2—3 дня.

На простерилизованные кусочки картофеля, лежащие в стерильных чашках Петри, посадите живую комнатную муху. Постарайтесь, чтобы она некоторое время ползала по картофелю. Закройте чашки крышками
и оставьте на несколько дней. Через 2—3 дня скальпелем снимите с поверхности картофеля небольшое количество вещества и рассмотрите его при большом увеличении микроскопа. Сделайте выводы.

Попробуйте проделать тот же опыт, используя монеты, дверные ручки аудитории.


Список рекомендуемой литературы [1, 10, 18, 19, 20, 31, 32, 33, 34, 35].

metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-po-specialnostyam-0201-pravovedenie.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-10.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavat2000-stranica-9.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-150411-montazh-i-tehnicheskaya-ekspluataciya-promishlennogo-oborudovaniya-2007.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnosti-270112.html
metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-po-specialnostyam-140102-teplosnabzhenie-i-teplotehnicheskoe-oborudovanie-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/postanovlenie-administracii-g-dzerzhinska-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • letter.bystrickaya.ru/monasheskij-postrig-standartnij.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-drugi-doklad-na-ekspertna-grupa-po-proekt-proverka-na-izplnenieto-na-dejstvashite-koncesionni-dogovori.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-rektora-petrgu-za-god-raboti-v-zanimaemoj-dolzhnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/normi-orfografii-i-punktuacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-iv-semya-rebenka-s-porazheniem-centralnoj-nervnoj-sistemi-i-dvigatelnimi-rasstrojstvami.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-rinka-samoe-rasprostranennoe-i-neobhodimoe-napravlenie-v-marketingovih-issledovaniyah-bez-dannih-poluchennih-v-hode-issledovanij-nevozmozhno-sistematicheski-sobirat.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-ekologii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/visokoskorostnaya-mehanoobrabotka.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/personal-v-rabote-i-kollektive-psihologiya-obsheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-koncert-scenarij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perechen-ispolzovannih-materialov-poyasnitelnaya-zapiska-tom-1-vtoraya-redakciya-generalnij-direktor-k-g-n.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-pervonachalnie-himicheskie-ponyatiya-18-ch-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1825-1857-gg-zasedanie-neglasnogo-komiteta.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-1345-patentnie-prava.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-po-kursu-operacionnie-sistemi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zoopark-dikovin-nashej-planeti-stranica-20.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-aprelya-2009-g-n-200-ob-utverzhdenii-nastavleniya-po-fizicheskoj-podgotovke-v-vooruzhennih-silah-rossijskoj-federacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/regionalnie-celevie-programmi-po-kulture-41-finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-42.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pochti-100-tis-chelovek-prinyali-uchastie-v-kreshenskih-kupaniyah-v-moskve-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-19012012.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/space-exploration-essay-research-paper-since-the.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strategiya-preodoleniya-demograficheskogo-krizisa-v-rossii-pravovoj-i-institucionalnij-aspekt.html
  • composition.bystrickaya.ru/odnoj-iz-vazhnih-yuridicheskih-problem-borbi-s-organizovannoj-prestupnostyu-yavlyaetsya-zakonodatelnoe-oformlenie-predelov-i-stepeni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatie-15-analiz-kejsov-strategiya-i-taktika-peregovorov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konfliktologiya.html
  • school.bystrickaya.ru/emu-ni-slova-ni-vzglyada-mangazina.html
  • writing.bystrickaya.ru/izbiratelnoe-vospriyatie-uchebnoe-posobie.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdelenie-vlastej-kak-priznak-provovogo-gosudarstva.html
  • desk.bystrickaya.ru/plastika-loskutami-na-nozhke-zabolevaniya-visochno-nizhnechelyustnogo-sustava.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategicheskij-plan-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-na-2011-2015-godi-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kapustnaya-belyanka-dopolnitelnie-obrazovatelnie-programmi-iz-opita-raboti-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/diferencjnij-pdhd-v-sistem-navchannya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-vneshneekonomicheskaya-politika-tovarnaya-i-tehnologicheskaya-specializacii-regiona-ocenka-effektivnosti-mezhregionalnih-svyazej.html
  • bystrickaya.ru/voenno-prikladnie-i-tehnicheskie-vidi-sporta-dosaaf-kalendarnij-plan-fizkulturno-massovih-i-sportivnih-meropriyatij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kosvennoj-rechi-pravoslavnij-svyato-tihonovskij-gumanitarnij-universitet-bogoslovskij-fakultet-kafedra-drevnih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-semnadcataya-generator-idej-alekseya-tolstogo-zolotoj-klyuchik-ili-priklyucheniya-buratino.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.